Методическая разработка внеурочного мероприятия «Час хоровой музыки»
классный час по музыке

Золотова Елена Валентиновна

Методическая разработка посвящена решению задачи музыкально-эстетического образования и воспитания. Для проведения предлагается методическая форма лекции-концерта, в рамках которой закрепляются понятия, касающиеся хорового исполнительства, происходит знакомство с произведениями различных стилей и жанров. Выбор формы мероприятия – лекция-концерт – обоснован тем, что данная форма предполагает максимальное вовлечение студентов в активную слушательскую деятельность. Особое внимание обращено на включение в мероприятие достаточно широкого спектра хоровых произведений,  которые могут прозвучать как в «живом» исполнении хорового коллектива, так и в видеозаписи. В результате проведения внеурочного занятия «Час хоровой музыки» обучающийся будет знать:

- стилистические и жанровые особенности хоровой музыки;

- типы хоров, классификацию певческих голосов;

- основы хоровой культуры;

 уметь: слушать и анализировать звучание хоровых произведений.

Лекция-концерт как форма проведения внеурочного мероприятия понятна и актуальна для студентов. Час хоровой музыки погружает в атмосферу концертного зала, что создает свободную и независимую коммуникативную среду, дает возможность каждому участнику проникнуться красотой гармонии хоровых произведений. Мероприятие создает творческую атмосферу, благодаря которой участники имеют возможность выявить свои скрытые таланты и наклонности. Универсальность данной формы работы состоит в том, что она может быть использована со студентами любой специальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_chas_horovoy_muzyki.docx30.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОГАПОУ «Валуйский колледж»

«Час хоровой музыки»

(Методическая разработка внеурочного мероприятия)

Золотова Е.В., преподаватель ОГАПОУ «Валуйский колледж»

Аннотация: Методическая разработка посвящена решению задачи музыкально-эстетического образования и воспитания. Для проведения предлагается методическая форма лекции-концерта, в рамках которой закрепляются понятия, касающиеся хорового исполнительства, происходит знакомство с произведениями различных стилей и жанров. Выбор формы мероприятия – лекция-концерт – обоснован тем, что данная форма предполагает максимальное вовлечение студентов в активную слушательскую деятельность. Особое внимание обращено на включение в мероприятие достаточно широкого спектра хоровых произведений,  которые могут прозвучать как в «живом» исполнении хорового коллектива, так и в видеозаписи.

        Хоровая музыка принадлежит к наиболее демократичным видам искусства. Большая сила воздействия на широкий круг слушателей определила её значительную роль в жизни общества. Хоровое пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным воздействием на эмоциональный, нравственный строй как исполнителей, так и слушателей остается испытанным средством не только музыкального, но и эстетического воспитания. Час хоровой музыки способствует расширению музыкального кругозора и формированию эстетического вкуса.

        В результате проведения внеурочного занятия «Час хоровой музыки» обучающийся будет знать:

- стилистические и жанровые особенности хоровой музыки;

- типы хоров, классификацию певческих голосов; 

- основы хоровой культуры;

 уметь: слушать и анализировать звучание хоровых произведений.

Основные термины и понятия в рамках темы: хоровое искусство,  хор, хормейстер, жанры хорового исполнительства, менуэт, сопрано, альт, тенор, бас, духовная музыка.

                Лекция-концерт как форма проведения внеурочного мероприятия понятна и актуальна для студентов. Час хоровой музыки погружает в атмосферу концертного зала, что создает свободную и независимую коммуникативную среду, дает возможность каждому участнику проникнуться красотой гармонии хоровых произведений. Мероприятие создает творческую атмосферу, благодаря которой участники имеют возможность выявить свои скрытые таланты и наклонности. Универсальность данной формы работы состоит в том, что она может быть использована со студентами любой специальности.

Таким образом, музыкально-эстетическое воспитание в образовательном учреждении среднего профессионального образования занимает особое место и должно быть направлено на формирование разносторонне развитой личности

Цель: (образовательная) познакомить с основными аспектами истории Всемирного дня хоровой музыки; сформировать знания о типах хоров, жанрах и формах хорового исполнительства; сформировать умение слушать хоровую музыку.

(развивающая) продолжить формирование и развитие интереса к хоровому искусству; продолжить развитие воображения в процессе слушания музыки, логической памяти, внимательности, развить навыки слушательской культуры  на примере произведений хоровых жанров; продолжить развитие духовной сферы.

(воспитательная) продолжить формирование эстетического мировоззрения и музыкального вкуса на примерах хоровых произведений различных жанров и направлений.

Материально-техническое обеспечение: Экран, компьютер или ноутбук,  видеозаписи концертных выступлений хоров, презентация, фортепиано.

Используемая литература:

Асафьев, Б. В. Автор // О хоровом искусстве: Сб. статей / Сост. и коммент. Павлова-Арбенина А.  – М,1980.

Гоголь Н. В.  Автор // Гоголь Н. Собрание сочинений в девяти томах. Т. 1. –М.: «Русская книга», 1994.

Рождественский Р. И. Автор // Рождественский Р. «Лучшие стихи» – ЛитРес, 2016.

Романовский Н.В. Автор // Романовский Н. «Хоровой словарь».  – Издательство «Музыка», 1972.

История хорового искусства. Статьи. http://artschool-tnkh.ru/stati/istoriya-xorovogo-iskusstva/

Лермонтов М.Ю. Автор // Лермонтов М. «Русалка». Анализ стихотворения https://pishi-stihi.ru/rusalka-lermontov.html

Синявский В. Автор // Синявский В.  «У русских песен крылья лебединые» https://ok.ru/russkayag/topic/64378770246494

Ход мероприятия:

Ведущий 1.         Здравствуйте, дорогие друзья! Каждое второе воскресенье декабря хоровые коллективы всего мира отмечают свой профессиональный праздник — Всемирный День хора (или День хорового искусства). Инициировал этот праздник известный композитор и дирижер из Венесуэлы Альберто Грау. Он был вице-президентом Международной федерации хоровой музыки (IFCM). В 1990 году IFCM провела свою Генеральную ассамблею в Хельсинки, на которой и был предложен и одобрен Всемирный день хора.

И сегодня наше внеклассное мероприятие будет посвящено хоровой музыке.

Ведущий 2.         Хоровое исполнительство – это один из наиболее демократичных видов музыкального искусства. С древнейших времен и до наших дней хоровое искусство развивается, совершенствуется в различных формах фольклорного и композиторского творчества. 

Ведущий 1. Хор обычно состоит не менее чем из 10 человек, в камерном хоре - от 20 до 36 певцов, большие хоры имеют от 70 до 120 участников. Руководит хором дирижёр или хормейстер. С точки зрения манеры пения различают академические и народные хоры. Хор может петь в сопровождении инструментов или без них.

Ведущий 2. Интерактив с залом

— Дорогие друзья, какие жанры хорового искусства вам известны?

         К настоящему времени сложились основные жанры хорового исполнительства: хоровая народная   и массовая песня, кантаты, оратории, отдельные хоровые сочинения и циклы, оперные хоры.

В ходе мероприятия нам предстоит расширить свои знания о хоровом искусстве и познакомиться с шедеврами хоровой музыки.

Ведущий 1.        В исполнительской практике распространены четыре типа хоров: женские, мужские, детские и смешанные. Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано, альты, тенора, басы.

         Час хоровой музыки открывает смешанный хор. Первым произведением в исполнении смешанного хора прозвучит песня Василия Соловьева – Седого «Если бы парни всей Земли». Эта песня родилась в 1957-м году, накануне VІ Московского всемирного фестиваля молодежи и студентов.

Ведущий 2. Интересно, что толчком для ее создания стал французский фильм «Если бы парни всего мира», рассказывающий о людской отзывчивости, о том, как граждане многих стран помогли попавшей в беду команде теплохода. Один из поклонников фильма певец Марк Бернес сокрушался, что нет там песни: уж очень нужна песня такому сюжету! С этой идеей он пришел к поэту Евгению Долматовскому и композитору Василию Соловьеву – Седому.

        Так родилась всемирно известная песня «Если бы парни всей Земли…», путевку в жизнь и долгую популярность которой дал Московский всемирный фестиваль молодежи и студентов.

 Звучит песня «Если бы парни всей Земли» муз. В. Соловьева-Седого

      Ведущий 1. А сейчас нас ждет встреча со старинным народным французским танцем - менуэтом. Слово «менуэт» произошло от французского слова «menu», что означает «маленький». Танец был построен на чередовании поклонов и мелких шажков на полупальцах. Предком менуэта является французский крестьянский танец - бранль.

        К середине 17 века менуэт приобретает благородные черты и становится бальным. Популярность менуэта росла быстрыми темпами и вскоре менуэт танцевала вся Европа.

        Французский композитор и хормейстер 19 века Жан Батист Векерлен создал произведение «Менуэт - экзоде» для хора.

Звучит «Менуэт - экзоде» муз. Жана Батиста Векерлена 

Ведущий 2. У русских песен крылья лебединые,

До глубины открытая душа.

По вечерам под золотом рубиновым

Они плывут куда-то, не спеша.

Они летят, веселые и грустные,

Не прерывая кружевную нить.

У русских песен бьется сердце русское,

И от России их не отделить.

Ведущий 1. В произведении Дубравина «Про Емелю» мы услышим, как с помощью современной гармонии, разнообразной фактуры хорового изложения, ярких средств выразительности раскрываются характеры персонажей русских народных сказок.

        Звучит произведение «Про Емелю» муз. В. Дубравина

Ведущий 2. Осенью 1939 года композитор Матвей Блантер и поэты Владимир Луговской и Евгений Долматовский участвовали в походе Красной Армии в Западную Белоруссию. Они написали несколько песен («Казаки-казаченьки», «Марш 52-й дивизии» и другие) и тогда же начали работать над песней, впоследствии получившей название «Моя любимая».

Ведущий 1. Первый вариант стихов был неудачным, и Блантер, написав музыку, попросил поэтов сочинить другой текст. Но по «горячим следам» этого сделать не удалось, а вскоре Луговской вообще потерял интерес к сочинению песен. И уже позднее, в начале 1941 года, Долматовский написал новые слова, звучавшие как воспоминание о походе 1939 года:

Ведущий 2.  Я уходил тогда в поход

  В суровые края.

 Рукой взмахнула у ворот

Моя любимая.

Ведущий 1. Послушайте в исполнении смешанного хора песню Матвея Блантера «Моя любимая», которую с полной уверенностью тоже можно назвать народной.

Звучит песня «Моя любимая» муз. М. Блантера

Настало время обратиться к творчеству однородных по составу голосов хоровых коллективов.

Ведущий 2. Особой палитрой тембральных красок отличается звучание женского академического хора. Исполнительские возможности женских хоров достаточно велики: народные песни в различных обработках, произведения российских и зарубежных композиторов-современников, шедевры классики и духовной музыки.

Ведущий 1.        В творчестве этих российских композиторов музыка для детей и юношества занимает самое главное место. Их произведения в репертуаре многих хоровых коллективов.

Творчество орловского композитора, автора многочисленных песен для детей и взрослых, хоровых и инструментальных произведений, переложений, обработок, детских опер, пианистки, педагога, члена Союза композиторов России  Ирины Кирилловны Хрисаниди широко известно не только в Орле, но и далеко за пределами региона.

Ведущий 2. Ирина Хрисаниди уже выпустила более 20 альбомов. В 2013 году состоялась презентация ее нового музыкально-хорового сборника «Милый край», в который вошли 43 произведения различной направленности – песни и хоры патриотической и военной тематики, школьная лирика, переложения для хора классических произведений, духовная музыка

Ведущий 1. В исполнении женского академического хора колледжа прозвучит         произведение И. Хрисаниди «Новый день».

        Сейчас нам предстоит познакомиться с творчеством Кудряшова Александра Владимировича. Композитор живет и трудится в городе Ростов-на-Дону. За годы творчества им написано более 300 песен на стихи русских, советских и зарубежных поэтов.

Ведущий 2.         В настоящее время Александр Кудряшов активно сотрудничает со многими поэтами г. Ростова-на-Дону и ростовской области: И. Яворовской,  Е. Живициным,  З.Баевой и др.

Ведущий 1. Все начинается с любви.

 Твердят: «В начале было слово».

А я провозглашаю снова:

Все начинается с любви!

Все начинается с любви:

И озаренье, и работа.

Глаза цветов, глаза ребенка –

Все начинается с любви.

Ведущий 2. В исполнении женского академического хора колледжа прозвучит песня А. Кудряшова «Дитя любви» 

       Особое место в репертуаре женского хора занимает русская хоровая классика. Ведь произведения П.Чеснокова, А.Гречанинова, А.Даргомыжского, М.Мусоргского, созданные на стихи А.Пушкина, М.Лермонтова, Н, Некрасова являются жемчужинами не только русской, но и мировой музыкальной культуры, имеют особую духовную ценность.

Ведущий 1.     В исполнении женского хора прозвучат два произведения известного русского композитора, хормейстера и педагога Павла Григорьевича Чеснокова. Первое произведение – «Несжатая полоса» на стихи великого русского поэта   Николая Некрасова.

           Поэзия Некрасова открыла читателям духовный мир русского крестьянина, его нужды, стремления. Сам поэт свое обращение к народу объяснял так: «Каждый писатель передает то, что он глубоко прочувствовал.   Так как мне выпало на долю с детства видеть страдания русского мужика…, то мотивы для моих стихов беру из их среды».

Ведущий 2. Для лирики Некрасова характерен полифонизм: голоса автора и героев сливаются. Интонации живой речи влияют на характер стиха, его ритмику, поэтому Некрасов широко использует трехсложные рифмы, передающие разнообразные оттенки живого человеческого голоса.

            Стихотворение Некрасова «Несжатая полоса» глубоко тронуло композитора и на свет появилось одно из ярчайших и драматичных произведений П.Чеснокова – «Несжатая полоса».

 Звучит произведение «Несжатая полоса» муз. П. Чеснокова       

Ведущий 1. «Поэтический образ фантастических жилиц наземных вод, вдохновлявший поэтов всех стран и соблазнявший художников всех изящных искусств, еще живет в народном представлении, несмотря на истекшие многие сотни лет», - писал в начале нашего века известный русский этнограф и писатель С.В. Максимов.

        Поэтические образцы русалок, связанные с ними истории о самоубийстве и несчастной любви, их красота и обольстительность, их молодость вызывают не только страх, но и жалость, сочувствие.

Ведущий 2. В литературе прекрасная русалка обычно несет гибель, она чаще всего связана с водной стихией, таинственна, холодна, появляется   в ночной темноте при лунном свете.

        Роковой, прекрасный, но опасный образ русалки поражает нас у Н. Гоголя в «Страшной мести». «В час, когда вечерняя звезда тухнет, еще не являются звезды, не горит месяц … из днепровских волн выбегают вереницами погубившие свои души девы; волосы льются с зеленой головы на плечи, вода, звучно журча, бежит с длинных волос на землю, и дева светится сквозь воду, как будто бы сквозь стеклянную рубашку; уста чудно усмехаются, щеки пылают, они выманивают душу …  Она сгорела бы от любви, она зацеловала бы …Беги, крещеный человек! Уста ее – мед, постель – холодная вода; она защекочет тебя и утянет в воду».

Ведущий 1. А у Михаила Лермонтова в стихотворении по глубокой реке плывет русалка:

- «И старалась она доплеснуть до луны

   Серебристую пену волны …

-  И пела русалка …

   «…на дне у меня …

   … спит витязь,

   добыча ревнивой волны,

  спит витязь чужой стороны …»

Ведущий 2. Таинственный, пленительный образ русалки М.Лермонтова поразил воображение П.Чеснокова и вдохновил его на создание великолепного хорового сочинения с таким же названием. Солирующую партию в произведении исполняет высокий женский голос сопрано.

В исполнении женского академического хора звучит произведение «Русалка» муз. П. Чеснокова.      

Ведущий 1.        Духовная музыка – огромный и оригинальный пласт русской национальной культуры, который в силу исторически сложившихся обстоятельств, длительное время был незаслуженно исключен из культурного обращения.

        Камерность исполнения, гармоническая красота, стройность звучания церковных песнопений - пример мудрой красоты и высокой духовности.

Ведущий 2. Христианская молитва постоянно повторяет: «Иисус Христос есть всегда тот же единородный, возлюбленный Своим Отцом Сын. Евангелия говорят в двух торжественных моментах – Крещения и Преображения Христова – о голосе Отца, который называет Его «Сыном Возлюбленным», Сам Иисус называет Себя «Единородным Сыном Божиим» и этим наименованием подтверждает свое предвечное существование»

Звучит произведение «Единородный сыне» муз. Богословского

Ведущий 1. Духовная музыка в хоровом исполнении зарождалась в древней Руси в православных церквях. Хоры пели без сопровождения, исключение составляло лишь искусство игры на колоколах.

        Вплоть до 17-го века церковь оставалась главным центром музыкального профессионализма. В рамках церковной культуры были созданы высокохудожественные ценности, складывались многие музыкальные жанры.

Ведущий 2.        Мы сегодня могли убедиться в том, что хоровое искусство – коллективное исполнение вокальной музыки, одно из древнейших проявлений музыкального творчества.

        Вокально-хоровой жанр – наиболее значимое явление любительского творчества. Вообще, народная певческая культура – уникальное достояние каждой страны, ее гордость.

Ведущий 1. Пение – самый любимый, популярный и массовый жанр искусства в нашей стране, который продолжает успешно развиваться. В хоровом пении каждый имеет возможность раскрыть свои певческие способности и воплотить творческие мечты.

Ведущий 2. Умолкли музыки божественные звуки,

                      Пленив меня на миг своим небесным сном:

                      Вослед твоей мечте я простираю руки, -

                      Пусть льется песня вновь

                      серебряным дождем

                      Как выжженная степь

                     ждет ливня и прохлады,

                     Я страстно звуков жду,

                 исполненный отрады.

Ведущий 1. Наша встреча с хоровым искусством подошла к концу. Мы надеемся, что прекрасные произведения, которые звучали сегодня, оставили след в вашем сердце, затронули нежнейшие струны в вашей душе.

Ведущий 2. До свидания!

Вместе. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеурочного мероприятия по дисциплине «Русский язык и культура речи» "Школа правильного поведения"

1.     Методическая разработка показывает методику проведения внеурочного мероприятия в форме устного журнала.2.     В методической разработке  предс...

Методическая разработка внеурочного мероприятия военно-патриотической направленности

Данная методическая разработка внеурочного мероприятия основана на исторических событиях  прошлого посёлка Краснозерское Новосибирской области. Она явилась результатом проектного исследования по ...

Методическая разработка внеурочного мероприятия "Математика в экономике"

В методической разработке показана взаимосвязь между дисциплинами "Математика" и "Экономика"...

Методическая разработка внеурочного мероприятия Интеллектуальная викторина «20 лет Российской Конституции»

Уважаемые коллеги! Рад вам представить методическую разработку внеурочного мероприятия Интеллектуальная викторина "20 лет Российской Конституции" (участвовала в конкурсе "20 лет Конституции РФ") Может...

Методическая разработка внеурочного мероприятия по изобразительному искусству в современной образовательной технологии «живые» квесты « Романтизм, реализм, импрессионизм и символизм русских художников XIX века"

Методическая разработка расчитана на на возрастную категорию учащихся 6-7 классов, в зависимрости от уровня подготовленности. Данная разработка позволяет в увлекательной современной образовательной те...

Методическая разработка внеурочного мероприятия «Фабрика Деда Мороза» Обзор русского народного календаря. Новый год. Обряды, традиции русского и других народов.

Познакомить обучающихся с русским народным календарем, с празднованием Нового года на Руси и в других странах. Изготовление подарков на рождество....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ “The Fifth Element (The Tula Kremlin)” Учебно-игровое мероприятие для обучающихся 11-х классов

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ“The Fifth Element (The Tula Kremlin)”Учебно-игровое мероприятие для обучающихся 11-х классов...