Конспект урока музыки на тему "Музыкальное общение без границ"
план-конспект урока по музыке (6 класс)

Урок-путешествие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Музыкальное общение без границ"17.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учебное занятие по музыке

-Ребята, меня зовут Гузель Альтафовна. И сегодня мы с вами проведём урок-путешествие. Но сначала мы с вами поприветствуем друг друга музыкально.

Музыкальное приветствие на трех языках.

-Ребята, чтобы сегодня наш урок прошёл плодотворно, нужно зарядиться на успех. Повторяйте за мной.

Ровно встали и присели

Головами повертели.

Очень сладко потянулись

И друг другу улыбнулись.

-Отлично, наше настроение приподнято, и мы готовы начать наш урок.

-Итак, сейчас я каждому из вас раздам сигнальные карточки определенного цвета, они будут связующим звеном в нашем с вами общении, на мои вопросы вы будете отвечать поднимая свои карточки. Главная ваша  задача – быть внимательными и активными. Я хочу, чтобы вы сегодня после нашей встречи  ушли с новыми впечатлениями.

-Итак, ребята, а вы можете представить свою жизнь без музыки? (Нет)

-Да, ведь музыка звучит вокруг нас всегда и везде. Всем людям нашей планеты Земля присущи одинаковые чувства. Именно поэтому музыку называют «языком души».  

-А какая музыка создает всем хорошее настроение, приносит радость? Отвечают желтые…

- Верно, задорная, игривая, танцевальная, бодрая …

- Какая музыка  настраивает нас на мечтательный лад? Вопрос красным….

- Нежная, задумчивая, лирическая…

 - А в часы печали или беды нам хочется послушать?  Вопрос для синих….

- Можем ли мы музыку назвать языком общения? Вопрос для всех …

- Да, музыка - это такой язык, на котором люди разговаривают друг с другом.

- А в чём заключается этот разговор? Отвечают желтые и синие…

- В выражении в музыке чувств, мыслей, настроения.

- А чем музыкальный язык отличается от разговорного? Вопрос для красных и желтых…

- В отличии от разговорного языка, музыкальный язык понятен всем народам Мира без перевода.

- Итак, из выше сказанного попробуем сформулировать тему нашего урока. Мы только что с вами выяснили, что музыка - это язык общения между людьми, который понятен всем народам Мира без перевода. Я разложу листочки со словами, а вы попытайтесь сложить из них тему урока.  (НА ЛИСТОЧКАХ 4 СЛОВА)

 «Музыкальное общение без границ»

- Сегодня, чтобы тесно пообщаться с музыкой нам поможет корабль времени.  

- Итак,   давайте закроем глаза… Слышите, как заработал наш корабль  времени? (мелодия волн на фортепиано)

- Можете открыть глаза, наш корабль времени  перенес  нас  в небольшой городок Тихвин Ленинградской области, где в 1844 году родился русский композитор - сказочник, педагог-дирижер Николай Андреевич Римский-Корсаков. А знаете ли вы, что отец будущего композитора хорошо играл на фортепиано, а маленький Николай уже в три года подыгрывал ему в такт на детском барабане. Будущий композитор больше всего в это время мечтал о море – играл в морские игры, рисовал и строил корабли. Все-таки ему удается стать военным моряком и 2 года прослужить во флоте, где на корабле он совершает кругосветное путешествие по разным странам. Ему удалось побывать и в восточных странах.  Влюбленный в сказочный мир Востока, в 1888 году им была написана сказочная симфоническая сюита «Шехеразада». Источником вдохновения для создания сюиты послужило литературное произведение.

- Как вы думаете какое? (вопрос для всех)

- Верно, он написал по мотивам арабской сказки «Тысяча и одна ночь».

- А что же такое сюита как музыкальный жанр? (вопрос для всех)

-Сюита – это музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, которые объединены общим замыслом и названием.

В сюите «Шехерезада» композитор использовал много эпизодов и образов героев из сборника восточных сказок «1000 и 1 ночь».

- Ребята, а вам знакомо содержание сказки?

- Сейчас предлагаю вместе раскрыть содержание. Я начну, а вы продолжайте по карточкам. То есть вам нужно будет найти правильное продолжение.

1. «Султан Шахрияр, убеждённый в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жён после первой ночи. (отвечают синие)

2. Но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи. (вопрос для красных)

3. Побуждаемый любопытством, Шахрияр постоянно откладывал её казнь и, наконец, совершенно оставил своё намерение. (желтые отвечают)

4. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ» .

Симфоническая сюита «Шехерезада» состоит из 4-х частей:

1) «Море и корабль Синдбада»;

2) «Фантастический рассказ царевича Календера»;

3) «Царевич и царевна»;

4) «Праздник в Багдаде и корабль, разбивающийся о скалу».

Сейчас мы послушаем фрагмент 1 части «Море и корабль Синдбада». В этом фрагменте есть 3 музыкальных образа: тема Море и Синдбадов корабль, тема Шехеразада и тема Шахрияр. Ваша задача - определить в какой последовательности они прозвучали и охарактеризовать их.

1)грозная, могучая, злая, воинственная (медно-духовые)

2)нежная, изящная, задумчивая, волшебная,  сказочная, ласковая  (скрипка и арфа)

3)взволнованная, тревожная.

-Ребята, вы большие молодцы. Теперь ваша задача усложняется, во время слушания нужно будет встать и пластичными движениями рук и тела передать каждый музыкальный образ. Образ Шахрияра показывает желтая команда, образ Шехерезады - красная команда, образ Моря и Синдбадов корабль соответственно синяя. Задача ясна?

-Итак, мы отправляемся с вами дальше в другой город на нашем корабле времени. Закрываем глаза…(мелодия волн на фортепиано)

- Ребята, мы оказались с вами в морском танцевальном городке, где нас ждет музыкальная разминка. Давайте встанем в три ряда в шахматном порядке (желтые,красные,синие) и выполним музыкально-ритмические движения.

- Здорово, мы  зарядились с вами музыкально-энергетическим общением и можем продолжить наш  путь. Итак, закрываем глаза … Мы снова слышим шум корабля, который несет нас в другой город! (мелодия волн на фортепиано)

- Ребята, взгляните! Мы с вами оказались в столице России - город Москва, где родился композитор-современник, автор популярных песен Алексей Ольханский. Прежде чем познакомиться с одной из популярных его песен, мы разогреем наши голосовые связки. Для начало все встанем в три ряда в шахматном порядке (желтые, красные, синие). Предлагаю сделать оздоровительно-дыхательное упражнение «Ладошки».

-Исходное положение: прямая стойка, руки согнуты в локтях и подняты кверху. Ладони обращены от себя, как бы на зрителя. Нужно будет носом сделать короткий, активный вдох (лучше с шумом), при этом ладони сжимаются в кулаки, как будто что-то хватают. Затем сделать свободный, легкий выдох через нос. Одновременно разжать ладони. При выдохе пальцы держите свободно, но не растопыривайте: они должны расслабиться. Обратите внимание на выдох. Постарайтесь не думать о нем, выдох должен быть свободным и легким. Сделаем 2 подхода по 5 раз.

- Молодцы, а теперь встанем ближе к музыкальному инструменту, полукругом и распоемся.  

-Выполним вокальное упражнение, которое развивает дикцию и чувство ритма. Сначала принимаем правильную певческую позицию- тело должно быть максимально расслаблено, спина прямая, руки на пояс. Берём дыхание не поднимания плеч, набираем воздух в живот.

«Пабадидадудэя джеридудай»  

 

А теперь мы с вами перейдем к разучиванию песни Алексея Ольханского, которая называется «Вершины». Сейчас я её вам исполню, а вы внимательно слушайте. Потом я вам задам вопросы.

Показ песни.

- Как прозвучала песня? В каком характере?

- О чем говорится в песне?

Разучивание по фразам 1 куплета с припевом.

- Молодцы, ну что ж настало время вернуться в родной наш городок, закрываем глаза… (мелодия волн на фортепиано)  

-Ребята, приветствую вас в нашем городке. Давайте еще раз вспомним тему нашего урока.

-Музыкальное общение без границ.

-Молодцы! А сейчас предлагаю посмотреть видеоклип, чтобы подытожить тему нашего урока-путешествия.

- Ребята, а теперь предлагаю создать паспорт нашего урока-путешествия. Итак, у каждой группы имеются карточки определенного цвета. Первый человек из группы пишет на эту карточку одно существительное, связанное с нашим проведённым уроком, второй- одно прилагательное к этому существительному, третий- один глагол к нему и четвертый- одно существительное-ассоциацию.

-Теперь каждая команда зачитывает то, что написали в карточках и выкладывает на этот лист в один столбик.

1.Песня

2.Яркая

3.Выражает

4. Добро

-Молодцы, ребята, у нас получился единый паспорт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"

Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....

План-конспект урока музыки во 2 классе "Музыка вокруг нас. Как появляется музыка"

Урок создан по программе "Музыка" Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной во 2 классе....

Конспект урока по теме"Искусство не имеет границ""

Урок по теме "Деятели  культуры"...

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...

Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»

Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...