Дидактические музыкальные игры
картотека по музыке

Матюшина Татьяна Геннадьевна

Дидактические музыкальные игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_muzo.docx23.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Сколько  птичек  поет?»

Музыкально – дидактическая  игра.

Дидактическая  задача.

Развивать  у  детей  музыкальный  слух.

Материал.

Большая  карточка  размером  5 – 15 см  и  три  маленьких  карточки  размером 5 -5 см  с  изображением  птичек  (на  каждого  ребенка)

Ход  игры.

Дети  сидят  за  столами.  Когда  звучит  один  звук,  ребенок  выкладывает  на  большую  карточку  одну  птичку,  когда  звучит  два  звука,  выкладывает  две  карточки  и т. д.

Задача – стимул.

В  одном  сказочном  лесу  жили  маленькие  гномы.  Они  любили  приходить  к  большому  раскидистому  дому  и  слушать  пение  птиц.  Однажды  вместе  с  ними  пришел  самый  маленький  гном  и  стал  слушать  пение  птиц.  Когда  пела  одна  птичка,  он  ее  хорошо  слышал.  Но  вдруг  запело  несколько  птиц,  и  он  не  мог  услышать  и  определить,  сколько  птиц  поет.  Он  очень  расстроился  и  даже  стал  плакать  от  досады.

Давайте  все  вместе  поможем  ему  отгадать,  сколько  поет  птичек.

«Угадай,  на  чем  играю».

Музыкально – дидактическая  игра.

Дидактическая  задача.

Учить детей различать  по  тембру  звучание  детских  музыкальных  инструментов.

Материал.

Ширма,  игрушки: зайчик  и  медведь;  погремушки,  барабан.

Ход  игры.

Ведущий  ставит  перед  детьми  на  стол  ширму  и показывает  зайчика,  который  играет  на  погремушке,  приговаривая:

Я  зайчик – побегайчик,

На  погремушке  играю,

Вас  веселю и  развлекаю.

Зайчик  звенит  погремушкой  и  прячется  за  ширму.  Ведущий  показывает  детям  медведя,  идущего  вперевалочку  и  играющего на  барабане.  Медведь  играет  на  барабане  и  прячется  за  ширму.

М.р.

Мишка  с  Зайкой  убежали,  нам  загадки  загадали.

Кто  играет,  тут  узнай.  Нам  скорее  отвечай.

«Мама   и  детки».

Музыкально – дидактическая  игра.

Дидактическая  задача.

Развивать  звуковысотный  слух.

Материал.

Игрушки:  гусь,  курица,  утка.  Шапочки  гусят,  цыплят,  утят.

Ход игры.

Игрушки  расставлены  в  разных  углах  зала.  М.р.  поочередно  выполняет  роль  мамы – курицы,  мамы –утки,  мамы -  гусыни.  При  этом  поет  на  звуке «ре»  первой  октавы:  «Где  мои  утята,  милые  ребята?  Кря – кря – кря!»  дети,  изображающие  утят, бегут  к  утке  и  поют  свой  от веет  на  звуке  «ля»  первой  октавы:  «Кря – кря – кря,  мы  здесь!»

То  же  самое  делают  по очереди   гусята  и  цыплята,  когда  их  зовут  мама – курица  и  мама – гусыня.

«Веселые  Петрушки».

Музыкально – дидактическая  игра

Дидактическая  задача.

Развивать  звуковысотный  слух.

Материал.

Ширма,  металлофон,  карточки  с  изображением  петрушек,  одетых  в  костюмы  разных  цветов:  красный,  желтый,  синий.  Карта  панно  с  пятью  линейками,  на  которых  сидят  петрушки с  колокольчиками:  петрушка  в  красном  костюме  -  на  верхней  линейке,  петрушка  в  желтом  -  в  середине, петрушка в  синем  костюме – на нижней  линейке.

Ход  игры.

М.р.  играет  высокий  звук  на металлофоне  и  спрашивает: «Какой  петрушка  звенит  в  колокольчик?»  ребенок  поднимает  и  показывает  карточку с  изображением  петрушки  в  красном  костюме.  Когда  звучит  звук  в  среднем  регистре, ребенок  поднимает  петрушку  в  желтом  костюме;  когда  звучит  в  нижнем  регистре – в синем.

Задача – стимул.

На  елке  висело  много  игрушек:  красивые  шары,  яркие  хлопушки,  бусы,  сосульки,  шишки,  разноцветные  звонкие  колокольчики  и  веселые  озорные  петрушки.  Когда  дома  все  ложились  спать,  озорные  петрушки  начинали  звенеть  в  колокольчики.  Наверху,  у  самой  макушки,  расположился  петрушка  в  красном  костюме  и  звенел  в  колокольчик,  издающий  высокий  звук.  На  середине  елки,  в  густых  ветвях,  висел  петрушка  в  желтом  костюме.  Его  колокольчик  издавал  средний  звук.  А  в  самом  низу  красавицы  елки  находился  петрушка  в  синем  костюме,  и  его  колокольчик  звенел низко –низко.  Елка  очень  любила  слушать  перезвон  колокольчиков  всех  петрушек.

Давайте  и  мы  с  вами  послушаем  перезвон  колокольчиков  и  угадаем,  какой  петрушка  играет  со своим  колокольчиком.

«На  лугу».

Музыкально – дидактическая  игра.

Дидактическая  задача.

Учить  детей  реагировать  на  характер  музыкального  произведения; передавать   движениями  музыкальный  образ  насекомых:  шмеля, стрекозы,  бабочки; реагировать  на  окончание  музыки.

Материал.

Трафареты  полевых  цветов и  различных трав.  Шапочки  разных  насекомых  по  числу  играющих.

Ход  игры.

На  полу  расположены  трафареты  полевых  цветов  и  различных трав.  

Под  музыку  дети  изображают,  как  летают  бабочки,  стрекозы,  шмели.  С  окончанием  музыки  каждый  ребенок  должен  опуститься  на  цветок.

Задача  стимул.

Жарким  летом  утром  на  полянке  расцвели  сразу  разные  красивые  полевые  цветы. Здесь  были  красавица  ромашка,  ароматная  ярко – красная  розочка  и  звонкий  синий  колокольчик.  Все  цветы  просыпались  рано  утром  и  умывались  росой.  Нежный  ветерок  раскачивал  их  головки  из  стороны  в  строну.  Цветы ждали,  когда же  проснутся  и  прилетят  шмели,  стрекозы,  красавицы  бабочки,  а  также  прискачет  музыкант – кузнечик.  Самыми  нетерпеливыми  были  гвоздички.  Они  возмущенно  говорили  своим  соседкам  ромашкам: «когда  же  прилетят  шмели,  стрекозы,  бабочки?  Ведь  очень  весело,  когда  вокруг  тебя  кружатся  красивые насекомые»  самым  первым  на  полянке  появился  музыкант – кузнечик  и  стал играть  веселую  мелодию  на  своей  скрипке.  И  сразу  же  прилетели  бабочки,  стрекозы,  шмели.  Насекомые  кружились,  порхали,  жужжали.  Но  неожиданно  кузнечик  перестал  играть  и  музыка  смолкла.  Тут  все  насекомые  плавно  опустились  на  цветы.  Но   стоило  кузнечику  снова  заиграть,  как  все  вокруг  приходило в движение.

Давайте,  ребята,  представим  себя насекомыми  и  изобразим,  как  они   веселятся,  летают  на  цветочной  полянке.

«Прогулка  в  парке».

Музыкально – дидактическая  игра.

Дидактическая  задача.

Развивать  у  детей  чувство  ритма.

Материал.

Металлофоны  по  количеству  играющих.

Ход  игры.

Дети  сидят  за  столами.  Перед  каждым  ребенком  металлофон.

М. Р.  Рассказывает  историю  про  детей,  которые  гуляли  в  парке.  Дети  озвучивают  рассказ  согласно  содержанию  при  помощи  ритмического  рисунка  на  металлофоне.

М.Р.  Сегодня  мы  с вами  пойдем  в  парк.  Эта  прогулка  необычная,  так  как  мы  будем  только  представлять  себе,  что  мы  делаем.  Итак,  начнем.  Был  прекрасный  день,  и  мы  с  вами  решили  пойти  в  парк.  Оделись  и  стали  спускаться  по  лесенке ( дети  имитируют  на  металлофоне  спуск  по  лестнице  вниз – с  верхнего  регистра  к  нижнему). Вышли  на  улицу  и  побежали  вверх  по  дорожке,  прямо  на  детскую  площадку (дети   имитируют  это  игрой  на  металлофонах  от  нижнего  регистра  к  верхнему  в  быстром  ритме).  Увидели  качели  и  начали  на  них  качаться,  напевая  песенку:

Вот  качели  на  лугу,  я  качаться  побегу.

Вверх – вниз,  вверх – вниз.

Дети  исполняют  песенку  и  подыгрывают  себе  на  металлофоне.

М.Р.  Покатались  на  качелях  и  стали  играть  в  мяч,  приговаривая:

Мой  веселый,  звонкий  мяч,

Ты  куда  помчался  вскачь!

Дети  имитируют  прыгающий  мяч  на  металлофонах.

М.Р.  Но  вдруг  начался  дождь.  Сначала  он  шел  медленно,  а  затем   все  быстрее  и  быстрее. Кап…кап…  (дети  имитируют  на  металлофоне  звучание  капели).  Мы  испугались  дождя  и  побежали  в  детский  сад:   топ…топ…топ…

Каждый  ребенок  изображает  на  металлофоне,  как  он  бежит.

«Найди  шарик».

Музыкально – дидактическая  игра.

Дидактическая  задача.

Учить  детей  различать динамику звучания  «громко – тихо».

Материал.

Шарик.

Ход  игры.

В  этой  игре  дети  знакомятся  с  тем,  что   звучание  может  быть  разным  по  силе.  Взрослый  просит  одного  ребенка  закрыть  глаза  и  прячет  шарик.  Водящий  открывает  глаза  и  начинает  искать  шарик.  В  это  время  поют:

Шарик  спрятался  от  нас,  разыщи  его  сейчас.

Поищи.  Поищи  и  скорей  к нам  принеси.

Если  громко  будем  петь,  значит,  шарик  где – то  здесь.

Если  шарик  далеко,  поем  тихо  и  легко.

Поищи,  поищи  и  скорей  к  нам  принеси!

Дети  поют  то  громко,  то  тихо – в зависимости  от  того.  На  каком  расстоянии  находится  водящий  от  шарика.

«Птичий  концерт».

Музыкально – дидактическая  игра.

Дидактическая  задача.

Учить  детей  различать  высоту  звука.

Материал.

Музыкальный  инструмент  для  подыгрывания.

Ход  игры.

Дети  учатся  воспроизводить   разные  по  высоте  звуки:  в  диапазоне  секунды,  терции,  квинты.

Дети  сидят  полукругом.  М.Р.  поет,  а  дети  отвечают.

М.р.

На  березовой  верхушке  целый  день  поет  кукушка.

Дети.

Ку-ку,  ку-ку,  ку-ку.

М.р.

А  синица  целый  день  поет  громко.

Дети.

Тень-тень-тень.

М.р.

Вторит  дятел  им:  тук-тук-тук.

Долбит  клювом  старый сук.

Дети.

Тук – тук – тук!

Для  создания  игрового  момента  можно  использовать  шапочки – маски.  Детей  можно  разделить  по  подгруппам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы «Играем на уроке биологии»

Познавательные игры по биологии, составленные мною и используемые в процессе преподавания....

Дидактический материал "Играем на уроке"

Игры на уроках биологии по любой теме и на различных этапах урока....

Дидактические ценности игры

Игра способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию детей и проходит не формально, а заинтересованно.Игры помогают не только проявлять способности, но и совершенствовать их. Игра в рук...

Картотека экологоориентированных игр (дидактических, музыкальных, подвижных и т.д.)

Обязательно в содержание зкологического праздника включаются игры экологической направленности, их цель состоит в том, чтобы закрепить полученные знания, совершенствовать навыки экологоориентированног...

Музыкальные игры на уроках сольфеджио в подготовительных группах раннего развития музыкальных способностей

Нет необходимости доказывать, что музыкальное воспитание детей должно быть направлено, прежде всего, на развитие восприимчивости к языку музыки, способности к эмоциональному отклику, а также на активи...

Организация совместной деятельности детей и музыкального руководителя в ДОУ через музыкальные игры

Существует много музыкальных игр, благодаря которым у дошкольников развивается образное мышление: то они представляют маленького зайчика, услышав задорную мелодию, то выходит голодный волк, и муз...