Дидактические музыкальные игры
картотека по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Сколько птичек поет?»
Музыкально – дидактическая игра.
Дидактическая задача.
Развивать у детей музыкальный слух.
Материал.
Большая карточка размером 5 – 15 см и три маленьких карточки размером 5 -5 см с изображением птичек (на каждого ребенка)
Ход игры.
Дети сидят за столами. Когда звучит один звук, ребенок выкладывает на большую карточку одну птичку, когда звучит два звука, выкладывает две карточки и т. д.
Задача – стимул.
В одном сказочном лесу жили маленькие гномы. Они любили приходить к большому раскидистому дому и слушать пение птиц. Однажды вместе с ними пришел самый маленький гном и стал слушать пение птиц. Когда пела одна птичка, он ее хорошо слышал. Но вдруг запело несколько птиц, и он не мог услышать и определить, сколько птиц поет. Он очень расстроился и даже стал плакать от досады.
Давайте все вместе поможем ему отгадать, сколько поет птичек.
«Угадай, на чем играю».
Музыкально – дидактическая игра.
Дидактическая задача.
Учить детей различать по тембру звучание детских музыкальных инструментов.
Материал.
Ширма, игрушки: зайчик и медведь; погремушки, барабан.
Ход игры.
Ведущий ставит перед детьми на стол ширму и показывает зайчика, который играет на погремушке, приговаривая:
Я зайчик – побегайчик,
На погремушке играю,
Вас веселю и развлекаю.
Зайчик звенит погремушкой и прячется за ширму. Ведущий показывает детям медведя, идущего вперевалочку и играющего на барабане. Медведь играет на барабане и прячется за ширму.
М.р.
Мишка с Зайкой убежали, нам загадки загадали.
Кто играет, тут узнай. Нам скорее отвечай.
«Мама и детки».
Музыкально – дидактическая игра.
Дидактическая задача.
Развивать звуковысотный слух.
Материал.
Игрушки: гусь, курица, утка. Шапочки гусят, цыплят, утят.
Ход игры.
Игрушки расставлены в разных углах зала. М.р. поочередно выполняет роль мамы – курицы, мамы –утки, мамы - гусыни. При этом поет на звуке «ре» первой октавы: «Где мои утята, милые ребята? Кря – кря – кря!» дети, изображающие утят, бегут к утке и поют свой от веет на звуке «ля» первой октавы: «Кря – кря – кря, мы здесь!»
То же самое делают по очереди гусята и цыплята, когда их зовут мама – курица и мама – гусыня.
«Веселые Петрушки».
Музыкально – дидактическая игра
Дидактическая задача.
Развивать звуковысотный слух.
Материал.
Ширма, металлофон, карточки с изображением петрушек, одетых в костюмы разных цветов: красный, желтый, синий. Карта панно с пятью линейками, на которых сидят петрушки с колокольчиками: петрушка в красном костюме - на верхней линейке, петрушка в желтом - в середине, петрушка в синем костюме – на нижней линейке.
Ход игры.
М.р. играет высокий звук на металлофоне и спрашивает: «Какой петрушка звенит в колокольчик?» ребенок поднимает и показывает карточку с изображением петрушки в красном костюме. Когда звучит звук в среднем регистре, ребенок поднимает петрушку в желтом костюме; когда звучит в нижнем регистре – в синем.
Задача – стимул.
На елке висело много игрушек: красивые шары, яркие хлопушки, бусы, сосульки, шишки, разноцветные звонкие колокольчики и веселые озорные петрушки. Когда дома все ложились спать, озорные петрушки начинали звенеть в колокольчики. Наверху, у самой макушки, расположился петрушка в красном костюме и звенел в колокольчик, издающий высокий звук. На середине елки, в густых ветвях, висел петрушка в желтом костюме. Его колокольчик издавал средний звук. А в самом низу красавицы елки находился петрушка в синем костюме, и его колокольчик звенел низко –низко. Елка очень любила слушать перезвон колокольчиков всех петрушек.
Давайте и мы с вами послушаем перезвон колокольчиков и угадаем, какой петрушка играет со своим колокольчиком.
«На лугу».
Музыкально – дидактическая игра.
Дидактическая задача.
Учить детей реагировать на характер музыкального произведения; передавать движениями музыкальный образ насекомых: шмеля, стрекозы, бабочки; реагировать на окончание музыки.
Материал.
Трафареты полевых цветов и различных трав. Шапочки разных насекомых по числу играющих.
Ход игры.
На полу расположены трафареты полевых цветов и различных трав.
Под музыку дети изображают, как летают бабочки, стрекозы, шмели. С окончанием музыки каждый ребенок должен опуститься на цветок.
Задача стимул.
Жарким летом утром на полянке расцвели сразу разные красивые полевые цветы. Здесь были красавица ромашка, ароматная ярко – красная розочка и звонкий синий колокольчик. Все цветы просыпались рано утром и умывались росой. Нежный ветерок раскачивал их головки из стороны в строну. Цветы ждали, когда же проснутся и прилетят шмели, стрекозы, красавицы бабочки, а также прискачет музыкант – кузнечик. Самыми нетерпеливыми были гвоздички. Они возмущенно говорили своим соседкам ромашкам: «когда же прилетят шмели, стрекозы, бабочки? Ведь очень весело, когда вокруг тебя кружатся красивые насекомые» самым первым на полянке появился музыкант – кузнечик и стал играть веселую мелодию на своей скрипке. И сразу же прилетели бабочки, стрекозы, шмели. Насекомые кружились, порхали, жужжали. Но неожиданно кузнечик перестал играть и музыка смолкла. Тут все насекомые плавно опустились на цветы. Но стоило кузнечику снова заиграть, как все вокруг приходило в движение.
Давайте, ребята, представим себя насекомыми и изобразим, как они веселятся, летают на цветочной полянке.
«Прогулка в парке».
Музыкально – дидактическая игра.
Дидактическая задача.
Развивать у детей чувство ритма.
Материал.
Металлофоны по количеству играющих.
Ход игры.
Дети сидят за столами. Перед каждым ребенком металлофон.
М. Р. Рассказывает историю про детей, которые гуляли в парке. Дети озвучивают рассказ согласно содержанию при помощи ритмического рисунка на металлофоне.
М.Р. Сегодня мы с вами пойдем в парк. Эта прогулка необычная, так как мы будем только представлять себе, что мы делаем. Итак, начнем. Был прекрасный день, и мы с вами решили пойти в парк. Оделись и стали спускаться по лесенке ( дети имитируют на металлофоне спуск по лестнице вниз – с верхнего регистра к нижнему). Вышли на улицу и побежали вверх по дорожке, прямо на детскую площадку (дети имитируют это игрой на металлофонах от нижнего регистра к верхнему в быстром ритме). Увидели качели и начали на них качаться, напевая песенку:
Вот качели на лугу, я качаться побегу.
Вверх – вниз, вверх – вниз.
Дети исполняют песенку и подыгрывают себе на металлофоне.
М.Р. Покатались на качелях и стали играть в мяч, приговаривая:
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь!
Дети имитируют прыгающий мяч на металлофонах.
М.Р. Но вдруг начался дождь. Сначала он шел медленно, а затем все быстрее и быстрее. Кап…кап… (дети имитируют на металлофоне звучание капели). Мы испугались дождя и побежали в детский сад: топ…топ…топ…
Каждый ребенок изображает на металлофоне, как он бежит.
«Найди шарик».
Музыкально – дидактическая игра.
Дидактическая задача.
Учить детей различать динамику звучания «громко – тихо».
Материал.
Шарик.
Ход игры.
В этой игре дети знакомятся с тем, что звучание может быть разным по силе. Взрослый просит одного ребенка закрыть глаза и прячет шарик. Водящий открывает глаза и начинает искать шарик. В это время поют:
Шарик спрятался от нас, разыщи его сейчас.
Поищи. Поищи и скорей к нам принеси.
Если громко будем петь, значит, шарик где – то здесь.
Если шарик далеко, поем тихо и легко.
Поищи, поищи и скорей к нам принеси!
Дети поют то громко, то тихо – в зависимости от того. На каком расстоянии находится водящий от шарика.
«Птичий концерт».
Музыкально – дидактическая игра.
Дидактическая задача.
Учить детей различать высоту звука.
Материал.
Музыкальный инструмент для подыгрывания.
Ход игры.
Дети учатся воспроизводить разные по высоте звуки: в диапазоне секунды, терции, квинты.
Дети сидят полукругом. М.Р. поет, а дети отвечают.
М.р.
На березовой верхушке целый день поет кукушка.
Дети.
Ку-ку, ку-ку, ку-ку.
М.р.
А синица целый день поет громко.
Дети.
Тень-тень-тень.
М.р.
Вторит дятел им: тук-тук-тук.
Долбит клювом старый сук.
Дети.
Тук – тук – тук!
Для создания игрового момента можно использовать шапочки – маски. Детей можно разделить по подгруппам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические материалы «Играем на уроке биологии»
Познавательные игры по биологии, составленные мною и используемые в процессе преподавания....
Дидактический материал "Играем на уроке"
Игры на уроках биологии по любой теме и на различных этапах урока....
Дидактические ценности игры
Игра способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию детей и проходит не формально, а заинтересованно.Игры помогают не только проявлять способности, но и совершенствовать их. Игра в рук...
Методическая разработка по теме «Место и роль дидактического материала по музыкальному образованию учащихся младших классов. Музыкальная игра»
В разработке даны практические рекомендации по проведению музыкальных игр....
Картотека экологоориентированных игр (дидактических, музыкальных, подвижных и т.д.)
Обязательно в содержание зкологического праздника включаются игры экологической направленности, их цель состоит в том, чтобы закрепить полученные знания, совершенствовать навыки экологоориентированног...
Музыкальные игры на уроках сольфеджио в подготовительных группах раннего развития музыкальных способностей
Нет необходимости доказывать, что музыкальное воспитание детей должно быть направлено, прежде всего, на развитие восприимчивости к языку музыки, способности к эмоциональному отклику, а также на активи...
Организация совместной деятельности детей и музыкального руководителя в ДОУ через музыкальные игры
Существует много музыкальных игр, благодаря которым у дошкольников развивается образное мышление: то они представляют маленького зайчика, услышав задорную мелодию, то выходит голодный волк, и муз...