Эссе "Патриотическое воспитание на уроках музыки"
статья по музыке
Проблема патриотического воспитания очень остро стоит в учебно-воспитательной жизни образовательных учреждений. Эта тема актуальна всегда. Музыка одна из ведущих учебных дисциплин, направленных на решение задач патриотического воспитания обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 18.29 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание школьников на уроке музыки.
Музыка — могучий источник мысли.
Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.
Б. А. Сухомлинский
Проблема патриотического воспитания очень остро стоит в учебно-воспитательной жизни образовательных учреждений. Эта тема актуальна всегда. Музыка одна из ведущих учебных дисциплин, направленных на решение задач патриотического воспитания обучающихся.
В программе по музыке под руководством авторов Е. Критской, Г. Сергеевой, Т. Шмагиной особое внимание уделяется знакомству с историей, культурой своего народа. Начиная с первого класса, в детях закладываются основы патриотизма, нравственности и доброты.
Одним из важнейших средств патриотического воспитания школьников является фольклор. Через фольклор происходит передача нравственных идеалов, ценностей и опыта наших предков будущему поколению. Музыкальный фольклор представлен в учебно-методическом комплексе как вид искусства, который тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями. Поэтому жанры песенного и инструментального народного музыкального творчества, праздники русского народа рассматриваются в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека.
В разделах «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «Россия – Родина моя» изучая темы: русские народные инструменты, плясовые наигрыши, обряды и праздники русского народа, «Как сложили песни», «Ты откуда русская, зародилась, музыка? «Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!» нужно стараться пробудить у детей интерес к народной, родной музыке, знакомить с народными традициями, обычаями, праздниками, приобщить к ценностям народного творчества, так как в нем воплощение не просто прошлого культуры, но и нравственные свойства и способности человеческой души. Благодаря этому у детей развивается уже имеющийся жизненно-музыкальный опыт.
На мой взгляд, народная музыка воспитывает активную жизненную позицию современного школьника, дает ему высокие ориентиры в жизни. Достижение эмоционально-чувственного восприятия и понимания произведений считаю основой приобретения таких качеств как: благородство, порядочность, способность личности к любви – к матери, Родине, труду.
Так же тема патриотизма и любви к Родине, проходит во всех классах, и находит своё отражение в таких темах на уроках музыки, как «Россия - Родина моя», «Всю жизнь мою несу Родину в душе...», «О подвигах, о доблести, о славе…» и других. Перед обучающимися раскрываются страницы русской истории, отраженные в музыке разных жанров и эпох: увертюре (увертюра «1812» П.И. Чайковского), симфонии (симфония №2 «Богатырская» А.П. Бородин), кантате (кантата «Александр Невский С.С. Прокофьев), опере («Иван Сусанин» М.И. Глинка, «Князь Игорь» А.П. Бородин).
В певческий репертуар широко включаются исторические и военные песни, патриотические песни советских и современных композиторов. Благодаря этому многие классные коллективы принимают участие в школьных мероприятиях, посвященных знаменательным датам и событиям: фестиваль народов России, фестиваль военной песни.
Кроме того, ребята слушают легенды, былины и предания о славных сынах и героях Отечества, смотрят фрагменты из отечественных кинофильмов о войне, жизни народа в прошлом.
Опыт показывает, что работа по развитию и воспитанию патриотических качеств на уроках музыки дает хорошие результаты: она способствует обогащению эмоционального и духовного потенциала личности каждого ребенка, раскрытию творческих способностей и потребностей, формированию эмоционально-открытого, позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг.
Таким образом, проблема гражданско-патриотического воспитания на уроках музыки и во внеурочной деятельности на сегодняшний день очень актуальна и несет в себе важные предпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, что является общей целью массового музыкального образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки, ИЗО, литературы.
В материале изложены методы и принципы , которыми я руководствуюсь в своей работе....
Статья "Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки"
Педагог – профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром ребенка. Задача учителя музыки - воспитание души.«Человек должен родиться дважды,- писал Гегель,- один раз естественно, а затем духовно...
Концепция патриотического воспитания на уроках музыки в общеобразовательной школе в контексте национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
В материале моё видение значения уроков музыкального искусства в патриотическом воспитании подрастающего поколения.Конспекты, планы уроков музыки патриотической направленности....
Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки как одно из приоритетных направлений становления личности
Статья посвящена основным аспектам духовно-нравственного воспитания на уроках музыки...
Реализация гражданско-патриотического воспитания на уроках музыки начальной школы
"Она вся - порыв; она вдруг, за одним разом, отрывает человека от земли его, оглушает его громом могучих звуков и разом погружает его в свой мир. Она властительно ударяет, как по клавишам, по его нерв...
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках музыки
Современное российское общество требует ориентации системы образования на формирование у подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально-психологических и этических ...
Эстетическое воспитание на уроках музыки
В своих уроках музыки стараюсь дать детям младшего и старшего школьного возраста эстетическое воспитание через знакомство с классической музыкой....