Ленинградский метроном
план-конспект урока по музыке (7 класс)
Материал работы будет полезен для проведения как урока, так и открытого мероприятия, посвященного Дню снятия блокады. На встречу могут быть приглашены ветераны блокадного города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leninradskiy_metronom.docx | 48.62 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Ленинградский метроном
(сценарий урока, посвященного Дню снятия блокады )
Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Задачи:
Развивающие:
формирование у учащихся осознания исторического прошлого,
актуализировать знания по теме «Блокада Ленинграда», полученные учащимися на уроках истории, расширить и углубить их;
сформировать представление о роли Ленинграда в Великой Отечественной войне;
Обучающие:
обучение специфики работы с историческими источниками, воспоминаниями, документальными материалами, относящимися к изучаемому периоду.
Воспитательные:
воспитание гражданской ответственности, чувства достоинства, уважения к истории и культуре своей страны.
воспитание чувства сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.
фиксирование ситуации успеха каждого ребенка в том или ином виде деятельности, стимулирование его к дальнейшему развитию
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, музыка.
Ход урока
Гаснет свет. Сцена освещена. За кадром звучит фонограмма (Ленинградский метроном)
Мне тебя забыть бы надо,
Мне тебя забыть бы надо,
Только всё напоминает
Мне сегодня об одном:
Ленинградская блокада,
Ленинградская блокада
И стучащий неустанно
Ленинградский метроном...
Начинает звучать увертюра Дунаевского из кинофильма «Дети капитана Гранта» На сцену поднимаются ведущие. Увертюра стихает до фона.
ВЕДУЩИЙ: 73 года… Как много времени прошло с тех пор, целая человеческая жизнь! Всё забывается, но ничто не забыто! Да и можно ли забыть такое? Всё помнят защитники нашего города. Цепко держат в своей памяти произошедшее дети блокадного Ленинграда. Они блокаду выстояли, героически, изо дня в день переносили все её тяготы и лишения. Но мы, не пережившие ужасов блокады, имеем ли мы право забыть это? Имеем ли право не стараться, как можно больше узнать о трагических и героических днях нашего города, чтобы передать это будущим поколениям? Можем ли мы прервать эту цепочку памяти? Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но она рождает силу духа, восхищение и гордость за то, что мы - ленинградцы, петербуржцы! Наш долг быть благодарными людям, отдавшим свою жизнь, ради нашей, и помнить…
ВЕДУЩИЙ:
Нежданная осень пришла в Ленинград,
Пожухлой листвой шелестит непогода,
И наша Нева вспоминает опять
Дождливый сентябрь сорок первого года.
Не те уже воды уносит река,
Блокадное время давно пролетело,
Но страшная надпись стучится в сердца,
Как память войны, как гроза артобстрела!
Их мало осталось – седых стариков,
Героев войны, рядовых обороны,
Прорвавших блокады стальное кольцо,
По Жизни – дороге, ведя эшелоны!
Редеют шеренги – мы помним о них
Печален мотив уходящих мгновений…
И корочка хлеба, и детский отчаянный крик –
Пусть всё сохранится навечно в сердцах поколений!
И стук метронома, и скрежет, и грохот вдали…
И город наш мирный, и Летнего сада ограда …
На всех языках, в лексиконах земли:
Война, Ленинград, сорок первый, Блокада!
ВЕДУЩИЙ: Наша встреча посвящена полному освобождению Ленинграда от вражеской блокады, всем тем, для кого 27 января 1944 года навсегда останется Днём Победы Ленинграда.
Завершается увертюра.
Звучит мелодия песни «Город над вольной Невой». Видео….На экране сменяются виды города.(перекрещенные ставни окон, надписи «Это сторона наиболее опасна» и т.д.)
ВЕДУЩИЙ: Это наш родной Петербург, Ленинград – самый красивый город в мире и на него в 1941 году поднял руку фашизм. Начало лета было холодным, но накануне 22 июня солнце вышло из-за туч и день был по-летнему теплым. Белая ночь на Неве! На улицах, площадях и набережных вчерашние десятиклассники отмечали окончание школы. Особенно многолюдно было у «Медного всадника», на стрелке Васильевского острова, на Невском проспекте. Встречались у «Лягушатника» и «Елисеевского», пели песни под гитару на набережных. Из «Астории» доносились жизнерадостные танцевальные ритмы модного в те годы джаза Эдди Рознера. Жизнь была наполнена миром и счастьем.
на мелодию Эдди Рознер слайды танца…
ВЕДУЩИЙ: Белая ночь над Невой… Последняя мирная ночь… Она разделила жизнь на довоенную и военную, а людей – на живых и мёртвых.
Сообщение о начале войны,
песня «Священная война»,
хроника первых дней войны.
ВЕДУЩИЙ: Первые, самые тяжёлые дни войны. Главные удары фашистских армий были направлены на Москву и Ленинград. По плану «Барбаросса» Ленинград должен был быть взят в первый же месяц войны. Когда этот план провалился, появилась директива главного командования германской армии.
ВЕДУЩИЙ: Директива 1601 от 22 сентября 1941 года:
« 1. Фюрер принял решение стереть город Петербург с лица земли…
2. Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сровнять с землёй.
3. Если, вследствие создавшегося в городе положения, будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты…»
Я уничтожу этот город! Он никогда не возродится! Его уже нет! Нет! Нет!
Звучит песня «Город, которого нет».
Песня «Вечер на рейде». На фоне идет текст.
ВЕДУЩИЙ: Вскоре после начала войны Ленинград стал прифронтовым городом: строились рубежи обороны, эвакуировались в тыл заводы и фабрики, театральные и музыкальные коллективы. В грустную минуту расставания с родным городом композитор Соловьёв - Седой написал песню «Вечер на рейде», которую очень полюбили ленинградцы. В дни блокады, в полдень, городское радио объявляло о норме выдачи хлеба. Осенью-зимой 41- 42 года эта норма постоянно уменьшалась. Бывали жестокие дни, когда сказать было нечего, в городе не было никакого продовольствия. Об этом не объявляли: по радио звучал метроном и песня «Вечер на рейде».
Звучит вступление «Эгмонт» Бетховена. На фоне идет текст. Видео первых дней блокады….
ВЕДУЩИЙ: В конце августа германская армия захватила станцию Мга, а 8 сентября пал
Шлиссельбург. Была перерезана последняя сухопутная граница, которая связывала Ленинград с остальной страной. Город оказался в кольце врага. Началась 900- дневная блокада Ленинграда.
ВЕДУЩИЙ: Тогда никто не мог предположить, сколько горя и страданий принесёт блокада .Улицы опустели, в городе появились военные патрули, введено затемнение.
Горожан можно было увидеть в очередях у магазинов и у репродукторов. Они, затаив дыхание, слушали сводки Совинформбюро.
Голос Левитана сменяется сигналом воздушной тревоги, а затем метрономом.
ВЕДУЩИЙ: Ежедневные налёты вражеской авиации и многочасовые обстрелы города артиллерией стали настоящим бедствием для ленинградцев. После одной из бомбёжек была уничтожена самая крупная продовольственная база – Бадаевские склады. В городе стало не хватать продуктов питания. А с ноябрьскими морозами в город пришёл голод, страшный голод! Война шла везде и везде умирали люди. Но от голода и холода умирали только в Ленинграде. Умирали по дороге на работу, в очереди за хлебом, умирали в своих холодных постелях, не имея сил встать. И так 900 дней и ночей.
Вивальди Зима.
ВЕДУЩИЙ: 20 ноября норма выдачи хлеба уменьшилась в очередной раз: рабочие стали получать 250, а все остальные – 125 граммов хлеба. Первую половину января неработающее население города и дети никаких продуктов питания вообще не получали.
ВЕДУЩИЙ: Страна помнила о Ленинграде и ленинградцах. В кратчайшие сроки по льду Ладожского озера была построена дорога. Над ней постоянно кружили вражеские самолёты, сбрасывая свой смертоносный груз. Она день и ночь обстреливалась из орудий. Машины уходили на дно вместе с продуктами и теми, кто пытался спасти ленинградцев. Первое её название – «Дорога смерти». Но ленинградцы называли её «Дорогой жизни». Ведь только по ней можно было доставить продовольствие умиравшим горожанам, и только по ней – вывезти людей из блокады.
ЧТЕЦ:
Дороги, дороги, вас много кругом:
Широких, весёлых и шумных, как гром.
Проносятся ветры, весенние грозы,
На кромках растут тополя и берёзы.
Я помню, я знаю дорогу иную,
Дорогу по Ладоге, всю ледяную,
По ней вывозили людей из блокады…
Чтец:
Птицы смерти в зените стоят,
Кто придёт выручать Ленинград?
Не шумите вокруг, он дышит,
Он живой ещё, он всё слышит:
Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне,
Как из недр его вопли: «Хлеба!»
До седьмого доходят неба…
Песня Розенбаума. Хроника блокадного Ленинграда.
ВЕДУЩИЙ: Несмотря на нечеловеческие страдания, сильные духом не сдавались.
Женщины заменили на заводах своих отцов и мужей. 12- летние подростки выполняли рабочие нормы, а вечерами дежурили на крышах домов, чтобы сбросить «зажигалки» и уберечь родной город от пожаров.
Песня «Но были они ленинградцы».
ВЕДУЩИЙ: Во время блокады город продолжал жить: работали библиотеки, регулярно проводились экскурсии по залам Эрмитажа, всю блокаду не прекращал работу театр Музыкальной комедии. Агитбригады артистов и школьников выезжали с концертами на передовую и в госпиталя. Это помогало выживать.
ЧТЕЦ:
В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
Где смерть как тень тащилась по пятам,
Такими мы счастливыми бывали,
Такой свободой бурною дышали,
Что внуки позавидовали б нам…
ЧТЕЦ:
Я никогда героем не была,
Не жаждала ни славы, ни награды
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
Я не геройствовала, я жила.
ЧТЕЦ:
Нас немцы называют: «мёртвый город».
Но где, когда был мёртвым нужен стих?
А здесь сквозь грохот бомб и лютый холод –
Он, славя павших, жить зовёт живых.
ВЕДУЩИЙ: это строки ленинградской поэтессы Ольги Берггольц. Её голос ежедневно звучал по радио. Он придавал ленинградцам силы. А как слушали эти стихи! Из воспоминаний Ольги Берггольц:
ВЕДУЩИЙ: «Я думаю, что никогда больше люди не будут слушать стихи так, как слушали их в ту страшную зиму голодные, опухшие, еле живые ленинградцы. Свидетельством величия их духа останется эта способность в таком кошмаре, среди таких физических и нравственных терзаний, отзываться на поэзию, на искусство».
Звучит «Адажио».
ВЕДУЩИЙ: Слова «дети» и «блокада» трудно поставить рядом. Но война соединила их. Несколько десятков тысяч детей оказались в блокадном Ленинграде. И сегодня у нас в зале присутствуют те самые дети, которым пришлось пережить весь ужас тех дней. Но они выстояли – они смогли!!! И мы хотим предоставить слово нашим гостям – жителям блокадного Ленинграда.
ВЕДУЩИЙ: Трудно себе представить, но в этих условиях в городе продолжало работать 39 школ. Маленькие ленинградцы хотели учиться.
ЧТЕЦ:
Девчонка руки протянула
И головой – на край стола,
Сначала думали – уснула,
А оказалось – умерла.
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки – после похорон.
ЧТЕЦ:
Блокада. Далеко как это слово
От наших с вами мирных дней.
Произношу его и вижу снова
Голодных, умирающих детей.
Как опустели целые кварталы,
И как трамваи вмёрзли на пути,
И матерей, которые не в силах.
Своих детей на кладбище везти.
Звучит «Реквием» Моцарта.
СМЕНА ВЕДУЩИХ
Начинает звучать «Ленинградская симфония» Д. Шостаковича.
ВЕДУЩИЙ: В блокадном городе музы не молчали. Здесь начал писать свою седьмую симфонию Дмитрий Шостакович. Осенью 1941 года Большой симфонический оркестр ленинградского радио приступил к репетициям первых трёх её частей. Но в декабре репетиции пришлось прекратить: музыканты умирали, падали в голодные обмороки прямо на сцене. Когда в марте 42 года они возобновились, от оркестра осталось всего 15 ослабевших музыкантов. Но Ленинград уже ждал этот концерт, и он не мог не состояться. В город самолётом была доставлена партитура всей симфонии, с фронта отозваны бойцы – музыканты, чтобы заменить умерших оркестрантов. Теперь симфония называлась «Ленинградской».
ВЕДУЩИЙ: 9 августа 1942 года в Большом зале филармонии горели все хрустальные люстры. В зале сидели моряки, пехотинцы, бойцы ПВО, исхудавшие ленинградцы – завсегдатаи филармонии. Исполнение длилось 80 минут и за всё это время на город не упало ни одной бомбы, орудия врага молчали – их подавила мощным огнём наша артиллерия, защищавшая город. Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей. Музыка сумела выразить то, что их объединяло в это трудное время: героизм, любовь к своему городу, вера в победу. Из воспоминаний Анны Ахматовой:
ВЕДУЩИЙ: «… Всё было в этой симфонии: грохот орудий, вспышки пожаров, бомбы, сирены, самолёты – всё смешалось. Искусство и реальность слились воедино».
ЧТЕЦ:
Какая музыка была!
Какая музыка играла!
Когда и души и тела
Война проклятая попрала.
Какая музыка во всём,
Всем и для всех – не по ранжиру.
Осилим… выстоим… спасём…
Ах, не до жиру – быть бы живу…
Солдатам голову кружа,
Трёхрядка под накатом брёвен
Была нужней для блиндажа,
Чем для Германии Бетховен.
И через всю страну струна,
Натянутая трепетала,
Когда проклятая война
И души и тела топтала.
Стенали яростно, навзрыд
Одной – единой страсти ради
На полустанке – инвалид,
И Шостакович – в Ленинграде.
ВЕДУЩИЙ: Исполнение транслировалось по радио, его слышали не только жители города, но и, через громкоговорители, немецкие солдаты, осаждавшие город. Они обезумели от услышанного. Они считали, что перед ними мёртвый город, а он жил, он слушал симфонию Шостаковича!
«Ленинградская симфония» - полный звук до конца.
ВЕДУЩИЙ: Из воспоминаний пленного немецкого офицера: «… именно тогда, 9 августа 1942 года, я понял, что у этого народа войну мы не выиграем. Я ощутил его могучую силу, способность преодолеть голод, страх, смерть …».
ВЕДУЩИЙ: И город выстоял! Полуживые, голодные и замёрзшие ленинградцы самоотверженно трудились. Наконец, они просто жили в блокадном городе, одно это уже было подвигом. В январе 1943 года Ленинград получил связь с Большой Землёй – узкую полоску земли шириной 10 километров, которую, ценой больших потерь отвоевала у врага советская армия.
Сообщение о прорыве блокады «Гимн великому городу». Хроника.
ВЕДУЩИЙ: Под бомбами и снарядами в город пошли поезда с продовольствием для ленинградцев. Блокада была прорвана, но до полного освобождения оставался ещё целый год. В январе 1944 года сильная орудийная канонада разбудила ленинградцев. Ещё не прошёл страх перед возможным штурмом города. Но это били наши орудия. Войска Ленинградского фронта перешли в наступление и отбросили врага от города. 27 января освобождение Ленинграда от вражеской блокады было завершено. Это был праздник со слезами на глазах. В городе гремел салют!
Саундтрек Д.Вильямса к фильму «Список Шиндлера», стихает до фона.
ВЕДУЩИЙ: Есть в нашем городе самое большое в мире кладбище – Пискарёвское. Нет, не по площади, а по количеству людей, похороненных в его братских могилах. С утра до вечера идут сюда люди: в мороз и зной, в праздники и будни. Но особенно много здесь бывает ленинградцев, петербуржцев – родных и близких тех, кто покоится под холмами братских могил.
ЧТЕЦ:
Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане – мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто.
В город ломились враги – в броню и железо одеты,
Но с армией вместе встали –
Рабочие, школьники, учителя, ополченцы.
И все как один, сказали они:
«Скорее смерть испугается нас, чем мы смерти».
Так пусть же пред жизнью бессмертною вашей,
На этом печально – торжественном поле.
Вечно склоняет знамёна народ благодарный,
Родина – мать и город – герой Ленинград.
ВЕДУЩИЙ: Этот мемориал – символ стойкости, мужества и силы духа советских людей, символ неисчислимых страданий, которые принесла миру война. Много времени прошло с тех пор, многое изменилось. Выросли поколения, не знавшие войны и блокады. Но никакие сроки не смогут заслонить величия подвига ленинградцев – подвига, равного которому не знает история. До конца осмыслить их беспримерное мужество, узнать его страшную цену, невозможно не увидев Пискарёвского кладбища, не услышав его, пронзающей сердце тишины.
ЧТЕЦ:
Вот опять – через столько лет!
Эта женщина в День Победы,
Не венок, не цветы, а хлеб
Принесла на могилу деда.
ЧТЕЦ:
Простор и дымка музыки… молчишь.
Холодные ладони мнёшь до хруста –
Вокруг земля засеяна так густо.
Что зябко от того, на чём стоишь.
«Адажио» Альбинони. Полный звук стихает до фона.
ВЕДУЩИЙ: Мало ленинградцев дожили до дня освобождения от блокады: тысячи погибли под бомбами и снарядами во время ежедневных обстрелов города. Десятки и сотни тысяч умерли от голода и холода. Им, навсегда оставшимся в родном городе, мы обязаны своей жизнью, с нами на века память о них. Эта память – наша благодарность за их боль и страдания, которые перешли в радость сегодняшней жизни. И только от нас зависит, сможем ли мы сохранить эту память.
ЧТЕЦ:
Помните!
Через века, через года – помните!
О тех, кто уже не придёт никогда – помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами,
Жизнью просторной, каждой секундой,
Каждым дыханьем будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся. – помните!
Какою ценой завоёвано счастье, - пожалуйста, помните!
Песню свою, отправляя в полёт, - помните!
О тех, кто уже никогда не споёт, - помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб помнили!
Детям детей расскажите о них, чтоб тоже запомнили!
Во все времена бессмертной земли, - помните!
К мерцающим звёздам, ведя корабли, о погибших – помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли!
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придёт никогда, заклинаю, - помните!
Снова начинает звучать «Адажио», все участники спектакля выходят на сцену.
ВЕДУЩИЙ: … Минута молчания… Самая длинная минута праздника. В ней не 60 секунд, в ней 900 страшных блокадных дней. В ней навсегда сотни тысяч героических защитников и мирных жителей Ленинграда.
ВЕДУЩИЙ: …Минута молчания… Она освещена огнём боёв и огнём салюта. Самая тихая минута праздника…, самая грустная минута праздника…, и самая гордая минута праздника…
ВЕДУЩИЙ: …Минута молчания… Всё меньше остаётся защитников Ленинграда, но живы дети блокады. Не было и, дай бог, никогда больше не будет на земле детей, которым придётся пережить то, что пережили эти дети.
ВЕДУЩИЙ: …Минута молчания…Блокадники вспомнят родных, близких, друзей, которые покоятся в братских могилах Пискарёвского, Серафимовского, Богословского и других кладбищ города. А в нас, вместе с нашими сердцами, пусть всегда стучит ленинградский метроном, и звук его будет слышен всем последующим поколениям… Минута молчания….
Стук метронома. Минута молчания. В конце минуты молчания звучит музыка(?????)
ВЕДУЩИЙ: И мы будем помнить подвиг, совершенный нашим народом.
ВЕДУЩИЙ: Мы благодарны вам за мирное время, в котором мы живем. Спасибо вам за то, что приходите к нам, и мы не прерываем эту цепочку памяти. Ведь она рождает силу духа, восхищение и гордость за то, что мы – ленинградцы и петербуржцы!
ВЕДУЩИЙ: На этом наша встреча заканчивается, и мы приглашаем вас на традиционную общую фотографию, а затем на чаепитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему "Ленинградский метроном"
Классный час посвященный 70 летию полного снятия блокады Ленинграда....
Открытый урок-презентация "Симфония №7 Ленинградская Д.Шостаковича в блокадном Ленинграде"(посвящённая 70-летию Ленинградской блокаде)
Открытый урок-презентация "Симфония №7 Ленинградская Д.Шостаковича в блокадном Ленинграде"(посвящённая 70-летию Ленинградской блокаде)...
Урок-презентация "Симфония №7 Ленинградская Д.Шостаковича" посвящённая 70-летию Ленинградской блокады
Самоанализ урок-презентация "Симфония №7 Ленинградская Д.Шостаковича" посвящённая 70-летию Ленинградской блокады...
Презентация Губернатор Ленинградской области к урокам по курсу Законодательство Ленинградской области 11 класс
Презентация Губернатор Ленинградской области может быть использована на уроках по курсу Законодательство Ленинградской области. Содержит: информацию о полномочиях губернатора и принципах деятельности....
Презентация "Законодательная власть Ленинградской области" Курс Законодательство Ленинградской области 11 класс
Презентация содержит материал, иллюстрирующий структуру, полномочия Законодательного собрания Ленинградской области. также имеются слайды в перечнем полномочий депутатов Законодательного сорания. През...
Презентация Общественная палата Ленинградской области Курс Законодательство Ленинградской области
Презентация может быть использована как дополнительный материал к уроку "Законодательная власть Ленинградской области". В презентации содержитс информация о полномочиях, стркутуре Общественной палаты ...
Час мужества. Ленинградский метроном
Мероприятие для воспитания патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ....