Презентация по музыке. 5 класс. Пер Гюнт.
презентация к уроку по музыке (5 класс)
Презентация по музыке. 5 класс. Пер Гюнт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx | 2.84 МБ |
urok_po_muzyke_5_klass_per_gyugt.docx | 25.43 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Послушай, музыка вокруг, Она во всём – в самой природе И для бесчисленных мелодий Она сама рождает звук.
Сказочно прекрасна и величава Норвегия – северная страна, край скал и фьордов, ослепительно блестящих горных вершин и волшебного северного сияния. Богата и своеобразна народная музыка - песни, танцы, увлекательные древние сказания, легенды. Народное творчество Григ считал источником своего вдохновения. «Я записал народную музыку своей страны», - говорил он . Имя Грига стало символом норвежской музыки. Самое значительное произведение Грига - музыка к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт ». 24 февраля 1876 года в Кристиании состоялась премьера спектакля «Пер Гюнт » с музыкой Грига. Ей сопутствовал огромный успех. Этот исторический спектакль стал началом мировой славы драматурга и композитора . В пьесе Ибсена раскрывается один из вечных сюжетов искусства: странствия человека в поисках счастья. Герой пьесы Пер Гюнт - крестьянский парень из норвежской деревушки. Жители одной из норвежских деревень рассказывали автору пьесы о том, что в их краях действительно жил человек, мечтавший о путешествиях в дальние страны. И однажды он отправился искать счастья...
Пер - фантазёр и мечтатель. Он придумывает сказки о своих воображаемых приключениях. Два человека дороги Перу: мать Озе и девушка Сольвейг , «такая светлая», что взглядом может «светлый праздник вызвать в чьей-нибудь душе». Даже имя ее - Сольвейг - в переводе с норвежского означает «солнечный путь». Любовь к матери и к Сольвейг , дар сказочника и фантазёра - лучшее, что есть в душе Пера. Но он так безмерно эгоистичен, так стремится к богатству, что бессердечие и алчность берут в нем верх над добротой и бескорыстием. 3а тяжкие проступки односельчане изгоняют Пера из родных мест. От горя умирает мать. Покинутая им Сольвейг остаётся одна. Долгих сорок лет будет ждать она Пера в далёкой лесной избушке... В странствиях по миру Пер Гюнт несколько раз достигает своей мечты - сказочного богатства. Но, приобретая его обманом, он каждый раз теряет все. Через сорок лет усталый, измученный Пер возвращается на родину. Он стар и одинок. Его охватывает глубокое отчаяние: жизнь растрачена попусту... Но есть лишь одно спасение – любовь Сольвейг , которую он вновь обретает в её избушке - последнем своём пристанище.
Сюита – это музыкальное произведение из нескольких разных картин, связанных одним сюжетом.
Сюита № 1, соч. 46 1. Утро 2. Смерть Озе 3. Танец Анитры 4. В пещере горного короля Сюита № 2, соч. 55 1. Жалоба Ингрид 2. Арабский танец 3. Возвращение Пера Гюнта 4. Песня Сольвейг
Вопросы 1.Назовите композитора произведения «Пер Гюнт » 2.Кто такой Пер Гюнт . 3.Перечислите названия частей сюиты «Пер Гюнт » 4.Расскажите об одной из них.
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Тема урока: Сюита «Пер Гюнт» 3 класс
Цели:
1.Познакомить с симфонической сюитой «Пер Гюнт»; углубление интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений.
2. Развивать у учащихся музыкальную память, тембровый слух, творческое воображение, эмоциональный отклик на музыкальные произведения, вокально-хоровые навыки.
3.Воспитывать культуру слушания, потребность к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой.
Формирование универсальных учебных действий:
1. Личностные УУД:
воспитание интереса к музыкальному искусству посредством восприятия и исполнения музыкальных произведений, формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы.
2. Регулятивные УУД:
планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, создание музыкально-танцевальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности.
3. Познавательные УУД:
формирование интереса к музыкальным занятиям и позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности, расширение представлений о средствах музыкальной выразительности.
4. Коммуникативные УУД:
взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности, владение умениями совместной деятельности.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Ход урока.
Слайд.
1. Организационный момент.
1.Музыкальное приветствие, распевание.
( Обращаем внимание на четкое вступление, окончание, дикцию, свободное звучание.)
2.Психологический настрой.
Я желаю вам, не только получить хорошие отметки, но и что бы сегодняшний урок помог вам приобрести новые впечатления и знания.
2.Изучение нового материала.
3. Сообщение темы, целей урока
У нас сегодня необычный урок. Мы с вами с помощью музыки совершим путешествие в красивую страну Норвегию. Она находится у Северного моря. В ней много морских заливов, гор, скал, снегов, озёр.
Норвегия - родина гномов, троллей, эльфов. По легенде эти сказочные существа живут в горах и скалах, которых много в Норвегии.
4. Объяснение нового материала.
В этой стране родился, жил и творил прекрасный композитор, пианист, дирижер Эдвард Григ, которого очень любил норвежский народ. Всё его творчество тесно связано с жизнью и бытом норвежского народа, с образами родной природы. В своих произведениях Григ отражал разные стороны жизни в Норвегии – и радости, и скорби. Григ очень часто использовал в своих произведениях народную норвежскую музыку. Самой знаменитой музыкой Э.Грига является музыка, сочиненная для постановки спектакля, драмы, писателя Генриха Ибсена «Пер Гюнт».
Драма- литературное произведение для постановки на сцене. Людям, посещавшим театр, так понравилась эта музыка, что наиболее полюбившиеся музыкальные картины Григ объединил в сюиту. Так и появилось на свет гениальное произведение Сюита « Пер Гюнт»
Что же такое сюита?
Сюита – это музыкальное сочинение, состоящее из нескольких (4 и более) частей, разных по характеру.
Пер Гюнт – главный герой драмы. Юноша красив и смел, но неисправимый фантазер, искатель приключений. Он так нахвастался и заврался в своей деревушке, что её жители прогнали его. От горя умирает мать .Отправляется Пер Гюнт странствовать по миру в поисках счастья, оставив в деревне любимую девушку по имени Сольвейг. Было ему тогда всего лишь 20 лет. Во время путешествия он попадал в разные страны: в Америку, в Египет, в Китай и в Африку.
Сегодня на уроке мы проследим путь странствий главного героя и познакомимся с самыми яркими музыкальными картинами сюиты.
Открывает сюиту музыкальная картина «Утро» . Пер Гюнт , путешествуя по Египту встречает восход солнца, но перед глазами его — родная Норвегия. Сейчас зазвучит музыка, и мы услышим приветливую песню пастушка, журчание ручейка, увидим, как прекрасна долина, прозрачен и чист воздух. Все это рисует изумительная музыка Грига.
Слушание «Утро»
-О чем рассказывает эта музыка?
(о пробуждении природы, о красоте родного края)
-Как удалось композитору нарисовать картину утра, при помощи каких средств музыкальной выразительности?
(плавная мелодия, спокойный темп, тембры инструментов).
-Скажите, а главная мелодия звучит один раз, или она повторяется?
- Этот повтор абсолютно одинаковый, или каждый раз что-то изменяется? Что?
(от пиано постепенно нарастает до форте, прибавляются музыкальные инструменты).
Такое развитие музыки называется – вариационным, вариация – изменение (повторение главной мелодии с изменениями создает форму вариаций).
-А почему, как вы думаете, композитор выбрал такое развитие, почему не сделал простой повтор? Что он хотел этим показать?
(постепенное пробуждение природы).
- А как вы услышали, что солнце взошло? Как называется самая яркая точка, наивысшая точка напряжения? (кульминация).
-Давайте сейчас попробуем жестом показать, как восходит солнце, развитие музыки и отметить кульминацию.
Представьте , что у вас в руках тоненький лучик. Он очень слабенький, самый первый. Надо очень нежно и плавно, в характере музыки отпустить его в небо.
Пластическое интонирование «Утро»
В странствиях по миру Пер Гюнт несколько раз достигал сказочного богатства. Разбогатевший Пер путешествуя по жаркой Аравийской пустыне попадает к вождю племени бедуинов. Арабы принимают его за важную персону. Красивая, но коварная дочь вождя Анитра, - пытается очаровать Пера своей красотой и танцем.
Слушание «Танец Анитры»
— Какая музыка по характеру? (легкая, отрывистая, изящная)
-Какие инструменты симфонического оркестра исполнили мелодию легкую, отрывистую и напевную? (струнные инструменты)
-Как вы думаете какой характера у Анитры?
«Красив и грациозен
Танец девушки Анитры был.
Блеск в очах, восточный пыл…
Дом родной Пер позабыл.»
Но Анитра обманывает его. Её чувства к Перу не искренни. Выпросив у Пера деньги и драгоценности, Анитра внезапно бьёт его хлыстом по рукам и галопом скачет обратно в пустыню, оставив Пера одного.
Однажды Пер Гюнт долго бродив по горам, уставший решил прилечь отдохнуть в пещере, пока какие- то тени не стали обступать его. Они дробились, превращались в крылатых зверей. Перу стало страшно, он пытался бежать, но не тут- то было! Нечисть не пускала его. Это были тролли. Тролли – ночные существа и боятся только одного – ясного солнца, от которого они рассыпаются и превращаются в камни. И сам горный король сделал Перу предложение - вступить в мир троллей, заглушить в себе все человеческое и жениться на его дочери.
Взамен горный король обещает Перу несметные богатства. О, нет, даже такой беспечный сумасброд, как Пер, не согласен на это, ведь у него уже есть невеста - красавица Сольвейг. Разъяренные тролли хотят разорвать Пера в клочья. И если бы не раздавшийся звон церковного колокола, кто знает, что бы произошло!
Слушание « В Пещере горного короля»
- Как музыка звучала в начале? (настороженно, тихо, таинственно, как будто подкрадывается, шаги слышны, маршевая, медленно).
- Что произошло дальше? (музыка стала звучать быстрее и громче.)
- Что это изменилось в музыке (темп и динамика)
Один и тот же прием развития музыки позволил композитору нарисовать такие контрастные картины – «Утро», и «В пещере горного короля». Два разных образа: образ спокойствия, красоты и образ зла.
Тролли устроили дикий танец вокруг Пера
-Танец какой? (быстрый, стремительный, дикий, страшный)
А давайте теперь попытаемся с вами изобразить этот «Танец троллей»?
Танцевальная импровизация
Долго путешествовал Пер Гюнт в поисках счастья - 40 лет. И все эти годы ждала и продолжала любить его невеста Сольвейг.. Все эти сорок лет она молилась и надеялась, что он вернётся. ( Читаю на русском « Песня Сольвейг»)
Слушание «Песня Сольвейг»
О чем поет Сольвейг?
(Она поет о любви к Перу).
-Какое настроение у Сольвейг?
(грустное, печальное)
-Всегда такое? Музыка менялась? Какая стала?
(подвижная, светлая)
А почему появилась контрастная, подвижная и светлая мелодия?
(Эта мелодия передает надежду на встречу).
Когда кого-то очень долго ждёшь, начинаешь вспоминать события из жизни.
Так и Сольвейг, начинает вспоминать то время, когда они с Пером были вместе, вспоминает праздники, которые они справляли вместе в своей деревне.
За сорок лет странствий Пер Гюнт побывал в разных странах. Он торговал, богател, научился хитрить и обманывать, стал дельцом и торговцем. Однажды, встречая восход солнца в Египте, Пер Гюнт вдруг вспомнил Норвегию и решил вернуться. Его не узнали на Родине. Лишь только Сольвейг, его невеста, поняла, кто перед ней стоит. Её возлюбленный остался для нее прежним - смелым и добрым. Она верила ему, была счастлива своей любовью. А Пер Гюнт путешествуя долгих сорок лет, счастья так и не нашел. Вернувшись домой он понимает, что здесь оставалось самое дорогое, что у него есть: невеста Сольвейг, которая ждала его долгих сорок лет, и конечно же, его родная земля.
3.Итог урока.
С какой симфонической сюитой мы сегодня познакомились? Композитор? Что такое сюита? (музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, объединенных общим замыслом).
-Композитор с помощью музыки может рисовать картины.
-Что он для этого использует?
(Для этого он использует средства музыкальной выразительности (ритм, тембр, динамику, лад, темп).
4.Рефлексия:
Я узнал(а)…
Мне запомнилось и понравилось на уроке
Я получил радость
- Мне хочется отметить работу на уроке …..
-Как вы думаете, в чем же настоящее счастье?
(в любви к своим близким, к своей родине)…..
Давайте завершим наш урок красивой и доброй песней.
Песня « Дорогою добра»
- Большое спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО МУЗЫКЕ 5 КЛАСС "СКАЗКА В МУЗЫКЕ"
Данная презентация - добавление к разработке урока в 5 классе по теме "Музыка и литература" по программе Д.Б. Кабалевского....
Конспект урока (для презентации) по музыке для 5 класса по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"
Конспект урока разработан специально для презентации по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" с контрольными вопросами по теме....
Список музыкального материала для презентации по музыки 5 класс по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"
Список музыкальных композиций разбитый по номерам слайдов, необходим для полного представления презентации по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"....
Презентация "Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ"
Презентация к уроку музыки в 4 классе. (программа В.О. Усачев, Л.В. Школяр)...
Конспект и презентация урока музыки на тему " Мелодия- душа музыки" 6 класс.
Конспект и презентация урока музыки на тему " Мелодия- душа музыки" 6 класс....
Презентация по музыке " Поп-музыка"
Как появилась поп-музыка и что это такое...