Презентация по музыке. 5 класс. Пер Гюнт.
презентация к уроку по музыке (5 класс)

Завадская Ирина Анатольевна

Презентация по музыке. 5 класс. Пер Гюнт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx2.84 МБ
Файл urok_po_muzyke_5_klass_per_gyugt.docx25.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок музыки в 3 классе «Сюита Пер Гюнт » Учитель музыки Завадская Ирина Анатольевна г. Санкт- Петербург

Слайд 3

Послушай, музыка вокруг, Она во всём – в самой природе И для бесчисленных мелодий Она сама рождает звук.

Слайд 7

Сказочно прекрасна и величава Норвегия – северная страна, край скал и фьордов, ослепительно блестящих горных вершин и волшебного северного сияния. Богата и своеобразна народная музыка - песни, танцы, увлекательные древние сказания, легенды. Народное творчество Григ считал источником своего вдохновения. «Я записал народную музыку своей страны», - говорил он . Имя Грига стало символом норвежской музыки. Самое значительное произведение Грига - музыка к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт ». 24 февраля 1876 года в Кристиании состоялась премьера спектакля «Пер Гюнт » с музыкой Грига. Ей сопутствовал огромный успех. Этот исторический спектакль стал началом мировой славы драматурга и композитора . В пьесе Ибсена раскрывается один из вечных сюжетов искусства: странствия человека в поисках счастья. Герой пьесы Пер Гюнт - крестьянский парень из норвежской деревушки. Жители одной из норвежских деревень рассказывали автору пьесы о том, что в их краях действительно жил человек, мечтавший о путешествиях в дальние страны. И однажды он отправился искать счастья...

Слайд 8

Пер - фантазёр и мечтатель. Он придумывает сказки о своих воображаемых приключениях. Два человека дороги Перу: мать Озе и девушка Сольвейг , «такая светлая», что взглядом может «светлый праздник вызвать в чьей-нибудь душе». Даже имя ее - Сольвейг - в переводе с норвежского означает «солнечный путь». Любовь к матери и к Сольвейг , дар сказочника и фантазёра - лучшее, что есть в душе Пера. Но он так безмерно эгоистичен, так стремится к богатству, что бессердечие и алчность берут в нем верх над добротой и бескорыстием. 3а тяжкие проступки односельчане изгоняют Пера из родных мест. От горя умирает мать. Покинутая им Сольвейг остаётся одна. Долгих сорок лет будет ждать она Пера в далёкой лесной избушке... В странствиях по миру Пер Гюнт несколько раз достигает своей мечты - сказочного богатства. Но, приобретая его обманом, он каждый раз теряет все. Через сорок лет усталый, измученный Пер возвращается на родину. Он стар и одинок. Его охватывает глубокое отчаяние: жизнь растрачена попусту... Но есть лишь одно спасение – любовь Сольвейг , которую он вновь обретает в её избушке - последнем своём пристанище.

Слайд 12

Сюита – это музыкальное произведение из нескольких разных картин, связанных одним сюжетом.

Слайд 13

Сюита № 1, соч. 46 1. Утро 2. Смерть Озе 3. Танец Анитры 4. В пещере горного короля Сюита № 2, соч. 55 1. Жалоба Ингрид 2. Арабский танец 3. Возвращение Пера Гюнта 4. Песня Сольвейг

Слайд 17

Вопросы 1.Назовите композитора произведения «Пер Гюнт » 2.Кто такой Пер Гюнт . 3.Перечислите названия частей сюиты «Пер Гюнт » 4.Расскажите об одной из них.

Слайд 18

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

 Тема урока: Сюита «Пер Гюнт» 3  класс

Цели:

1.Познакомить с симфонической сюитой «Пер Гюнт»; углубление интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений.

2. Развивать у учащихся музыкальную память, тембровый слух, творческое воображение, эмоциональный отклик на музыкальные произведения,  вокально-хоровые навыки.

3.Воспитывать  культуру слушания, потребность к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой.

Формирование универсальных учебных действий:

1. Личностные УУД:

воспитание интереса к  музыкальному искусству посредством восприятия и исполнения музыкальных произведений, формирование  эмоционального  и осознанного  усвоения  жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы.

2. Регулятивные УУД:

планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, создание  музыкально-танцевальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности.

3. Познавательные УУД:

формирование интереса к  музыкальным занятиям и  позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности, расширение представлений о средствах музыкальной выразительности.

4. Коммуникативные УУД:

 взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности, владение умениями совместной деятельности.

Оборудование:  мультимедийный проектор.

Ход урока.

 

Слайд.

 1. Организационный момент.  

1.Музыкальное приветствие, распевание.

( Обращаем внимание на четкое вступление, окончание, дикцию, свободное звучание.)

2.Психологический настрой.

Я желаю вам, не только получить хорошие отметки, но и что бы сегодняшний урок помог вам приобрести новые впечатления и знания.

2.Изучение нового материала.

3. Сообщение темы, целей урока

У нас сегодня необычный урок. Мы с вами с помощью музыки совершим путешествие в красивую страну Норвегию. Она находится  у Северного моря. В ней много морских  заливов, гор, скал,  снегов, озёр. 

 Норвегия - родина гномов, троллей, эльфов. По легенде эти сказочные существа живут в горах и скалах, которых много в Норвегии.

4. Объяснение нового материала.

В этой стране родился, жил и творил прекрасный композитор, пианист, дирижер Эдвард Григ, которого очень любил норвежский народВсё его творчество тесно связано с жизнью и бытом норвежского народа, с образами родной природы. В своих произведениях Григ отражал разные стороны жизни в Норвегии – и радости, и скорби. Григ очень часто использовал в своих произведениях народную норвежскую музыку. Самой знаменитой музыкой Э.Грига является музыка, сочиненная  для постановки спектакля, драмы, писателя  Генриха Ибсена «Пер Гюнт». 

Драма- литературное произведение для постановки на сцене. Людям, посещавшим театр, так понравилась эта музыка, что наиболее полюбившиеся музыкальные картины Григ объединил в сюиту. Так и появилось на свет гениальное произведение Сюита « Пер Гюнт»

Что же такое сюита?      

Сюита – это музыкальное сочинение, состоящее из нескольких (4 и более) частей, разных по характеру.

Пер Гюнт – главный герой драмы. Юноша красив и смел, но неисправимый фантазер, искатель приключений. Он так нахвастался и заврался в своей деревушке, что её жители прогнали его. От горя умирает мать .Отправляется  Пер Гюнт странствовать по миру в поисках  счастья,  оставив в деревне любимую девушку по имени Сольвейг. Было ему тогда всего лишь 20 лет. Во время путешествия он попадал в разные страны: в Америку, в Египет,  в Китай и в Африку.

Сегодня на уроке мы  проследим путь странствий главного героя и познакомимся с самыми яркими музыкальными картинами сюиты.

Открывает сюиту музыкальная картина «Утро» . Пер Гюнт , путешествуя по Египту встречает восход солнца, но перед глазами его — родная Норвегия. Сейчас зазвучит музыка, и мы услышим приветливую песню пастушка, журчание ручейка, увидим, как прекрасна долина, прозрачен и чист воздух. Все это рисует изумительная музыка Грига.

Слушание «Утро»

-О чем рассказывает эта музыка?

(о пробуждении природы, о красоте родного края)

-Как удалось композитору нарисовать картину утра, при помощи каких средств музыкальной выразительности?

(плавная мелодия, спокойный темп, тембры инструментов).

-Скажите, а главная мелодия звучит один раз, или она повторяется? 

- Этот повтор абсолютно одинаковый, или каждый раз что-то изменяется? Что?

(от пиано постепенно нарастает до форте, прибавляются музыкальные инструменты). 

Такое развитие музыки называется – вариационным, вариация – изменение (повторение главной мелодии с изменениями создает форму вариаций).

-А почему, как вы думаете, композитор выбрал такое развитие, почему не сделал простой повтор? Что он хотел этим показать?

(постепенное пробуждение природы).

- А как вы услышали, что солнце взошло? Как называется самая яркая точка,  наивысшая точка напряжения? (кульминация). 

-Давайте сейчас попробуем жестом показать, как восходит солнце, развитие музыки и отметить кульминацию.

Представьте , что у вас в руках тоненький лучик. Он очень слабенький, самый первый. Надо очень нежно и плавно, в характере музыки отпустить его в небо.

Пластическое интонирование «Утро»

В странствиях по миру Пер Гюнт несколько раз достигал сказочного богатства. Разбогатевший Пер путешествуя по жаркой Аравийской пустыне попадает к вождю племени бедуинов.  Арабы принимают его за важную персону. Красивая, но коварная дочь вождя Анитра, - пытается очаровать Пера своей красотой и танцем.

 Слушание «Танец Анитры» 

 

— Какая музыка по характеру? (легкая, отрывистаяизящная)

-Какие инструменты  симфонического  оркестра  исполнили мелодию легкую, отрывистую и напевную? (струнные инструменты)

-Как вы думаете какой  характера у Анитры?

«Красив и грациозен

Танец девушки Анитры был.

Блеск в очах, восточный пыл…

Дом родной Пер позабыл.»

Но Анитра   обманывает его. Её чувства к Перу не искренни. Выпросив у Пера деньги и драгоценности,  Анитра внезапно бьёт его хлыстом по рукам и галопом скачет обратно в пустыню, оставив Пера одного.

Однажды Пер Гюнт долго бродив по горам, уставший решил прилечь отдохнуть в пещере, пока какие- то тени не стали обступать его. Они дробились, превращались в крылатых зверей. Перу стало страшно, он пытался бежать, но не тут- то было! Нечисть не пускала его. Это были тролли. Тролли – ночные существа и боятся только одного – ясного солнца, от которого они рассыпаются и превращаются в камниИ сам горный король сделал Перу предложение - вступить в мир троллей, заглушить в себе все человеческое и жениться на его дочери.

Взамен горный король обещает Перу несметные богатства. О, нет, даже такой беспечный сумасброд, как Пер, не согласен на это, ведь у него уже есть невеста - красавица Сольвейг. Разъяренные тролли хотят разорвать Пера в клочья. И если бы не раздавшийся звон церковного колокола, кто знает, что бы произошло! 

Слушание « В Пещере горного короля»

- Как музыка звучала в начале?  (настороженно, тихо,   таинственно, как будто подкрадывается, шаги слышны, маршевая, медленно).

- Что произошло дальше?  (музыка стала звучать быстрее и громче.) 

- Что это изменилось в музыке   (темп и динамика)

Один и тот же прием развития музыки позволил композитору нарисовать такие контрастные картины – «Утро», и «В  пещере горного короля». Два разных образа: образ спокойствия, красоты и образ зла. 

Тролли устроили дикий танец вокруг Пера

-Танец какой? (быстрый, стремительный, дикий, страшный)

А давайте теперь попытаемся с вами изобразить этот «Танец  троллей»?

Танцевальная импровизация

Долго путешествовал  Пер Гюнт в поисках счастья - 40 лет. И все эти годы ждала и продолжала любить его невеста Сольвейг.. Все эти сорок лет она молилась и надеялась, что он вернётся. ( Читаю на русском « Песня Сольвейг»)

Слушание «Песня Сольвейг»

О чем поет Сольвейг?

(Она поет о любви к Перу).

-Какое настроение у Сольвейг?

(грустное, печальное)

-Всегда такое? Музыка менялась? Какая стала?

(подвижная, светлая)

А почему появилась  контрастная, подвижная и светлая мелодия?

 (Эта мелодия передает  надежду на встречу).

Когда кого-то очень долго ждёшь, начинаешь вспоминать события из жизни.

Так и Сольвейг, начинает вспоминать то время, когда они  с Пером были вместе, вспоминает праздники, которые они справляли вместе в своей деревне.

За сорок лет странствий Пер Гюнт побывал в разных странах. Он торговал, богател, научился хитрить и обманывать, стал дельцом и торговцем. Однажды, встречая восход солнца в Египте, Пер Гюнт вдруг вспомнил Норвегию и решил вернуться. Его не узнали на Родине. Лишь только Сольвейг, его невеста, поняла, кто перед ней стоит.  Её возлюбленный остался для нее прежним - смелым и добрым. Она верила ему, была счастлива своей любовью.  А Пер Гюнт путешествуя долгих сорок лет, счастья так и не нашел. Вернувшись домой он понимает, что здесь оставалось самое дорогое, что у него есть: невеста Сольвейг, которая ждала его долгих сорок лет, и конечно же, его родная земля.

3.Итог урока.

С какой симфонической сюитой мы сегодня познакомились? Композитор? Что такое сюита? (музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, объединенных общим замыслом).

-Композитор с помощью музыки может рисовать картины.

-Что он для этого использует?

(Для этого он использует средства музыкальной выразительности  (ритм, тембр,    динамику, лад, темп).

4.Рефлексия:

Я узнал(а)…

Мне  запомнилось и   понравилось на уроке

Я получил радость

- Мне хочется отметить работу на уроке …..

-Как вы думаете, в чем же настоящее счастье?

(в любви к своим близким, к своей родине)…..

Давайте завершим наш урок красивой и доброй песней.  

Песня « Дорогою  добра»

- Большое спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО МУЗЫКЕ 5 КЛАСС "СКАЗКА В МУЗЫКЕ"

Данная презентация  - добавление к разработке урока в 5 классе по теме "Музыка и литература" по программе Д.Б. Кабалевского....

Конспект урока (для презентации) по музыке для 5 класса по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

Конспект урока разработан специально для презентации по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" с контрольными вопросами по теме....

Список музыкального материала для презентации по музыки 5 класс по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

Список музыкальных композиций разбитый по номерам слайдов, необходим для полного представления презентации по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"....

Презентация "Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ"

Презентация к уроку музыки в 4 классе. (программа В.О. Усачев, Л.В. Школяр)...

Конспект и презентация урока музыки на тему " Мелодия- душа музыки" 6 класс.

Конспект и презентация урока музыки на тему " Мелодия- душа музыки" 6 класс....

Презентация по музыке " Поп-музыка"

Как появилась поп-музыка и что  это такое...