Проект "Песни, опалённые войной"
проект по музыке (6 класс)

Проект предназначен для осуществления учащимися 6 класса поисково-исследовательской деятельности, который предусматривает интеграцию предметов: музыка, литература, изобразительное искусство.Проект осуществляется детьми самостоятельно, с помощью родителей, бабушек и дедушек, которые помнят о Великой Отечественной войне. Обучающиеся могут воспользоваться Интернет-ресурсами, библиотечным фондом для подбора литературы по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta.docx51.44 КБ
Файл pesni-proekt.pptx2.15 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ ИСКУССТВ

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Саратов 2014

Проектная группа

1.Аверьянова Ольга Ростиславовна, учитель музыки МОУ  «Гимназия № 31» Кировского района г. Саратова

2.Ивлиева Светлана Анатольевна, учитель музыки МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 70» Кировского района г. Саратова

3.Ставицкая Светлана Владимировна, учитель музыки «Средняя общеобразовательная школа № 73» Кировского района г. Саратова

Паспорт проекта

Название проекта

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся в проектно-исследовательской деятельности

Научный консультант

Королева Ирина Аркадиевна,к.п.н., доцент, зав.кафедроймузыкально-инструментальной подготовки

Учебный предмет

музыка

Состав группы

Аверьянова Ольга Ростиславовна

Ивлиева Светлана Анатольевна

Ставицкая Светлана Владимировна

Цель

Активизация коммуникативных навыков в процессе проектно-исследовательской деятельности обучающихся

Задачи

Сформировать умение обучающихся работать в группе

Развить навык устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми

Развить речевую и исполнительскую деятельность как основу коммуникативной компетентности

Этапы работы над проектом

Подготовительный: формирование рабочей группы, выбор темы проекта

Основной: подбор и систематизация материала, разработка учебного проекта, оформление проекта

Заключительный: защита проекта

Форма презентации

презентация

Ожидаемые результат

Учебно-воспитательный проект «Песни, опаленные войной»

Циклограмма работы над проектом

этапы

содержание

Подготовительный

Установочное занятие по определению целей, задач проектной работы, основных замыслов, примерной тематики и формы продуктов будущего проекта

Консультации по выбору темы проекта, источников информации. Формулирование идей и замыслов

Формирование проектных групп, распределение задач (обязанностей) между членами группы

Групповое обсуждение идей будущего проекта, определение способов сбора и анализа информации

Основной

Сбор и систематизация материалов в соответствии с идеей и жанром работы

Групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ

Регулярные консультации по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов

Оформление результатов проектной деятельности

Доработка проекта с учетом замечаний и предложений

Подготовка к публичной защите проекта

Заключительный

Публичная защита проекта

Информация по теме проекта

 1. Федеральные государственный образовательный стандарт основного общего образования  Министерства образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2011

2. Г.П. Сергеева.Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях - уч. пособие. Педагогическая академия , 2010

3. Л.Н. Мещанова. Требования ФГОС  к уроку музыки: целевые установки, средства обучения, результаты достижений и освоения предметной программы.Лекция.

4. И.А. Королева. Формирование УУД в процессе проектирования художественного взаимодействия искусства. Лекция.

5. И.В. Арендачук. Системно-деятельностный подход в стандартах общего образования: психологические особенности развития школьников. Лекция.

6. Л.М. Шипицина, О.Р. Защиринская. Основы коммуникации. Издательство Детство-пресс, 2010

7.http://standart.edu.ru

8.http://www.zavuch.info

Описание проекта

В современном постоянно изменяющемся мире меняются требования к содержанию образования и процессу обучения. Содержание учебного курса предмета «Музыка» в рамках федеральных государственных стандартов второго поколения для общеобразовательной школы основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Основным нововведением стандартов является рассмотрение универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают этапы усвоения содержания курса обучения.

В составе основных видов универсальных учебных действий одним из ключевых блоков являются коммуникативные действия. Согласно ФГОС, коммуникативная сторона развития считается одной из приоритетных задач школьного образования.  Коммуникативные учебные действия по предмету «Музыка» формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

Одним из видов формирования коммуникативных универсальных учебных действий является участие в проектах, которые позволяют развиваться личности обучающегося через самореализацию в предметной деятельности. Кроме того, работа в проекте предполагает широкий спектр коммуникативных связей с ребятами в группе, с родственниками, с педагогами. Группой учителей предлагается разработанный учебный проект на тему: «Песни, опаленные войной»

Тема: «Песни, опаленные войной»

Проект предназначен для осуществления учащимися 6 класса поисково-исследовательской деятельности, который предусматривает интеграцию предметов: музыка, литература, изобразительное искусство.Проект осуществляется детьми самостоятельно, с помощью родителей, бабушек и дедушек, которые помнят о Великой Отечественной войне. Обучающиеся могут воспользоваться Интернет-ресурсами, библиотечным фондом для подбора литературы по данной теме.

Цель:

Формирование эмоционально-ценностного отношения обучающихся к поколению-победителей Великой Отечественной Войны средствами музыкального искусства.

Задачи:

  1. Сформировать исследовательские навыки
  2. Приобщить к совместной творческой деятельности
  3. Воспитать любовь к Родине через уважительное отношение к поколению-победителей

Используемые ресурсы: диски, энциклопедии, библиотечный фонд, интернет.

Этапы работы над проектом:

Вводный этап:

поиск и систематизация музыкального, исторического, литературного материала военной тематики;  

планирование и распределение ролей и формирование микрогрупп по тематике.

На данном этапе учащимся предлагается

  1.  приготовить материал о том, как музыка помогала побеждать нашим воинам во время Великой Отечественной войны и проиллюстрировать свою работу фрагментами произведений, предварительно рассказав о нем. Лучшие групповые работы будут использованы в праздничном концерте, посвященном Дню Победы.
  2. Деление учащихся на группы. В ходе обсуждения и разбора проекта вырабатывается план действий, распределяются роли участников проекта, проводится анализ проблемы,  учитель помогает детям в корректировке их работы.

Поисково-исполнительский этап: работа в внутри микрогрупп, сбор и систематизация материалов, индивидуальные и групповые консультации, исполнительская работа.

На данном этапе учащимся предлагается

1.Разучить военную песню, о которой пойдет речь в групповом проекте,

2.Подобрать материал о песне,  информацию среди родственников о роли песни во время ВОВ.

Обобщающий этап:доработка и оформление фрагментов проекта
генеральная репетиция, утверждение окончательного порядка мероприятия

На данном этапе учащимся предлагается:

  1. Собрав материал, предоставитьсценарий будущего выступления
  2. Группы исполнителей отрабатывают фрагменты песен, уточняют информацию.

Заключительный  этап: презентация результатов работы в микрогруппах.

На данном этапе учащимся предлагается:

1.Представить результаты на обсуждение в виде творческой работы, состоящей из исполнения фрагментов военных песен, исторических справок о них, рассказов из жизни, рисунков, фотографий из семейного архива.

Разработка заключительного этапа данного проекта прилагается (Приложение).

Итоговый этап: оценка результатов, размещение об итогах данного проекта на сайте школы и в СМИ.

На данном этапе участники проектов делятся впечатлениями, мнениями, отвечают на вопросы, оставляют отзывы.

Результатом данного проекта станет  выпуск школьного журнала (газеты) по теме "Песни, опалённые войной", в котором будут  представлены воспоминания ветеранов, фото, рисунки детей, исторические справки к музыкальному материалу, размещение о реализации проекта на сайте ОУ, в СМИ.

Циклограмма работы над проектом

этапы

содержание

Вводный

поиск и систематизация музыкального, исторического, литературного материала военной тематики;  

планирование и распределение ролей и формирование микрогрупп по тематике

Поисково-исполнительский

работа внутри микрогрупп, сбор и систематизация материалов, индивидуальные и групповые консультации, исполнительская работа

Обобщающий

доработка и оформление фрагментов проекта
генеральная репетиция, утверждение окончательного порядка мероприятия

Заключительный

презентация результатов работы в микрогруппах

Итоговый

оценка результатов, размещение об итогах данного проекта на сайте школы и в СМИ

Технологическая карта

Технологическая карта исследовательского проекта

по теме: «Песни, опалённые войной»

МОУ СОШ №N , обучающихся 6класса.

Цель:  формирование коммуникативных  компетенций учащихся 6  класса в предметной области «Музыка» по теме «Песни, опалённые войной».

Задачи:

  1. направленные на достижение личностных результатов:
  • формирование основ уважительного отношения к истории государства, к старшему поколению, осознание  принадлежности к культурному наследию;
  • формирование целостного взгляда на мир;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, культурного самоопределения;
  1. направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской деятельности, поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе определения, восприятия и исполнения музыки;
  • формирование умения оценивать  действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания образов;
  • взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.
  1. направленные на достижение предметных результатов обучения:
  • знание основных закономерностей музыкального искусства (песня и её построение, драматургия);
  • формирование основ музыкальной культуры (исполнительство);
  • умение эмоционально и осознанно относиться к вокально-хоровой музыке и  песенному творчеству прошлого и современности;
  • развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности.

Оборудование и материалы:

  • Книги поэтов-песенников о войне;
  • Инструменты  (фортепиано и гитара);
  • Мультимедийное оборудование ( экран, проектор);
  • Компьютер;
  • Стенд с фронтовыми фотографиями из семейных архивов;
  • Рисунки детей на тему проекта;
  • Сочинение на тему проекта;
  • Стихи и песни.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент

Настраивание учащихся на деятельность. Озвучивает эпиграф:

«Чтоб ненависть была сильнее, давайте говорить о любви»

Приветствие всех участников защиты проекта.

коммуникативные

планирование и развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

Актуализация темы, постановка задачи

Работа над осмыслением содержания

Подготовка проблемной ситуации

Война. До песен ли в такое тяжёлое время?

В чём же секрет необыкновенного песенного успеха «Землянки»?

Подтвердились ли наши предположения относительно музыкального образа

Как же влияет авторская стилистика на раскрытие философского понятия Добра и Зла?

Как влияет интонация поэзии на музыкальную интонационность?

А каково значение фронтовой лирики в наше мирное время?

Анализируют  историческую ситуацию, приходят к общему мнению, что большинство песен во время военных лет на тему любви.

Работа группы музыкальных исследователей.

Историческое изыскание по созданию песни.

Инсценировка исполнения песни «Землянка».

Группа художников. Инициативное сотрудничество в поиске раскрытия образа

Сообщение группы литераторов по творчеству Михаила Васильевича Исаковского в совместной работе с группой исследователей  истории.

Обсуждение сочинений. «Катюша» - история песни, просмотр фильма «Катюша».

Сравнительный анализ с песней «Враги сожгли родную хату» - история песни, стихотворение.

Работа групп исследователей истории, музыки, литературы и изобразительного искусства.

Алексей Фатьянов –«Соловьи», «На солнечной поляночке».

Стихи ставшие песнями, написанные в послевоенный период поэтами, участниками великих сражений – Лев Ошанин «Эх, дороги», Евгений Винокуров – «Москвичи», Стихи Булата Окуджавы  - «Белорусский вокзал», «Песенка о пехоте».

Опрос, беседа и интервьюирование представителей старшего поколения.

коммуникативные

формирование действий по организации и планированию сотрудничества с учителем и сверстниками

коммуникативные

освоение вокально-хоровых навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла

коммуникативные

строить понятийные аргументированные высказывания.

коммуникативные

формирование умения грамотно строить речевые высказывания

коммуникативные

выражение образного содержания с помощью средств различных видов искусств.

коммуникативные

Участвовать в совместном исполнении и инсценировке. Применять владение монологической и диалогической речи в соответствии с нормами родного языка.

Обобщение  и систематизация  исследования.

Особое свойство искусства – сопереживание. Мы задаёмся вопросом – Как бы я поступил? А смог бы я? Подведение итогов.

В качестве задания можно предложить исследование песен о победе -  «История песен Победы»

Общее обсуждение и вывод,- что особенно остро воспринимаются эти песни сейчас накануне праздника Великой Победы.

коммуникативные

действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими

Рефлексия

Предложить  провести самооценку и проанализировать результат большой работы.

Осуществляют рефлексию, после завершения защиты презентации.

коммуникативные

определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра

Планируемый результат деятельности

оценивать эмоциональный характер музыки и определять содержание образов, накопить багаж музыкальных впечатлений и опыт хорового исполнительства на основе драматургического  развития

Ожидаемые результаты проекта

В результате  работы в проекте дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка. При этом познается история Родины, укрепляется осознание того, что музыка имеет большое значение в жизни человека, воспитываются патриотические чувства.

 Кроме того, в ходе реализации данного проекта у учащихся развиваются коммуникативные универсальные учебные действия:

- умение решатьпоставленные задачи в процессе сотрудничества с одноклассниками, учителем в ходе  музыкальной, художественно-творческой, исследовательской деятельности;

- умение высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника;

- развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки;

-  речевая и исполнительская деятельность.

Приложение

Тема урока:  Стихи и песни о Великой Отечественной войне.
Эпиграфом урока я взяла строки поэта-фронтовика Александра Прокофьева:
«Чтоб ненависть была сильнее, давайте говорить о любви».
Я хочу, чтобы мы сегодня как бы услышали голос поэтов-фронтовиков, погрузились в атмосферу фронтовой лирики, узнали истории стихотворений, ставших песнями.
Война. Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил.
До песен ли в такое тяжёлое время? В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. А.Фадеев, автор «Молодой гвардии», заявил: «Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером».
Поэзия поддерживала, помогала, вдохновляла. Самое удивительное, что большинство песен военных лет—это песни о любви. Впервые дни войны нужны были призывы, лозунги, марши. И появилась призывно-торжественная песня «Священная война» на слова В.А. Лебедева-Кумача. Позже становятся популярными другие песни, с другой мелодией, иной интонацией. Наибольшее признание получают песни в форме любовного послания: «Землянка» на слова Алексея Александровича Суркова и «Жди меня»-Константина Симонова.
В чём же секрет необыкновенного песенного успеха «Землянки»?

История песни «Землянка»
Песня «Землянка»
Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому. Имя этого поэта достаточно известно среди любителей поэзии. Но его безымянная слава несравненно больше его известности. Ведь миллионы людей пели «Дан приказ ему на запад…», «В лесу прифронтовом», не зная имени автора.
Самой популярной песней Исаковского стала «Катюша»
История песни «Катюша»
Да, «Катюша» имела многочисленные текстовые варианты ( более 100 ). Вот один из них на стихи неизвестного автора, непосредственно связанный с городом Курском:
Я помню суровую осень, 
разрывы снарядов в лесу.
Там пела Катюша у сосен
Заветную песню свою:
Садами ты густ,
Любимый мой Курск,
Родная сторонка моя…
Кем только ни была Катюша! И бойцом с автоматом в руках, и верной подругой солдата, ждущей его в далёком тылу, и парашютисткой, и партизанкой, и учительницей, и фронтовой санитаркой.
В Италии песня стала боевым гимном бойцов Сопротивления, в Болгарии— партизанским паролем. Со знаменитой «Катюшей» на фронте произошёл случай, ставший почти легендой. Однажды под вечер, в часы затишья, немцы вдруг прокрутили её раз, второй, третий… Это разозлило бойцов: мол, как это подлые фашисты могут играть нашу «Катюшу»? Дело кончилось тем, что группа солдат бросилась в атаку на вражеский окоп. В результате -- и пластинка, и патефон были доставлены к своим. И сейчас в век компьютерных технологий очень приятно, что создаются такие миниатюры… 
Фильм «Катюша»
Тема любви в песенной лирике Исаковского не всегда радостна, не всегда связана с символами цветущей природы. Тема любви, верности приобретает глубоко трагическое звучание в стихотворении: «Враги сожгли родную хату…»
История песни «Враги сожгли родную хату…»
Стихотворение «Враги сожгли родную хату…»
Удивительная песенная музыкальность, мягкая лиричность интонаций были характерны для поэзии Алексея Фатьянова. «Стихи, которые он отдавал композитору, были уже почти песней, музыка уже жила и звучала в них где-то внутри поэтической строки» ,-- писал о феноменальной песенности стихов Фатьянова поэт Михаил Матусовский.
В 1942 году Алексей Фатьянов и композитор Василий Соловьёв-Седой создают песни: «На солнечной поляночке» и «Соловьи». Однажды на привале, когда бойцы вздремнули, вдруг пронзительно запел соловей. Этот кусочек мирной жизни настолько потряс Фатьянова, что впоследствии он написал стихотворение-песню, которую маршал Жуков назовёт одной из лучших песен военной эпохи. 
Стихотворение «Соловьи»
Поэт-фронтовик Михаил Луконин вспоминал: «Как мы пели: «Соловьи, соловьи…!» А как замечательно пел он сам (Фатьянов)—помню слёзы на глазах Твардовского»
Песня «Соловьи»
Стихотворение «На солнечной поляночке» Фатьянов не решался показать даже Соловьёву—Седому, не отдавал в газеты, не верил, что стихи могут появиться в печати. Первая запись песни состоялась в 1943 году.
Песня «На солнечной поляночке» 
Ещё одно стихотворение, ставшее поистине народной песней. Лев Ошанин «Эх, дороги» 
Стихотворение «Эх, дороги»
Евгений Винокуров ушёл на войну, не закончив 10 класс. На фронте был артиллеристом, о том, что он поэт, узнали после войны. Стихотворение «Москвичи», ставшее известной песней, было написано в 1953 году. Это стихотворение-воспоминание о друзьях, которые уже никогда не вернутся с войны.
Песня «Москвичи»
Из-за школьной парты ушёл на фронт и будущий поэт Булат Окуджава, который, как и все писатели-фронтовики, часто возвращается к теме войны в своём творчестве. Песня к кинофильму «Белорусский вокзал» была написана через четверть века после окончания Великой Отечественной, но даже ветеранами войны воспринимается как подлинная, фронтовая. 
Стихотворение «Белорусский вокзал»
Стихотворение «Песенка о пехоте»
А каково значение этой фронтовой лирики в наше мирное время?
Особое свойство искусства: художественной литературы, музыки - заключается в том, что мы, читая, слушая, сопереживаем героям, сравниваем себя с ними, «примериваем» на себя их жизнь, задаемся вопросом: «Как б я поступил в подобном случае?» В этом смысле стихи и песни о войне - это школа мужества. И вам легко поставить себя на место этих людей: они — почти ваши ровесники, ведь они уходили на фронт со школьной скамьи. 
Обратите внимание на книги, представленные здесь…
Кроме того, война, как всякое трагическое событие, создает такие невероятные ситуации, которые требуют необычайно ответственных решений. Это колоссальное испытание, испытание сил духа, нравственности, совести. А значит, эти песни несут в себе нравственное начало. Мы осознаем лучше историю через искусство и литературу.
В чём хотели убедить нас авторы? Да, ребята, вам жить на этой земле, в нашей стране. Вы не должны допустить, чтобы снова была война.
Особенно остро воспринимаются эти песни сейчас, накануне праздника. 28.04 стартовала акция «Георгиевская ленточка», песни военных лет предлагаются сотовыми операторами в качестве гудка, льются с экранов телевизоров, радиоприёмников, напоминая о наследии Великой Победы.
Домашнее задание
Фильм или презентация «История песен Победы»

Приложение

Песни, опаленные войной.

Сценарий проведения семейного конкурса.

Ведущий: Более 65 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не сотрет из памяти народа Великую Отечественную войну – самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей Родины. В сердцах людей она жива, потому что до сих пор еще не залечены ее раны, не иссякла боль, не забыты те, кто отдал жизнь за великую победу. И тех, кто выжил в этой войне, с каждым годом остается все меньше и меньше. И мы рады приветствовать в нашем зале, на открытии конкурса «Песни, опаленные войной» ветерана ВОВ Кондакову Юлию Кирилловну.                                                          

Итак, мы объявляем открытие конкурса среди семей наших обучающихся «Песни, опаленные войной»

1 ребенок: Есть праздник один самый главный

                   Его нам приносит весна:

                   День Победы – торжественный, славный,

                   Отмечает его вся страна.

2 ребенок: Мы помним подвиг нашего народа,

                   Солдат, погибших в огненном бою.

                   С Победой принесли они свободу,

                   Спасая мир в жестокую войну.

3 ребенок: За страну родную люди

                   Отдавали жизнь свою.

                   Никогда мы не забудем

                   Павших в доблестном бою.

4 ребенок: В небе ясном, в небе синем

                   Солнышко горит огнем.

                   Мы сегодня о солдатах

                   Нашей Родины поем

Песня «Аты-баты, мы – солдаты!» (муз. Н.Лукониной, сл. Л.Чадовой)

        Ведущий: Всех собравшихся в зале приветствуют дети  ___класса

1 ребенок: Чтобы небо не закрыли тучи грозные,

                    Мы за мир должны бороться вместе с взрослыми.

2 ребенок: Ни взрослым, ни детям война не нужна,

                    Пусть с нашей планеты исчезнет она.

                    Пусть яркие звезды над миром горят

                    И дружба не знает границ и преград.

3 ребенок: Пусть всегда сверкают звезды -

                    Наши звезды на Кремле.

                    Мы -  за солнце, мы – за счастье,

                    Мы – за мир на всей земле.

Матросский танец «Яблочко»

Ведущий: А сейчас мы предоставляем слово нашей уважаемой гостье Юлии Кирилловне.

Выступление ветерана ВОВ

Ведущий представляет участников конкурса и жюри

Ведущий: Кто сказал, что надо бросить

                  Песни на войне?

                  После боя сердце просит

                  Музыки вдвойне, - писал Лебедев-Кумач.

Жить, работать, воевать, побеждать врага помогали нашему народу песни, созданные в те грозные годы.

 И сейчас в исполнении наших первых конкурсантов вы услышите одну из них.

     Песня «Катюша» (муз. Блантера, сл.Исаковского)

Ведущий: В минуту редкую затишья,

         Когда стихал вокруг огонь,

        Звала к себе бойцов-мальчишек

        Своей мелодией гармонь.

В исполнении следующих участников нашего конкурса звучит песня «В землянке»

Песня «В землянке»  (муз.К.Листова,  сл. А.Суркова)

Ведущий: Песня звучала в походах и в землянках, в концертах армейской самодеятельности и в исполнении артистов, приезжающих к фронтовикам. Песня учила крепче любить Родину, ненавидеть врага, учила мужеству и стойкости. Она поднимала настроение воинов, помогала переносить разлуку с близкими.

В исполнении следующих участников нашего конкурса звучит песня «Синий платочек»

             Песня «Синий платочек» (муз. Е.Петерсбургского, сл. Я.Галицкого и М.Максимова)

Ведущий: Отгремели салюты в честь победы над фашистской Германией. Ушла война с нашей земли, но не ушла она из памяти народа. И в послевоенные годы продолжали создаваться кинофильмы, книги, произведения  живописи и музыки – в том числе песни – о Великой Отечественной войне.

В исполнении  следующих конкурсантов звучит песня  из кинофильма «Белорусский вокзал»

Песня из к/ф «Белорусский вокзал» (муз. Б.Окуджава)

Ведущий: В послевоенные годы было возведено много памятников и монументов в честь воинов-освободителей. Один из таких памятников стоит в Болгарии. О нем сложена песня, которая приобрела большую популярность.

Песня «Алеша» прозвучит в исполнении следующих участников конкурса.

Песня «Алеша» (муз.Э.Колмановского, сл. К.Ваншенкина)

Ведущий: Жить без пищи можно сутки,

                  Можно больше, но порой

                  На войне одной минутки

                  Не прожить без прибаутки

                  Шутки самой немудрой, - писал Александр Твардовский.

Также, как и на войне, в послевоенные годы  рождались шуточные песни  о солдатах, моряках, летчиках.

Сейчас в исполнении конкурсантов вы услышите песню «Первым делом – самолеты»  Песня (Первым делом – самолеты» (муз.В.Соловьева-Седого)                                                                                          

Ведущий: В исполнении участников конкурса вы прослушали песни военных лет и песни о войне. Сейчас жюри просим подвести итоги.

Пока жюри подводит итоги, в исполнении вокального ансамбля звучит попурри из военных песен ).

Объявление и награждение победителей.

Ведущий:  Праздник победы встречаем,

Славим его мы и чтим.

С песней по жизни шагаем,

Дарим героям живым

(Вручаем цветы ветерану)

С песнями не расставались на нелегких фронтовых дорогах, с ними трудились в тылу, они помогали ждать. вселяли надежду. И может статься, что наряду с великими памятниками героям Великой Отечественной войны будет возведен обелиск Солдатской песне, что тысячекилометровой нотной строкой пролегла через окопы переднего края и людские сердца в незабываемые огненные годы.

Песня композитора Д.Тухманова и поэта  В. Харитонова «День Победы» стала близкой и необходимой не только тем, кто боролся за Победу с оружием в руках, но и совсем молодым юношам и девушкам, знакомым с войной лишь по книгам, фильмам и старым фронтовым песням. И пусть накануне праздника  - Дня Победы – песни Великой Отечественной войны звучат с новой силой.

 Все исполняют песню «День Победы» Д. Тухманова.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО» ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 2

Проектная группа Аверьянова Ольга Ростиславовна, учитель музыки МОУ «Гимназия № 31 » Ивлиева Светлана Анатольевна, учитель музыки МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 70» Ставицкая Светлана Владимировна, учитель музыки «Средняя общеобразовательная школа № 73»

Слайд 3

Паспорт проекта Научный консультант Королева Ирина Аркадиевна , к.п.н ., доцент, зав.кафедрой музыкально-инструментальной подготовки Учебный предмет музыка Цель Активизация коммуникативных навыков в процессе проектно-исследовательской деятельности обучающихся Задачи Сформировать умение обучающихся работать в группе Развить навык устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми Развить речевую и исполнительскую деятельность как основу коммуникативной компетентности Этапы работы над проектом Подготовительный: формирование рабочей группы, выбор темы проекта Основной: подбор и систематизация материала, разработка учебного проекта, оформление проекта Заключительный: защита проекта Форма презентации презентация Ожидаемый результат Учебно-воспитательный проект «Песни, опаленные войной»

Слайд 4

Учебно-воспитательный проект «Песни, опаленные войной» Цель Формирование эмоционально-ценностного отношения обучающихся к поколению-победителей Великой Отечественной Войны средствами музыкального искусства . Задачи Сформировать исследовательские навыки Приобщить к совместной творческой деятельности Воспитать любовь к Родине через уважительное отношение к поколению-победителей Используемые ресурсы: диски, энциклопедии, библиотечный фонд, интернет.

Слайд 5

Этапы работы над проектом Вводный поиск и систематизация музыкального, исторического, литературного материала военной тематики; планирование и распределение ролей и формирование микро групп по тематике Поисково-исполнительский работа внутри микро групп сбор и систематизация материалов, индивидуальные и групповые консультации, исполнительская работа Обобщающий доработка и оформление фрагментов проекта генеральная репетиция, утверждение окончательного порядка мероприятия Заключительный презентация результатов работы в микро группах Итоговый Оценка результатов, размещение об итогах данного проекта на сайте школы и в СМИ

Слайд 10

Ожидаемые результаты проекта умение решать поставленные задачи в процессе сотрудничества с одноклассниками, учителем в ходе музыкальной, художественно-творческой, исследовательской деятельности умение высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки речевая и исполнительская деятельность

Слайд 11

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО» ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аверьянова Ольга Ростиславовна, учитель музыкиМОУ « Гимназия № 31» Ивлиева Светлана Анатольевна, учитель музыки МОУ «СОШ № 70» Ставицкая Светлана Владимировна, учитель музыки «СОШ № 73»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Строки,опалённые войной

Музыкально-литературная композиция,посвящённая Великой Отечественной войне....

разработка внеклассного мероприятия по истории "Детство, опалённое войной"

внеклассное мероприятие по истории  для средних классов коррекционной школы 8 вида "Детство, опалённое войной"....

Строки, опалённые войной

Сценарий литературной гостиной о  творчестве поэтов, погибших на полях сражений в Великой Отечественной войне: М.Кульчицкий, П.Коган, Н.Майоров, И.Лапшин, В.Багрицкий, Б.Смоленский....

Презентация "Строки,опалённые войной(поэзия периода Великой Отечественной войны)

Эта презентация может быть использована как на уроке, так и во внеурочное время.Аудитория -учащиеся 7-11 классов.Надеюсь, что материал будет полезен....

Конкурс чтецов стихов о Великой Отечественной войне «Строки, опалённые войной» к 75-летию Победы.

В конкурсе принимают участие чтецы с 1 по 10  класс. Ведущие предлагают познавательную информацию либо об истории создания стихотворения, либо об авторе. Предложенный материал можно использовать ...

Конспект урока литературы в 9 классе "Война и духовная жизнь общества. "Строки, опалённые войной"

На уроке литературы в 9 классе "Строки, опаленные войной" учащиеся знакомятся со стихотворным наследием  периода Великой Отечественной войны. Цель урока: прививать любовь к русской поэи...