Разработка урока музыки в 6 классе
план-конспект урока по музыке (6 класс)
План-конспект урока "Ромео и Джульетта"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehn.karta_6_kl_romeo_i_dzhuleta.docx | 314.56 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА-ПЛАН УРОКА МУЗЫКИ (
Класс: 6
Тема урока: Увертюра-фантазия П. И. Чайковского «Ромео и Джульетта»
Цель:
Продолжение знакомства с жанром программной увертюры на примере увертюры – фантазии П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта»
Задачи:
- закрепить и углубить понятия – программное произведение, увертюра, сонатная форма.
- сформировать эмоциональное отношение к музыкальному образу.
Материально-техническое оснащение (оборудование): компьютер, проектор.
Ход урока:
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Цели урока: формирование у обучающихся деятельных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания
Задачи урока (образовательная, развивающая, воспитательная):
Образовательная: продолжить знакомить учащихся с жанром программной увертюры, показать процесс формирования образов литературы и музыки на примере трагедии В.Шекспира "Ромео и Джульетты" и одноимённой увертюры-фантазии П.И. Чайковского.
Развивающая: выявлять различные виды контраста как основного приёма развития симфонической музыки, находить параллели в образах музыки и изобразительного искусства.
Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие музыкального и литературных произведений, уметь сопереживать их главным героям.
Оборудование: учебник Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской "Музыка" для 6 класса, фонохрестоматия для 6 класса, раздаточный материал с таблицей для сравнения образов литературы и музыки.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие в форме вокальной попевки, исполняемой учителем - "Здравствуйте, ребята, здравствуйте!" (поступенное восходящее движение от первой ступени к пятой по звукам тонического трезвучия). Ответ детей - "Здравствуйте, учитель, здравствуйте!" (полное повторение исходной попевки).
2. Учитель: сегодня на уроке вы продолжите знакомство с произведением, написанными в жанре программной музыки - с увертюрой - фантазией П.И. Чайковского "Ромео и Джульетта". Обратившись к литературному источнику, трагедии В. Шекспира, и музыкальным фрагментам увертюры, вы проследите формирование образов литературы и музыки средствами выразительности, обогатите своё представление о юных героях трагедии Шекспира, осмыслив взаимосвязь литературы и музыки. В процессе работы нам предстоит сопоставить произведения, которые разделяют несколько столетий. Гениальная трагедия Шекспира "Ромео и Джульетта" нашла музыкальное воплощение в произведениях Ш. Гуно, В Беллини, Г. Берлиоза, С.Прокофьева, Л. Бернстайна.
Интересна история создания увертюры - фантазии П.И. Чайковского. В один из летних дней 1869 года, прогуливаясь в компании Чайковского и Кашкина, композитор Балакирев высказал вслух в следующую мысль: "Приходит в голову старая история, которую нам рассказал Шекспир: о любви Ромео и Джульетты, любви, которая победила смерть. И это сюжет для вас, Пётр Ильич. Вы должны записать в звуках эту радостно - трагическую историю, историю победы любви над смертью". Эта идея нашла великолепное воплощение в увертюре - фантазии "Ромео и Джульетта" созданной Чайковского. Осенью 1869 года была готова первая редакция увертюры. В марте 1870 года увертюра была исполнена в Москве под управлением Н.Г. Рубинштейна и имела успех. Однако сам композитор остался недоволен музыкой и уничтожил партитуру. За первой редакцией последовала вторая, которая относится к 1870 году, затем ещё одна, третья, которую композитор сделала в1880 году. Именно третья редакция увертюры является исполняемой и широко известной.
Интерес Чайковского к программной музыке обусловлен двумя причинами: влиянием эстетики романтического искусства, которое стремилось к слиянию музыки и поэмы, музыки и драмы, а также тем, что программная музыка открывала путь к демократизации искусства, что было неотъемлемой чертой развивающихся национальных школ, особенно русской. В русле программной музыки Чайковскому оказалась ближе драматическая линия русской программной музыки, родственной явлениям западноевропейского программного симфонизма. Произведения Шекспира и Данте помогли поставить временные и общечеловеческие проблемы, выразить актуальные идеи своего времени, воплотив их средствами драматургии конфликтного типа.
Сюжет "Ромео и Джульетты" являл собой возможность создать трагедийное музыкальное произведение. В увертюре - фантазии Чайковский выразил сущность литературного произведения специфическими музыкальными средствами: воплотил основные движущие силы трагедии, показал их столкновение и трагедийную развязку, таким образом, выразил основную идею литературного произведения. С шекспировской глубиной композитор раскрыл в музыке красоту и верность человеческого чувства, вместе с поэтом вынес суровый приговор жестокости, предрассудка среды, которая окружала героев.
Прежде чем вы познакомитесь с инструментальным вариантом звучания увертюры, я сыграю вам тему дуэта Ромео и Джульетты из незавершённой оперы Чайковского. Послушайте эту тему (учитель играет на музыкальном инструменте тему дуэта).
Опираясь на нотную запись, исполните главную мелодию (ученики поют тему дуэта).
Определите характер образа. С точки зрения интонирования простая ли эта мелодия? Какими чувствами наполнена музыка дуэта? Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?
Ученик: мелодия вдохновенная, широкая, песенная. Интонационно мелодия сложна. Музыкальные штрихи разнообразные: legato, non legato, подчёркнутые ноты. Лад мажорный, яркая динамика - от mf до звучания f, crescendo. Движение мелодии восходящее. Много лиг, для исполнения которых необходимо взятие дыхания.
Учитель: познакомимся с образами трагедии В.Шекспира увертюры - фантазии Чайковского. В процессе работы вы будете заполнять следующую таблицу:
Образы трагедии Шекспира
Образы увертюры Чайковского
Характеристика образов в литературе
Характеристика образов в музыке
Патер Лоренцо
Образ патера Лоренцо
Ромео и Джульетта
Тема любви
Монтекки, Капулетти, Тибальт, Парис
Тема вражды
Прочитайте строки из пролога (ученик вслух читает пролог, учебник стр.144).
Назовём персонажей литературного произведения: это Монтекки и Капулетти, Тибальт, Парис, Ромео и Джульетта, патер Лоренцо. В увертюре будут развиваться три образа - образ патера Лоренцо (хорал медленного вступления), образ вражды (семейства Монтекки и Капулетти и др., главная партия), образ или тема любви (побочная партия). Основной идейный смысл Чайковский передал через контрастное сопоставление и столкновение музыкальных образов, избрав наиболее отвечающую идейному замыслу сонатную форму, основанную на контрастном сопоставлении тем. Сонатная форма состоит из разделов - вступления, экспозиции, разработки, репризы, коды.
Учитель: открывается увертюра темой патера Лоренцо (учащиеся слушают тему хорала). Охарактеризуйте этот образ средствами музыки.
Ученик: музыкальная тема Лоренцо сдержанная и сосредоточенная. Этот человек размышляет или погружён в воспоминания. Вступление довольно продолжительное.
Учитель: Повторялась ли тема? Если да, изменился ли её характер? Какие инструменты исполняют тему?
Ученик: первая тема исполнялась кларнетами и фаготами, характер музыки сумрачно-сосредоточенный. Второй раз тему исполняли флейты и гобои.
Учитель: хоральной теме противопоставлены скорбные интонации струнных, которые вносят ощущение напряжённого ожидания. Они подготавливают новую тему, эскиз лирических образов, которые в дальнейшем найдут широкое развитие в побочной партии. При проведении темы деревянными духовыми общий колорит музыки несколько светлеет, но вместе с появлением нового ритма тема звучит более взволнованно. В конце вступления она становится драматической и напряжённой, появляется в изменённом темпе и в новой звучности. Охарактеризуйте патера Лоренцо, основываясь на содержании трагедии.
Ученик: в трагедии Шекспира Лоренцо - противник вражды двух семейств. Он тайно обвенчал Ромео и Джульетту, надеясь, что их брак послужит примирению родов. Это человек, который отказался от радостей мирской жизни. Но он отнюдь не принадлежит к числу тех святош, которые были готовы запретить любовь и наслаждение. Лоренцо любит природу и понимает её. Он не только собирает растения, ему доступно глубокое понимание человеческого сердца. Недаром в трудную минуту Ромео и Джульетта идут именно к нему за помощью и советом
Учитель: тема патера Лоренцо претерпит видоизменения в разработке. Она прозвучит в исполнении медных духовых как олицетворение образа жестокой силы, вставшей на пути Ромео и Джульетты. Во вступлении композитор использует приём "волнообразного" развития темы. С каким душевным состоянием патера Лоренцо связано построение вступления? Свои слова подтвердите знанием литературного содержания.
Ученик: Лоренцо придумывает сложный план спасения любви двух молодых людей, которому не суждено сбыться, он глубоко переживает за судьбу Ромео и Джульетты. Читаем акт 5, сцена 3:
Хоть без вины, как будто главный я.
Так, говорят, на первый взгляд, улики.
Итак, я тут стою в двойном лице -
Как обвиняемый и обвинитель.
Чтоб осудить себя и оправдать.
Учитель: Шекспир использовал средства выразительности литературы для наиболее полной характеристики образа: инверсия ( обратный порядок слов, смысловой акцент)-"главный я"; метафора-"в двойном мире"; антитеза- "осудить" и "оправдать".Далее - акт 2, сцена 6:
У бурных чувств неистовый конец,
Он совпадает с мнимой их победой.
Разрывом слиты порох и огонь,
Так сладок мёд, что, наконец, И гадок:
Избыток вкуса отбивает вкус.
Не будь ни расточителем, ни скрягой:
Лишь в чувстве меры истинное благо.
Здесь использована метафора - "конец чувств", антитеза - " сладок" и "гадок". По нотной записи в учебнике на стр.145 спойте мелодию вступления.
Ученик: интонация восходящая, тема аккордового склада, характер музыки спокойный, напоминает звучание молитвы. Лад минорный. Динамика контрастная: сила звучания от p до f и вновь возвращается к p.
Учитель: следующая группа образов в литературе объединяет два семейства и отдельных персонажей (см. таблицу). С группой этих образов в музыке связано появление главной партии - темы вражды. Прослушайте эту тему и охарактеризуйте её (учащиеся слушают главную тему).
Ученик: тема вторгается неожиданно. В ней энергия, быстрый темп с движением вперёд, ритм неустойчивый, синкопированный, динамика - ff. Исполняет весь оркестр.
Учитель: мелодия состоит из коротких интонаций, в ней диссонирующие гармонии, частые смены тональностей. Ориентируясь на нотную запись, спойте начальные интонации главной темы (учащиеся поют главную тему, учебник стр.146).Почти сразу в главной теме возникает новый элемент - гаммообразные пассажи шестнадцатых, характерные "броски - удары", и особый упругий ритм. Главная тема изложена широко, в ней воля, упорство, но вместе с тем музыка зловещая и угрожающая, в ней есть изобразительные моменты (имитация звона клинков медными тарелками сабельных ударов). Охарактеризуйте литературных героев, которые являют собой враждебные образы.
Ученик: два враждебных семейства - люди непримиримые, живущие по закону родовой мести - кровь за кровь. Этому закону придерживаются не только старики, но и Тибальт, даже в большей степени, чем старший Капулетти. Парис - жених Джульетты, выбранный отцом, т.к. по обычаям того времени выбор партнёра при вступлении в брак, не считаясь с чувствами детей, оставался за родителем. О вражде этих семейств мы уж читали в прологе.
Учитель: далее работа с текстом - Капулетти о дочери (акт 1,сцена 2):
Но эта зрелость ранняя вредна.
Мои надежды пожрала могила,
И небо только дочь мне сохранило.
В тексте: " зрелость ранняя"- эпитет, "зрелость:вредна"- метафора, "пожрала могила"- метафора, "небо:.сохранило"- метафора.
Далее - акт 3, сцена 5 (Капулетти о дочери и Парисе):
Богач, красавец, знатный человек
Воспитан, воплощенье всех достоинств,
Мечта и сон, а эта тварь пищит:
"Я не хочу! Я не могу! Мне рано:
В тексте: "знатный человек"- эпитет; использование кратких прилагательных для выразительной характеристика персонажа.
Далее - акт 4, сцена 1 (Парис о браке, нет чувств):
Что брак остановил бы их поток,
Который разлился в уединенье,
А в обществе вошёл бы в берега.
В тексте: "их поток" - инверсия, "брак :разлился"- метафора, "вошёл : в берега"- метафора.
Далее - акт 1, сцена 1 (Монтекки о сыне):
Он бродит и росистый пар лугов
Парами слёз и дымкой вздохов
Множит.
В тексте: "росистый пар"- эпитет, "парами слёз"- метафора, "дымкой вздохов"- метафора. В характере старшего Монтекки слышны поэтические слова о том, как проводит время его сын. Задатки поэтической личности, очевидно, проявились у Ромео от отца (обсуждение образов героев и средства выразительности в литературе).
Сейчас мы продолжит слушать увертюру-фантазию (слушание увертюры до завершения экспозиции). Знакома ли вам эта тема? Охарактеризуйте новый образ.
Ученик: это мелодия вокального дуэта Ромео и Джульетта, она контрастна образу вражды.
Учитель: вы верно назвали мелодию. Эта тема появляется довольно неожиданно: происходит модуляция в новую тональность - в ре-бемоль мажор. Об этой теме Н.А. Римский-Корсаков с восторгом писал: "До чего она вдохновенная! Какая неизъяснимая красота, какая жгучая страсть! Это одна из лучших тем всей русской музыки". Охарактеризуйте эту тему средствами музыкальной выразительности. Какой способ развития мелодии использует композитор?
Ученик: это тема широкого дыхания, вдохновенная и песенная, сопровождается аккордами. Её исполняют английский рожок и альты. Динамика - mf. Интонации сложные, с хроматизмами. Композитор использует способ развития - повтор.
Учитель: после первого проведения побочной партии появилась новая тема, которая написана в характере нежного баюкивания, колыбельной. Её исполняют скрипки с сурдиной на фоне альтов. Эту тему можно назвать второй побочной партией. Она является дополнением первой темы, подготавливает ещё более широкое её проведение. Тема развивается секвенциями, захватывая огромный диапазон, становится напряжённой. В момент кульминации основная тема звучит в развёрнутом виде, насыщенно и полнокровно в исполнении деревянных духовых. Характеристика Ромео - ему 17 лет, душа его чиста, он жаждет любви, яркий и живой образ. Джульетта - юность, богатый духовный мир, умна не по годам, сердце открыто для большого чувства, смела, решительна. Из них двоих она более решительна. Строки о любовном чувстве юных героев прочитаем в учебнике на стр.148. Далее - Ромео о Джульетте (акт 2, сцена 2):
Проговорила что-то. Светлый ангел,
Во мраке над моею головой
Ты реешь, как крылатый вестник неба:
В тексте используются метафоры: "светлый ангел", "вестник неба".
Джульетта о Ромео (акт 2, сцена 2):
Ромео под любым названьем был бы
Тем верхом совершенства, какой он есть.
В тексте - "верхом совершенства" - метафора (обсуждение образов героев).
Заключительный раздел экспозиции начинается с аккордов арфы, где на фоне у фаготов звучат отдельные мотивы основной лирической темы. Музыка затихает: pizzicato виолончелей и контрабасов подчёркивают окончание экспозиции. Далее за экспозицией следует разработка. Прочитаем строки из трагедии (учебник стр.148) и проследим по партитуре разработку увертюры - фантазии (учащиеся слушают разработку). Какие знакомые темы прозвучали?
Ученик: разработка начинается с темы вражды. В этом разделе прозвучала и тема вступления, но она отличается от первоначального варианта звучания хорала.
Учитель: строки из текста У.Шекспира (учебник, стр.148, 149) усиливают конфликт. В музыке разработки отсутствует побочная партия. С каждым новым проведением тема хорала становится более драматичной и противостоит развитию темы вражды. В учебнике на стр.148 - тема патера Лоренцо во вступлении и разработке. Спойте эти темы и сравните.
Ученик: во вступлении тема Лоренцо сдержанная и спокойная. В разработке тема больше не звучит в первоначальном варианте. Первое проведение в разработке - звучит труба, образ смятения; второе - образ насилия, её исполняют тромбоны на ff, длительности с акцентом. Текст учебника, стр.149, характеризует раздел разработки, развитие конфликта.
Учитель: какой раздел следует после разработки? Да, это реприза. Сравнивая звучание темы любви в экспозиции и репризе, заметьте, что звучание этой темы становится более значимым и торжественным. Ей противопоставляется тема вражды, вновь появляется тема патера Лоренцо. Волнение в музыке усиливается. Удары барабана и последующая пауза имеют выразительное значение. Какое? Как называется завершающий раздел увертюры?
Ученик: удар барабана означает развязку трагедии.
Учитель: кода-финал произведения. У Чайковского он оптимистический: звучание темы любви завершается утвердительными аккордами, выражая своё отношение к главной идеи трагедии Шекспира - любовь побеждает все невзгоды и будет жить вечно. Чем завершается трагедия Шекспира? (обсуждение с учащимися финала в литературе и музыке).
3. Ответьте на вопросы: сходны или различны образы, созданные Шекспиром и Чайковским? Какие средства выразительности создают эти образы в литературе, а какие в музыке? В каком из произведений главные герои показаны ярче? Какое произведение произвело на вас большее впечатление?
4. Домашнее задание: записать выводы на поставленные вопросы по теме урока в тетрадь.
Так в один из летних дней 1869 года, во время прогулки в компании Чайковского и его друга, преподавателя музыкальных классов Кашкина, известный русский композитор Балакирев высказал плодотворную мысль: «Приходит в голову старая история, которую нам рассказал Шекспир: о любви Ромео и Джульетты, любви, которая… (победила смерть). И это сюжет для вас, Пётр Ильич. Вы должны записать в звуках эту радостно-трагическую историю, историю победы любви над смертью».
Работая над своим произведением, Чайковский писал: «И все равно истинная любовь сильнее всего: сильнее ненависти, сильнее самой смерть… И я покажу, я обязательно покажу, что на свете существует именно такая любовь». Таким образом, идея создания увертюры П.И.Чайковского соответствовала идее великого произведения У.Шекспира.
Предлагают работу с учебником- описание иллюстраций
Обратимся к увертюре – фантазии П. И. Чайковского. Это произведение, как и все увертюры, написано в сонатной форме. В чем особенность этой формы?
Объясняет особенности сонатной формы.
Предлагает работу с карточкой.
Предлагает прослушать экспозицию
Здесь происходит столкновение двух тем – темы борьбы Добра и Зла, Любви и Вражды. Какие ассоциации, переживания, чувства побуждает
Предлагает прослушать разработку. А есть ли в разработке тема Любви? Почему не звучит тема Любви? Какой характер приобретает тема Патера Лоренцо? Ученики: (ожидаемый результат) Тема Любви не звучит, потому что Ромео и Джульетта любят друг друга втайне от всех. И эта тайна приводит к трагедии.
К каким последствиям ведёт тайность бракосочетания влюбленных?
Предполагают жанры музыки.
Размышляют: что привлекло Чайковского в драме Шекспира
Работают с учебником, описывают иллюстрации.
Отвечают на вопросы.
Работают с карточкой. Отмечают соответствия: экспозиция- (завязка), разработка (развитие), реприза (развязка).
Слушают экспозицию
Работают с таблицей. Записывают характеристику тем.
Работают с таблицей. Записывают особенности развития тем.
Отвечают на вопросы, работают с таблицей.
Размышляют, дают ответы. (Убийству Меркуцио, изгнанию Ромео, греху Лоренцо, самоубийствам Джульетты и Ромео)
1. Индивидуальная работа.
2. Работа в группах.
3. Фронтальная работа.
1. Устные ответы.
3. Устные
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного
.М.: Будет ли соответствовать характер музыки в коде вашему восприятию развязки истории любви Ромео и Джульетты? Можно предположить развитие музыки, зная содержание трагедии?
В этом гуманистическая идея трагедии: любовь должна соединять людей, она сильнее вражды, злобы и ненависти.
Чайковский обогащает тематику шекспировской трагедии, введя тему монаха Лоренцо как тему Вечности.
На каждом этапе развития сюжета меняется характер музыки, а следовательно, и наше восприятие происходящего
У Чайковского главной идеей становится утверждение, что любовь побеждает смерть
Предлагает работу над песней «Аист на крыше»
Размышляют, отвечают.
Исполняют песню «Аист на крыше»
Индивидуальная работа
Коллективное музицирование
Устные ответы
Индивидуальный контроль
V. Итоги урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока музыки 3 класс
Урок музыки "Повсюду музыка слышна" предназначен для обучающихся 3 класса, разработан по программе "Музыка" авторы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева....
разработка урока музыки 4 класс тема: "Музыка Италии"
Данная презентация разрпаботана для урока музыки в 4 классе. тема года: "Между музыкой разных народов мира нет границ!", тема урока "Музыка Италии". в ходе урока учащиеся знакомятся с культурой красив...
Владимир Высоцкий (Методическая разработка Урока музыки 8 класс)
Конспект урока. Материал можно использовать для вечера старшеклассников...
Разработка урока музыки 6 класс в соответствии с ФГОС тема "Образы русской народной и духовной музыки"
разработтка открытого урока по музыке 6 класс2 четверть тема урока "Образы русскойнародной и духовной музыки"...
Методическая разработка урока музыки 6 класс «Музыкальный образ»
Методическая разработка урока музыки 6 класс «Музыкальный образ»...
Методическая разработка урока музыки 5 класс "Музыкальная живопись сказок и былин"
Проверка знаний учащихся по разным видам искусства(музыка, литература, ИЗО, кино) на тему богатырей....
Разработка урока музыки, 2 класс "Гимн России"
Разработка урока музыки, 2 класс "Гимн России". Фонограмму музыки к уроку (+ и -) пришлю на электронный адрес любому, кто обратится ко мне :)...