«Использование информационно – коммуникационных и здоровьесберегающих технологий на уроках музыкального искусства».
методическая разработка по музыке
Как известно, в школьном образовании существует множество информационно - коммуникационных технологий, которые преследуют одну из целей - усвоения знаний учащимися. Информационно – коммуникационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Активно развиваются личностно-ориентированные технологии обучения. Основными характеристиками применения информационных коммуникативных технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также возможность развития творческой познавательной активности учащихся.
Результаты музыкально-оздоровительной работы:
- Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
- Стабильность эмоционального благополучия каждого ученика;
- Повышение уровня речевого развития;
- Снижение уровня заболеваемости;
- Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года, не зависимо от погоды.
- Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде.
- Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека»
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков».
Г. Сигерист
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4._ispolzovanie_ikti_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_na_urokah_muz_iskusstva.docx | 30.25 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Использование информационно – коммуникационных и здоровьесберегающих
технологий на уроках музыкального искусства».
Использование информационно - коммуникационных
технологий на уроках музыки.
Как известно, в школьном образовании существует множество информационно - коммуникационных технологий, которые преследуют одну из целей - усвоения знаний учащимися. Информационно – коммуникационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Активно развиваются личностно-ориентированные технологии обучения. Основными характеристиками применения информационных коммуникативных технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также возможность развития творческой познавательной активности учащихся.
Информационно-компьютерные технологии в школе.
- Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий (трехмерность, анимация, видео, звук, имитация традиционных изобразительных техник) позволяют рассматривать компьютер как открытую учебно-развивающую среду для творчества и самообразования и учащихся, и преподавателей.
- Использование компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи.
НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРОВ
(в начальной и средней школе).
- Для усиления мотивации учения
( компьютер помогает раскрыть практическую значимость изучаемого материала, проявить свою оригинальность, задать вопросы и предложить собственные решения )
- Развитие индивидуальных особенностей
(каждый ученик работает с оптимальной для него нагрузкой).
- Расширение возможностей получаемой учебной информации (осуществляется познавательное развитие уч-ся).
- Дать первоначальное представление о компьютере и современных информационных технологиях.
Овладение компьютерными технологиями ведёт:
- К интенсификации процесса обучения;
- Реализации идей развивающего обучения;
- К совершенствованию форм и методов организации учебного процесса;
- Овладению школьниками знаниями, умениями и навыками работы с информацией, умениями самостоятельно приобретать новые знания.
Компьютерные программы по музыке.
- информативные : энциклопедии классической , популярной музыки, джаза, музыкальных инструментов, театра, балета .(статьи о композиторах, муз. фрагменты известных произведений , видеофрагменты)
- Тематические - обучающе – развивающие: П.И.Чайковский «Щелкунчик», «Времена года», М.П. Мусоргский «Картинки с выставки» и т.д. Программы с помощью анимации, трехмерной графики знакомят с произведениями композиторов.
Компьютер в начальной школе
- Для учащихся 1 и 2 класса подходят фонотека, фонограммы, караоке DVD с мультипликацией.
- Учащимися 3 –х и 4-х классов хорошо воспринимаются тематические – обучающе - развивающие программы, фонотека, фонограммы, презентации.
- В среднем звене можно использовать все группы программ, проводить уроки – презентации, уроки – викторины. Создавать презентации , проекты.
Уровни использования информационных технологий учителем на уроке музыки.
- Первый уровень ( Знание компьютера на уровне пользователя) . Соответствует установка на последовательное изучение элементов музыкальной традиции – использование отдельных элементов учебных программ в ходе урока;
- Второй уровень ( знание и владение широким кругом программ) – установка на синтез этих элементов и дальнейшее их развитие – создание собственных уроков - презентаций;
- Третий уровень ( умение работать в локальных сетях) - проведение интегрированных уроков в компьютерных классах.
Преимущества использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением
- Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации.
- Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники воссоздают реальную обстановку действительности.
- ИКТ вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуют наиболее широкому раскрытию их творческих способностей, активизации познавательной деятельности.
- Помогают качественно изменить контроль деятельности учащихся.
- Позволяют наглядно представить результат своих действий.
Музыкальная педагогика в настоящее время открывает для себя новые направления исследований:
- информационные технологии в музыке (применение мультимедиа в проектах; вопросы компьютерного анализа музыкальных произведений; информационный подход к содержанию музыки);
- роль информационных технологий в музыкальном творчестве: их значение в актуализации творческого потенциала;
- информационные технологии в музыкальном образовании, практическое освоение компьютерной музыки, нотных редакторов; использование музыкально-компьютерных технологий и электромузыкальных инструментов в современном образовательном процессе;
- информационная культура учителя музыки: оптимальное программное обеспечение профессиональной деятельности; информационные технологии в самообразовании музыканта.
В процессе использования информационно-коммуникационных технологий на уроке музыки дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку. Все это позволяет расширить кругозор учащихся, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развивать музыкальные способности детей. Применение информационных коммуникационных технологий в музыкальном обучении помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников.
В настоящее время в связи с обновлением программы по музыке актуальной становится необходимость учить “размышлять об искусстве”. Размышления об искусстве могут строиться на основе эмоционального освоения музыкальных и художественных видео- и кинофильмов. У детей под влиянием экрана активно развивается аудиовизуальное восприятие. В таком случае музыкальный и художественный образы воспринимаются глубже, полнее, ярче, потому как звучание музыки дополняется картинами, движениями, развитием, а изображение картин и образов дополняется звуками. Еще одной формой овладения информационно – коммуникационной технологией на уроках музыки может стать выполнение докладов, тестов, проектов с электронной презентацией.
При защите проекта, презентации, школьники приобретают навыки выбора и использования нужной информации, учатся работать в коллективе, применяют полученные знания при изучении других предметов. Ребенку всегда важна конечная цель – для чего он создает тот или иной продукт. Это могут быть:
• Внеклассные мероприятия (концерты, лекции, классные часы, родительские клубы…)
• Общение на форумах с ссылкой на созданный продукт, выставленный в Интернете .
• Различные тесты .
• Связь с урочной деятельностью (доклады, рефераты, экзамены)
• Самообразование (просмотр созданных учениками продуктов)
• Обучающие пособия.
На своих уроках педагоги-музыканты все чаще обращаются к методу проектов. В основе метода лежит умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Метод всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся.
Учитель предлагает ученику проблему, знакомую и значимую для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Учитель подсказывает новые источники информации, направляет мысли учеников для самостоятельного поиска. В результате ученики самостоятельно решают проблему, применив необходимые знания из разных областей, получают реальный и ощутимый результат. Вся проблема приобретает контуры проектной деятельности.
“Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад”.
Анатолий Гин.
Использование здоровьесберегающих технологий в школе на уроках музыкального искусства.
Это система мер, направленных на улучшение
здоровья участников образовательного процесса.
Виды музыкальной деятельности, помогающие
здоровьесбережению учащихся.
- Дыхательные упражнения;
- Речевые упражнения;
- Двигательные упражнения,
- ритмопластика;
- Пение;
- Восприятие музыки.
"Кто много поет, того хворь не берет!"
- звук “а - а” массирует глотку, гортань, щитовидную железу;
- звук “о - о” оздоровляет среднюю часть груди;
- звук “о - и - о - и” массирует сердце;
- звук “а - у - э - и” помогает всему организму в целом.
Реализация здоровьесберегающих технологий
Зависит от многих составляющих:
- активного участия в этом процессе самих учащихся;
- создание здоровьесберегающей среды;
- высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;
- планомерной работы с родителями;
- тесного взаимодействия с социально-культурной сферой.
Результаты музыкально-оздоровительной работы:
- Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
- Стабильность эмоционального благополучия каждого ученика;
- Повышение уровня речевого развития;
- Снижение уровня заболеваемости;
- Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года, не зависимо от погоды.
- Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде.
- Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека»
Г. Сигерист
- «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков».
Литература
- . Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. М.,2004.
- 2. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе». М., 2002 г.
- 3. Ботицкий М. Знаете ли вы музыку. - М.: Музыка, 1985
- 4. Рушель Блаво. Исцеление музыкой. СПетербург, Питер, 2003
- 5. Петрушин В.И. Слушай. Пой. Играй. М.: Музыка, 2000
Источники и Интернет – ресурсы:
1. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. –
http://pedsovet.org/
2.Василенко О.В. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки
3. Курбановский А. .Опыт антологии западной рок-музыки . С.-П., 1991
4. «Музыка в школе». Научно-методический журнал. 2007/5,6. Раздел
«Музыкальная электроника».
5. Никитина Н.Н. «Организация учебного процесса с использованием
возможностей ИКТ» http://pedsovet.org/
6. Рохлов В.С. .Организация проектной деятельности в школе
7.Чепкасова О.А. «Использование ИКТ на уроках образовательной области
«Искусство». Материалы сайта www.it-n.ru «Сеть творческих учителей».
8. http://festival.1september.ru/
9.http: /menestreli. ws
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка
Использованиеинформационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка...
Использование информационно -коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках швейного дела
Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного наглядного материала: видеофильмов, слайдов, слайд - фильмов, так как их нехватка остро ощущается ...
Приложене 1. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках биологии, как один из способов повышения качества знаний учащихся.
Использование ИКТ на уроках билогии позволяет сделать урок более интересными, наглядным....
Использование информационно–коммуникационных образовательных ресурсов на уроках родного языка и литературы в начальных классах
Использование информационно–коммуникационных образовательных ресурсов на уроках родного языка и литературыв начальных классахСегодня компьютерные технологии можно считать тем новаторским способо...
Статья с разработкой урока "Использование информационно-коммуникационных технологий при проведении уроков математики"
Данный материал содержит статью по теме "Использование информационно-коммуникационных технологий при проведении уроков математики", разработку урока математики с применением ИКТ по теме &quo...
Использование информационно-коммуникационных технологий на онлайн уроках математики.
Дистанционные занятия пользуются все большей популярностью, однако, не всегда есть четкое представление о том, как же они организованы. Так как успешное обучение во многом зависит от взаимодействия с ...
Использование информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках английского языка
Использование информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках английского языка...