Выступление на педсовете в ДОУ "В мире природы и музыки"
учебно-методический материал по музыке

Ныркова Ирина Александровна

Ребёнок дошкольного возраста открыт,  доверчив и  восприимчив к окружающему. И пробудить у него интерес к природе, её красоте можно не только путём наблюдений, но и через прекрасный мир искусства. Чудесные мелодии привлекают детей, побуждая  к фантазированию, ассоциативному мышлению, творческим импровизациям, желанию  творить. Данное выступление было адресовано как музыкальным руководителям, так и воспитателям дошкольных групп.  Знакомит воспитателей с  разделом музыкальных  произведений "Природа и музыка", которые можно использовать в НОД.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_v_mire_prirody_i_muzyki.docx20.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыка является самым чудодейственным, самым

              тонким средством привлечения к добру, красоте,

человечности. Как гимнастика выпрямляет

тело, так  музыка выпрямляет душу человека»

В. А. Сухомлинский.

Многолетний опыт воспитания детей подсказывает, что пробудить у дошкольников интерес к природе, показать им её  красоту можно через непосредственное общение с животными и растениями, игру и, конечно, через прекрасный мир искусства – живопись и  музыку. Яркие краски, красивые мелодии привлекают ребенка, пробуждают у него воображение, фантазию, ассоциативное мышление, желание творить, узнавать.

Музыкальное воспитание в этом отношении имеет особые возможности, поскольку музыка – это  язык чувств, эмоций. Ведь все в окружающем нас мире звучит, поет: это и журчание ручейка, и звон капели, и свист ветра, и шум водопада, и, конечно, пение птиц. Композиторы сами учились слушать природу и стремились передавать в своей музыке ее чудесное звучание. А вместе с ними и мы учимся слышать и понимать голос природы. И в этом – одна из важных и сложных задач воспитания детей, которая является  основой  для развития у них способностей тонко чувствовать окружающий мир, ощущать  его красоту и целесообразность, понимать свою ответственность за то, чтобы эта красота и порядок не были разрушены и жизнь на Земле продолжалась. Звуки природы послужили основой для создания многих музыкальных произведений. Природа мощно звучит в музыке!

Музыка звучала уже у древних людей. Первобытные люди стремились изучать звуки окружающего мира, они помогали им ориентироваться в пространстве, узнавать об опасности, охотится. Наблюдая за предметами и явлениями природы, они создали первые музыкальные инструменты – барабан, арфу, флейту. Музыканты всегда учились у природы. Даже звуки колокола, которые раздаются в церковные праздники, звучат благодаря тому, что колокол создали по подобию цветка колокольчика. Учились у природы и великие музыканты: Чайковский не выходил из леса, когда писал детские пьесы о природе и цикл “Времена года”. Лес подсказывал ему настроение и мотивы музыкального произведения.

Ребенку необходимо показать лучшие образцы национального и мирового искусства, которые являются ценностями общечеловеческими. В этом может помочь парциальная программа по слушанию музыки О.П. Радыновой  «Музыкальные шедевры». Она состоит из шести разделов, два из которых посвящены непосредственно природе: «Природа и музыка», «Музыка рассказывает о животных и птицах». Здесь собраны лучшие произведения русских и зарубежных композиторов, среди них циклы: «Времена года» П. И. Чайковского (12 произведений), «Времена года» А. Вивальди (4 скрипичных концерта), «Карнавал животных» К. Сен-Санса.

Раздел  «Природа и музыка» включает в себя произведения, в которых  выражены настроения, созвучные той или иной картине природы («Дождь и радуга» С. Прокофьева, «Эхо в горах» С. Майкапара, «В поле» А. Гречанинова и т.п.), времени года («Зимой» Р. Шумана, «Весна» П. Чайковского, «Осень» Ц. Кюи и т.п.),  дня («Зимнее утро» П. Чайковского, «Вечер» С. Прокофьева и т.п.).

Произведения подобраны в контрастных сопоставлениях (разные настроения в картинах утра, вечера, разные ручейки, дождики и т.д.). На таких сопоставлениях легче учить детей различать выразительные средства музыки и других видов искусств (поэзии, живописи, танца), находить черты сходства и различий настроений, созвучно музыке передавать образы природы в рисунке, движениях, оркестровке.

Раздел «Музыка рассказывает о животных и птицах» дает представление об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности. Необходимо развивать образную речь детей, умение находить характеристики музыкального образа того или иного персонажа, опираясь на различение средств выразительности музыки. Важно учить детей передавать в танцевальных, образных движениях, пантомиме характерные черты образов персонажей, инсценировать пьесы, развивая детское творчество.

Но, наряду  с  произведениями  классической музыки, нужно включать в слушание детей произведения, написанные детскими композиторами и произведения для детей. Например,  песни Т. Морозовой -  «Разноцветная осень», «Воробушек», «Весна-красна», «Дождик»;  песни  А. Варламова -  «Оленёнок», «Про жирафа», «Черепаха», «Лето»;  песни М. Парцхаладзе - «Плаксы-сосульки», «Кто построил радугу», «Море-море», «Про кита». Дети не только любят их слушать, но с удовольствием поют эти песни. В современной популярной музыке тоже есть произведения, которые можно использовать в музыкально - экологическом развитии детей, например - песня Юрия  Антонова «Не рвите цветы», Александра  Зацепина "Ты слышишь, море", Максима Дунаевского "Непогода" (муз. к к/ф "Мэри Поппинс, до свидания!").

  Также дети очень  любят игроритмику, в которой они - то «путешествуют» к бабушке в деревню, где они знакомятся с домашними животными и в движениях передают их повадки – забавных щенят, козлят, лошадок и поросят, то они отправляются на лесную полянку, где превращаются в муравья, ёжика, волка, или спешат в зоопарк, где живут экзотические животные – львы, носороги, обезьяны. Тщательно подобранная музыка помогает детям «примерить» на себя тот или иной образ, ощутить себя то диким и свирепым львом, то красивым нежным цветком, пчёлкой, зайцем, медведем.

                        Примерный перечень произведений «Музыка природы» 
1. А. Лядов  «Волшебное озеро»
2. Э. Григ «Утро» (симфоническая сюита «Пер Гюнт»)
3. С. Прокофьев «Утро»
4. П.И. Чайковский «Зимнее утро» («Детский альбом»)
5. И. Штраус Вальс  «Утренние листки»
6. М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»
7. Э. Григ «Летний вечер»
8. С. Прокофьев  «Вечер»
9. С. Прокофьев «Ходит месяц над лугами», «Дождь и радуга»
10. Р. Шуман  пьесы  «Вечером», «Ночью»
11.
Н. А. Римский – Корсаков «Ночь» (Рождественская сюита)
12. К. Дебюсси «Лунный свет»
13. А. Вивальди  «Времена года»  «Зима» 1-я, 2-я, 3-я  части.
14. Р. Шуман  «Зима» (Два варианта исполнения)

15. Р. Шуман  «Дед Мороз»  (Два варианта исполнения)
16. П.И. Чайковский  цикл «Времена года»
17. Г. Свиридов «Тройка», «Дождик», «Весна и осень»
18. С. Прокофьев  танец Феи Зимы  и танец Феи Весны  из балета «Золушка»
19. А. Вивальди  «Весна». Концерт для скрипки с оркестром, 1-я, 3-я части.
20.
Ф. Мендельсон  Песня без слов «Весенняя».
21. Э. Григ «Весной», «Ноктюрн», «Ручеёк»
22.
Р. Шуман  «Май, милый май!», «Цветы»
23. М. Равель  «Лодка в океане», «Игра воды»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете

Выступление на педсовете " Формы работы с родителями"...

Выступление на педсовете. Тема педсовета "Организация и содержание деятельности ОУ по профильному обучению.

Очень небольшое количество детей имеет одинаково хорошие успехи в изучении всех предметов программы, равное желание и стремление овладеть знаниями по математике и литературе и, что самое главное, равн...

Выступление на педсовете

Использование презентаций при подготовке учащихся к ЕГЭ....

Закономерности и случайности в мире природы, или как в этом мире живут сообща

): биология,   урок обобщения и систематизации знаний по теме «Закономерности и случайности  в мире природы, или как в этом мире живут сообща». Форма урока –  интерактивный с...

Выступление на педсовете. Тема выступления: "Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования".

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...

Выступление на педагогическом совете "Выступление на педсовете "Творчество как важнейшая составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе образования и воспитания школьников по новым образовательным стандартам"

В выстурлении рассматривается важный вопрос о развитии детского творчества через такие составляющие, как абота в кружках, исследовательская деятельность и т.д....