Доклад на тему "Особенности применения воспитательных технологий на занятиях фольклорного ансамбля"
методическая разработка по музыке
Доклад из опыта педагогической деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад "Особенности применения воспитательных технологий на занятиях фольклорного ансамбля" | 19.93 КБ |
doklad_1.docx | 19.93 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
"Особенности применения воспитательных технологий на занятиях фольклорного ансамбля".
Своё выступление начну словами великого педагога, советского композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского.
«Значение музыки в школе далеко выходит за пределы
искусства. Так же как и литература и
изобразительное искусство, музыка
вторгается во все области воспитания и
образования наших школьников, являясь
могучим и ничем не заменимым средством
формирования их духовного мира».
Д.Б.Кабалевский.
Тема выступления связана с многолетней практикой «Особенности применения воспитательных технологий на занятиях фольклорного ансамбля».
Понятие «воспитательная технология» многими исследователями включается в обобщенное понятие «педагогическая технология», которое еще в 60-70-х гг. XX века ассоциировалось главным образом с методикой применения технических средств обучения.
Термин «технология» в переводе с греческого означает «наука об искусстве» tесhnе — «искусство», «мастерство»; lоgоs — «слово», «учение». Дословно «технология» — наука о мастерстве.
Воспитательная технология
Воспитательная технология - совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. При этом она опирается на соответствующее научное моделирование (проектирование), при котором эти цели задаются однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и оценки личностных свойств и качеств человека на конкретном этапе его развития.
В любой педагогической системе «воспитательная технология» - понятие, взаимодействующее с образовательными задачами. Но если образовательная задача выражает цели обучения и воспитания, то воспитательная технология – воспитательные пути и средства их достижения. При этом в структуре образовательной задачи определенные личностные качества учащихся, подлежащие формированию и развитию, выступают как цели воспитания в конкретных условиях, что в целом определяет специфику содержания образования.
Музыкальное образование не следует ограничивать рамками только урока. Хорошим дополнением является внеклассная работа, участие в которой открывает перед школьниками возможность углубленно заниматься тем, что их влечет.
Внеклассная музыкально-воспитательная работа естественно дополняет уроки музыки и имеет целью расширить музыкальный кругозор детей, углубить получаемые ими знания, а также совершенствовать исполнительские навыки и умения, а учитель в свою очередь имеет возможность формировать самостоятельность и творческую активность.
Организация внеклассных музыкальных занятий предполагает следование определенным методическим рекомендациям:
Соблюдать основные принципы организации внеклассной музыкальной деятельности детей: преемственность, планомерность, последовательность, увлеченность.
Разнообразить содержание занятий для накапливания музыкального опыта детей и обогащения их новыми музыкальными впечатлениями.
Подбирать художественный иллюстративный материал высокого качества и показывать его отличное исполнение, как учителем, так и учащимися.
Повышать занимательность содержания внеклассного мероприятия, новизну его элементов.
Учитывать возрастные особенности детей и музыкальный уровень их развития, подбирать соответствующие формы проведения внеклассных занятий, доступный музыкальный и литературный материал.
Направлять внеурочную музыкальную работу на развитие активности детей, их воображения и инициативы.
Соблюдать определенную продолжительность занятия в зависимости от возраста детей. Успех всей разнообразной работы по музыкальному образованию во многом определяется тем, насколько учащиеся овладевают различными видами музыкальной деятельности и испытывают потребность в ней.
Большой интерес представляет фольклорный ансамбль. Само обращение к народной песне имеет огромное воспитательное значение. Её активное освоение способствует формированию интереса к народной музыке, что в свою очередь является важным условием воспитания чувства любви к Родине, родному краю. Кроме того, исполнение народных песен - это по своей природе творческая деятельность, где воплощение художественного образа связано с варьированием и импровизацией текста, мелодии, движений.
Ансамбль сформирован из учащихся младшего и подросткового возраста. Дети 8-9 лет с удовольствием воспринимают попевки, потешки, прибаутки, которые преподносятся в игровых ситуациях, создающих необходимый эмоциональный настрой, а использование с первых занятий простейших движений при их исполнении является началом формирования творческих умений. В репертуар ансамбля входят доступные народные песни, воплощающие в себе яркие народные традиции. Они понятны детям по содержанию, вызывают у них интерес и вместе с тем соответствуют исполнительским возможностям. Например: песня "Было у тёщи пять зятевей". При разучивании данного произведения младший состав не обладал большим вокальным опытом, поэтому акцент был сделан на театрализации песни, а старшему составу было поручено исполнять двухголосие вокальной партии. Театрализация воздействует на эмоциональную сферу ученика, активизирует его внимание, воображение, фантазию. Для формирования певческих навыков в практике применяются различные упражнения, помогающие достичь естественного звонкого пения в народной манере. При освоении музыкального фольклора учащимся даются различные задания, например, варьируют мелодии, импровизируют под музыку движения. Развитию творческого воображения помогают такие приёмы: обращение к известным образам народных сказок, проведение аналогий с повадками зверей и птиц, являющихся персонажами произведений. Овладение творческими умениями способствует достижению органического единства слова, напева и движения в создании художественного образа. С накоплением опыта учащиеся осваивают более сложные танцевальные движения. Существует опыт мастер - классов, который подразумевает вовлечение гостей в творческий процесс. Например танцевльно - игровые песни "Во саду ли в огороде", "Светит месяц", "И шёл козёл дорогою". Овладев танцевальными навыками, ребята успешно танцуют не только в сложившихся парах, но и быстро обучают новичков в процессе совместного исполнения. К последним куплетам песни складывается впечатление, что все присутствующие данного действа являются участниками ансамбля.
Работа с фольклорным коллективом требует тщательного анализа песенного материала, прослушивания, изучение записей народных песен, поиска средств и методов активного освоения репертуара. Данная практика широко используется и нашим коллективом. Просматривается видеоряд детских коллективов, активно обсуждается материал, ребята высказывают свои предпочтения и совместно, аккуратно корректируя выбор детей, достигается согласованность.
В репертуаре ансамбля существуют песни "Ой, мамка печёнки болят", "Утка луговая" и другие которые исполняются только старшим основным составом. Так как ребята обладают большим опытом выступлений перед профессиональной аудиторией, мастерством исполнения вокальным и инструментальным. В этих произведениях они демонстрируют ту сумму знаний, которыми смогли овладеть за долгое время занятий. В сентябре 2017 года на базе нашей школы проходил «Всероссийский семинар «Опыт места. Культурная мозаика». Фольклорному ансамблю была предоставлена возможность поделиться своими наработками. Учитывая, что семинар проходил в начале учебного года 25 сентября за короткий промежуток времени ребята вспомнили, повторили свои лучшие номера из репертуара и представили гостям разноплановую программу, наполненную самобытным народным творчеством.
Так же в своей практике использую игру на детских музыкальных инструментах. Этот вид коллективной исполнительской деятельности на занятиях помогает быстро усваивать приёмы игры и владение инструментом. Игра на детских шумовых инструментах особенно полезна для музыкально-творческого развития ребят, это хорошая подготовка к освоению более сложных инструментов. Обучение игре на инструменте доступно всем детям, независимо от способностей, и задача руководителя уделять особое внимание их музыкальному творческому развитию, которое может успешно осуществляться благодаря умелому использованию различных видов работы. Например, разучивается песня, ребятам даётся задание поимпровизировать с ритмическим рисунком или подобрать его по слуху. У начинающих учеников часто проявляется стремление играть по слуху. Сначала это простой ритмический рисунок, но с накоплением опыта владения инструментом ненавязчиво подвожу к использованию всего арсенала средств гармонизации мелодии с использованием разных видов фактуры. При подготовке к конкурсу «Светлая Пасха» выбрали песню «По лугам, лужочкам». Долго думали, какие ввести инструменты, но понимая, что приход весны ассоциируется с пением птиц, лучшим решением было использовать свистульки в виде птиц, которые ребята изготовили собственными руками, когда были на конкурсе в «Кенозерском национальном парке» при этом каждая свистулька отличалась своим тембром. В целом получилась гармоничная композиция.
Несколько слов хочется ещё сказать о фольклорных картинках. Показателем результата является неоднократное успешное выступление на конкурсах «Рождество Христово славим», «Светлая Пасха». Учитывая, что участниками ансамбля являются дети с разными творческими способностями, данный вид деятельности предоставляет возможность каждому ребёнку проявить себя и раскрыть полностью свой талант, почувствовать свою значимость в работе коллектива.
В процессе своей работы приобщаю детский коллектив также к анализу исполнения произведений после выступления. Осознавая впечатления, участники ансамбля сами отмечают достигнутые успехи и имеющиеся недостатки. В дальнейшем это помогает избежать ошибок.
Фольклор всегда был действенным средством воспитания национального самосознания и патриотизма. Организуя творческий процесс, руководитель занимается воспитанием певческого, хореографического и актёрского мастерства не только всего коллектива в целом, но и выявляет индивидуальные творческие способности, особенности характера у каждого исполнителя.
Предварительный просмотр:
"Особенности применения воспитательных технологий на занятиях фольклорного ансамбля".
Своё выступление начну словами великого педагога, советского композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского.
«Значение музыки в школе далеко выходит за пределы
искусства. Так же как и литература и
изобразительное искусство, музыка
вторгается во все области воспитания и
образования наших школьников, являясь
могучим и ничем не заменимым средством
формирования их духовного мира».
Д.Б.Кабалевский.
Тема выступления связана с многолетней практикой «Особенности применения воспитательных технологий на занятиях фольклорного ансамбля».
Понятие «воспитательная технология» многими исследователями включается в обобщенное понятие «педагогическая технология», которое еще в 60-70-х гг. XX века ассоциировалось главным образом с методикой применения технических средств обучения.
Термин «технология» в переводе с греческого означает «наука об искусстве» tесhnе — «искусство», «мастерство»; lоgоs — «слово», «учение». Дословно «технология» — наука о мастерстве.
Воспитательная технология
Воспитательная технология - совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. При этом она опирается на соответствующее научное моделирование (проектирование), при котором эти цели задаются однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и оценки личностных свойств и качеств человека на конкретном этапе его развития.
В любой педагогической системе «воспитательная технология» - понятие, взаимодействующее с образовательными задачами. Но если образовательная задача выражает цели обучения и воспитания, то воспитательная технология – воспитательные пути и средства их достижения. При этом в структуре образовательной задачи определенные личностные качества учащихся, подлежащие формированию и развитию, выступают как цели воспитания в конкретных условиях, что в целом определяет специфику содержания образования.
Музыкальное образование не следует ограничивать рамками только урока. Хорошим дополнением является внеклассная работа, участие в которой открывает перед школьниками возможность углубленно заниматься тем, что их влечет.
Внеклассная музыкально-воспитательная работа естественно дополняет уроки музыки и имеет целью расширить музыкальный кругозор детей, углубить получаемые ими знания, а также совершенствовать исполнительские навыки и умения, а учитель в свою очередь имеет возможность формировать самостоятельность и творческую активность.
Организация внеклассных музыкальных занятий предполагает следование определенным методическим рекомендациям:
Соблюдать основные принципы организации внеклассной музыкальной деятельности детей: преемственность, планомерность, последовательность, увлеченность.
Разнообразить содержание занятий для накапливания музыкального опыта детей и обогащения их новыми музыкальными впечатлениями.
Подбирать художественный иллюстративный материал высокого качества и показывать его отличное исполнение, как учителем, так и учащимися.
Повышать занимательность содержания внеклассного мероприятия, новизну его элементов.
Учитывать возрастные особенности детей и музыкальный уровень их развития, подбирать соответствующие формы проведения внеклассных занятий, доступный музыкальный и литературный материал.
Направлять внеурочную музыкальную работу на развитие активности детей, их воображения и инициативы.
Соблюдать определенную продолжительность занятия в зависимости от возраста детей. Успех всей разнообразной работы по музыкальному образованию во многом определяется тем, насколько учащиеся овладевают различными видами музыкальной деятельности и испытывают потребность в ней.
Большой интерес представляет фольклорный ансамбль. Само обращение к народной песне имеет огромное воспитательное значение. Её активное освоение способствует формированию интереса к народной музыке, что в свою очередь является важным условием воспитания чувства любви к Родине, родному краю. Кроме того, исполнение народных песен - это по своей природе творческая деятельность, где воплощение художественного образа связано с варьированием и импровизацией текста, мелодии, движений.
Ансамбль сформирован из учащихся младшего и подросткового возраста. Дети 8-9 лет с удовольствием воспринимают попевки, потешки, прибаутки, которые преподносятся в игровых ситуациях, создающих необходимый эмоциональный настрой, а использование с первых занятий простейших движений при их исполнении является началом формирования творческих умений. В репертуар ансамбля входят доступные народные песни, воплощающие в себе яркие народные традиции. Они понятны детям по содержанию, вызывают у них интерес и вместе с тем соответствуют исполнительским возможностям. Например: песня "Было у тёщи пять зятевей". При разучивании данного произведения младший состав не обладал большим вокальным опытом, поэтому акцент был сделан на театрализации песни, а старшему составу было поручено исполнять двухголосие вокальной партии. Театрализация воздействует на эмоциональную сферу ученика, активизирует его внимание, воображение, фантазию. Для формирования певческих навыков в практике применяются различные упражнения, помогающие достичь естественного звонкого пения в народной манере. При освоении музыкального фольклора учащимся даются различные задания, например, варьируют мелодии, импровизируют под музыку движения. Развитию творческого воображения помогают такие приёмы: обращение к известным образам народных сказок, проведение аналогий с повадками зверей и птиц, являющихся персонажами произведений. Овладение творческими умениями способствует достижению органического единства слова, напева и движения в создании художественного образа. С накоплением опыта учащиеся осваивают более сложные танцевальные движения. Существует опыт мастер - классов, который подразумевает вовлечение гостей в творческий процесс. Например танцевльно - игровые песни "Во саду ли в огороде", "Светит месяц", "И шёл козёл дорогою". Овладев танцевальными навыками, ребята успешно танцуют не только в сложившихся парах, но и быстро обучают новичков в процессе совместного исполнения. К последним куплетам песни складывается впечатление, что все присутствующие данного действа являются участниками ансамбля.
Работа с фольклорным коллективом требует тщательного анализа песенного материала, прослушивания, изучение записей народных песен, поиска средств и методов активного освоения репертуара. Данная практика широко используется и нашим коллективом. Просматривается видеоряд детских коллективов, активно обсуждается материал, ребята высказывают свои предпочтения и совместно, аккуратно корректируя выбор детей, достигается согласованность.
В репертуаре ансамбля существуют песни "Ой, мамка печёнки болят", "Утка луговая" и другие которые исполняются только старшим основным составом. Так как ребята обладают большим опытом выступлений перед профессиональной аудиторией, мастерством исполнения вокальным и инструментальным. В этих произведениях они демонстрируют ту сумму знаний, которыми смогли овладеть за долгое время занятий. В сентябре 2017 года на базе нашей школы проходил «Всероссийский семинар «Опыт места. Культурная мозаика». Фольклорному ансамблю была предоставлена возможность поделиться своими наработками. Учитывая, что семинар проходил в начале учебного года 25 сентября за короткий промежуток времени ребята вспомнили, повторили свои лучшие номера из репертуара и представили гостям разноплановую программу, наполненную самобытным народным творчеством.
Так же в своей практике использую игру на детских музыкальных инструментах. Этот вид коллективной исполнительской деятельности на занятиях помогает быстро усваивать приёмы игры и владение инструментом. Игра на детских шумовых инструментах особенно полезна для музыкально-творческого развития ребят, это хорошая подготовка к освоению более сложных инструментов. Обучение игре на инструменте доступно всем детям, независимо от способностей, и задача руководителя уделять особое внимание их музыкальному творческому развитию, которое может успешно осуществляться благодаря умелому использованию различных видов работы. Например, разучивается песня, ребятам даётся задание поимпровизировать с ритмическим рисунком или подобрать его по слуху. У начинающих учеников часто проявляется стремление играть по слуху. Сначала это простой ритмический рисунок, но с накоплением опыта владения инструментом ненавязчиво подвожу к использованию всего арсенала средств гармонизации мелодии с использованием разных видов фактуры. При подготовке к конкурсу «Светлая Пасха» выбрали песню «По лугам, лужочкам». Долго думали, какие ввести инструменты, но понимая, что приход весны ассоциируется с пением птиц, лучшим решением было использовать свистульки в виде птиц, которые ребята изготовили собственными руками, когда были на конкурсе в «Кенозерском национальном парке» при этом каждая свистулька отличалась своим тембром. В целом получилась гармоничная композиция.
Несколько слов хочется ещё сказать о фольклорных картинках. Показателем результата является неоднократное успешное выступление на конкурсах «Рождество Христово славим», «Светлая Пасха». Учитывая, что участниками ансамбля являются дети с разными творческими способностями, данный вид деятельности предоставляет возможность каждому ребёнку проявить себя и раскрыть полностью свой талант, почувствовать свою значимость в работе коллектива.
В процессе своей работы приобщаю детский коллектив также к анализу исполнения произведений после выступления. Осознавая впечатления, участники ансамбля сами отмечают достигнутые успехи и имеющиеся недостатки. В дальнейшем это помогает избежать ошибок.
Фольклор всегда был действенным средством воспитания национального самосознания и патриотизма. Организуя творческий процесс, руководитель занимается воспитанием певческого, хореографического и актёрского мастерства не только всего коллектива в целом, но и выявляет индивидуальные творческие способности, особенности характера у каждого исполнителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме "Применение здоровьесберегающих технологий на уроке и во внеурочное время".
Применение здоровьесберегающих технологий на уроке и во внеурочное время....
Доклад на тему: " Применение тестовых технологий, как одна из форм подготовки к ЕГЭ.
Выступление на педсовете....
Доклад на тему: "Применение компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы"
В докладе представлены варианты использования компьютерных технологий на уроках...
Доклад на тему:«Применение здоровьесберегающих технологии на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».
Здоровьесберегающие технологии - совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Особенно велика в...
Доклад по теме: «Применение педагогических технологий на уроках математики»
О педагогических технологиях, применяемых учителем на уроках математики....
Доклад на тему: Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры, занятиях ЛФК в специальной (коррекционной) школе.
Применение здоровьесберегающих технологийна уроках физической культуры, занятиях ЛФКв специальной (коррекционной) школе....
Методическая разработка «Здоровьесберегающие технологии на уроках фольклорного ансамбля»
Методическая разработка«Здоровьесберегающие технологии на уроках фольклорного ансамбля»...