интегрированный урок музыки и математики в 6 классе "Невозможное возможно"
план-конспект урока по музыке (6 класс)

Захарьина Мария Александровна

Осмысление «звукового мира» произведения американского композитора XXв. Чарльза Айвза «Космический пейзаж» и произведением Э.Н. Артемьева с помощью цветового моделирования фигур в координатной плоскости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzyka_-_matematika_6a_2018_god.docx27.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Захарьина Мария Александровна,

учитель музыки,

Зоболева Наталья Игоревна,

учитель математики

МБОУ СШ №35 г. Архангельска

Интегрированный урок музыки и математики в 6 классе

Тема урока: «Невозможное возможно»

Цель: Осмысление «звукового мира» произведения американского композитора XXв. Чарльза Айвза «Космический пейзаж» и произведением Э.Н. Артемьева с помощью цветового моделирования фигур в координатной плоскости.

  • показать связь между математикой и музыкой;
  • формировать навык исследовательской работы, развивать речь учащихся;
  • учить находить особенности в звучащей музыке и моделирование фигур в координатной плоскости;
  • развивать творческий подход
  • способствовать развитию интереса к математике и музыке
  • .изображать музыку в цветовом моделировании; познакомить с синтезатором.

Планируемые результаты обучения

Вид универсальных учебных действий

Учебные действия

Планируемые результаты обучения

Предметные

Понимание и обоснованное выполнение поставленной задачи, сравнительный  анализ портретов в литературе и живописи, вывод

Выявление отличительных черт характера героев и создание графического портрета

Регулятивные

Целеполагание, планирование, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения; учёт разных мнений

Формулирование цели и задач урока, контроль и оценка действий

Познавательные

Умение структурировать знания,  выбор наиболее эффективных способов решения задач

Знакомство обучающихся с видами портрета, его особенностями в литературе и ИЗО

Коммуникативные

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками

Сотрудничество в поиске и выборе информации

Личностные

Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь 

Самостоятельное выполнение действий с опорой на карту-исследование и схемы построения портретов

Оборудование:  ноутбук, мультимедиапроектор, экран, учебник литературы, карта-исследование, схемы изображения человека, альбомный лист, карандаш

Используемые программные средства: Power Point

Презентация: «Портрет литературного героя» (Приложение 3)

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая


Технологическая карта урока

СЛАЙД 1

М.А.:  Добрый день, уважаемые учащиеся 6А класса!

Н.И.:  Сегодня для вас проведут урок сразу два учителя.

М.А.: Я – учитель музыки.                

Н.И.:  И я – учитель математики.

М.А.:  Возможно ли такое соединение?  Почему?

Н.И.  :  А кто считает, что такое соединение невозможно? Почему?

СЛАЙД 2

М.А. : Вернемся к этому вопросу позже.

- Можете ли вы определить,  о чем идет речь в данном фрагменте стихотворения?

«Лице свое скрывает день;

Поля покрыла мрачна ночь;

Взошла на горы черна тень;

Лучи от нас склонились прочь;

Открылась бездна звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна»

М.А. : Поэт обращается к явлениям, предстающим человеку на небесном своде с наступлением ночи.

Н.И. :  Возможно ли вам определить автора строк?

СЛАЙД 3. - Это наш земляк М.В. Ломоносов!!!

М.А. : Он писал « Ходить превыше звезд влечет меня охота,

И облаком нестись, презрев земную низкость».

Н.И. : - Можете ли вы сформулировать тему урока? Впишите ее в Рабочий листок. (спросить 2 – 3)

СЛАЙД 4

М.А.: Возможно ли нам последовать примеру земляка? Хотя бы виртуально?

Его примеру последовал этот человек.

 СЛАЙД 5

- Звучит 1 куплет песни «Родина слышит». О ком идет речь в этой песне?

СЛАЙД 6 (Юрий Алексеевич Гагарин). Именно о нем сочинил песню Д.Д. Шостакович.  

Н.И. : Возможно ли вам назвать точную дату полета первого человека в космос? СЛАЙД 7

- Проверим?  Выполните, пожалуйста, задание на рабочем листке.

(примеры. Ответ. 12041961)

СЛАЙД 8

М.А.:  Человека всегда влекло к себе небо, загадочные дали космоса Вселенной. Но до полета Юрия Алексеевича , задолго до этого полета американский композитор Чарльз Айвз так себе представил космос, написав произведение «Космический пейзаж».

- Что такое пейзаж?

Давайте послушаем и поделимся впечатлениями о музыке.  При прослушивании Выполните задание №2 на листке.

Слушание «Космический пейзаж» Ч. Айвза.

- Сколько образов создал композитор в своем произведении? Каковы они?

( Два образа. Один гордый, величавый, свободный образ человека с высокими нравственными принципами, словно парящего над обыденной жизнью, а второй образ контрастен первому. Образ людей суетливых, нервозных, неуравновешенных).

-Какие музыкальные инструменты исполняют каждую тему?

(Ответы уч-ся) Первый образ создает звучание струнных инструментов, в медленном темпе. А второй образ – звучание духовых деревянных инструментов, в быстром темпе, как бы вторгаются в музыку струнных и стараются помешать резким ритмом и громкой динамикой.

 

- В заключительном варианте композитор назвал это оркестровое сочинение  «Вопрос, оставшийся без ответа».

Как вы думаете почему?           (Ответы уч-ся)

Можете ли вы назвать мне сейчас сразу фамилию хоть одного русского композитора, автора подобной музыки  о космосе?

Здесь вам поможет математика.

СЛАЙД 9

Н.И : Выполните задание 3

(фамилию Артемьев перевести в цифры на алфавите)

-   назовите имя, отчество композитора.

-   На какой странице учебника возможно нам найти информацию о нем? Учебник с. 116.

СЛАЙД 10

М.А.: Композитор Эдуард Николаевич Артемьев российский композитор, который в своей музыке создает образы Вселенной, используя новые краски, тембры, ритмы музыки. Его творчество – уникальный пример масштабного развития какой музыки?  (посмотрите в учебнике) -  направления электронной музыки, наполнение ее ярким, эмоциональным содержанием.

- Где в кабинете мы можем увидеть его портрет?

- Сегодня мы послушаем его музыку под названием ? ( «Мозаика»)  

СЛАЙД 11

-  Что означает это слово?  (В изобразительном искусстве это изображение или орнамент, составленные из кусочков разноцветных камней, стекла, керамики, дерева).

В момент  прослушивания произведения подумайте над вопросами Задания № 4

Слушание «Мозаика» Э. Артемьев.

- Какой образ рисует музыка?  

(Образ пространства, образ космического пейзажа, образ Вселенной. Музыка словно погружается в таинственную среду, чего то непознанного).

- Какие звуковые эффекты использует композитор?

( Гул, шум, звуковые волны, эффекты затухания, отражения, эха).

 - Какие зрительные ассоциации возникают у вас во время слушания?

(Странная таинственная среда непознаваемого мира, удивительные звуки внеземных цивилизаций).

- В ы в о д: Артемьев в этом произведении стремился увидеть мир с необычной точки, как бы еще не познанном ракурсе и осознать нем себя.

СЛАЙД 12

М.А. – В музыке есть такое понятие как “сонорика” (от лат. sonorus – звонкий, звучный, шумный) – вид современной техники музыкальной композиции. Её специфика заключается в выдвижении на первый план окраски звучания. Таким образом, сонорными являются шумы, звукокрасочные интонации без определённой высоты.

СЛАЙД 13

Н.И. : Какое уникальное явление возможно увидеть у нас, на Севере,  в небе?  (Северное сияние)

На этот вопрос вам поможет ответить математика. Выполните задание в паре  на цветных листках в координатной плоскости .

Поднимите вверх что у вас получилось. Возможно ли нам сложить из полученных фигур уникальное северное явление?

Желающих попрошу выйти к доске (3 – 4 человека).

В этот момент МА. Ведет разговор с оставшимися

М.А. : · Попытайтесь теперь сформулировать тему сегодняшнего урока.  Какое бы название вы ему дали теперь?

- Возможны ли соединения музыки с математикой?

Н.И.:

- Найдите на стенах кабинета выражения известных ученых о такой связи?

- Какое выражение вы считаете ближе всего к нашему уроку? СЛАЙД 14, СЛАЙД 15

· Хотелось ли вам поучаствовать еще раз на  интегрированных уроках?

СЛАЙД 16

М.А. : Если вам понравился урок, вы оцениваете свою работу на высоком уровне, то нарисуйте в конце страницы ученика звезду, если вам урок понравился, но работали вы просто хорошо, то нарисуйте облако, а если совсем не понравилось и настроение у вас после урока ухудшилось – обозначьте грозовой тучей.

Исполнение песни «Трава у дома» (СЛАЙДЫ 17 – 20)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)

Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок:  "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...

Интегрированный урок музыка+математика в 5 классе

Методическая разработка интегрированного урока музыки и математики в 5 классе с использованием презентации, раздаточного материала, НРК для аккомпанирования песни используется синтезатор. Этот ур...

Интегрированный урок: русский язык, математика, музыка. 6 класс

Интегрированный урок для 6 класса.  в этот урок вошли предметы: русский язык, математика, музыка. Представлен в виде презентации с музыкальным материалом....

План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.

Тема урока: Искусство  Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...

интегрированный урок "музыка и математика" в 6 классе по теме "Противоположные числа и тембры голосов"

вопросы о джазе (тест, проверочная) для 8-9 классов по искусству и музыки  в 6 классе...

Конспект интегрированного урока "Дроби в математике и музыке"

Цель:    выявление общих закономерностей в музыке и математикеЗадачи:   1.Развитие логического мышления.2. Формирование способности сопоставлять, анализировать и делать выводы...