интегрированный урок музыки и математики в 6 классе "Невозможное возможно"
план-конспект урока по музыке (6 класс)
Осмысление «звукового мира» произведения американского композитора XXв. Чарльза Айвза «Космический пейзаж» и произведением Э.Н. Артемьева с помощью цветового моделирования фигур в координатной плоскости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzyka_-_matematika_6a_2018_god.docx | 27.7 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Захарьина Мария Александровна,
учитель музыки,
Зоболева Наталья Игоревна,
учитель математики
МБОУ СШ №35 г. Архангельска
Интегрированный урок музыки и математики в 6 классе
Тема урока: «Невозможное возможно»
Цель: Осмысление «звукового мира» произведения американского композитора XXв. Чарльза Айвза «Космический пейзаж» и произведением Э.Н. Артемьева с помощью цветового моделирования фигур в координатной плоскости.
- показать связь между математикой и музыкой;
- формировать навык исследовательской работы, развивать речь учащихся;
- учить находить особенности в звучащей музыке и моделирование фигур в координатной плоскости;
- развивать творческий подход
- способствовать развитию интереса к математике и музыке
- .изображать музыку в цветовом моделировании; познакомить с синтезатором.
Планируемые результаты обучения
Вид универсальных учебных действий | Учебные действия | Планируемые результаты обучения |
Предметные | Понимание и обоснованное выполнение поставленной задачи, сравнительный анализ портретов в литературе и живописи, вывод | Выявление отличительных черт характера героев и создание графического портрета |
Регулятивные | Целеполагание, планирование, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения; учёт разных мнений | Формулирование цели и задач урока, контроль и оценка действий |
Познавательные | Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач | Знакомство обучающихся с видами портрета, его особенностями в литературе и ИЗО |
Коммуникативные | Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками | Сотрудничество в поиске и выборе информации |
Личностные | Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь | Самостоятельное выполнение действий с опорой на карту-исследование и схемы построения портретов |
Оборудование: ноутбук, мультимедиапроектор, экран, учебник литературы, карта-исследование, схемы изображения человека, альбомный лист, карандаш
Используемые программные средства: Power Point
Презентация: «Портрет литературного героя» (Приложение 3)
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Технологическая карта урока
СЛАЙД 1 М.А.: Добрый день, уважаемые учащиеся 6А класса! Н.И.: Сегодня для вас проведут урок сразу два учителя. М.А.: Я – учитель музыки. Н.И.: И я – учитель математики. М.А.: Возможно ли такое соединение? Почему? Н.И. : А кто считает, что такое соединение невозможно? Почему? СЛАЙД 2 М.А. : Вернемся к этому вопросу позже. - Можете ли вы определить, о чем идет речь в данном фрагменте стихотворения? «Лице свое скрывает день; Поля покрыла мрачна ночь; Взошла на горы черна тень; Лучи от нас склонились прочь; Открылась бездна звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна» М.А. : Поэт обращается к явлениям, предстающим человеку на небесном своде с наступлением ночи. Н.И. : Возможно ли вам определить автора строк? СЛАЙД 3. - Это наш земляк М.В. Ломоносов!!! М.А. : Он писал « Ходить превыше звезд влечет меня охота, И облаком нестись, презрев земную низкость». Н.И. : - Можете ли вы сформулировать тему урока? Впишите ее в Рабочий листок. (спросить 2 – 3) СЛАЙД 4 М.А.: Возможно ли нам последовать примеру земляка? Хотя бы виртуально? Его примеру последовал этот человек. СЛАЙД 5 - Звучит 1 куплет песни «Родина слышит». О ком идет речь в этой песне? СЛАЙД 6 (Юрий Алексеевич Гагарин). Именно о нем сочинил песню Д.Д. Шостакович. Н.И. : Возможно ли вам назвать точную дату полета первого человека в космос? СЛАЙД 7 - Проверим? Выполните, пожалуйста, задание на рабочем листке. (примеры. Ответ. 12041961) СЛАЙД 8 М.А.: Человека всегда влекло к себе небо, загадочные дали космоса Вселенной. Но до полета Юрия Алексеевича , задолго до этого полета американский композитор Чарльз Айвз так себе представил космос, написав произведение «Космический пейзаж». - Что такое пейзаж? Давайте послушаем и поделимся впечатлениями о музыке. При прослушивании Выполните задание №2 на листке. Слушание «Космический пейзаж» Ч. Айвза. - Сколько образов создал композитор в своем произведении? Каковы они? ( Два образа. Один гордый, величавый, свободный образ человека с высокими нравственными принципами, словно парящего над обыденной жизнью, а второй образ контрастен первому. Образ людей суетливых, нервозных, неуравновешенных). -Какие музыкальные инструменты исполняют каждую тему? (Ответы уч-ся) Первый образ создает звучание струнных инструментов, в медленном темпе. А второй образ – звучание духовых деревянных инструментов, в быстром темпе, как бы вторгаются в музыку струнных и стараются помешать резким ритмом и громкой динамикой.
- В заключительном варианте композитор назвал это оркестровое сочинение «Вопрос, оставшийся без ответа». Как вы думаете почему? (Ответы уч-ся) Можете ли вы назвать мне сейчас сразу фамилию хоть одного русского композитора, автора подобной музыки о космосе? Здесь вам поможет математика. СЛАЙД 9 Н.И : Выполните задание 3 (фамилию Артемьев перевести в цифры на алфавите) - назовите имя, отчество композитора. - На какой странице учебника возможно нам найти информацию о нем? Учебник с. 116. СЛАЙД 10 М.А.: Композитор Эдуард Николаевич Артемьев российский композитор, который в своей музыке создает образы Вселенной, используя новые краски, тембры, ритмы музыки. Его творчество – уникальный пример масштабного развития какой музыки? (посмотрите в учебнике) - направления электронной музыки, наполнение ее ярким, эмоциональным содержанием. - Где в кабинете мы можем увидеть его портрет? - Сегодня мы послушаем его музыку под названием ? ( «Мозаика») СЛАЙД 11 - Что означает это слово? (В изобразительном искусстве это изображение или орнамент, составленные из кусочков разноцветных камней, стекла, керамики, дерева). В момент прослушивания произведения подумайте над вопросами Задания № 4 Слушание «Мозаика» Э. Артемьев. - Какой образ рисует музыка? (Образ пространства, образ космического пейзажа, образ Вселенной. Музыка словно погружается в таинственную среду, чего то непознанного). - Какие звуковые эффекты использует композитор? ( Гул, шум, звуковые волны, эффекты затухания, отражения, эха). - Какие зрительные ассоциации возникают у вас во время слушания? (Странная таинственная среда непознаваемого мира, удивительные звуки внеземных цивилизаций). - В ы в о д: Артемьев в этом произведении стремился увидеть мир с необычной точки, как бы еще не познанном ракурсе и осознать нем себя. СЛАЙД 12 М.А. – В музыке есть такое понятие как “сонорика” (от лат. sonorus – звонкий, звучный, шумный) – вид современной техники музыкальной композиции. Её специфика заключается в выдвижении на первый план окраски звучания. Таким образом, сонорными являются шумы, звукокрасочные интонации без определённой высоты. СЛАЙД 13 Н.И. : Какое уникальное явление возможно увидеть у нас, на Севере, в небе? (Северное сияние) На этот вопрос вам поможет ответить математика. Выполните задание в паре на цветных листках в координатной плоскости . Поднимите вверх что у вас получилось. Возможно ли нам сложить из полученных фигур уникальное северное явление? Желающих попрошу выйти к доске (3 – 4 человека). В этот момент МА. Ведет разговор с оставшимися М.А. : · Попытайтесь теперь сформулировать тему сегодняшнего урока. Какое бы название вы ему дали теперь? - Возможны ли соединения музыки с математикой? Н.И.: - Найдите на стенах кабинета выражения известных ученых о такой связи? - Какое выражение вы считаете ближе всего к нашему уроку? СЛАЙД 14, СЛАЙД 15 · Хотелось ли вам поучаствовать еще раз на интегрированных уроках? СЛАЙД 16 М.А. : Если вам понравился урок, вы оцениваете свою работу на высоком уровне, то нарисуйте в конце страницы ученика звезду, если вам урок понравился, но работали вы просто хорошо, то нарисуйте облако, а если совсем не понравилось и настроение у вас после урока ухудшилось – обозначьте грозовой тучей. Исполнение песни «Трава у дома» (СЛАЙДЫ 17 – 20) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)
Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок: "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...
Интегрированный урок музыка+математика в 5 классе
Методическая разработка интегрированного урока музыки и математики в 5 классе с использованием презентации, раздаточного материала, НРК для аккомпанирования песни используется синтезатор. Этот ур...
Интегрированный урок: русский язык, математика, музыка. 6 класс
Интегрированный урок для 6 класса. в этот урок вошли предметы: русский язык, математика, музыка. Представлен в виде презентации с музыкальным материалом....
План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.
Тема урока: Искусство Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...
интегрированный урок "музыка и математика" в 6 классе по теме "Противоположные числа и тембры голосов"
вопросы о джазе (тест, проверочная) для 8-9 классов по искусству и музыки в 6 классе...
интегрированный урок "музыка и математика" в 7 классе по теме "ФГОС - фигуры геометрические, оркестр симфонический"
интегрированный урок "музыка и математика" в 7 классе...
Конспект интегрированного урока "Дроби в математике и музыке"
Цель: выявление общих закономерностей в музыке и математикеЗадачи: 1.Развитие логического мышления.2. Формирование способности сопоставлять, анализировать и делать выводы...