Программа "Вокал" (дополнительное образование)
рабочая программа по музыке (5, 6, 7 класс)

Бабышева Светлана Николаевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Вокал"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vokal_2018-2019_1_god_babysheva.docx85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                             

НОГИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  1.            УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
  2.     НОГИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА

   Рассмотрено на заседании                                                                Утверждаю

    педагогического совета                                                 Директор МБУДО ДДЮТ:

от «____» _______________2018 г.                                ____________ М.Ю. Титовская

Протокол № ________________                                      «____» _______________2018 г.  

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

хорового коллектива

 

на базе МБОУ СОШ № 17

НАПРАВЛЕННОСТЬ: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

(стартовый, базовый уровни)

      Программа ориентирована на детей

От 11 до 17  лет.

Срок реализации – 2 года

Автор – составитель:

Бабышева Светлана Николаевна,

  Педагог дополнительного образования

 

г. Ногинск

2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг.

        К общей проблеме совершенствования методов воспитания школьников относится и проблема поиска новых путей эстетического развития детей. Приобщение учащихся к музыкальному искусству через пение как один из доступнейших видов музыкальной деятельности является важным средством улучшения их художественного и эстетического вкуса.

        На современном этапе возрос интерес к новым музыкальным синтетическим жанрам, и одна из задач педагога состоит в том, чтобы помочь ребёнку разобраться во всём многообразии музыкальной палитры и дать возможность каждому учащемуся проявить себя в разных видах музыкальной деятельности.

        Вокальное воспитание детей осуществляется главным образом через хоровое пение на уроках музыки. Из-за ограниченности учебных часов данного предмета в образовательной школе реализация задач, связанных развитием детского голоса, возможна при введении дополнительного курса.

Муниципальное бюджетное  учреждение  дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества», осуществляющий образовательную деятельность, реализует дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Вокал» хорового коллектива художественной  направленности, на базе МБОУ СОШ № 17. 

Дополнительная общеразвивающая программа «Вокал» разработана в соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, с основными нормативными документами:

  • Декларация прав ребенка.
  • Конвенция о правах ребенка.
  • Конституция Российской Федерации.
  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29декабря 2012 года № 273-ФЗ) (ГЛАВА 2. Статья 12. Часть 2, 4,5. Статья 13. ГЛАВА 10. Статья 75.)
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».  
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. 28-02-484/16. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.03, для использования в практической работе.
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
  • О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной    /1/    политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).
  • Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844).
  • Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).
  • Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825   13 в/07).

«В целях предупреждения дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди учащихся, на основании письма Министерства образования Московской области от 28.08.2013г. №10825-13в/07 о решении рабочей группы Министерства образования Московской области по разработке мер, позволяющих обеспечить функционирование непрерывной плановой системы обучения детей основам безопасного поведения на улицах и автодорогах,  от 26.06.2013 в дополнительную общеразвивающую программу «Вокал» включены часы для изучения основ безопасности дорожного движения, не менее 7 часов вне зависимости от ее направленности».

Актуальность данной программы обусловлена также её практической значимостью: занимаясь в вокальной (хоровой) группе, дети приобретают опыт совместной творческой работы, опыт участия в концертной деятельности на разных уровнях (школа, районный конкурсы, фестивали).

Актуально на сегодняшний день и то, что содержание программы направлено на создание условий для развития личности ребенка; развитие его творческих способностей, мотивации к познанию и творчеству; социального, культурного и профессионального самоопределения; творческой самореализации; интеграции учащихся в системе мировой и отечественной культур; укрепление их психического и физического здоровья.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что современная модель образования направлена на создание условий, в которых каждый ребенок смог бы получить условия для развития своих способностей, удовлетворения своих интересов и потребностей. Задача дополнительного образования сегодня - дать возможность ребенку реализовать свой творческий потенциал. Важную роль в этом сыграют занятия музыкальным творчеством, в том числе вокальным.

Вокальное  искусство наряду с выполнением воспитательно-эстетических функций, обладает еще и мощным оздоровительным потенциалом. Певческая деятельность играет большую роль в здоровьесбережении детей. Она помогает формировать у каждого ребенка здоровый голосовой аппарат, развивать способность к гибкому и разнообразному его функционированию. При регулярной и правильной  певческой деятельности улучшается и физическое здоровье детей, а значит, пение можно рассматривать как физиологический процесс. Великий Авиценна считал, что лучшим упражнением для сохранения здоровья является пение. Народная мудрость гласит: «Кто много поет, того хворь не берет!».

Цель программы - эстетическое и духовное развитие личности ребёнка путём овладения основами хорового пения.

        Логика освоения учебных тем определяется обучающими, развивающими, воспитательными задачами:

Обучающие: 

- приобрести вокально-хоровые знания, умения, навыки.

- изучить стилевые особенности вокального эстрадного жанра, приёмы стилизации в контексте эстрадной песни;

- освоить приёмы сольного и ансамблевого пения.

Развивающие: 

- развивать музыкальные способности учащихся: музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма;

- осуществлять индивидуальный подход в развитии творческих способностей учащихся;

- развивать интерес учащихся к песенному творчеству, приобщать к культуре исполнительского мастерства.

Воспитательные: 

- формировать эмоциональную отзывчивость на музыку и умение воспринимать исполняемое произведение в единстве его формы и содержания.

Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы  «Вокал» состоит в новом решении проблем дополнительного образования. Данная программа позволяет удовлетворить потребность в занятиях вокально-хоровым творчеством у детей с самой разной мотивацией. Одни придут на занятия, чтобы получить общие музыкальные представления, заполнить свободное время, побороть стеснительность и научиться выступать на сцене, что, безусловно, очень важно для благополучия ребенка при его дальнейшей социализации во взрослую жизнь. Другие – приобретут музыкальную грамотность, вокальный, концертный опыт, которые, возможно, будут использовать в своей будущей профессии.

Отличительная особенность

Особенность данной программы в том, что она разработана для учащихся общеобразовательной школы, которые стремятся научиться красиво и грамотно петь в хоре. При этом дети имеют разные стартовые способности. Данная программа отличается от других подбором репертуара и предназначена для всех желающих детей.

Адресат программы

Программа предназначена для детей 11-17 лет, учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы, и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по вокалу.

Возрастные особенности учащихся.

Дополнительная общеразвивающая программа «Старший хор» предназначена для учащихся 11 – 17 лет (подростковый период). Это достаточно большой отрезок времени, за который учащиеся проходят путь от младшего подросткового возраста до старшего.

Педагог в своей деятельности должен обязательно учитывать возрастные психолого-педагогические особенности учащихся. Выбор форм и методов обучения должен опираться на ведущую деятельность данной возрастной группы, её особенности.

Так, например  важнейшим содержанием психического развития младших подростков становится развитие самосознания, возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. Центральным и специфичным новообразованием этого возраста является возникновение чувства взрослости. Данное новообразование самосознания становится стержневой особенностью личности. Именно оно как бы включает специфическую социальную активность младших подростков: они становятся восприимчивы к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующим в мире взрослых и в их отношениях. Именно в этом возрасте происходит сознательное усвоение ценностей. В этот возрастной период происходит изменение характера познавательной деятельности учащихся, они становятся способными к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. Внимание становится более организованным, все больше выступает его преднамеренный характер. Развивается способность к абстрактному мышлению. Формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения.

Старший подростковый возраст является переходным от подростничества к юности. Этот период имеет свои психолого-возрастные особенности. Среди актуальных потребностей старших подростков можно выделить следующие: потребность в самопознании, в самооценке, в самоопределении, в самовоспитании, в психологической и эмоциональной независимости, в достижении определенного социального статуса. В связи с развитием самосознания усложняется отношение к себе. Если раньше подростки судили о себе категорично, прямолинейно, то теперь они делают это более тонко. Если у младших подростков ведущей деятельностью было интимно-личностное общение со сверстниками, то у старших острота восприятия сверстников притупляется. Больший интерес вызывают взрослые, чей опыт, знания помогают ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью. Будущее же интересует старших подростков в первую очередь с точки зрения профессиональной. В этом возрасте решается вопрос о дальнейшей жизни. По существу, от старшего подростка общество требует профессионального самоопределения, хотя и первоначального. При этом подросток должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области. И помочь ему в этом должны взрослые, в том числе и педагог.

Подростковый возраст - один из самых сложных возрастных периодов: происходит взросление, перестройка организма. Но для творческого развития - это самый благоприятный возраст. Учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходства и различия, определять причину и следствие. Задача педагога – учитывая возрастные особенности учащихся, сделать учебный процесс познавательным, увлекательным, результативным.

Объем и срок освоения программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Вокал» реализуется в течение двух лет (18 месяцев).

Форма обучения очная, групповая, что обосновывается спецификой профиля деятельности (хорового пения). Рекомендованное количество учащихся в группе 14-16 человек. Состав групп учащихся разновозрастной  постоянный, равноуровневый (по уровню подготовки и музыкальных способностей учащихся).

Реализация данной программы предполагает освоение стартового и базового уровней.

Стартовый уровень.

Стартовый уровень программы (1 год обучения) предполагает формирование и развитие музыкально-творческих способностей учащихся средствами хорового пения, а именно: формирование у учащихся певческой культуры, творческого отношения к исполняемым музыкальным произведениям, на развитие у учащихся знаний и умений, связанных с усвоением способов вокальной техники, на воспитание любви к музыке, эстетического вкуса, способности наслаждаться красотой, испытывать чувства радости от общения с прекрасным. В основе развития музыкальных способностей лежат два главных вида деятельности учащихся: изучение теории и творческая вокальная практика. Содержание программы расширяет представления учащихся о музыкальных жанрах, стилях и направлениях в эстрадном искусстве, знакомит с традициями и новаторством вокального пения.

Стартовый уровень программы реализуется в течение одного учебного года (9 месяцев, 36 недель). По учебному плану на этот период предусмотрено 144 часа занятий на каждую группу (рекомендовано СанПин).

Режим занятий. Общее количество часов в год для каждой группы – 144; количество часов в неделю – четыре, количество занятий в неделю – два. Каждая группа занимается два раза в неделю, продолжительность занятия – два часа (рекомендовано СанПин).

В группу могут быть зачислены дети, уже имеющие опыт хоровой деятельности и дети без подготовки, но имеющие природные способности к пению.      

Планируемые результаты.

Образовательная программа освоена учащимися полностью. Переход на базовый уровень не менее 25% обучающихся.

Требования к знаниям и умениям учащихся.

По завершению первого года обучения учащиеся должны знать и уметь:

- знать о стилевых особенностях вокального эстрадного жанра;

- иметь представление о средствах создания сценического имиджа;

- уметь пользоваться ТСО (кассета, СД-диск, микрофон);

- овладеть следующими вокальными навыками:

 петь в диапазоне:  СИ (м) – РЕ (малой октавы)

- соблюдать певческую установку;

- петь только с мягкой атакой, чистым, лёгким звуком;

- формировать правильно гласные и чётко произносить согласные звуки;

- не форсировать звучание при исполнении песен героического склада;

- петь выразительно. Осмысленно простые песни;

- петь чисто и слаженно в унисон, несложные двухголосные музыкальные упражнения;

- уметь исполнять сольно;

- знать правила охраны детского голоса. 

Базовый уровень.

  • Базовый уровень программы (2 год обучения) предполагает формирование и развитие музыкально-эстетических интересов и потребностей учащихся средствами хорового искусства, а именно: развитие и укрепление параметров вокального исполнительства (расширение певческого диапазона, выравнивание звучности голоса на протяжении всего диапазона, совершенствование исполнительских навыков).

Базовый уровень программы реализуется в течение одного года (9 месяцев, 36 недель). По учебному плану на второй год обучения предусмотрено 144 часа занятий на каждую группу (рекомендовано СанПиН). В группу базового уровня зачисляются дети, освоившие стартовый уровень программы.

Режим занятий. Для второго года обучения общее количество часов в год для каждой группы – 144; количество часов в неделю – четыре, количество занятий в неделю – два. Каждая группа занимается два раза в неделю, продолжительность занятия – два часа (рекомендовано СанПиН).

Планируемые результаты.

Второй год обучения.

Освоение образовательной программы в полном объеме. Участие в муниципальных и региональных мероприятиях не менее 50% обучающихся. Включение в число победителей и призеров мероприятий не менее 10% обучающихся.

Требования к знаниям и умениям учащихся.

По завершению второго года обучения учащиеся должны знать и уметь:

- чисто интонировать в сходящемся и расходящемся двухголосии;

- чисто интонировать в простом унисоне;

- владеть основными упражнениями для расширения диапазона голоса;

- находить единую манеру звукоизвлечения;

- сохранять правильное звуковедение при небольших танцевальных нагрузках;

- сохранять чистоту интонирования при исполнении «а капелла»;

- иметь понятие о сценической культуре;

- свободно владеть микрофоном.

По итогам освоения базового уровня программы учащимися освоены специализированные знания, умения и навыки в объеме, позволяющим создать общую и целостную картину изучаемого предмета.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.

В процессе реализации программы применяются следующие виды контроля:

  1. Входной контроль (в начале освоения программы);
  2. Текущий контроль (в процессе занятий по данной программе).
  3. Промежуточный контроль (в конце 1 года обучения).
  4. Итоговый контроль (по окончании освоения программы - в конце 2-ого года обучения).

Входной контроль  проводится с целью выявления музыкальных способностей учащихся.

Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно педагогом.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

При прохождении итоговой аттестации учащийся должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.

Контроль результата освоения программы отслеживается и оценивается с помощью следующих форм:

  1. Опрос.
  2. Наблюдение.
  3. Прослушивание.
  4. Открытое занятие.
  5. Творческий отчет.
  6. Концертное прослушивание.
  7. Выступления.
  8. Конкурс.
  9. Фестиваль.

Эти формы позволяют педагогу и учащимся увидеть и обсудить результаты своего труда, позволяют педагогу внести изменения в учебный процесс, определить эффективность обучения по программе, создают хороший психологический климат в коллективе.

В качестве форм фиксации образовательных результатов могут быть использованы аудиозапись, видеозапись, грамоты, дипломы, фотодокументы.

Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов являются концерты, конкурсы, фестивали.

Для успешной реализации программы необходимо определенное обеспечение.

Материально-техническое:

Данная программа реализовывается при взаимодействии следующих составляющих её обеспечение. Оформление и техническое обеспечение кабинета соответствует содержанию программы, постоянно обновляется учебным материалом и наглядными пособиями. Общие требования к обстановке в кабинете: чистота, освещённость, проветриваемость кабинета; стол педагога, ученическая доска. Свободный доступ или возможность организации занятий на сцене актового зала.

    Информационное:

  • музыкальный центр;
  • пианино;
  • микрофоны шнурованные и радиомикрофоны;
  • стойки для микрофонов;
  • микшерский пульт;
  • телевизор;
  • DVD – плеер;
  • СD - диски;
  • компьютер.

Методическое обеспечение программы:

  • методические разработки и планы – конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям;
  • развивающие и дидактические материалы: дидактические и психологические игры и упражнения;
  • видео материалы.

Кадровое:

Педагог дополнительного образования Бабышева Светлана Николаевна - любит детей, имеет высокий общекультурный уровень и профессиональную подготовку. Профессиональное мастерство педагога, знания, стремление к творческому процессу позволили добиться хороших результатов в работе.

Педагог дополнительного образования разрабатывает:

- календарный учебный график;

- план работы коллектива в  каникулярное время;

- сценарии игровых программ и праздников.

Руководитель коллектива подбирает материал и составляет планы для проведения бесед, разрабатывает и оформляет правила техники безопасности, правила поведения, памятку при экстренной эвакуации и правил поведения при угрозе террористических актов.

                                            Тематический план

 1 год обучения (стартовый уровень 144 часа)

Название тем

Общее кол-во часов

Формы аттестации

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

2

2

Прослушивание

Певческая установка.

4

2

2

Практическая работа

Певческое дыхание.

12

6

6

Практическая работа

Музыкальный звук.

Высота звука.

13

3

10

Практическая работа

Работа над дикцией и артикуляцией.

18

6

12

Практическая работа

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.

14

4

10

Практическая работа

«Цепное» дыхание.

12

2

10

Практическая работа

 Работа над чистотой интонирования.

11

3

8

Практическая работа

 Работа над дикцией и артикуляцией.

12

4

8

Практическая работа

Умение согласовывать пение с ритмическими движениями.

15

3

12

Практическая работа

 Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.

18

2

16

Практическая работа

ПДД

7

7

Опрос

13.

Итоговое занятие

6

2

4

Выступления

 

Итого:

144

46

98

Содержание программы

  1. год обучения стартовый уровень (144 часа)

  1. Вводное занятие (2 часа)

Теория: Знакомство с учащимися. Знакомство с кабинетом, его оборудованием. Задачи и содержание работы. Внутренний распорядок в кабинете, общие правила безопасности труда и личной  гигиены. Правила безопасности на занятиях. Прослушивание.

  1. Певческая установка (4 часа)

Теория: Посадка певца, положение корпуса, головы.

Практика: Навыки пения сидя и стоя.

  1. Певческое дыхание (12 часов)

Теория: Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные типы дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения.

Практика: Смена дыхания в процессе пения.

  1. Музыкальный звук. Высота звука (13 часов)

Теория: Звуковедение и чистота интонирования. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).

Практика: Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).

  1. Работа над дикцией и артикуляцией (18 часов)

Теория: Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту).

Практика: Работа над дикцией и артикуляцией: умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту.

  1. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой (14 часов)

Теория: Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе.

Практика: Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене.

  1. «Цепное» дыхание (12 часов)

Теория:  Понятия «Цепное дыхание», «Цезура».

Практика: Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании).

  1. Работа над звуковедением и чистотой интонирования (11 часов)

Теория: Понятия регистр, легато и нон легато.

Практика: Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры.

  1. Работа над дикцией и артикуляцией (12 часов)

Теория: Понятие артикуляция.

Практика: Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных Формирование чувства ансамбля.

  1. Умение согласовывать пение с ритмическими движениями (15 часов) 

Теория: Понятие ритм (ровный, пунктирный, синкопированный).

Практика: Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

11. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа (18 часов)

Теория: Понятие фонограмма (минусовая, плюсовая).

Практика: Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.

  1. ПДД (7 часов)

Теория: Движение там, где нет тротуаров. Переход шоссе, катание на велосипедах, самокатах, роликовых коньках, скейтборде. Влияние климата и погодных условий на соблюдение ПДД. Неконтролируемый и необорудованный перекресток  и его переход. Регулируемый и оборудованный перекресток  и его переход. Сигналы регулировщика.

  1. Итоговое занятие (6 часов) Итоговое занятие  6 часов???

Теория:  Анализ выступлений. Подведение итогов первого учебного года. Практика: Выступления, отчетный концерт, концерт для родителей.

2 год обучения

Базовый уровень(144 часа)

п/п

Название тем

Общее кол-во часов

Формы аттестации

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

2

Прослушивание

2.

Певческая установка и навыки певческого дыхания.  

4

2

2

Практическая работа

3.

Упражнения на выявление тембровой окраски голоса.

12

6

6

Практическая работа

4.

 Постановка вокального дыхания.

13

3

10

Практическая работа

5.

Дыхательная гимнастика.

18

6

12

Практическая работа

6.

Пение учебно-тренировочного материала.

14

4

10

Практическая работа

7.

Распевания на дикцию, на развитие и укрепление певческого дыхания.

12

2

10

Практическая работа

8.

Совершенствуем несложные элементы двухголосия.

11

3

8

Практическая работа

9.

Дикция и  правильное голосообразование. Скороговорки. Артикуляционная гимнастика.

12

4

8

Практическая работа

10.

Репертуарная практика.

15

3

12

Практическая работа

11.

Тренинг на эмоции и сценическую речь. Сценическая  практика.

18

2

16

Практическая работа

12.

ПДД

7

7

Опрос

13.

Итоговое занятие.

6

2

4

Выступления

 

Итого:

144

46

98

Содержание программы

                             2 год обучения (144 часа)

1.Вводное занятие (2 часа)

Теория: Техника безопасности, соответствующая внутренним инструкциям. Правила поведения на занятиях и в образовательном учреждении (внимание, аккуратность, вежливость,  сменная обувь и т.д.)

2.Постановка голоса (4 часа)

Теория: Певческая установка и навыки певческого дыхания.  «Зевок» - методический приём произвольного опускания гортани. Теория образования звука и работа вокального аппарата.

Практика: Укрепление и развитие певческого диапазона. «Слушать и слышать себя!»

3.Упражнения на выявление тембровой окраски голоса(12 часов) 

Теория:  Упражнения на выявление тембровой окраски голоса: акапелла, двухголосие (параллельное движение 3, 6), на разные виды голосоведения, на отработку ровного дыхания, на выравнивание гласных.

Практика: Пение в унисон упражнений и мелодий  разучиваемых песен, пение упражнений а’капелла; упражнений на освоение двухголосия (параллельное движение 3, 6) – для ансамбля.

Упражнения на разные виды голосоведения, на отработку ровного дыхания, на выравнивание гласных. Развитие ощущения правильного  резонирования и активности работы артикуляционного аппарата.  Прорабатываем упражнения на развитие гармонического слуха.  

4.Постановка вокального дыхания (13 часов)

Теория:  Дыхательные упражнения на разные виды техники: «Свечка (3, 5, 7 свечей)», «Снайпер», «Упрямая свечка», «Комарик», «Раздувание огня», « Собачка» и др.

Практика: Певческое дыхание и развитие всего организма. Длинные фразы - разумный, экономичный выдох. Вдох между фразами в быстром произведении. Упражнения на  грамотное распределение дыхания. Дыхательные упражнения на разные виды техники: «Свечка (3, 5, 7 свечей)», «Снайпер», «Упрямая свечка», «Комарик», «Раздувание огня», « Собачка» и др.

5. Дыхательная гимнастика (для постановки правильного дыхания по Стрельниковой) (18 часов)

Теория:  Дыхательная гимнастика (по Стрельниковой).

Практика: Упражнения для развития и укрепления вокального дыхания. Отработка правильного диафрагматического дыхания. Знакомство с навыками «цепного дыхания» (для ансамбля). Работа над произнесением одной мысли на одном дыхании.

6. Пение учебно-тренировочного материала (14 часов)

Теория: Разъяснение теоретических основ применения упражнений.

Практика: Распевания, содержащие дыхательные упражнения, мелодии -попевки на необходимые виды техники (пение с закрытым ртом, на определённые гласные, слоги, на сглаживание разницы в произношении гласных звуков, на переходные звуки, на улучшение звукообразования, на расширение диапазона, на отработку мелодических или ритмических сложностей).

7. Распевание как эмоциональная настройка вокалиста (12 часов)

Теория: Распределение внимания и слуховой контроль.

Практика: Распевания на дикцию, на развитие и укрепление певческого дыхания. Проработка упражнений с усложнением и ускорением.  Мышечный автоматизм и слуховой «контроль» поющего. Упражнения на переходы к многоголосию от унисона, через квинты к трезвучиям.

8. Совершенствуем несложные элементы двухголосия (11 часов)

Теория: Понятие полифония и гомофония в музыке.

Практика: Совершенствуем несложные элементы двухголосия – подголоски, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип «веера» (для ансамбля). Упражнения на создание ритмического ансамбля (для ансамбля). Пение с микрофоном упражнений и отрывков из песен и запись в компьютер с последующим прослушиванием и просмотром записи.

9. Дикция и  правильное голосообразование. Скороговорки. Артикуляционная гимнастика (12 часов)

Теория: Понятие резонаторы и их расположение. 

Практика: Отрабатываем отдельные гласные и согласные звуки. Гласные – «носители» вокального звука. Упражнения на подачу звука. Упражнения на развитие и укрепление ощущения резонаторов. Анализ внутренних ощущений. Упражнения на развитие грудного резонатора. Упражнения на снятие зажатий.

10. Репертуарная практика         (15 часов)

Теория: Разнообразие репертуара: включение произведений различных по форме, жанру, содержанию. Выбор произведений, способствующих развитию и укреплению голоса, составление репертуарного плана.

Практика: Усложнение репертуара: двухголосие (для ансамбля); тесситурные  возможности; интонационные, ритмические, динамические трудности; наличие аккомпанемента («живой инструментальный ансамбль» или «фонограмма»). Технические  моменты репертуара. Разучивание  произведения по партиям, работаем над унисоном, текст отрабатываем в виде мелодической «речитации». Учимся распределять  дыхание во время сценического  движения. Художественный этап в отработке репертуара - пение  осмысленное и выразительное.

11. Тренинг на эмоции и сценическую речь (18 часов)

Теория: Введение в сценическую репетиционную работу таких понятий, как идея, тема песни, предлагаемые обстоятельства, темпоритм.

Практика: Нарабатываем «специальное состояние», которое позволяет комфортней чувствовать себя в жизни, на сцене, отрабатываем навыки актёрского мастерства. Работа над эстрадным номером: развиваем умение раскрыть индивидуальность песни, выстроить драматургию номера. Этюды для тренировки актёрской природы в разнообразных сценических ситуациях. Учимся не только петь, но и красиво, грамотно оформлять свои действия на сцене. Уметь сочетать пение с  простейшими танцевальными движениями. Вырабатываем осознанное ощущение пространства для грамотного и уверенного расположения ансамбля на сцене.

12. ПДД (7 часов)

Теория:  Движение там, где нет тротуаров. Переход шоссе, катание на велосипедах, самокатах, роликовых коньках, скейтборде. Влияние климата и погодных условий на соблюдение ПДД. Неконтролируемый и необорудованный перекресток  и его переход. Регулируемый и оборудованный перекресток  и его переход. Сигналы регулировщика.

 13. Итоговое занятие (6 часов)

 Теория: Анализ выступлений. Подведение итогов второго учебного года.  Практика: Выступления, отчетный концерт, концерт для родителей.

Методическое обеспечение

Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении материала требуют от педагога применения различных подходов к учащимся, учитывающих оценку их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровень подготовки.

 Основное время на занятии отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных учащихся зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.

Предлагаемые репертуарные списки, включающие художественный и учебный материал различной степени трудности, являются примерными, предполагающими варьирование, дополнение в соответствии с творческими намерениями преподавателя и особенностями учащихся.

Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Все это определяет содержание учебного плана.

На заключительном этапе учащиеся имеют опыт исполнения произведений классической и современной музыки, опыт хорового и ансамблевого музицирования. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков учащиеся получают знания музыкальной грамоты.  

 Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.

Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).

 Методика работы с детским голосом рассматривается с позиций: эстетической, возрастной, охраны здоровья растущего организма, целесообразности для эффективного развития певческих навыков. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

-Словесный (объяснение, беседа, рассказ).

-Наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы). Наглядный метод - исполнение педагогом музыкального материала, показ видеоматериала, иллюстраций.

-Практический (освоение приемов хорового пения, разучивание, работа с упражнениями, тренинги;).

-Эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

−Метод повторения.

−Репродуктивный метод.

−Интерактивные игры, способствующие лучшему формированию и закреплению вокально-хоровых навыков (дикция, артикуляция, ритмическая организация и т.д.);

 −Метод сравнительного анализа - обучающиеся учатся не только слушать, но и слышать себя, что формирует навыки самоконтроля.

Каждый метод представляет собой систему приемов: приемы развития слуха, направлены на формирование слуховых восприятий и вокально-слуховых представлений; основные приёмы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию. Все эти методы способствуют реализации задач, которые осуществляются в различных видах вокальной деятельности, главными из которых является хоровое пение, а также слушание различных интерпретаций исполнения.

В основу данной программы положены следующие педагогические принципы.

Одним из основных принципов педагогического процесса является ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К УЧАЩЕМУСЯ.

Ни для кого не секрет что, в связи с индивидуальным строением собственного «инструмента» и упражнения для развития голоса тоже сугубо индивидуальные для каждого человека. Кроме того, и репертуар тоже сугубо индивидуален. Необходимо найти «cвою песню». Даже великие и известные певцы порой всю жизнь ищут «свою песню» ту, которая им близка и которая «звучит» только в их исполнении.

Ещё одним важным принципом в вокальной работе является ПРИНЦИП ПОСТЕПЕННОСТИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ.

Голосовые связки являются частью человеческого организма. Невозможно за короткий срок их натренировать. Точно также невозможно натренировать за короткий срок мышцы на руках или ногах. А ведь наши связки - это те же мышцы, только мы их тренируем по-особому.

Слово вокал происходит от итальянского «воче» – голос. Но, голос служит только инструментом. Само же искусство пения гораздо сложнее простого звукоизвлечения. Оно рисует нам образы, отображает эмоциональные состояния, даже тончайшие нюансы. Поэтому важно не только иметь голос, но и владеть им, то есть владеть умением отображать эти образы и состояния и воспроизводить тончайшие нюансы.

Поэтому следующим важным принципом является ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ТЕХНИЧЕСКОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНОГО ПЕНИЯ.

Считается, что эстрадный вокал по технике исполнения находится между академическим и народным вокалом. Эстрадный вокал отличается от академического и народного целями и задачами исполнения. Кроме того, эстрадная манера требует очень хорошего произношения текста. Ведь по сути пение это та же речь, только продлённая за счёт длительности гласных. То есть пение-это не что иное как продлённая речь. Поэтому стирание граней между певческой и разговорной техникой звукообразования является важнейшей задачей.

Таким образом, ещё одним важным принципом в вокальной работе является ПРИНЦИП «ПОЙТЕ, КАК ГОВОРИТЕ». Это значит научиться произносить слова на любых высотных отрезках диапазона в речевой позиции (низком, среднем, высоком). Главное условие - речевой голос должен звучать свободно и чисто.

В программе используется комплекс различных технологий, которые направлены на работу с обучающимися 11 – 17 лет. Применяемые технологии: 

− технология личностно-ориентированного обучения;

− игровые технологии;

− информационные технологии;

− здоровьесберегающие технологии.

Форма проведения занятий варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:

  • вокально-хоровая работа;
  • восприятие (слушание) музыки;
  • дыхательная гимнастика;
  • артикуляционные упражнения;
  • пластическое интонирование;
  • репетиции на сцене.

Форму занятий можно определить как творческую коллективную деятельность детей. Занятия проходят в групповой форме, при этом используются принципы деления на пары, малые творческие группы для выполнения индивидуальных заданий в ходе общегрупповой работы.

Особая роль принадлежит вокально-хоровым упражнениям (распеваниям), с которых необходимо начинать каждое занятие. Педагогу необходимо тщательно продумывать построение и содержание каждого распевания на каждом уроке, продвигаясь от простого сложному - начиная с пения унисона вокализации отдельных гласных, их сочетаний и продвигаясь к пению интервалов, аккордов, простейших гармонических последовательностей с кропотливой работой над интонацией и всеми вокально-хоровыми навыками. Очень важно, чтобы пение распеваний было осознанным, не высоком художественно-исполнительском уровне, только тогда они принесут намеченный результат. Учитывая, что в хоровой коллектив приходят дети, как правило, со средними музыкальными данными и главной целью не является профессиональное воспитание, необходимо использовать формы работы для повышения заинтересованности детей в занятиях хора, их активного участия в учебном процессе.

Алгоритм учебного занятия:

  1. Работа с учебно-тренировочным материалом:

 дыхательная и артикуляционная гимнастика;

 вокально-хоровые упражнения;

 скороговорки.

  1. Работа над музыкальными произведениями:

  произведения современных композиторов;

 русская классика;

 зарубежная классика;

 обработки народных песен.

  1. Исполнительский анализ.

Теоретический блок

1. Введение.

- Инструкция по технике безопасности работы с используемым оборудованием (муз. центр, кассеты, СД-диски, микшерский пульт, стойки под микрофон).

- История развития вокального эстрадного жанра (менестрели, трубадуры, труверы – французские шансонье – современная эстрада).

- Особенности вокального эстрадного жанра (условия, предназначение).

2. Фонограмма, её особенности и возможности:

- раскрытие значения слова «фонограмма»,

- возможности фонограмм: «плюсовки» и «минусовки»;

- понятие «аранжировка» и её связь с фонограммой.

3. Приёмы работы с микрофоном:

- виды микрофонов (стационарные, проводные, беспроводные);

- приёмы работы с микрофонами: у стойки, положение «микрофон в руке», «со сменой рук»;

- передвижение с микрофоном по сцене.

4. Пластическое интонирование:

- понятие «пластическое интонирование»;

- сценическое движение и его роль.

5. Сценический имидж:

- понятие «имидж»;

- виды сценического имиджа;

- связь сценического имиджа с пластикой и образом песни.

6. Вокальный ансамбль:

- виды ансамблей вокальных и инструментальных,

- состав ансамблей: «дуэт», «трио», «квартет», «квинтет», «секстет»…

7. Приёмы ансамблевого исполнения:

- понятие «приёмы ансамблевого исполнения»,

- понятие «многоголосие».

8. «Бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре:

- понятие «бек-вокал» и его задачи,

- роль «бек-вокалистов» и их состав,

- приёмы исполнения «бек-вокалистов».

9. Пение произведений:

- беседы о разучиваемых произведениях,

- современная эстрадная песня: сообщение о композиторе, раскрытие содержания музыки и текста, её актуальности, музыкально – выразительных средств.

Практический блок

- обучение умению соблюдать певческую установку; правильному звукообразованию, спокойному вдоху, экономному выдоху;

- формирование основных свойств певческого голоса: звонкости, полётности, вибрато, ровности, разборчивости;

- обучение правильному формированию гласных и согласных звуков;

- развитие певческого рабочего диапазона ре1 – си1, опевание этой зоны;

- формирование ансамблевого строя: унисона, ритмического, динамического, орфоэпического, темпового, тембрального.

Развитие умения анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение в единстве его формы и содержания:

- обучение осмысленному и выразительному пению.

                           

Список литературы

для педагога:

  1. Вербов А. М. «Техника постановки голоса» 1931.
  2. Емельянова В. В. «Фонопедический метод развития» 2016.
  3. Емельянов В.В. Развитие голоса: координация и тренинг. – Санкт-Петербург, 2000.
  4. Методики Стрельниковой А. Н. «Учитесь правильно дышать» 2017.
  5. Музыкальная палитра (программа дополнительного образования для детей 6-12 лет) // Детский музыкальный театр: программы, разработки занятий, рекомендации / авт.-сост. Е.Х Афанасенко, С.А. Клюнеева, К.Б. Шишова, А.И. Коняшов. – Волгоград: Учитель, 2009.
  6. Огороднов Д. Е. «Методика комплексного воспитания вокально - речевой и эмоционально-двигательной культуры человека» 1994.
  7. Петрушин В. И. «Музыкальная психотерапия» 2015.
  8. Попов А. И. «Физвокализ» 2011.
  9. Струве Г.А. Школьный хор. – М.: 1981.
  10. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. –  

      М.: «Прометей» МПГУ им. В.И. Ленина, 1992.

  1. Теплов Б. М. «Развитие эмоционально-образного обучения» 1953.

для учащихся:

1.  Белованова М. Музыкальный учебник для детей. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

2. Дабаева И.П., Твердохлебова О.В. Музыкальный энциклопедический словарь. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

3. Елисеева-Шмидт Э. Энциклопедия хорового искусства. – М.: Добросвет, КДУ, 2011.

4. Жабинский К. Энциклопедический музыкальный словарь. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

5. Комарова И. Музыканты и композиторы. Краткий биографический словарь. – М.: Рипол Классик, 1999.

6.  Крылатова М. Мои первые нотки. – СПб.: Композитор, 2006.

7.  Лидина Т.Б. Я умею петь. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

8. Прозорова А.Н. Первые шаги в мире музыки. – М.: Терра, 2005.

9. Римко О.Д. Первое музыкальное путешествие. – М.: Белый город, 2011.

10. Сафронова О.Л. Распевки. Хрестоматия для вокалистов. – СПб.: Планета Музыки, 2014.

11. Хамель П. Через музыку к себе. Как мы познаем и воспринимаем музыку. – М.: Классика-XXI, 2007.

12. Шалаева Г. Музыка. – М.: АСТ, 2009.

                                                                                     

Утверждаю»                                                                                                                            

                                                                        Директор  МБУДО  ДДЮТ                                                                                                                                                            

                                                             _________________М. Ю. Титовская

Календарный

учебный график

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Вокал»

(стартовый уровень)

1 год обучения

Педагог дополнительного образования:

Бабышева Светлана Николаевна

Место проведения: МБОУ СОШ №17 г. Ногинск

Время проведения занятий: вторник, четверг 14.00-16.00

                                                                                    16.00-18.00

                 

Форма занятия: групповая  (1я группа, 2я группа)

     

занятия

Дата

Тема занятий

Форма контроля

Количество

часов

Работа с обучающимися вне

программы

1

04.09.

  Вводное занятие. Знакомство с коллективом. Обсуждение плана работы на год. Знакомство с программой, расписанием. Певческая установка. Навыки пения стоя и сидя.  

прослушива-

ние

2 часа

2 часа

 

Инструктаж:

Правила поведения на занятиях вокалом.

ПДД: дорога – опасное место. Если ты – пешеход.

2

06.09.

Формирование базовых навыков: певческое дыхание.

Дыхание перед началом пения.

упражнения

2 часа

2 часа

Инструктаж: Правила поведения при возникновении ГО и  ЧС; последовательность действий при эвакуации.

3

  11.09

Формирование базовых навыков: одновременный вдох и начало пения.

упражнения

2 часа

2 часа

Инструктаж:

Правила пожарной безопасности для детей.

4

13.09

Формирование базовых навыков: различный характер дыхания, смена дыхания в процессе пения.

упражнения

2 часа

2 часа

Инструктаж: ТБ: один дома.

5

18.09

 Формирование базовых навыков: звук, высота звука. Работа над звуковедением.

упражнения

2 часа

2 часа

6

 20.09

Формирование базовых навыков: работа над звуковедением и чистотой интонирования.

упражнения

2 часа

2 часа

7

25.09

Формирование базовых навыков: мягкая атака звука, округление гласных.

упражнения

2 часа

2 часа

8

27.09

Формирование базовых навыков: округление гласных, способы их формирования, головное звучание.

упражнения

2 часа

2 часа

9

02.10

Формирование базовых навыков: работа над дикцией и артикуляцией.

упражнения

2 часа

2 часа

10

04.10

Формирование базовых навыков: развитие согласованности работы артикуляционного аппарата.

упражнения

2 часа

2 часа

11

09.10

Формирование базовых навыков: работа над качеством произнесения звуков, разборчивости слов, дикции.

упражнения

2 часа

2 часа

12

11.10

Формирование базовых навыков: формирование чувства ансамбля, пение в унисон.

упражнения

2 часа

2 часа

13

16.10

Формирование базовых навыков: выработка унисонного звучания, чистое интонирование.

упражнения

2 часа

2 часа

14

18.10

Формирование базовых навыков: чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада.

упражнения

2 часа

2 часа

Беседа: Как не заболеть? Профилактика простудных заболеваний.

15

23.10

Формирование базовых навыков: устойчивое интонирование мелодии в пении акапелла.

упражнения

2 часа

2 часа

16

25.10

Формирование базовых навыков: устойчивое интонирование мелодии при сложном аккомпанементе.

упражнения

2 часа

2 часа

17

30.10

Формирование базовых навыков: формирование сценической культуры, пение стоя.        

упражнения

2 часа

2 часа

Инструктаж: Правила поведения во время осенних каникул.

18

01.11

Формирование базовых навыков: формирование сценической культуры. Пение и пластика.

упражнения

2 часа

2 часа

19

06.11

Формирование базовых навыков: работа с фонограммой, распределение внимания.

упражнения

2 часа

2 часа

20

08.11

Формирование базовых навыков: работа с фонограммой, координация голоса и слуха.

упражнения

2 часа

2 часа

ПДД: Типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям.

21

13.11

Формирование базовых навыков: работа с фонограммой, развитие координации между голосом и слухом.

упражнения

2 часа

2 часа

22

15.11

Формирование базовых навыков: расширение репертуарного плана. Пение соло.

упражнения

2 часа

2 часа

23

20.11

Формирование базовых навыков: подбор репертуара для работы соло, в дуэте, трио.

упражнения

2 часа

2 часа

24

22.11

Формирование базовых навыков: подбор репертуара для работы соло, в дуэте, трио.

упражнения

2 часа

2 часа

25

27.11

Формирование базовых навыков: формирование чувства ансамбля.

упражнения

2 часа

2 часа

26

29.11

Формирование базовых навыков: работа с минусовой фонограммой.

упражнения

2 часа

2 часа

Инструктаж: Осторожно, тонкий лед.

27

04.12

Формирование базовых навыков: постановка сценического движения.

упражнения

2 часа

2 часа

Инструктаж: Осторожно, сосульки.

28

06.12

Формирование базовых навыков: соединение пения с пластикой и движением.

упражнения

2 часа

2 часа

29

11.12

Формирование базовых навыков: работа с микрофоном.

упражнения

2 часа

2 часа

30

13.12

Формирование базовых навыков: культура поведения на сцене.

упражнения

2 часа

2 часа

31

18.12

Формирование базовых навыков: точность интонирования при работе с микрофоном.

упражнения

2 часа

2 часа

Инструктаж: Осторожно, гололед.

32

20.12

Формирование базовых навыков: культура работы на сцене.

упражнения

2 часа

2 часа

33

25.12

Формирование базовых навыков: звучание в ансамбле, ансамблевое пение.

упражнения

2 часа

2 часа

34

27.12

Формирование базовых навыков: формирование навыков ансамблевого пения, выразительности.

упражнения

2 часа

2 часа

Инструктаж: Правила поведения во время зимних каникул.

35

10.01

Формирование базовых навыков: певческое дыхание, разные типы дыхания.

упражнения

2 часа

2 часа

Повторный инструктаж по ТБ, правила дорожного движения, правила безопасности в учреждении.

36

15.01

Формирование базовых навыков: смена дыхания во время пения, различные приемы дыхания.

упражнения

2 часа

2 часа

37

17.01

Формирование базовых навыков: короткое и активное дыхание в произведениях с быстрым темпом.

упражнения

2 часа

2 часа

38

22.01

Формирование базовых навыков: спокойное и активное дыхание в произведениях с медленным темпом.

упражнения

2 часа

2 часа

Инструктаж по ТБ при возникновении ГО и ЧС.

39

24.01

Формирование базовых навыков: цезуры, знакомство с навыками «цепного дыхания»

упражнения

2 часа

2 часа

40

29.01

Формирование базовых навыков: пение выдержанного звука в конце произведения.

упражнения

2 часа

2 часа

41

31.01

Формирование базовых навыков: исполнение продолжительных музыкальных фраз. Цепное дыхание.

упражнения

2 часа

2 часа

Беседа: Профилактика ОРВИ, гриппа.

42

07.02

Формирование базовых навыков: пение легато и нон легато.

упражнения

2 часа

2 часа

43

12.02

Формирование базовых навыков: работа над ровным звучанием во всем диапазоне голоса.

упражнения

2 часа

2 часа

44

14.02

Формирование базовых навыков: умение использовать грудной и головной регистры.

упражнения

2 часа

2 часа

Инструктаж: Правила поведения зимой на водоемах и вблизи них.

45

19.02

Формирование базовых навыков: работа над дикцией и артикуляцией.

упражнения

2 часа

2 часа

46

21.02

Формирование базовых навыков: работа над особенностями произношения при пении.

упражнения

2 часа

2 часа

47

26.02

Формирование базовых навыков: напевность гласных, умение их округлять, работа над активной артикуляцией.

упражнения

2 часа

2 часа

       48

28.02

Формирование базовых навыков: стремление к чистоте звучания неударных гласных.

упражнения

2 часа

2 часа

      49

05.03

Формирование базовых навыков: быстрая и четкая дикция

упражнения

2 часа

2 часа

50

07.03

 Формирование базовых навыков: формирование чувства ансамбля.  Дуэт, трио, квартет, хор.

упражнения

2 часа

2 часа

51

12.03

Формирование базовых навыков: формирование чувства ансамбля.  Дуэт, трио, квартет, хор.

упражнения

2 часа

2 часа

52

14.03

Формирование базовых навыков: соотношение разных длительностей. Пластика и движение.

упражнения

2 часа

2 часа

.

53

19.03

Формирование базовых навыков: расширение задач: интонирование в различных ладах.

упражнения

2 часа

2 часа

54

21.03

Формирование базовых навыков: ритмическая устойчивость в разных темпах.

упражнения

2 часа

2 часа

55

26.03

Формирование базовых навыков: интонирование произведений в различных видах мажора и минора.

 

упражнения

2 часа

2 часа

56

28.03

Формирование базовых навыков: развитие ритмической устойчивости, согласованность движений.        

упражнения

2 часа

2 часа

Беседа: Всемирный день театра.

57

02.04

Формирование базовых навыков: развитие ритмического слуха.

упражнения

2 часа

2 часа

Инструктаж: ПДД.

58

04.04

Формирование базовых навыков: начальные навыки пения двухголосия.

упражнения

2 часа

2 часа

59

09.04

 Формирование базовых навыков: пение несложных двухголосных попевок.

упражнения

2 часа

2 часа

.

60

11.04

Формирование базовых навыков: формирование сценической культуры.

упражнения

2 часа

2 часа

.

61

16.04

Формирование базовых навыков: формирование сценической культуры, работа с фонограммой.

упражнения

2 часа

2 часа

Посещение творческого концерта ДДЮТ.

62

18.04

Формирование базовых навыков: развитие артистических способностей детей, создание образа.

упражнения

2 часа

2 часа

 

63

23.04

Формирование базовых навыков: умение согласовывать пение со сценическим движением.

упражнения

2 часа

2 часа

64

25.04

Формирование базовых навыков: умение согласовывать пение с ритмическими движениями.

упражнения

2 часа

2 часа

65

30.04

Формирование базовых навыков: работа над выразительным исполнением песни.

упражнения

2 часа

2 часа

Беседа: Спорт – это здорово!

66

07.05

Формирование базовых навыков: создание сценического образа, выразительность.

упражнения

2 часа

2 часа

67

14.05

Формирование базовых навыков: закрепление базовых знаний и навыков.

упражнения

2 часа

2 часа

68

16.05

Формирование базовых навыков: мягкое звуковедение, широкое дыхание.

упражнения

2 часа

2 часа

Инструктаж: Осторожно, клещи. Беседа: 15 мая Международный день семьи.

69

21.05

Формирование базовых навыков: сценическое движение, ритмопластика, звуковедение.

упражнения

2 часа

2 часа

70

23.05

Формирование базовых навыков: развитие артистических способностей, работа на сцене.

упражнения

2 часа

2 часа

Инструктаж: Правила безопасности на водоемах.

71

28.05

Формирование базовых навыков: образ, пластика, движение, координация.  

упражнения

2 часа

2 часа

72

30.05

Формирование базовых навыков: работа с микрофоном, с минусовой фонограммой.

упражнения

2 часа

2 часа

Инструктаж: Правила поведения во время летних каникул.

             Педагог дополнительного образования:                            С.Н.Бабышева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕФЕРАТ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно-общественного управления в образовании» на тему: «Общественная оценка качества образования в образовател

В последние годы делается больший акцент на роль общественности в управлении образовательными учреждениями. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органа...

Конкурсная работа - проект «Фактор счастья» на муниципальный конкурс «Инновации в образовании» (номинация «Управление образованием», «Дошкольное образование»)

Любое образовательное учреждение – это, прежде всего, педагоги, работающие в нем. Они всегда готовы к постоянному профессиональному саморазвитию. Однако для непрерывного профессионального самосовершен...

Информационно-методическое сообщение "Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"

"Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Физическая культура Уровень обучения: Начальное общее образование (1-4 классы) основное общее образование (5-9классы) Среднее общее образование (10-11классы).ФГОС.

1.      Планируемые результаты освоения учебного предмета        Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса ...

Приказ отдела по образованию муниципального образования «Сычевский район» Смоленской области от 18.04.2017 года № 73 «О порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме ОГЭ, ГВЭ в 2

Приказ отдела по образованию муниципального образования «Сычевский район» Смоленской области от 18.04.2017 года № 73 «О порядке проведения государственной итоговой аттестации по обра...

Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"

Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...