"Организация музыкальных развлечений в условиях ДОУ"
учебно-методический материал по музыке
Методическая разработка организации музыкальных развлечений. Актуальность сопровождения музыкальных развлечений в всестороннем музыкально - этетитическом развитии дошкольников в условиях ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fedorova_m.v._organizatsiya_muzykalnyh_razvlecheniy_v_usloviyah_dou.docx | 690.77 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ФЕДОРОВА МАРИНА ВАСИЛЬЕВНА
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
ГБОУ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 167 ИМЕНИ МАРШАЛА Л.А. ГОВОРОВА»
«ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ РАЗВЛЕЧЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ»
- Актуальность проведения музыкальных развлечений в детском саду.
- Роль музыки в проведении музыкальных развлечений.
- Содержание музыкальных развлечений.
- Виды и формы музыкальных развлечений.
- инсценировки, игры-драматизации, спектакли кукол
- музыкальные игры и игры-забавы
- концерты
- новая игрушка
- танцевальные и оперные миниатюры
5. Планирование музыкальных развлечений.
6. Значение музыкальных развлечений в детском саду.
«Духовная жизнь ребёнка полноценна тогда,
Когда он живёт в мире игры, сказки, музыки,
Фантазии, творчества.
Без этого он засушенный цветок»…
В. А. Сухомлинский.
В жизни каждого человека происходит чередование праздничных дней и будней. Будничный день противопоставлен праздничному дню. Праздничный, торжественный день отождествляется с хорошим настроением, эмоциональным всплеском, активной творческой деятельностью. Дети в такой день чувствуют радость, хорошее настроение, эмоциональный подъём, желание общаться с другими детьми. Музыкальные развлечения не являются исключением, так как имеют особое
значение для ребёнка. Это не только радость, но и деятельность, направленная на физическую, эмоциональную, музыкальную, социальную разрядку и на реализацию их требований.
К. Д. Ушинский отмечал, что музыкальные развлечения для детей означают очень важные и значимые события. Ребёнок ждёт с нетерпением каждое музыкальное развлечение, радуется его проведению. Музыкальные развлечения продолжают играть большую роль в жизни каждого ребёнка, нося еще и образовательную функцию.
Роль музыки в проведении музыкального развлечения велика. В развлечениях музыка используется по разному; в некоторых случаях она составляет основное содержание (музыкальные игры, концерты, детские оперы, хореографические миниатюры, хороводы), в других случаях-применяется частично ( спектакли, игры-драматизации, музыкально-литературные композиции). Но во всех случаях необходимо, чтобы с использованием музыки соблюдалась целесообразность; либо как ведущего элемента, определяющего основу развлечения, либо как средство, обогащающее и дополняющее содержание развлечения. Правильное нахождение места музыки в развлечениях помогает точно отобрать музыкальные произведения, создать атмосферу, необходимое настроение и осуществить педагогическое воздействие на детей. При этом рекомендуется
музыкальный репертуар выбирать из композиторов классиков, таких как П. И. Чайковский, Г. Свиридов, Д. Шостакович, М. Глинка и многих других известных композиторов. Не следует часто использовать новые музыкальные произведения. Узнавание детьми знакомых мелодий в ожидаемых для них ситуациях вызывает эмоциональный подъём, способствует расширению музыкальных представлений. Включение знакомых игр, танцев, песен, выученных ранее на занятиях, доставит детям истинное удовольствие и радость.
На музыкальных развлечениях музыка звучит и в исполнении детей (игры, танцы, песни и т. д.), и в исполнении взрослых (инструментальные пьесы, песни и т. д) Важно учитывать принцип доступности. Музыка должна быть яркая, образная, с доступной и простой аранжировкой. Можно использовать и аудиозапись. Оркестровое , хоровое, сольное звучание в исполнении известных музыкантов, коллективов способствует развитию эстетического восприятия музыки.
Важным средством углубления музыкальных представлений детей, совершенствования музыкального восприятия являются развлечения с использованием музыки (музыкальные игры-драматизации, концерты, детские оперы, кукольные спектакли, викторины и т. д.) Грамотное использование музыкальных развлечений в детском саду влияет на всестороннее развитие дошкольников, способствует проявлению положительных качеств личности. Некоторые развлечения связаны с разнообразными видами искусства: литературой, музыкой, кино, театром. Они отражают конкретные темы, взятые из жизни: «Осенины»; «Осенние зарисовки»; «Новогоднее настроение»; «Моя мама-лучше всех»; «Самая любимая игрушка»; «Любовь к Отчизне»; «Мой любимый край»; «Россия»; «Ай да берёзка!» и многие другие. В них прослеживается непосредственная связь с воспитательными и образовательными задачами детского сада.
ПРИМЕРЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ РАЗВЛЕЧЕНИЙ
В ходе музыкальных развлечений прослеживается активность детей ко всему, что предлагается им в процессе развлечения. Дети активно, эмоционально и репродуктивно включаются в процесс. Развитие сюжета музыкального развлечения требует театрализации.
Существует три вида музыкальных развлечений.
Первый вид развлечений – это те развлечения, где дети выступают в роли слушателей или зрителей. Такие развлечения готовятся и проводятся взрослыми. Содержание таких развлечений носит познавательный характер (знакомство с Космосом, с родной природой, с творчеством композитора и т. д.)
Второй вид развлечений-это развлечения, где дети самые активные участники и исполнители. Такими развлечениями руководит взрослый. Они должны быть доступны для детей.
Третий вид развлечений-развлечения, где активное участие принимают и дети, и взрослые. Содержание таких развлечений разрабатывается таким образом, чтобы объединять действие и детей, и взрослых.
Формы организации музыкальных развлечений разнообразны. Это театрализованные шествия, спектакли, концерты, композиции, игры, векторины, соревнования и т. д. Все формы входят во все три вида развлечений.
Рассмотрим некоторые формы из них.
ИНСЦЕНИРОВКИ, ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ, СПЕКТАКЛИ КУКОЛ-наиболее распространённые формы развлечений в детском саду. Дети с большим желанием играют в музыкальные игры, показывают кукольные спектакли, принимают участие в театрализованных музыкальных представлениях и играх-драматизациях. Кукольный театр превращается для детей в настоящий праздник. Кукольные спектакли могут готовить и дети, и взрослые. Некоторые кукольные сценки для детей младших групп могут подготовить дети подготовительной группы. Одновременно и дети подготовительной группы сами могут показывать такие кукольные спектакли для детей младших групп, как: «Колобок»; «Репка»; «Маша и медведь»; «Курочка Ряба» и многие другие.
Участниками игр-драматизаций могут быть дети младших и старших групп. Музыкальный руководитель и воспитатели помогают детям осваивать ту или иную роль, согласовывать свои действия с действиями других участников. Например, с детьми младшей группы хорошо провести инсценирование песни А. Филиппенко «Цыплята», с детьми средней группы-инсценировать песню «На лесной поляне» Б. Кравченко. Старшие дети могут разыграть несложную сказку, инсценировать стихотворение.
Музыка в играх-драматизациях звучит по ходу сюжета и вводится в качестве музыкального оформления и создания определённого настроения. Следует помнить, что музыка не должна звучать постоянно, а быть лишь сопровождением сюжета.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ И ИГРЫ-ЗАБАВЫ –важная форма музыкальных развлечений, которые могут проводиться с детьми всех возрастов.
Чаще всего с маленькими детьми проводятся игры-забавы. Это «Сорока-белобока»; «Ладушки»; «Идёт роза рогатая»; «Петушок» и многие другие. Сочетая музыку с игровыми шутливыми действиями, воспитатель, музыкальный руководитель создают непринуждённую обстановку для детей. Игры-забавы помогают снять напряжённое состояние детей, утомляемость, помогают поднять настроение. Ритмические попевки, прибаутки сопровождаются похлопыванием, притопыванием, постукиванием, и могут выполняться как самостоятельно, так вместе с воспитателем. Например, народная прибаутка «Барашеньки» исполняется на одном звуке. Важно выдержать ритм, который сопровождает действия детей:
Ба - ра –шень-ки,
Кру-то-ро-жень-ки,
По-го-рам ходят,
По ле-сам бро-дят,
В скри-почку иг-ра-ют,
Ва-ню по-те-ша-ют.
Строки 1-4-притопывают, изображая барашков.
Строки 5-6-подражают игре на скрипочке.
Музыкальные игры в развлечениях более развёрнуты по содержанию, чем игры-забавы. Они чаще всего театрализованные, благоприятствуют хорошему настроению. Примером может являться музыкальная игра для детей 4-х лет «Зайчики» у.н.м. в обработке М. Красева.
КОНЦЕРТЫ-включают различные виды деятельности: хоровое исполнение песен, ансамблевое, исполнение плясок, игру на музыкальных инструментах, исполнение небольших сценок. Концерт может включить исполнение хора, инструментального оркестра и т.д. Концерты могут быть театрализованными, тематическими. В них могут принимать участие как и взрослые, так и сами дети.
НОВАЯ ИГРУШКА-является не менее важной формой развлечения. С игрушкой действует воспитатель, объясняя детям, как она выглядит и как с ней следует играть. В руках воспитателя новая игрушка оживает, становится желанной, интересной и любимой для ребёнка. При этом использование музыки повышает эмоциональный интерес к игрушке. Ребёнку хочется с ней поиграть.
Например, воспитатель показывает детям игрушечного медвежонка, читает стихотворение А. Барто «Медвежонок». Далее говорит детям, что медвежонок устал и хочет отдохнуть. Можно спеть песенку Красева «Спи, мой мишка». Далее можно попросить детей разбудить медвежонка и с ним потанцевать. Показ игрушки сопровождается музыкой, что вызывает повышенный интерес к новой игрушке. Можно обыграть и другие игрушки.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ И ОПЕРНЫЕ МИНИАТЮРЫ-также используются в качестве развлечений. Это небольшие хореографические театрализованные и сольно-хоровые сценки: игровая сценка Ю. Чичкова «Кто виноват?»; «Клубок-шерстяной колобок» Колосова»; «Танец Волка и Красной Шапочки» и др.
Для проведения развлечений составляется сценарий. Сценарий должен быть доступный и увлекательный для детей.
ПЛАНИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ РАЗВЛЕЧЕНИЙ помогает воспитателю и музыкальному руководителю лучше организовать работу с детьми. Составляется план музыкальных развлечений в каждой возрастной группе. Обычно музыкальное развлечение проводится 2 раза в две недели во второй половине дня в каждой возрастной группе.
Значение музыкальных развлечений в детском саду велико. Поэтому очень важно серьёзно, вдумчиво отнестись к его подготовке, содержанию и проведению. Ведь от того как подготовлено развлечение зависит настроение детей, творческий процесс и образовательная деятельность. Для проведения музыкального развлечения используется новое оформление зала, вносятся новые атрибуты, ряжение. Всё это способствует обогащению ребёнка новыми эстетическими впечатлениями, вызывает интерес, развивает воображение, побуждает включаться в действие игры, либо спектакля. Если грамотно проведённое музыкальное развлечение нашло в детском сердечке эмоциональный положительный отклик- значит образовательный процесс в детском саду организован правильно и наши дети являются активными участниками этого сложного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
музыкальное развлечение для пришкольного лагеря "Музыкально-туристическое путешествие " "здравствуй лето!"
игры,речёвки, песни....
Программа самообразования по теме: «Организация музыкального воспитания детей с синдромом Дауна в условиях инклюзивного ДОУ»
Программа самообразования по теме: «Организация музыкального воспитания детей с синдромом Дауна в условиях инклюзивного ДОУ» Цель самообразовательной работы – создание условий для развития ...
Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных условиях.
О задачах музукального развития в семье для повышения уровня музыкально-эстетического воспитания дошкольников....
"Праздники и развлечения в детском саду" как одна из форм организации музыкальной деятельности детей в рамках ФГОС
Праздники и развлечения являются одной из форм организацийМузыкальной деятельности детей дошкольного возраста, направленной на их художественно-эстетическое развитие...
Презентация проекта музыкального руководителя Волковой О.Н. «Организация музыкального воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольного образования» на XIV Ярмарке социально-педагогических инноваций
Презентация проекта музыкального руководителя Волковой О.Н.«Организация музыкального воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольного обра...
Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных условиях.
Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных условиях. ...
Консультация "Организация музыкально - эстетического воспитания в семье в современных условиях"
Консультация для родителей...
- Мне нравится (2)