"Организация музыкальных развлечений в условиях ДОУ"
учебно-методический материал по музыке

Федорова Марина Васильевна

Методическая разработка организации музыкальных развлечений. Актуальность  сопровождения музыкальных развлечений в всестороннем  музыкально - этетитическом  развитии дошкольников в условиях ДОУ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ФЕДОРОВА  МАРИНА  ВАСИЛЬЕВНА

МУЗЫКАЛЬНЫЙ  РУКОВОДИТЕЛЬ

ГБОУ   ГОРОДА  МОСКВЫ  «ШКОЛА  №  167  ИМЕНИ  МАРШАЛА  Л.А.   ГОВОРОВА»

   

 «ОРГАНИЗАЦИЯ  МУЗЫКАЛЬНЫХ  РАЗВЛЕЧЕНИЙ  В УСЛОВИЯХ  ДОУ»

  1.  Актуальность проведения музыкальных развлечений в детском саду.
  2.  Роль музыки в проведении музыкальных развлечений.
  3. Содержание музыкальных развлечений.
  4. Виды и формы музыкальных развлечений.

      -    инсценировки, игры-драматизации, спектакли кукол

     -     музыкальные игры и игры-забавы

     -    концерты

     -    новая игрушка

     -    танцевальные и оперные миниатюры

     5.  Планирование музыкальных развлечений.

     6.  Значение музыкальных развлечений в детском саду.

                                                      «Духовная жизнь ребёнка полноценна тогда,

                                                       Когда он живёт в мире игры, сказки, музыки,

                                                       Фантазии, творчества.

                                                        Без этого он засушенный цветок»…

                                                        В. А.  Сухомлинский.

        В жизни каждого человека происходит чередование праздничных дней и будней. Будничный день противопоставлен праздничному дню. Праздничный, торжественный день отождествляется с хорошим настроением, эмоциональным всплеском, активной творческой деятельностью.  Дети в такой день чувствуют радость, хорошее настроение, эмоциональный подъём, желание общаться с другими детьми.      Музыкальные развлечения не являются исключением, так как имеют особое

значение для ребёнка. Это не только радость, но и деятельность, направленная на физическую, эмоциональную, музыкальную, социальную разрядку и на реализацию их требований.

        К. Д. Ушинский отмечал, что музыкальные развлечения для детей означают очень важные и значимые события. Ребёнок ждёт с нетерпением каждое музыкальное развлечение, радуется его проведению. Музыкальные развлечения продолжают играть большую роль в жизни каждого ребёнка, нося еще и образовательную функцию.

         Роль музыки в проведении музыкального развлечения велика. В развлечениях музыка используется по разному; в некоторых случаях она составляет основное содержание (музыкальные игры, концерты, детские оперы,  хореографические миниатюры, хороводы), в других случаях-применяется частично ( спектакли, игры-драматизации, музыкально-литературные композиции). Но во всех случаях необходимо, чтобы с использованием музыки соблюдалась целесообразность; либо как ведущего элемента, определяющего основу развлечения, либо как средство, обогащающее и дополняющее содержание развлечения.  Правильное нахождение места  музыки в развлечениях помогает точно отобрать музыкальные произведения, создать атмосферу, необходимое настроение и осуществить педагогическое воздействие на детей. При этом рекомендуется

музыкальный репертуар выбирать  из композиторов классиков, таких как П. И. Чайковский, Г. Свиридов, Д. Шостакович, М. Глинка и многих других известных композиторов. Не следует часто использовать новые музыкальные произведения. Узнавание детьми знакомых мелодий в  ожидаемых для них ситуациях вызывает эмоциональный подъём, способствует расширению музыкальных представлений. Включение знакомых игр, танцев, песен, выученных ранее на занятиях,  доставит детям истинное удовольствие и радость.

         На музыкальных развлечениях музыка звучит и в исполнении детей (игры, танцы, песни и т. д.), и в исполнении взрослых (инструментальные пьесы, песни и т. д)  Важно учитывать принцип доступности.  Музыка должна быть яркая, образная, с доступной и простой аранжировкой. Можно использовать и аудиозапись. Оркестровое , хоровое, сольное звучание в исполнении известных музыкантов, коллективов способствует развитию эстетического восприятия музыки.

         Важным средством углубления музыкальных представлений детей, совершенствования музыкального восприятия являются развлечения с использованием музыки (музыкальные игры-драматизации, концерты, детские оперы, кукольные спектакли, викторины и т. д.) Грамотное использование музыкальных развлечений в детском саду влияет на всестороннее развитие дошкольников, способствует проявлению положительных качеств личности. Некоторые  развлечения связаны с разнообразными видами искусства:  литературой, музыкой, кино, театром. Они отражают конкретные темы, взятые из жизни:  «Осенины»;  «Осенние зарисовки»;  «Новогоднее настроение»;  «Моя мама-лучше всех»; «Самая любимая игрушка»; «Любовь к Отчизне»; «Мой любимый край»;  «Россия»; «Ай да берёзка!» и многие другие.  В них прослеживается непосредственная связь с воспитательными и образовательными задачами детского сада.

ПРИМЕРЫ  МУЗЫКАЛЬНЫХ  РАЗВЛЕЧЕНИЙ

В ходе музыкальных развлечений прослеживается активность детей ко всему, что предлагается им в процессе развлечения. Дети активно, эмоционально и репродуктивно включаются в процесс.  Развитие сюжета музыкального развлечения требует театрализации.

          Существует три вида музыкальных развлечений.

Первый  вид развлечений – это те развлечения, где дети выступают в роли слушателей или зрителей. Такие развлечения готовятся и проводятся взрослыми. Содержание таких развлечений носит познавательный характер (знакомство с Космосом,  с родной природой, с творчеством композитора и т. д.)

Второй вид развлечений-это развлечения, где дети самые активные участники и исполнители. Такими развлечениями руководит взрослый. Они должны быть доступны для детей.

Третий вид развлечений-развлечения, где активное участие принимают и дети, и взрослые. Содержание таких развлечений разрабатывается таким образом, чтобы объединять действие и детей, и взрослых.

          Формы организации музыкальных развлечений разнообразны. Это театрализованные шествия, спектакли, концерты, композиции, игры, векторины, соревнования и т. д.  Все формы входят во все три вида развлечений.

          Рассмотрим некоторые формы из них.

      ИНСЦЕНИРОВКИ, ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ, СПЕКТАКЛИ КУКОЛ-наиболее распространённые формы развлечений в детском саду. Дети с большим желанием играют в музыкальные игры, показывают кукольные спектакли, принимают участие в театрализованных музыкальных представлениях и играх-драматизациях.  Кукольный театр превращается для детей в настоящий праздник. Кукольные спектакли могут готовить и дети, и взрослые. Некоторые кукольные сценки  для детей младших групп могут подготовить дети подготовительной группы. Одновременно и дети подготовительной группы сами могут показывать такие кукольные спектакли  для детей младших групп, как:  «Колобок»;  «Репка»; «Маша и медведь»; «Курочка Ряба» и многие  другие.

Участниками игр-драматизаций могут быть дети младших и старших групп.  Музыкальный руководитель и воспитатели помогают детям осваивать ту или иную роль, согласовывать свои действия с действиями других участников. Например, с детьми младшей группы хорошо провести инсценирование песни А. Филиппенко «Цыплята», с детьми средней группы-инсценировать песню «На лесной поляне» Б. Кравченко. Старшие дети могут разыграть несложную сказку, инсценировать стихотворение.

             Музыка в играх-драматизациях звучит по ходу сюжета и вводится в качестве музыкального оформления и создания определённого настроения. Следует помнить, что музыка не должна звучать постоянно, а быть лишь сопровождением сюжета.

              МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ И ИГРЫ-ЗАБАВЫ –важная форма музыкальных развлечений, которые могут проводиться с детьми всех возрастов.

Чаще всего с маленькими детьми проводятся игры-забавы. Это «Сорока-белобока»;  «Ладушки»;  «Идёт роза рогатая»;  «Петушок» и многие другие. Сочетая музыку с игровыми шутливыми действиями, воспитатель, музыкальный руководитель создают непринуждённую обстановку для детей. Игры-забавы помогают снять напряжённое состояние детей, утомляемость, помогают поднять настроение. Ритмические попевки, прибаутки сопровождаются похлопыванием, притопыванием, постукиванием, и могут выполняться как самостоятельно, так вместе с воспитателем. Например, народная прибаутка  «Барашеньки»  исполняется на одном звуке. Важно выдержать ритм, который сопровождает действия детей:

                       Ба - ра –шень-ки,

                       Кру-то-ро-жень-ки,

                       По-го-рам   ходят,    

                       По  ле-сам  бро-дят,

                       В  скри-почку  иг-ра-ют,

                       Ва-ню  по-те-ша-ют.

Строки 1-4-притопывают, изображая барашков.

Строки 5-6-подражают игре на скрипочке.

Музыкальные игры в развлечениях более развёрнуты по содержанию, чем игры-забавы. Они чаще всего театрализованные, благоприятствуют  хорошему настроению. Примером может являться музыкальная игра для детей 4-х лет «Зайчики» у.н.м. в обработке М. Красева.

           КОНЦЕРТЫ-включают различные виды деятельности:  хоровое исполнение песен, ансамблевое,  исполнение  плясок, игру на музыкальных инструментах, исполнение небольших сценок. Концерт  может включить исполнение хора, инструментального оркестра и т.д.  Концерты могут быть театрализованными, тематическими. В них могут принимать участие как и взрослые, так и сами дети.

           НОВАЯ  ИГРУШКА-является не менее важной формой развлечения. С игрушкой действует воспитатель, объясняя детям, как она выглядит и как с ней следует играть. В руках  воспитателя новая игрушка оживает, становится желанной, интересной и любимой для ребёнка. При этом использование музыки повышает эмоциональный интерес к игрушке. Ребёнку хочется с ней поиграть.  

           Например, воспитатель показывает детям  игрушечного медвежонка, читает стихотворение А. Барто  «Медвежонок».  Далее говорит детям, что медвежонок устал и хочет отдохнуть. Можно спеть песенку Красева «Спи, мой мишка». Далее можно попросить детей разбудить медвежонка и с ним потанцевать. Показ игрушки сопровождается музыкой, что вызывает повышенный интерес к новой игрушке. Можно обыграть и другие игрушки.

            ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ И ОПЕРНЫЕ МИНИАТЮРЫ-также используются в качестве развлечений. Это небольшие хореографические театрализованные  и сольно-хоровые сценки: игровая сценка Ю. Чичкова  «Кто виноват?»; «Клубок-шерстяной колобок» Колосова»;  «Танец Волка и Красной Шапочки» и др.

         Для проведения развлечений составляется сценарий. Сценарий должен быть доступный и увлекательный для детей.

           ПЛАНИРОВАНИЕ  МУЗЫКАЛЬНЫХ РАЗВЛЕЧЕНИЙ помогает воспитателю и музыкальному руководителю лучше организовать работу с детьми. Составляется план музыкальных развлечений в каждой возрастной группе.  Обычно музыкальное развлечение проводится 2 раза в две недели во второй половине дня в каждой возрастной группе.

          Значение  музыкальных развлечений  в детском саду велико.  Поэтому очень важно серьёзно, вдумчиво отнестись к его подготовке, содержанию и проведению.  Ведь от того как подготовлено развлечение зависит  настроение детей, творческий процесс и образовательная деятельность. Для проведения музыкального развлечения используется новое оформление зала, вносятся новые атрибуты, ряжение. Всё это способствует обогащению ребёнка новыми эстетическими впечатлениями, вызывает интерес, развивает воображение, побуждает включаться в действие игры, либо спектакля. Если грамотно проведённое музыкальное развлечение  нашло в детском сердечке эмоциональный положительный отклик- значит образовательный процесс в детском саду организован правильно и наши дети являются активными участниками этого сложного процесса.

        

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования по теме: «Организация музыкального воспитания детей с синдромом Дауна в условиях инклюзивного ДОУ»

Программа самообразования по теме: «Организация музыкального воспитания детей с синдромом Дауна в условиях инклюзивного ДОУ» Цель самообразовательной работы – создание  условий для развития ...

Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных условиях.

О задачах музукального развития в семье для повышения уровня музыкально-эстетического воспитания дошкольников....

"Праздники и развлечения в детском саду" как одна из форм организации музыкальной деятельности детей в рамках ФГОС

Праздники и развлечения являются одной из форм организацийМузыкальной  деятельности детей дошкольного возраста, направленной на их художественно-эстетическое развитие...

Презентация проекта музыкального руководителя Волковой О.Н. «Организация музыкального воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольного образования» на XIV Ярмарке социально-педагогических инноваций

Презентация проекта музыкального руководителя Волковой О.Н.«Организация   музыкального  воспитания  детей  с  ОВЗ в  условиях  дошкольного  обра...

Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных условиях.

Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных условиях. ...