Конспекты учебных занятий в начальной школе
план-конспект урока по музыке

Байгузин Данил Динарович

Конспекты уроков музыки в начальной школе.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Данил Байгузин,  40 группа                                                                              

Класс: 1

Тема урока музыки: «Музыка утра»

Цель урока:раскрыть перед учащимися выразительные и изобразительные возможности разных видов искусств в передаче чувств, мыслей, настроения человека от утренней природы.

Планируемые результаты:

Предметные:умение размышлять о музыке, как способе выражения духовных переживаний человека, устойчивый интерес к музыкальному искусству, к различным видам музыкально – творческой деятельности

Личностные:положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе

Тип занятия:урок «открытия» нового знания

Материалы и оборудование: проигрыватель, флеш – накопитель, видеопроектор, экран, презентация, компьютер

Музыкальный репертуар: П.Чайковский «Зимнее утро», Э.Григ «Утро», В. Шаинский «От улыбки».

Структура занятия:

1)Организационный момент

2)Введение в тему

3)Организация слушательской деятельности

4)Организация исполнительской деятельности

5)Итог урока

6)Рефлексия

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж

1.Организационный момент

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости)

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Данил Динарович.

Настроимся на интересную работу и скажем себе «Я собран», «Я внимателен», «Я готов получать новые знания».

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют.

5 мин

2.Введение в тему

П (открытие новых знаний, нового материала)

-Когда вы утром просыпаетесь, то, наверное, подбегаете к окошку и смотрите, какая погода на улице, светит ли солнышко, идёт ли снег или дождь. И, конечно, вы сразу хотите как-то передать свои чувства, эмоции, настроения от утренней природы, рассказать об этом, правда?

- Сегодня Муза приглашает нас в Мир Искусства, чтобы встретить с ней рождение нового дня

-Ребята, с чего начинается утро?

- А кто знает, в какой стороне света встает солнце?

- Да, действительно, солнце встает на востоке.

-А вот художники, музыканты, поэты, чтобы выразить свои чувства используют особые средства. Как вы думаете, что нужно композитору, художнику, поэту, чтобы нарисовать картину природы, передать своё настроение?

-На экране вы видите иллюстрацию картины. Какое утро изобразил художник? Какое настроение хотел передать художник на первой картине, солнечное или унылое? Жизнерадостное или печальное? -Как вы догадались?- А какое утро на другой картине? Тихое или ветреное?

А теперь послушайте, как поэт Иван Никитин передаёт своё настроение словами.

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут…
А восток всё горит-разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.

-Так какое настроение вы услышали в стихотворении?

-По настроению к какой картине созвучно, ближе это стихотворение к первой или второй?

-Да

-С появлением луча, с появлением росы, тумана, с тишины. Утром чувствуется свежесть. --Солнце встает на востоке

Дети отвечают, что композитору нужны звуки, художнику - краски, а поэту - слова.

-Солнечное, жизнерадостное.

- Краски тёплые, солнечный свет, лучики солнца

Тихое, на озере нет волн.

-Восторженное, радостное.

- Ближе к первой.

8 мин

3.Организация слушательской деятельности

П (открытие новых знаний, нового материала)

П (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)

- Теперь мы послушаем, как наступление нового дня нарисовали музыкальными красками русский композитор П.И.Чайковский и норвежский композитор Э.Григ.

(слушаем «Зимнее утро»)

-Какое время года изобразил звуками П.И.Чайковский?

-Солнце светило в музыке? Или было ненастье? Дождь или вьюга?

-А на каком инструменте исполняется это произведение?

-А теперь следующая музыкальная картина композитора из Норвегии Э.Грига.

-А какое время года вы услышите в этой музыке?

(слушаем «Утро» Э.Грига.)

-Так какое время года? Зима или лето, а может быть весна?–А почему вы так решили?

-Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

- В какое время суток вам бы хотелось услышать эту музыку и почему?

-А кто исполнял это произведение, один инструмент или много?

-Скажите, а солнышко сразу появилось или оно появлялось постепенно?

-Мелодия как-бы закручивалась, вьюжила, это зимнее утро.

-Дети отвечают, что произведение исполнялось на фортепиано.

-Похоже и на лето, и на весну.

-В музыке как- будто выглянуло солнце.

-Музыка плавная, протяжная, в ней чувствуется подъем.

-Утром. Потому, что в музыке чувствуется как просыпается природа

-Много, это оркестр.

-Солнце не сразу появилось, оно появлялось в музыке постепенно.

8 мин

4Физминутка

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости)

Давайте немного отдохнем и разомнемся.

Давайте представим под музыку Эдварда Грига, что мы маленькие зернышки, из которых растёт красивый цветок.

-Ребята, а какие цветы вы изображали?

Дети изображают цветы.

1 мин

5. Организация  исполнительской деятельности

Л (развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен)

-А теперь мы с вами тоже будем исполнителями музыки.

-Какой инструмент всегда находится с нами?

-И сегодня мы с вами споём светлую, как наше утро, песенку, которую вы все прекрасно знаете. «От улыбки»

Пожалуйста, послушайте песню.

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Произношение согласных

Ритм мелодии.

Высокие скачки.

Замыкание фраз.

Длинные ноты.

Мелодическая трудность.

-графический показ

- показ голосом

-ассоциации, собственный показ.

- прием «Эхо»

Голос.

7 мин

6. Итог урока

Р ( оценка — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить)

Хорошо. У меня к вам несколько вопросов, сейчас проверим, кто был самым внимательным на уроке.

Как называлась тема урока?

 Какие произведения мы с вами сегодня слушали на уроке?

Какие произведения вам больше понравились, запомнились? Молодцы, хорошо поработали сегодня.

Музыка утра.

(предполагаемые ответы)

2 мин

7.Рефлексия

Р (оценка собственной работы, подведение итогов)

Ребята, если вам понравился урок – пропойте весело букву «А». А если вам было скучно и грустно – пропойте грустно букву «У».

1 мин



Предварительный просмотр:

Данил Байгузин,  40 группа                                                                              

Класс: 1

Тема урока музыки: «Музыка вечера»

Цель урока:создание условий для развития художественно-творческих способностей учащихся, формирование навыков выражения своего отношения к музыке.

Планируемые результаты:

Предметные:умение размышлять о музыке, как способе выражения духовных переживаний человека, устойчивый интерес к музыкальному искусству, к различным видам музыкально – творческой деятельности

Личностные:положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе

Тип занятия:урок «открытия» нового знания

Материалы и оборудование: проигрыватель, флеш – накопитель, видеопроектор, экран, презентация, компьютер

Музыкальный репертуар:«Колыбельная медведицы» - сл. Яковлева, муз. Е. П. Крылатова, «Вечерняя сказка» - А.И.  Хачатурян, : «Вечерняя музыка». – В. Гаврилин

Структура занятия:

1)Организационный момент

2)Актуализация знаний

3)Организация слушательской деятельности

4)Организация исполнительской деятельности

5)Итог урока

6)Рефлексия

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж

1.Организационный момент

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости)

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Данил Динарович.

Настроимся на интересную работу и скажем себе «Я собран», «Я внимателен», «Я готов получать новые знания».

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют.

5 мин

2.  Актуализация знаний

П (усвоение знания материала прошлого урока)

-Посмотрите на эту фотографию Челябинска, какое время суток изображено? - Почему вы так решили?

-Я не просто так показал вам эту фотографию. В ней кроется тема нашего  сегодняшнего урока. Как вы думаете, как она может называться?

Да, мы говорили про вечер, но не только. Вспомните, на прошлом уроке вы слушали музыку утра, так что у нас будет связано с вечером?.

Верно. Так и назовем нашу тему: «Музыка вечера».  

Мы с вами еще ничего не слушали, но я уверена, что вы знаете несколько вечерних песен. Кто скажет, какие песни исполняются вечером, перед сном? (Эти песни поет мама своему ребенку, когда его укладывает.)

Верно. Колыбельную можно узнать сразу - по одной лишь интонации. Какая музыка в колыбельных: спокойная, убаюкивающая или громкая и быстрая?

Колыбельную мы с вами исполним немного позже, а сейчас послушайте, как услышали  и выразили в стихах музыку вечера русский поэт Афанасий Фет

«Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно-красен,
И реки блестят извивы.»  

Вечер.

Нет солнца, на улице темнеет

Вечер

Музыка

Колыбельная.

Спокойная, тихая

8 мин

3.Организация слушательскойдеятельности

П (открытие новых знаний, нового материала)

П (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)

А вот композитор  Арам Ильич  Хачатурян написал музыкальную  пьесу на тему вечерней музыки. Послушаем ее. Как мы сидим при слушании?  Удобно, и никому не мешаем.

Слушание: Арам  Хачатурян «Вечерняя сказка».

О чем рассказала вам эта музыка? Какие слова, наиболее точно выражают настроение вечернего пейзажа?

А мы можем сказать, что характер музыки был волшебный, сказочный?

Мы знаем настроение произведения, что оно написано к вечернему времени суток, как бы вы его назвали?

Хорошо, я думаю здесь подойдет название «Вечерняя сказка», согласны?

Задумчивое, грустное. Да.

(Предполагаемые ответы детей)

Да.

8 мин

4Физминутка

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости)

Давайте немного отдохнем и разомнемся.

Вечер зимний в небе синем(встать)
Звезды синие зажег (подняться на носочках, потянуться)
Ветви сыплют синий иней (потряхивая руками, потихоньку сесть)
На приснеженный ледок.

2 мин

5. Организация слушательской деятельности

П (открытие новых знаний, нового материала)

П (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)

Хорошо. А сейчас мы услышим совершенно другое произведение, которое написал  Валерий Александрович Гаврилин. Оно называется «Вечерняя музыка».

Слушание. «Вечерняя музыка» из симфонии «Перезвоны. В. Гаврилин.

Какое по звучанию было произведение?

-Верно, я бы еще сказал, что музыка сумрачная.

Ребята, звучали ли в музыке музыкальные инструменты?

А кто же тогда исполнял музыку?

Музыку исполнял камерный хор.  Когда люди поют без сопровождения инструментов, это называется пение а капелла.

Повторите со мной: А капелла.

Грустное,тягучее, протяжное, спокойное Нет

Люди, хор

А капелла

7 мин

5. Организация  исполнительской деятельности

Л (развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен)

Давайте  с вами споем колыбельную песню. Я думаю, кто-нибудь из вас ее точно знает, это «Колыбельная медведицы» из мультфильма про медвежонка Умку. Я вам сейчас включу мультфильм, в котором звучит жта песенка, а вы послушаете, а потом споём вместе.

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Произношение согласных

Ритм мелодии.

Высокие скачки.

Замыкание фраз.

Длинные ноты.

Мелодическая трудность.

-графический показ

- показ голосом

-ассоциации, собственный показ.

- прием «Эхо»

7 мин

6. Итог урока

Р ( оценка — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить)

Хорошо. У меня к вам несколько вопросов, сейчас проверим, кто был самым внимательным на уроке.

Как называлась тема урока?

 Какая музыка звучит в вечернее время? (Что мы с вами сегодня пели).

Какие произведения вам больше понравились, запомнились? (Колыбельная, Вечерняя сказка, Вечерняя музыка)

И последний вопрос, кто же мне на него ответит? Что такое а капелла?

Молодцы, хорошо поработали сегодня.

Музыка вечера. Колыбельные.

(предполагаемые ответы)

Пение без инструмента.

2 мин

7.Рефлексия

Р (оценка собственной работы, подведение итогов)

Ребята, если вам понравился урок – пропойте весело букву «А». А если вам было скучно и грустно – пропойте грустно букву «У».

Дети поют букву «А».

1 мин



Предварительный просмотр:

Данил Байгузин, 40 группа

Класс: 4

Тема урока музыки: «Исходила младёшенька»

Цель: сформировать представление о роли русской народной песни, с помощью оперы М.П.Мусоргского «Хованщина»

Планируемые результаты:

Предметные: умение анализировать музыкальное и литературное содержание оперы «Хованщина»; умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке.

Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач; формирование основ уважительного отношения к русской культуре.

Тип занятия: урок открытия «нового» знания

Методы и приемы: метод размышления о музыке, наглядность, ЭОР, метод музыкальных обобщений, словесный (беседа, рассказ)

Материалы, оборудование: муз. центр, фортепиано, компьютер, проектор, флеш-накопитель, учебник Е.Д.Критской «Музыка» 4 класс, фрагмент из оперы «Хованщина» - «Рассвет на Москве – реке», отрывок из оперы «Иван Сусанин», отрывок из оперы «Хованщина» - песня Марфы «Исходила младёшенька».

Музыкальный репертуар: слушание: песня Марфы «Исходила младёшенька» из оперы М.П.Мусоргского «Хованщина», вступление к опере «Хованщина» - «Рассвет на Москве – реке», отрывок из кантаты «Александр Невский» С.Прокофьева – «Мертвое поле»; «Любэ»-Конь.

Структура урока:

1.Организационный момент;

2.Организация слушательской деятельности;

3.Физ.минутка;

4.Организация исполнительской деятельности;

5. Рефлексия.

Этап урока

Универсальные Учебные действия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж

1

Организационный

момент

К (владение монологической и диалогической формами речи)

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Данил Динарович. Давайте вспомним, что вы слушали на прошлом уроке. Я предлагаю послушать вам фрагмент. (Слушаем отрывок из оперы «Иван Сусанин»)

- Кто этот герой?

- Как называется эта опера?

- Кто автор этой оперы?

- Ребята, а скажите, какой подвиг совершил Иван Сусанин?

- Иван Сусанин

- Иван Сусанин

- М.И.Глинка

- Он отвел поляков в лес. Погубил себя и поляков, тем самым спас свою Родину.

3 минуты

2

Организация слушательской деятельности

Р (целепологание) – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

П (структурирование знаний)

К (постановка вопросов, сотрудничество с учителем)

Мы с вами послушаем один фрагмент. Вы

слушали его раньше. Давайте вспомним его.

(слушают фрагмент из оперы «Хованщина»

«Рассвет на Москве-реке»)

- Вспомнили?

- Совершенно верно. Вы уже знакомы с оперой «Хованщина» и сегодня мы познакомимся с героиней этой оперы Марфой.

- Кто написал оперу «Хованщина»?

- Оперу написал Модест Петрович

Мусоргский. Один из величайших русских

композиторов.

Модест Петрович родился в семье

помещика 9 марта 1839 года. В семье, до его

рождения уже были дети. Модест был

младшим, поэтому мать его особенно

горячо любила, уделяла ему много

внимания и отдавала ему все свое

материнское тепло. Мать начала обучать его

в раннем возрасте игре на пианино. В семье

никто не предполагал, что он станет

музыкантом. Он хорошо пел, хоть и неучился этому. Он пробовал сочинять уже в

раннем возрасте. Умер Модест Петрович 16

марта 1881 года. Его тревожили события,

которые происходили на Руси, и он решил

отобразить все эти события в своей опере.

- Что такое опера?

- А почему эту оперу так назвали?

- Опера Хованщина названа в честь князя

Хованского. Князь Хованский и Петр 1

были двумя известными и важными людьми

на Руси, между ними шла вражда. Петр 1

хотел ввести реформы, изменить жизнь

людей на Руси в лучшую сторону, поменять

многое на Руси. А Хованский не хотел этих

изменений. Он хотел, чтобы все оставалось

по-старому. У князя Хованского был сын,

его звали Андрей. В опере есть героиня

Марфа. Она была влюблена в сына

Хованского Андрея. Но они были разного

происхождения. Марфа была против князя

Хованского. Она спела в арии обо всех

своих страданиях, о своей любви к Андрею.

- Давайте посмотрим отрывок из оперы

«Хованщина» ария Марфы. (смотрят

отрывок из оперы)

- А какой вы увидели Марфу по характеру?

- А какая она на самом деле, как вы думаете?

- Она была очень мужественной и сильной

девушкой снаружи, но внутри она очень

хрупкая, нежная и ранимая.

- А как вы думаете, почему композитор выбрал для Марфы подлинную русскую песню?

- А теперь откройте учебники на странице 100. Давайте сравним песню «Исходила младешенька» с мелодией «Мертвое поле» из кантаты С.Прокофьева «Александр Невский»

(Играю мелодию и пою (показываю), потом учу с ними)

- Обратите внимание на то, как тонко и своеобразно воплощены в обеих мелодиях народно – песенные интонации.

- Композиторская музыка в народном стиле также разнообразна, как и русская народная песня. Русская народная песня бездонный кладезь для композиторов.

- Да. Этот фрагмент из оперы «Хованщина» «Рассвет на Москве – реке»

- М.П. Мусоргский

Опера – это спектакль, в котором все действующие лица поют.

- В честь князя Хованского.

- Сильная, мужественная

- Ранимая, нежная

- Её отличает красота и благородство широкой, раздольной мелодии.

19 минут

3

Физминутка

Р (осуществление контроля своих действий, ориентируясь на показ движений учителя)

-Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного размяться. Встаём со своих мест и повторяем движения за мной.

Дети повторяют движения.

3 минуты

4

Организация исполнительской деятельности

П (умение сравнивать, сопоставлять, обобщать)

Р (певческая установка)

К (участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, формирование умения слушать и понимать других)

Л (творческая самореализация на уроке, импровизация в характере)

-Ребята, в то время на Руси основным видом передвижения были повозки и кони.  Сейчас я предлагаю нам переместиться в то время , представить, что вы сели на коня, и спеть песню группы «Любэ»-Конь.

Дети исполняют песню конь.

10 минут

ВХР трудности

Методы и приемы

Произношение согласных «Р», «Б», «Ч», «Й»

Ритм мелодии.

Высокие скачки.

Цепное дыхание.

Замыкание фраз.

Длинные ноты.

Мелодическая

-графический показ

- показ голосом образное сравнение,

- прохлопывание ритма мелодии,

-ассоциации, собственный показ.

- прием «Эхо»

5

Рефлексия

Р (формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность)

К (формирование умения грамотно строить речевые высказывания)

-Ребята, если вам понравился урок, то поднимите правую руку вверх. А если вам было скучно и грустно, поднимите левую руку вверх.

Спасибо за урок. Досвидания.

Дети поднимают правую руку вверх.

5 минут



Предварительный просмотр:

Данил Байгузин, 40 группа

Класс: 4                                                                      

Тема урока музыки: М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин». Сцена в лесу.

Цель урока: формирование представлений обучающихся о значимости в опере образов и подвигов русского народа посредством изучения оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин».

Планируемые результаты:

Предметные: умение размышлять о музыке, как способе выражения духовных переживаний человека, устойчивый интерес к музыкальному искусству, к различным видам музыкально – творческой деятельности, формирование представления о подвигах простых крестьян во время войны с поляками.

Личностные: выявление возможностей эмоционального воздействия музыки на человека, развитие духовно – нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, формирование чувства гражданственности и патриотизма на примере оперы  Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин». Сцена в лесу (4-е действие), знаменательного хора «Славься!», Ю. Чичков «Здравствуй, Родина моя!»

Тип занятия: урок «открытия» нового знания

Материалы и оборудование: проигрыватель, флеш – накопитель, видеопроектор, экран, презентация, компьютер

Музыкальный репертуар: М.И Глинка фрагменты из оперы «Иван Сусанин» Сцена в лесу, хор «Славься!»

1)Организационный момент

2) Актуализация знаний

3) Организация слушательской деятельности

4) Физическая минутка

5) Организация исполнительской деятельности

6) Рефлексия

Конспект

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж

Организационный момент

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости)

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Данил Динарович, и сегодня я проведу у вас урок музыки. Давайте скажем себе «Я собран», «Я внимателен», «Я готов получать новые знания».

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют.

5 мин

2

Актуализация знаний

Р( Осмысливать полученную информацию)

П (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)

Ребята, сегодня тот урок, на котором мы закончим изучение оперы «Иван Сусанин»  или по другому «Жизнь за царя», а также мы узнаем или если вы уже знаете, подробно поговорим о кульминационном моменте оперы. После чего в вашем сознание будет целостная картина всей оперы.

- Ребята, давайте, прежде чем начать изучение 4 – го действия оперы «Иван Сусанин», мы с вами вспомним, что вы изучали на прошлом уроке.

1. Что такое опера?

2. Как называются части оперы?

3. Какое действие вы изучали на прошлом уроке?

4. Как оно называется?

5. Чем вам запомнилась это действие?

6. Какие танцы давали на балу?

7. Понравились ли вам эти танцы?

1.О́пера— это жанр в котором слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы.

2. Действия;

3. 2 действие;

4. Бал в замке польского короля;

5. Танцами;

6.торжественный полонез, энергичный краковяк, плавный вальс, темпераментная мазурка

10 мин

3

Организация слушательской деятельности

П (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)

-Ребята, хочется отметить героизм русского народа, который способен постоять друг за друга, чтобы сохранить независимость своего государства, образ всего народа мы можем увидеть  в главном герое оперы.

- Ребята, кто – нибудь знает, как его зовут?

- А кто-нибудь из вас знает, что именно сделал Иван Сусанин, чем спас весь русский народ?

- Ребята, для того, чтобы узнать какой подвиг совершил простой крестьянин по имени Иван Сусанин, и узнать чем закончилась опера, мы с вами изучим 4 –е действие, которое называется «Сцена в лесу».

- Давайте откроем тетрадь и запишем тему нашего урока.

Михаил Иванович Глинка. Опера «Иван Сусанин». Сцена в лесу.

- Ребята, давайте я вам кратко напомню о событиях происходящих в опере в целом и в 4 действии?

- Итак, ребята, опера «Иван Сусанин»  рассказывает о подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина. В это время Россия была оккупирована польскими войсками, и один из военных отрядов отправился под Кострому, чтобы захватить в плен 16-летнего Михаила Романова, которого народ хотел избрать новым русским царем. Отряд поляков пришел в деревню Домнино, где Сусанин был старостой. Но Сусанин, которого поляки пытались сделать своим проводником, завел захватчиков в глухой лес и погубил их, погибнув при этом сам, об этом и гласит 4-е действие оперы.

- Это действие является кульминационным,  Это значит, что в этом действие происходит развязка, главное событие, которое ставит все на свои места.

- Обратите внимание на слайд, перед вами Иван Сусанин, который погиб героической смертью, он исполняет арию, которая называется «Ты взойдешь, моя заря».

- Ребята, кто-нибудь уже может сказать мне, что такое ария?

- Правильно, молодцы! Ребята, а сейчас обратите внимание на слайд,  я для вас приготовил текст арии, которую исполняет Иван Сусанин.

- Давайте послушаем арию и ответим на вопросы:

( включаем арию «Ты взойдешь, моя заря»)

О чем поет Иван Сусанин?

Считаете ли вы, что Иван Сусанин совершил подвиг?

Какие строчки помогают нам понять и  почувствовать что происходит на душе у героя?

- Ребята, а в чем подвиг Ивана Сусанина?

- Ребята, а жалко ли вам Ивана Сусанина?

- Правильно, ребята, конечно, я согласен с вами! Ведь на самом деле  Иван Сусанин поёт о том, что умирая, он переживает о своей дочери и сыне, переживает, что не узнает, чем закончится война. Но знает, что пожертвуя собой весь русский народ объединится, станет еще сильнее.

- Ребята, выскажите своё мнение о том, правильно ли поступил Иван Сусанин?

- Спасибо, ребята, вы молодцы!

- Ребята,  запомните, что опера написана не про одного человека, не про одного Ивана Сусанина, а про весь русский народ.

 Иван Сусанин является героем, в котором раскрывается весь героический образ русского народа, нам показывается то, что русский народ способен постоять друг за друга, отдать свою жизнь ради жизней других.

- Ребята, а забыли мы с вами, ответить на такой вопрос: что делает весь народ, когда ликует о победе?

- Правильно, ребята, и наше с вами знакомство с оперой мы закончим знаменательным хором под названием «Славься!».

- Как вы думаете, какие чувства испытывает русский народ, когда ликует о победе?

-  Что происходит в душе каждого русского человека, когда они исполняют этот хор?

- Молодцы, ребята!

Этот хор Михаил Иванович Глинка написал для того, чтобы показать нам, что после обмана Ивана Сусанина поляков, после своей смерти, над поляками расправляются русские, которые чуть-чуть не успели спасти Ивана Сусанина, после этой победы над поляками народ объединяется, происходит народное объединение.

- Тогда звучит хор:

Москва. Народ гуляет в праздничных одеяниях. Звучит «Славься, славься, святая Русь». Народ славословит царя: «Празднуй торжественный день царя, ликуй, веселися: твой царь идёт! Царя-государя встречает народ!». Грустит, лишь Антонина с Иваном, начальник воинского отряда замечает это и спрашивает от чего они печальны, Антонида рассказывает, что печалятся они об отце, который не до жил до победы, рассказывая, что их отец Иван Сусанин и есть тот спаситель, благодаря которому народ ликует и объединяется, и снова хор еще больше ославляет победу, ведь благодаря Ивану Сусанину она свершилась!

- Послушайте, этот замечательный хор под названием «Славься»

-Иван Сусанин.

-ария–это сольное произведение героя оперы.

-О том, что Иван Сусанин скоро умрет, но ему не страшно, о том, что он исполнил свой долг перед Родиной, о том, что у него горькая судьба, просит дать ему силы.

Высказывают своё мнение.

- «Настало время моё»;

- «Ужасная тоска закралась в грудь мою» - грустит о дочери и приемном сыне, не знает, что с ними произойдет.

- Можно, потому что он жертвует собой, ради русского народа.

(Высказывают своё мнение.)

- Поёт!

- радость, счастье;

- чувствуют силу  объединения.

8 мин

4

Физическая минутка

К (Взаимодействие учителя и учеников)

Что ж, мы с вами достаточно сидели, а теперь мы встанем и немного подвигаемся . Встаем со своих мест и повторяем движения за мной.

(Дети повторяют)

3 мин

5

Организация исполнительской деятельности

Л (развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен)

Молодцы, присаживайтесь на места

Ребята, Иван Сусанин и весь русский народ защищали Родину от зла и пели про Родину песни.

А сегодня я предлгаю нам спеть песню про нашу прекрасную Родину и про мир во всё мире

-Споём песню «Здравствуй, Родина моя!»

-Сейчас мы разучим 1 куплет

Ручки положили на коленочки. Спинки выпрямили. На парты не облокачиваемся. Споем фразу. Так же вторую фразу

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Произношение согласных «Р», «Б», «Ч», «Й»

Ритм мелодии.

Высокие скачки.

Цепное дыхание.

Замыкание фраз.

Длинные ноты.

Мелодическая трудность.

-графический показ

- показ голосом образное сравнение,

- прохлопывание ритма мелодии,

-ассоциации, собственный показ.

- прием «Эхо»

Дети садятся

10 мин

6

Рефлексия

(подведение итогов занятия)

Р ( оценка — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить)

Итак, ребята, сегодня мы закончили знакомство еще с одним произведением М.И. Глинки, кто запомнил с каким?

А чью арию мы сегодня слушали?

С какой песней мы познакомились сегодня?

Ребята, если вам понравился урок, то пропойте весело букву «А», а если вам было скучно и грустно, то пропойте грустно букву «О».

Опера «Иван Сусанин»

-«Здравствуй, Родина моя!»

4 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект психопрофилактического развивающего занятия в начальной школе

конспект психопрофилактического развивающего занятия в начальной школе по программе О.В. Хухлаевой «четыре путешествия». Цели и задачи программы: основной целью психопрофилактических занятий является...

конспект внеклассного занятия для начальной школы

Конкурсная программа "Если хочешь быть здоров" для учащихся 2-х классов....

Презентация "Особенности учебных занятий в начальной школе с позиции требований ФГОС".

Задача: формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД) детей, обеспечивающую компетенцию "научить учиться"....

Конспекты учебных занятий в основной школе

Конспекты уроков музыки в основной школе....

Логопедические занятия в начальной школе, I класс (учебное пособие)

Логопедические занятия в начальной школе , I класс, учебное пособие....