За что я люблю музыку Георгия Свиридова
план-конспект урока по музыке (6 класс)
Тема урока:
- Расширение общего кругозора детей через использование межпредметных связей. Формирование самосознания учащихся на примере русской литературы и музыки.
-Расширение культорологических представлений в межпредметном пространстве.
Задачи:
-Научить методу сравнительного комплексного анализа художественного произведения.
-Сформировать у учащихся интерес к творчеству русских классиков А.С.Пушкина и Г. В.Свиридова.
1) реализовать познавательные и других интересы и потребности учащихся через изучение лучших образцов литературы, музыки, живописи, кино.
2) разработать формы реализации исследовательских, познавательных и творческих интересов учащихся;
3) развивать мыслительную деятельность;
4) развивать творческую, познавательную активность
5) воспитывать уважение к русской культуре;
6) беречь духовные ценности народа
Предполагаемые результаты
- приобретение учащимися знаний по истории литературы, музыки.
Ход урока.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска......
Учитель
Кому принадлежат эти строки? ( А. С. Пушкин)
Эти строки из повести А.С. Пушкина «Метель» композитор Георгий Свиридов написал музыкальные иллюстрации к этой повести.
В один день, 20 октября 1830 года у поэта прилив творческих сил, и он пишет повесть «Метель».
Обложка А.С. Пушкина «Метель»
Чтобы передать дух далекой эпохи, мироощущение ее современников , композитор XX века Георгий Свиридов прибегает к стилизации - сознательному использованию некоторых черт романсовой любовной лирики XIX века. Стилизация - это не копирование чужих образцов. В творческой стилизации на воспроизводимый стиль другой эпохи накладывается мощь собственного стиля автора, печать творческой индивидуальности композитора XX века. "Романс" открывается коротким вступлением (INTRADA) медленного, тяжелого, аккордового характера, которое звучит как "знак" роковой Судьбы. Сразу после траурного вступления, подчеркивая романсовость, звучит фортепиано (чередование басов с арпеджированными аккордами) как аккомпанемент к мелодии "Романса". Мелодия поражает своей нежной красотой и выразительностью.
Видеофрагмент из концерта Г.В. Свиридова «Метель»
Учитель
Исполняет "Романс" Большой симфонический оркестр под управлением знаменитого русского дирижера Владимира Федосеева. Низкий поклон ему, всем оркестрантам и солистам! Видео соответствует характеру музыки "Романса", содержанию и духу повести А. С. Пушкина. Гениальная музыка и гениальное исполнение!
Название повести А. С. Пушкина символично. "Метель" - это не только пейзаж зимней непогоды, но и та буря чувств, которая владеет молодыми влюбленными сердцами. "Метель" - это и образ неуправляемой стихии, того рокового стечения обстоятельств, которые разрушают все планы юной влюбленной пары (Марьи Гавриловны и Владимира) тайно обвенчаться из - за противодействия родителей. Однако, заблудившийся в снежной круговерти, жених Владимир опаздывает на венчание, а Марья Гавриловна по недоразумению и в смятении чувств обвенчалась с совсем чужим для нее человеком, приняв его за опоздавшего жениха Владимира. Таким образом, метель разрушает романтическую влюбленность юных влюбленных и одновременно создает возможности для будущего союза Марьи Гавриловны и полковника Бурмина. Наиболее ярко и полно концептуальный смысл повести "Метель" выражен в музыке "Романса". В концертном исполнении, он приобретает большую самостоятельность, глубину и эмоциональную насыщенность, пробуждает размышления о трагичности и мудрости Жизни, о поэтичности и хрупкости первой любви, которую могут разрушить случайные неблагоприятные обстоятельства, о вере в возможность духовного взросления личности, пережившей страдания и тяжелые жизненные испытания. Действие повести происходит в начале XIX века, связано с Отечественной войной 1812 года.
Чтобы передать дух далекой эпохи, мироощущение ее современников , композитор XX века Георгий Свиридов прибегает к стилизации - сознательному использованию некоторых черт романсовой любовной лирики XIX века.
Стилизация - это не копирование чужих образцов. В творческой стилизации на воспроизводимый стиль другой эпохи накладывается мощь собственного стиля автора, печать творческой индивидуальности композитора XX века. "Романс" открывается коротким вступлением медленного, тяжелого, аккордового характера, которое звучит как "знак" роковой Судьбы. Сразу после траурного вступления, подчеркивая романсовость, звучит фортепиано (чередование басов с арпеджированными аккордами) как аккомпанемент к мелодии "Романса". Мелодия поражает своей нежной красотой и выразительностью.
Прослушивание Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина "Метель"
Романс из «Метели»
Георгий Свиридов говорил о Александре Сергеевиче Пушкине, но я считаю что его же слова относятся и к нему: "Природа мать, когда б таких людей ты иногда не посылала миру - заглохла б нива жизни...."
Свиридов много написал произведений. Одно слушают уже не одно десятилетие каждый вечер. В передаче новости первый канал использует эту музыку. Произведение называется «Время вперед».
Слушание.
Какое здесь время? Какие слова из вышеперечисленных соответствуют музыке?
Что изобразил композитор?
-Самоотверженную работу людей, грандиозные свершения. Кто-то торопится, боится опоздать. Пульс времени, жизни присутствует постоянно.
М.Швейцер: Эта музыка навсегда. В ней пульс жизни. В ней время, которое вопреки всем ударам судьбы, историческим катастрофам и непоправимым потерям, продолжается вечно!»
Эта музыка похожа на мчащийся паровоз. Он едет на предельной скорости, из трубы валит дым и вылетают искры. За паровозом длинный состав, изгибающийся на поворотах. Огромная стальная машина работает чётко и безупречно. Всё направлено на достижение скорости любой ценой. Вот состав влетает в горный туннель и становится на миг страшно, но мощный прожектор освещает путь и поезд не сбавляет скорости. Впереди замаячил свет – туннель заканчивается. Победно трубя, паровоз вылетает на простор. Небо и солнце, деревья и птицы, дети и взрослые радостно приветствуют, показавшийся из туннеля состав. Он мчится на «всех парах», мчится в будущее…
Итог урока: Что нового вы для себя узнали на этом уроке? Какие открытия сделали для себя?
С каким новым жанром вы сегодня познакомились? Назовите имя композитора, который создал этот жанр в музыке.
Согласны ли вы с утверждением, что симфоническая музыка выразительна и изобразительна.
Мы узнали, насколько многообразны возможности симфонической музыки. Это дает композитору воплотить через музыку образы литературных героев.
А. С. Пушкина и Г.В. Свиридова объединяет любовь к Родине, русскому народу, его культуре, традициям, простым человеческим чувствам. Всё это выражено глубоко, по-русски задушевно как у великого поэта А.С.Пушкина, так и в музыке Свиридова.
А хотели бы вы узнать, какие еще пьесы в этой музыкальной иллюстрации Свиридова?
Разучивание «Вот это хор»
Домашнее задание
Учитель: Сделать иллюстрацию к любому из прослушанных произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
za_chto_lyublyu_ya_muzyku_sviridova.doc | 45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока:
- Расширение общего кругозора детей через использование межпредметных связей. Формирование самосознания учащихся на примере русской литературы и музыки.
-Расширение культорологических представлений в межпредметном пространстве.
Задачи:
-Научить методу сравнительного комплексного анализа художественного произведения.
-Сформировать у учащихся интерес к творчеству русских классиков А.С.Пушкина и Г. В.Свиридова.
1) реализовать познавательные и других интересы и потребности учащихся через изучение лучших образцов литературы, музыки, живописи, кино.
2) разработать формы реализации исследовательских, познавательных и творческих интересов учащихся;
3) развивать мыслительную деятельность;
4) развивать творческую, познавательную активность
5) воспитывать уважение к русской культуре;
6) беречь духовные ценности народа
Предполагаемые результаты
- приобретение учащимися знаний по истории литературы, музыки.
Ход урока.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска......
Учитель
Кому принадлежат эти строки? ( А. С. Пушкин)
Эти строки из повести А.С. Пушкина «Метель» композитор Георгий Свиридов написал музыкальные иллюстрации к этой повести.
В один день, 20 октября 1830 года у поэта прилив творческих сил, и он пишет повесть «Метель».
Обложка А.С. Пушкина «Метель»
Чтобы передать дух далекой эпохи, мироощущение ее современников , композитор XX века Георгий Свиридов прибегает к стилизации - сознательному использованию некоторых черт романсовой любовной лирики XIX века. Стилизация - это не копирование чужих образцов. В творческой стилизации на воспроизводимый стиль другой эпохи накладывается мощь собственного стиля автора, печать творческой индивидуальности композитора XX века. "Романс" открывается коротким вступлением (INTRADA) медленного, тяжелого, аккордового характера, которое звучит как "знак" роковой Судьбы. Сразу после траурного вступления, подчеркивая романсовость, звучит фортепиано (чередование басов с арпеджированными аккордами) как аккомпанемент к мелодии "Романса". Мелодия поражает своей нежной красотой и выразительностью.
Видеофрагмент из концерта Г.В. Свиридова «Метель»
Учитель
Исполняет "Романс" Большой симфонический оркестр под управлением знаменитого русского дирижера Владимира Федосеева. Низкий поклон ему, всем оркестрантам и солистам! Видео соответствует характеру музыки "Романса", содержанию и духу повести А. С. Пушкина. Гениальная музыка и гениальное исполнение!
Название повести А. С. Пушкина символично. "Метель" - это не только пейзаж зимней непогоды, но и та буря чувств, которая владеет молодыми влюбленными сердцами. "Метель" - это и образ неуправляемой стихии, того рокового стечения обстоятельств, которые разрушают все планы юной влюбленной пары (Марьи Гавриловны и Владимира) тайно обвенчаться из - за противодействия родителей. Однако, заблудившийся в снежной круговерти, жених Владимир опаздывает на венчание, а Марья Гавриловна по недоразумению и в смятении чувств обвенчалась с совсем чужим для нее человеком, приняв его за опоздавшего жениха Владимира. Таким образом, метель разрушает романтическую влюбленность юных влюбленных и одновременно создает возможности для будущего союза Марьи Гавриловны и полковника Бурмина. Наиболее ярко и полно концептуальный смысл повести "Метель" выражен в музыке "Романса". В концертном исполнении, он приобретает большую самостоятельность, глубину и эмоциональную насыщенность, пробуждает размышления о трагичности и мудрости Жизни, о поэтичности и хрупкости первой любви, которую могут разрушить случайные неблагоприятные обстоятельства, о вере в возможность духовного взросления личности, пережившей страдания и тяжелые жизненные испытания. Действие повести происходит в начале XIX века, связано с Отечественной войной 1812 года.
Чтобы передать дух далекой эпохи, мироощущение ее современников , композитор XX века Георгий Свиридов прибегает к стилизации - сознательному использованию некоторых черт романсовой любовной лирики XIX века.
Стилизация - это не копирование чужих образцов. В творческой стилизации на воспроизводимый стиль другой эпохи накладывается мощь собственного стиля автора, печать творческой индивидуальности композитора XX века. "Романс" открывается коротким вступлением медленного, тяжелого, аккордового характера, которое звучит как "знак" роковой Судьбы. Сразу после траурного вступления, подчеркивая романсовость, звучит фортепиано (чередование басов с арпеджированными аккордами) как аккомпанемент к мелодии "Романса". Мелодия поражает своей нежной красотой и выразительностью.
Прослушивание Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина "Метель"
Романс из «Метели»
Георгий Свиридов говорил о Александре Сергеевиче Пушкине, но я считаю что его же слова относятся и к нему: "Природа мать, когда б таких людей ты иногда не посылала миру - заглохла б нива жизни...."
Свиридов много написал произведений. Одно слушают уже не одно десятилетие каждый вечер. В передаче новости первый канал использует эту музыку. Произведение называется «Время вперед».
Слушание.
Какое здесь время? Какие слова из вышеперечисленных соответствуют музыке?
Что изобразил композитор?
-Самоотверженную работу людей, грандиозные свершения. Кто-то торопится, боится опоздать. Пульс времени, жизни присутствует постоянно.
М.Швейцер: Эта музыка навсегда. В ней пульс жизни. В ней время, которое вопреки всем ударам судьбы, историческим катастрофам и непоправимым потерям, продолжается вечно!»
Эта музыка похожа на мчащийся паровоз. Он едет на предельной скорости, из трубы валит дым и вылетают искры. За паровозом длинный состав, изгибающийся на поворотах. Огромная стальная машина работает чётко и безупречно. Всё направлено на достижение скорости любой ценой. Вот состав влетает в горный туннель и становится на миг страшно, но мощный прожектор освещает путь и поезд не сбавляет скорости. Впереди замаячил свет – туннель заканчивается. Победно трубя, паровоз вылетает на простор. Небо и солнце, деревья и птицы, дети и взрослые радостно приветствуют, показавшийся из туннеля состав. Он мчится на «всех парах», мчится в будущее…
Итог урока: Что нового вы для себя узнали на этом уроке? Какие открытия сделали для себя?
С каким новым жанром вы сегодня познакомились? Назовите имя композитора, который создал этот жанр в музыке.
Согласны ли вы с утверждением, что симфоническая музыка выразительна и изобразительна.
Мы узнали, насколько многообразны возможности симфонической музыки. Это дает композитору воплотить через музыку образы литературных героев.
А. С. Пушкина и Г.В. Свиридова объединяет любовь к Родине, русскому народу, его культуре, традициям, простым человеческим чувствам. Всё это выражено глубоко, по-русски задушевно как у великого поэта А.С.Пушкина, так и в музыке Свиридова.
А хотели бы вы узнать, какие еще пьесы в этой музыкальной иллюстрации Свиридова?
Разучивание «Вот это хор»
Домашнее задание
Учитель: Сделать иллюстрацию к любому из прослушанных произведений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока (предмет "Музыка") в 5 классе "Музыка Г.В.Свиридова к к/ф "Время, вперёд"
Вниманию пользователей предлагается сценарий урока в 5 классе "Музыка Г.В.Свиридова к к/ф "Время, вперёд". Урок создан на основе педагогической технологии Л.П.Масловой и включает элементы риторизации ...
Презентация к песне "Про козлика" музыка Георгия Струве.
Презентация содержит сведения о композиторе Георгии Александровиче Струве, загадки про персонажей песни, текст песни....
Презентация к песне "Перемена" музыка Георгия Мавсесяна, слова Феликса Лаубе.
Презентация содержит школьные загадки (класс, гардероб, коридор, библиотека, спортивный зал, буфет), стихотворение Андрея Сметанина "Лучший школьный кабинет", текст песни....
Презентация к песне Моя Россия", музыка Георгия Струве, слова Николая Соловьёва.
Презентация содержит краткую биографию композитора Георгия Александровича Струве, стихотворение "Здесь тёплое поле наполнено рожью..." Петра Синявского, "О, Россия" Юлии Друниной, текст песни....
Методическая разработка «Развитие образного мышления на примере программы 6 класса (авторы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская) «Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации Георгия Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»
Методическая разработка «Развитие образного мышления на примере программы 6 класса (авторы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская) «Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации Георгия Свиридо...
Внеклассное мероприятие в 6 классе. Тема: Музыкальные иллюстрации Георгия Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»
Внеклассное мероприятие в 6 классе.Тема: Музыкальные иллюстрации Георгия Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»...
Почему я люблю музыку?
Мое педагогическое кредо...