Ольга Викторовна Лукьянович. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья по музыке

Участник III Городской научно-практической конференции ФГОС СОО

Ольга Викторовна Лукьянович,

кандидат искусствоведческих наук, 

учитель музыки высшей квалификационной категории

ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-Петербург

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Характер современной профессиональной деятельности учителя требует инновационного педагогического мышления, приоритетом которого являются индивидуальность личности школьника, его разнообразные образовательные интересы, самостоятельность и творческая активность, способность к рефлексии, педагогический дар, профессионализм, стремление к необычному. Целесообразно развивать новые подходы и методики преподавания музыкальной культуры в общеобразовательных школах. Необходимо использовать как инновационные методы обучения, так и проверенные практикой, заинтересовывать учеников сочетаниями различных познавательных техник, а также активной внеурочной деятельностью, направленной на развитие творческого потенциала.

Как известно, творчество значительно активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех без исключения видах деятельности. Поэтому, развитие творческих способностей ребенка на уроках музыки было и остается одной из актуальных задач музыкального воспитания.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ольга Викторовна Лукьянович,

кандидат искусствоведческих наук,  

учитель музыки высшей квалификационной категории

ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-Петербург

ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Характер современной профессиональной деятельности учителя требует инновационного педагогического мышления, приоритетом которого являются индивидуальность личности школьника, его разнообразные образовательные интересы, самостоятельность и творческая активность, способность к рефлексии, педагогический дар, профессионализм, стремление к необычному. Целесообразно развивать новые подходы и методики преподавания музыкальной культуры в общеобразовательных школах. Необходимо использовать как инновационные методы обучения, так и проверенные практикой, заинтересовывать учеников сочетаниями различных познавательных техник, а также активной внеурочной деятельностью, направленной на развитие творческого потенциала.

Как известно, творчество значительно активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех без исключения видах деятельности. Поэтому, развитие творческих способностей ребенка на уроках музыки было и остается одной из актуальных задач музыкального воспитания.

В статье раскрывается значимость театральных технологий для приобщения к музыкальному искусству, привнесения особого интереса, для реализации современного подхода к преподаванию классической музыкальной культуры. Использование как традиционных, так и нестандартных театральных приемов способно оживить и украсить любое занятие. Ребенок выступает в роли зрителя, актера, непосредственного участника особого театрального действа, что способствует не только его полному погружению в музыкально-творческую атмосферу, но и более легкому восприятию, а также прочному усвоению изучаемого материала.

Опираясь на основополагающие концепции преподавания актерского мастерства, нынешние педагоги-практики способны создавать неповторимые сочетания практических упражнений, направленных на развитие творческого потенциала ребенка. Помимо фундаментальных теоретических положений, авторы-педагоги оставили значительное по объему наследие практических заданий, позволяющих в нынешних условиях стать основой обновления музыкально-педагогической деятельности в условиях общеобразовательной школы.

Ниже приведены примеры практических заданий, которые возможно рекомендовать на уроках музыки в массовой школе. Эти упражнения были разработаны на основе значимых положений учения К.С. Станиславского, М.А. Чехова и В.Э. Мейерхольда, а также их последователей и учеников. Задача же современного педагога –  внедрить их в общеобразовательный процесс, сделав понятными и доступными для учащихся.

Развитие сценического внимания. Актер должен быть максимально собран и сосредоточен в процессе работы над ролью, сконцентрирован на конкретном виде деятельности. При необходимости мобилен и гибок, способен переключаться и фокусироваться на иных объектах и видах работы.

Упражнение 1. Взять незнакомую картину, смотреть на нее в течение нескольких секунд, затем закрыть ее и вспомнить все мельчайшие детали.

Применение на уроке: Учитель предлагает для прослушивания простую мелодию, затем просит учеников напеть ее. Данная тема (лейтмотив) может появляться в ходе урока в различных форматах (вокальной-хоровой, инструментальной, слушательной деятельности), а в конце занятия ученики должны будут прохлопать ее ритмическую структуру. Таким образом, тренируется сосредоточенность и внимание, а также музыкальная память – одна их важнейших специальных способностей.

Ораторское мастерство. В актерской деятельности сценическая речь – один из важнейших атрибутов, от которого напрямую зависит восприятие героя публикой. «Голос должен петь в разговоре и в стихах, звучать по-скрипичному, а не стучать словами, как горох о доску»,[1] – отмечал Станиславский. Для этого необходимо упражняться в постановке дыхания, развитии дикции и артикуляции.

Упражнение 2. Актеру предлагается максимально правдоподобно и точно воспроизвести разнообразные звуки: забиваемого в стену гвоздя, топота лошадиных копыт, спуска тетивы лука.

Применение на уроке: заранее выбранный и получивший задание воспроизвести тот или иной музыкальный звук (например, «голос» конкретного инструмента) ученик, демонстрирует его классу, который должен определить звучащий инструмент. Подобного рода упражнения способствуют развитию не только важнейших психических качеств (внимания, сосредоточенности, памяти), но и тембрального музыкального слуха, творческого воображения, креативного мышления

Воображение и способность мыслить творчески. Подобного рода качества необходимо развивать каждому актеру с целью передачи предельной правдоподобности действий героя, полнейшего погружения и вживания в роль.

Упражнение 3. Актеру следует продемонстрировать какое-либо действие с условным предметом, не существующем в данной конкретной реальности. Изобразить его жестами, мимикой, пластикой, пантомимой: сварить суп, замесить тесто, сделать макияж, нарисовать рисунок, испечь пирог и т. п.

Применение на уроке: учащиеся имитируют игру на разнообразных, воображаемых музыкальных инструментах вплоть до посадки, постановки рук, ног, положения головы и корпуса, специальных музыкальных штрихов, техники исполнения.

Эмоциональная память. Актеру следует развивать не только зрительную и слуховую память, но и эмоциональную, способствующую как обогащению, глубине образа, так и его реалистичности.

Упражнение 4. Актер должен эмоционально прожить ту или иную жизненную, или же воображаемую ситуацию: ест сладкий персик, пьет горячий кофе, летит на ковре-самолете, заходит в холодную воду, опаздывает на работу и др.

Применение на уроке. Учитель ставит музыкальный отрывок. Ученики должны прослушать и максимально точно (вербально) описать собственные чувства, связанные с этой мелодией. Возможен вариант построения ассоциативного ряда – нарисовать (крупными мазками, только цветовыми пятнами, точечными мелкими штрихами и отдельными, конкретными нюансами) свои впечатления о прослушанном.

Сценическая свобода. Предполагает естественное поведение актера на сцене, его движения, когда он не «играет», а «живет» ролью. Для этого следует развивать особое сценическое движение, согласно учению Мейерхольда, – одну из главных составляющих актерского мастерства: «учить творческому применению движения нельзя, а можно лишь воспитывать нервно-физический аппарат в направлении особенно выгодном для сценической работы».[2]

Упражнение 5. В качестве разминки используется упражнение «Огонь-лед», в процессе которого актеры, двигаясь по кругу, совершают разнообразные танцевальные, силовые, физические, естественно-бытовые повседневные движения. По команде ведущего они как бы застывают на месте, переключив все мышцы своего тела в состояние полное покоя, умиротворения. Спустя некоторое время движение продолжается.

Применение на уроке. Подобного рода упражнения целесообразно использовать во время двигательной паузы, смены видов деятельности, физкультминутки. Они способствуют развитию координации движений, ловкости, гибкости, более глубокому и осознанному познанию и чувствованию собственного тела. Полезно предлагать упражнения на согласование собственных движений со звучащей музыкой: следовать за сменой ритмической и метрической структуры сочинения, знаков акцентуации, темповым и агогическим вариантам. В дальнейшем, усложнить задания, сконцентрировав внимание учащихся не только на художественно-образное и музыкальное соответствие, но и на фразировку, логику повествования, начало и окончание музыкального текста.

Умение чувствовать партнера. Суть театрального ремесла актера в постоянном общении со зрителем, режиссером, коллегами по сцене. Он должен чувствовать и уважать партнера, чутко и точно улавливать желания других по отношению к нему.

Упражнение 6. Участников разбивают на пары. Один из них – скульптор, другой – глина. Задача скульптора – придание глине определенной формы (некой позы), выбранной по собственному желанию. Его напарник — «глина», податливый, расслабленный, легко поддающийся всевозможным изменениям материал, в итоге принимающий форму-образ, запланированную скульптором и получившую конкретное авторское название. В дальнейшем возможна смена ролей, при сохранении важнейшего условия – отсутствия вербального общения.

Применение на уроке. Педагог озвучивает сказку, выбирая двух учащихся, один из которых «лепит» из другого фигуру любого из героев обозначенного произведения. Ученики класса, аргументируя собственный ответ, стремятся угадать изображаемого персонажа, который может быть и героем изучаемой оперы, и персонажем балетного спектакля, и представителем вокального-хорового сочинения, в том числе и песенного.

Музыкальные и хореографические навыки. Музыка учит актера слушать, улавливать темп и ритм, что необходимо для любой театральной постановки. Хореография – умению владеть своим телом, воплощать с его помощью образ героя.

Упражнение 7. Подготовленное ведущим попурри из нескольких различных по характеру мелодий, обязывает актера «протанцевать» его, тонко уловив при этом темпо-ритм, тональность, эмоционально-образный настрой каждой отдельной мелодической линии.

Применение на уроке. Учитель организовывает конкурс на лучшее танцевальное исполнение ярких, характерных мелодий. Ученику следует изобразить, например, мотылька, больную куклу, распускающийся цветок и т. п.

Развитие вкуса, эстетики и чувства гармонии. Великий русский драматург А.Н. Островский требовал от актеров безукоризненно развитого эстетического вкуса, без которого нет возможности понять театр, его суть и природу персонажей. Умение чувствовать гармонию, правильно сочетать тональность, ритм, смысл постановки необходимы каждому.[3]

Упражнение 8. Актеру предлагаются несколько фрагментов из немого кино, к которым, из достаточно широкого спектра представленных вариантов, следует подобрать наиболее гармоничное музыкальное сопровождение, аргументировав собственный выбор.

Применение на уроке. Учитель рекомендует прослушать небольшой фрагмент незнакомого сочинений, с ярко выраженной мелодической канвой. В дальнейшем, из предложенных педагогом слайдов картин известных мастеров, учащиеся подбирают наиболее подходящие по характеру, тональности, выразительным возможностям, объясняя свой выбор.

Импровизация. Умение актера следовать за любыми изменяющимися на сцене условиями, не теряться в экстремальных случаях, грамотно выходить из сложных ситуаций, несомненно, одно из важнейших качеств.

Упражнение 9. Ведущий задает самые неожиданные и парадоксальные вопросы, требующие молниеносной актерской реакции в виде вербального ответа или же какого-либо невербального (пластического, мимического, двигательного) жеста. Например: Как здоровье Марьи Петровны? А вы откуда знаете? Вы должны мне тысячу рублей! Где ваше золотое кольцо? Когда вы вернете мне журнал? – и т. д.

Применение на уроке. Учитель предлагает детям круг вопросов, направленных на проверку пройденного материала по теме конкретного занятия, его отдельного фрагмента (вида деятельности), либо же крупного тематического блока (творчество композитора, инструменты оркестра, в музыкальном театре, средства музыкальной выразительности и др.), требующих быстрых, точечных и грамотно сформулированных ответов.  

Таким образом, внимание любого музыкального педагога должно быть сосредоточено на задачах творческого развития ребенка, раскрытия его потенциала и заинтересованности предметом. Применение же театральных технологий существенно помогает решению обозначенных задач и должно быть непременно использовано в процессе музыкального воспитания учащихся, в том числе и в системе общего образования.


[1] Станиславский, К.С. Работа актера над собой в творческом процессе переживания; с.36.  - М.: Азбука, 2015. – 512 с.

[2] Полищук, В.  Книга актерского мастерства. Всеволод Мейерхольд. – М.: АСТ, 2010.  –  40 с.

[3] Буянов, Е. Главные качества хорошего актера. [Электронный ресурс] URL: https://4brain.ru/akterskoe-masterstvo/kachestva.php дата обращения 20.12.2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция патриотического воспитания на уроках музыки в общеобразовательной школе в контексте национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".

В материале моё видение значения уроков  музыкального искусства в патриотическом воспитании подрастающего поколения.Конспекты, планы уроков музыки патриотической направленности....

Применение педагогических технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Урок музыки – урок искусства, и поэтому любая форма приобщения детей к искусству должен отстаивать само ценность музыкального искусства. Музыка на уроках искусства должна осва...

Применение педагогических технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Урок музыки – урок искусства, и поэтому любая форма приобщения детей к искусству должен отстаивать само ценность музыкального искусства. Музыка на уроках искусства должна осва...

Применение педагогических технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Урок музыки – урок искусства, и поэтому любая форма приобщения детей к искусству должен отстаивать само ценность музыкального искусства. Музыка на уроках искусства должна осва...

Лукьянович О. В. "Формировании универсальных учебных действий на уроке музыки в общеобразовательной школе"

Содержание учебного курса предмета "Музыка" в рамках Федерального государственного образовательного стандарта "второго поколения" (далее – ФГОС) для общеобразовательной школы основано на концепц...

Статья "Применение современных педагогических технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе"

В статье приведены примеры использования различных педагогических приёмов и техник, адаптированных к уроку музыки в начальной и средней школе. Материал сгруппирован по этапам урока: организационный, о...