Весенняя сказка Римского Корсакова
статья по музыке

Наволокин Сергей Васильевич

для уроков музыки молодому учителю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesennyaya_skazka_rimskogokorsakova.docx18.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Весенняя сказка Римского-Корсакова

Основа оперы на сюжет пьесы А.Н. Островского «Снегурочка» была создана Н.А. Римским –Корсаковым в 1880 году в Стелеве в очень короткий срок - два с половиной месяца. Своеобразный нрав музыки «Снегурочки», ее свежесть, ее приветливость и мудрая простота близки и сегодняшнему слушателю. За весной придет лето, за цветением зрелость, за влюбленностью страстный порыв. Земля и люди ждут солнца. Все, что цвело, должно опасть, на смену идет созревание плода. Нежное хрупкое цветение подснежников, фиалок, ландышей, боязливо прячущихся в траве от лучей горячего солнца, исчезает. Всякая пассивность, отказ от борьбы преследуется, и горе тому существу, что не несет в себе оплодотворяемого вещества, ждущего посева: солнце его безжалостно сожжет. Таков закон жизни.

Но различие подхода к сюжету «Снегурочки» приводит к сильному различию в трактовке. Так реалист и лирик быта А.Н. Островский зовет нас на встречу солнцу и лету. И мы жаждем вместе с ним, и с Берендеем, и с Бермятой, и со всем людом Берендеева царства смены весны на зрелую пору и хотим, чтобы солнце обратило свой гнев на милость: «Даруй, бог света, теплое лето, краснопогодное, лето хлеборобное!» Снегурочка   гибнет,   потому что должны же погибнуть подснежник и даже ландыш, позднее него живущий. И царь Берендей недаром сравнивает Снегурочку с ландышем. Мизгирь гибнет, как всякий, кто хочет жить только с Весной, в жажде вечного существования только одной весны. Он изменил лету и солнцу; сильный и крепкий человек, обязанность которого оплодотворять жизнь, идет против природы и разливает свою страстную энергию на призрачную видимость! Но должны жить Купава и Лель, и недаром, в конце пьесы нет ничего о конечной судьбе их, ведь впереди у них еще лето, осень, зима… Они живут с природой. Такова мысль («слава солнцу!») «Снегурочки» А.Н.   Островского.

Другим веет от «Снегурочки» Н.А. Римского-Корсакова, от сказки, рассказанной в музыке. В ней показано очень человечное, вызванное любовью к пробуждающейся весной жизни стремление сохранить и запечатлеть в музыке все очарование нашей весенней природы, северной, близкой и дорогой каждому. Хотя и в опере царь Берендей, как жрец и священник бога Солнца, возвещает, что никого не должны тревожить ни печальная кончина Снегурочки, ни гибель Мизгиря; хотя великолепный ритуальный заключительный хор мощно славит наступление лета, - все это не обманет слушателя: скорбная повесть о жизни и печальной кончине девушки Снегурочки, с одной стороны, и обольстительно претворенные в звучаниях ласка, нега, скорбь, томление и зыбкость весенних настроений на фоне изумительной звукописи весенней природы, с другой,  создают такие яркие впечатления, что никакой торжественный ритуал и никакие убеждения в том, что все свершается, как и быть должно, и идет своим чередом, не убедят нас в справедливости возмездия Солнца, в необходимости наступления лета и в том, что вся музыка оперы ведет нас к этой «славе». Нам жалко Снегурочку, жалко минувшую весну с ее нежными зорями, тихим светом вечерним и скромными белыми ландышами. Люди не могут не сожалеть о весне даже и потому, что как ни хорошо лето, но за ним ведь все же идет осень!..

Сущность всей   музыки «Снегурочки» - весна, жизнь весенней природы, хрупкой, преходящей красоты и чуткой скорби весенней о неминуемой гибели. Б. Асафьев писал, что «… в такие моменты, как вступление (прилет весны), второе «жавороночное» ариозо Снегурочки (нежное томление и трепетные зовы весенней природы), третье ариозо «Снегурочки» (предчувствие неизбытности гибели), первое ариозо царя Берендея (созерцание весенней «ландышевой» красоты), весенняя ночь и утро в заповедном лесу, ток Снегурочки навстречу солнцу (любовный дуэт, нежно прозрачный) и, наконец, ее  таяние, - музыка углубляется до постижения лишь слышимых тайников и истоков жизни, о которых слово, будучи связано явью, невольно, должно молчать. И потому только музыка смогла так претворить сказку А.Н. Островского, что приостановила естественное тяготение действия к солнцу, заменив его столь дивным пребыванием в мире вечно желанной весенности.  И если в звучаниях музыкального искусства человечество стремится не только воссоздавать вечное становление вещей, но в уподобление явлению кристаллизации в природе запечатлевать текучий мир явлений в звучащих образах, то в «Снегурочке» Н.А. Римским-Корсаковым последняя цель достигнута в наиболее желанной и привлекательной форме: через песенность (песня пронизывает всю оперу) и через весеннюю прозрачную нежную красочность инструментовки, где фарфоровая хрупкость и талая нежность звучаний удивительно сочетана с четкостью и ясностью рисунка и где веяние весенних ясных тонов сопоставлено с таинственной призрачностью фантастических образов неведомых сказочных существ».

Рядом с природой и параллельно ей в «Снегурочке» действует, следуя велениям природы, религии и быта, «люд людской – Берендеи обоего пола и всякого возраста». Среди них, как личности, выделяются: царь Берендей, торговый гость Мизгирь и девушка Купава. Царь – мудрец, созерцатель. В музыке, характеризующей его, нет ни дряхлой старости, ни боязни смерти, ни уныния, ни изнеможения. Его отношение к людям пронизывают добродушная усмешка, незлобивый юмор, языческая мудрость. И только красота созерцаемого мира вызывает восторг, рождает в Берендее песенную негу и сладкое томление. Мизгирь и Купава – два страстных существа, в упоении своей страстью презирающие устои бытового уклада. Но стремления их противоположны. Сильного Мизгиря пленяет Снегурочка, холод которой он желает преодолеть, не подозревая, что ее холод – ее сущность, а не скрытая под стыдливостью страсть. А в страстной Купаве ему нечего преодолевать, та сама ему отдается, и потому Мизгирь в жажде преодоления идет навстречу дочери Весны, в то время, как и люди, и природа уже идут встречать лето. Конечно, Мизгирь гибнет, а Купава вступает в союз со светлым Лелем. Лель – полубожество. Он по отношению к Солнцу, как Снегурочка по отношению к Весне. Его речи-песни на протяжении всей сказки становятся страстнее. В девушках он возбуждает любовную тягу, подобно Солнцу, которое ударяя своими лучами землю, грея ее, рождает в ней энергию оплодотворения.

Проводы Масленицы, гулянье в заповедном лесу и свадебные жертвы в Ярилин день – картины религиозного культа, включая последний хор славления  Солнца,  умыкание невесты, причитания Купавы, кличи бирючей, суд, встреча и проводы Берендея – отражения культа в быту, все расцвечено музыкой с добродушной влюбленностью в поэтические образы и верования, а житейская тупость, грубость в отношении бога, жизни и быта причудливо высмеяны музыкально-забавной характеристикой Бермяты, царского боярина. Таким образом, музыка «Снегурочки» охватывает плотно замкнутый круг цельного мировоззрения. А в центре круга неповторимая весенняя прелесть.

Очами тихой, кроткой Снегурочки-девушки смотрит великий композитор на мир и внимательно слушает и песни людей, и музыку, звучащую в природе. И песню, теплом людской души согретую, и звучания, подслушанные у холодной стихии в лесной тиши и в безграничном просторе океана, он одинаково бережет и претворяет в стройные последовательные ряды звуковых сочетаний, сцепляя их вокруг объединяющего их сюжета.

Н.А. Римский-Корсаков обладал ярким индивидуальным музыкальным дарованием. Изучая песенное наследие, творчество великих мастеров прошлого, он пополнял богатства музыки их достижениями, а также тем, чем он сам владел. Все его творчество, даже в операх, проникнуто песенным ладом и песенными источниками. Несмотря на то, что композитор был величайшим мастером, он не гнушался ремесленничества, вырабатывая новые приемы и методы музыкальной композиции, превращая нестройную массу звуков в стройные образы и формы. Кроме того, Н.А. Римский–Корсаков считал своим долгом учительствовать, он воспитал несколько поколений композиторов в тех же требованиях «музыкальной правды», что он предъявлял самому себе. Строгая планомерность, сознательность, чувство долга и особой ответственности перед искусством должны были вдохновлять работу каждого, кто смел прикоснуться к музыке. Так и он создавал свои оперы-сказки, оперы-былины, волшебные звуковые картины и видения.

 Ярким представителем его творчества является и опера «Снегурочка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Детство Н. А. Римского - Корсакова"

Николай Андреевич Римский-Кораков(1844-1908) российский композитор, член "Могучей кучки", автор опер "Псковитянка", "Майская ночь", "Снегурочка", "Садко","Царская невеста", "Кащей Бессмертный".Автор 1...

"Детство Н. А. Римского - Корсакова" Презентация

Репортаж из дома-музея Н.А.Римского - Корсаква.Как воспитывали в дворянских семьях, влияние семьи на мировоззрение ребёнка....

Интегрированный урок по ИЗО и музыке в 7 классе по теме:"Беседа на тему "Книжная иллюстрация" (иллюстрации художника В.М.Конашевича "Сказки о царе Салтане" А.С.Пушкина).Особенности творчесства Н.А.Римского- Корсакова"

Основная задача уроков ИЗО и музыки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида – это коррекция недостатков развития школьн...

Интегрированный урок литературы, музыки и ИЗО «Сказка о царе Салтане….» А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского- Корсакова и в изобразительном искусстве.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ, МУЗЫКИ И ИЗО.  2 класс. Тема: «Сказка о царе Салтане….» А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского- Корсакова и в изобразительном искусстве.Цели: 1.Образовательная - ...

Презентация на тему "Опера-сказка Римского-Корсакова "Снегурочка"

Материал, представленный в презентации, поможет учителю в проведении урока литературы, музыки и внеклассного мероприятия....