Развитие эмоциональности подростка через хоровое воспитание
статья по музыке

Краюхина Анна Ивановна

Статья о воспитании музыкой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vospitanie_muzykoy.docx19.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества Сормовского района»

Развитие эмоциональности подростка

через хоровое воспитание

Автор:

Краюхина А.И.

педагог ДО

г. Нижний Новгород

2018 г.

          1.Добрый день! Меня зовут Краюхина Анна Ивановна. Я руководитель старшего и подготовительного хора в ЦДТ Сормовского района.

          2.Занимаясь с двумя хоровыми коллективами и сама до сих пор являясь участником хора,  я поняла, что главное – это эмоция со стороны руководителя, которую он обязан донести, в данном случае, до детей! И я остановлюсь на эмоциональном воспитании в старшем хоре, так как добиться разнохарактерного исполнения у детей в подростковом  возрасте – это далеко непростая вещь.

          Известный русский педагог К.Д. Ушинский сказал: «Какое могучее педагогическое средство - хоровое пение ...». И я с ним абсолютно согласна, потому что хор - это творческий коллектив, именно в нем пробуждается способность к коллективному музицированию. А значит и эмоциональность должна распространяться на каждого певца. Нужны только правильные методы и приёмы, чтобы добиться этого.

           3.В настоящее время мы сталкиваемся с рядом проблем по организации работы с учащимися. Сейчас, к сожалению, наблюдается недостаточный уровень культурного и духовного развития подрастающего поколения, отсутствие, либо слабо-сформированная мотивация к деятельности. Дети часто приходят «вялыми» и замкнутыми на музыкальные занятия из-за больших нагрузок в общеобразовательной школе. Поэтому в нашем веке «вытащить» из детей эмоцию действительно сложно. На это повлияли многие изменения. О большой перегруженности детей я уже сказала, но, наверное, самое ощутимое – это появление различных гаджетов, которые сейчас есть у каждого ребёнка. И на уроке хорового пения это очень мешает – руки там ничем не заняты и, более того, дети прекрасно понимают, что в коллективе легче спрятаться за кем-нибудь и заниматься своими делами  и дети, естественно, постоянно тянутся к своему телефону, уже не осознавая этого.  Поэтому занять певца эмоцией так, чтобы она его полностью «поглотила» и он забыл о современных достижениях технологий  хотя бы на хоровом классе – наиважнейшая задача дирижёра! 4.

           Самый простой приём как «разбудить» у ученика эмоцию и отвлечь от «насущных дел» – это добавить любое минимальное движение при исполнении хорового произведения, например щелчки или хлопки (и руки заняты работой и ощущение музыки уже совершенно иное). Движения в пении всегда выведут  на эмоцию, даже самого «сухого» певца.

            Конечно, наиболее важными методами и приёмами для воспитания эмоционального коллектива послужит разнообразие хорового репертуара и его постепенное  усложнение, в   зависимости от контингента и возраста участников хора. Тут и говорить нечего, если все произведения будут одинаковые и однообразные, даже, пусть, очень весёлые, они быстро надоедят детям за неимением разных красок, а для подростка  это совершенно неприемлемо, так как ему необходимо «выплёскивать» свои эмоции, которых в этом возрасте очень много. Также хорошим методом является предоставление детям условий для творчества и импровизации, т.е. возможность предлагать свои идеи в плане исполнения произведения. И, естественно, главный метод и приём – это креативный и творческий подход педагога к занятиям. Если руководитель сможет своим примером, а также предоставлением различного репертуара помочь ребёнку  раскрыться на хоровом занятии, то это отличное начало для воспитания музыкой.

           5.И хотелось бы добавить, если есть три главных составляющих: эмоциональный руководитель, поющий хор и разнообразный репертуар, то «радугу эмоции» в  воспитание коллектива добавят выступления на сцене. Ничто так не заставляет певца работать над собой, как участие в концертах и конкурсах. Когда детский хоровой коллектив получает высокое место на конкурсе (а ещё лучше первое), то эмоциональная составляющая появляется в каждом ученике сама собой, так как он знает, что именно его участие помогло добиться таких результатов. Ученик начинает осознавать свое непосредственное участие в общем хоровом деле и обретает ответственность за выполнение работы, понимая, что от него многое зависит. А для подростка очень важно знать, что он нужен, нужна его эмоциональная отдача и без него не обойтись.

          6.На личном примере работы с хором я могу доказать, что добиться эмоциональности от подросткового коллектива можно, правда не сразу, а долгими и упорными трудами. У меня есть дети, которые сначала совсем не выходят на контакт и не понимают поставленной задачи, тогда нужно позаниматься с этим ребёнком индивидуально, хотя в условиях коллективной работы это достаточно сложно (но таких детей не так много). С таким ребёнком просто необходимо вместе поучить партию, объяснить какой характер требуется в той или иной части произведения, рассказать ему различные образы для понимания (хотя образы для детей я рисую и в коллективной работе). Мы вместе анализируем сложные места партии, чтобы добиться нужной эмоции и я объясняю ребёнку, что конкретно от него требуется. И второе, что я могу добавить из личного опыта работы  с подростковым возрастом – детей нужно хвалить и подбадривать за любое маленькое достижение, особенно если это такой ребёнок, который долго выходит на эмоциональный контакт. Дети очень гордятся, если у них что-то хорошо получается и начинают стараться только больше и сильнее. Но и про детей, у которых действительно всё хорошо получается, тоже нельзя забывать, иначе они могут решить, что их помощь не так уж и серьёзна и то, что они расслабятся и перестанут работать в полную силу совершенно

неизбежно. И тех и других детей нужно хвалить и поощрять, но очень дозировано, не переходя границу этикета.

         

         А если ещё говорить о методах развития эмоциональности в своём коллективе, то прекрасным способом является постановка музыкальной сказки, потому что это всегда что-то новое и интересное. Каждому ребёнку в такой практике приходится что-то делать и изображать, исполнять разные роли, чего при обычном исполнении не требуется. Например,  со старшим хором мы поставили музыкальную сказку «Волк и семеро козлят на новый лад». Все участники хора приходили в большой восторг во время работы, открывая в себе новые актёрские способности.

          7.В итоге получаются неплохие результаты: дети выступают на концертах с  неплохой эмоциональной отдачей и произведения звучат очень выразительно. В прошлом году мы даже трижды заняли 1 место на конкурсах городского и даже всероссийского уровня. Вводя движения в исполнение хорового произведения, происходит не только раскрепощение ребёнка, но и произведение смотрится и слушается намного выигрышнее. А показывая хору какой-то конкретный образ для того или иного произведения, певцы погружаются в него и получается достаточно искренне исполнение, что немаловажно. Потому что сами дети могут вообразить себе совершенно разные картины, что приведёт к неоднозначности исполнения, поэтому детский хор нужно всегда направлять и помогать каждому ребёнку.

           Музыка в любом человеке пробуждает только лучшие качества, искренние эмоции и затрагивает самые тонкие струны души.

     

            И в завершении я хочу показать видео с выступления старшего хора на городском конкурсе «Серебряный колокольчик» в прошлом году: Негритянский спиричуэллс «Go down Mosees», как раз с использованием минимальных движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие творческих способностей учащихся в процессе вокально-хорового воспитания"

В данном материале я раскрываю условия возникновения опыта, его теоретическую базу, новизну и актуальность а также технологический аспект реализации. Опыт предназначен для учителей музыки общеобразова...

Методическая программа «Дорогой творчества» по эмоционально – эстетическому (художественному) воспитанию школьников с отклонением в развитии

Программа ставит основную цель: воспитание высоконравственного, духовно богатого, трудолюбивого, творчески развитого, социально-активного, любящего свое отечество гражданина, с сформированным чу...

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ДУХОВНОЙ СФЕРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ САМОРЕАЛИЗАЦИЮ ИХ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА НА УРОКАХ ХОРОВОГО ПЕНИЯ

Учебно-методическая разработка, представленная на конкурс и напечатана издательством "Научно-Инновационный Центр" г. Красноярск, 2015...

«Музыка и танец как средство развития эмоциональной сферы учащихся и основа их эстетического воспитания»

В статье раскрывается значение музыки и танца как прекрасного средства развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания....

Урок направленный на развитие эмоционально-волевой сферы личности младших школьников с низким уровнем развития эмоционально-волевой сферы

Очень часто среди обучающихся с диагнозом ММД, встречаются ученики со сложными внутренними конфликтами. Они не умеют осознать и граммотно выразить свои чувства, из-за проблем в объласти адаптации к ус...