Изучение художественных стилей на уроках музыки и изо
статья по музыке (8 класс)
Об интегрированном подходе при изучении художественных стилей на уроках ьмузыки и изо в 7-8 классах. Из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stili_v_izo_i_muzyke.odt | 26.54 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Баркар Наталья Анатольевна, учитель музыки
ГБОУ СОШ №135 с углублённым изучением английского языка
Выборгского района Санкт-Петербурга
Тема выступления:
«Изучение художественных стилей на уроках музыки и изобразительного искусства в 7 и 8 классах
общеобразовательной школы» (из опыта работы)
Изучать искусство, не изучая стили, практически невозможно. Раскрывая тот или иной художественный образ, анализируя средства выразительности, знакомясь с биографиями творцов, мы так или иначе обращаемся к эпохе, к конкретному историческому периоду. Для более глубокого и прочувственного понимания произведения выявление стилистических черт очень важно. «Стиль — это художественное переживание времени». Такое утверждение искусствоведа Виктора Георгиевича Власова мне очень близко.
Известно, что в учебниках по музыке нет прямого изучения того или иного художественного стиля. Мы изучаем индивидуальные стили композиторов, их музыкальный язык, жанры, круг художественных образов. Безусловно, мы упоминаем к какому стилю принадлежит творчество того или иного композитора - барокко, классицизм , романтизм, импрессионизм и т.д. Но делаем мы это не системно, по собственному предпочтению, а не по требованию программы. В 7-8 классах мы не ставим задачу развить умение выявлять стилевые особенности художественных произведений во главу угла. Предполагается, что это будет сделано в 9 классе в предмете «Искусство». Но, как известно, этот предмет вообще ушёл из штатного расписания, по крайней мере, в нашей школе.
Китайская мудрость гласит: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай сделать — и я пойму». Известно, что этот принцип лежит в основе финского образования, признанного на сегодняшний день одним из лучших. Посещая школы в Финляндии, я убедилась в том, что финские учителя в любом предмете делают упор на практические навыки. Ученики на уроках искусства много рисуют, лепят, мастерят, поют, музицируют на различных инструментах и т.д. Мне было интересно узнать, а изучают ли они художественные стили и в какой форме. Изучив учебники по музыке для 5-6 классов (это старшие классы начальной школы), я убедилась в том, что в учебниках есть иллюстрации с картинами разных эпох, нотные примеры от античной музыки до рока. Дети поют, играют пьесы, создают свои рисунки в стиле разных эпох, то есть в игровой форме они «погружаются» в то или иное время. (слайды)
В этом году мне, учителю музыки, в силу сложившихся обстоятельств, пришлось вести уроки изобразительного искусства в 7 и 8 классах. Вооружившись поддержкой администрации (преподавать искусство), я стала продумывать точки соприкосновения в программах по музыке и изо.
В 7 классе я иду по программе Сергеевой-Критской, упоминая лишь о тех или иных стилях, оставляя на 8 класс более подробное и системное их изучение.
За основу программы по музыке для 8 класса я выбрала развёрнутое тематическое планирование авторов-составителей А.П.Сигаевой и С.Н.Сидоровой по программе Сергеевой-Критской ( издательство «Учитель», Волгоград). Мне очень по душе темы 1 полугодия «Жанровое разнообразие музыки» и 2 полугодия «Музыкальный стиль — камертон эпохи». Так, изучение древнейших жанров музыки — песни, марша, танца, даёт возможность рассказать об их развитии от первобытного строя до сегодняшнего дня, тем самым показать как эти жанры преобразуются во времени, отражая тем самым само это время. Стараюсь исполнять вокальную музыку в стилях разных эпох, сочиняю элементарное ритмическое сопровождение вокальной или инструментальной музыки (элементы системы Карла Орфа). Таким образом формируется понятие «художественный исторический стиль».
С программой по изобразительному искусству в вопросе изучения художественных стилей всё гораздо благополучнее. Так, тема 7 класса «Человек и среда в жизни и изобразительном искусстве» и тема 8 класса «Архитектура городов России в зеркале истории» предполагают изучение архитектуры нашего города, особенностей строений, погружения в ту или иную эпоху.
Выполняя практические творческие работы по зарисовке элементов архитектурного сооружения или внешнего вида здания, композиции городского пейзажа, мы так или иначе наблюдаем особенности архитектуры разных эпох и выходим на понятия «стиль». Возможность самим нарисовать элементы архитектурного стиля помогает лучшему усвоению отличительных элементов того или иного стиля. (слайды)
Так, мы параллельно изучаем историю нашего любимого Санкт-Петербурга, погружаемся в эпоху Петра, Елизаветы, Екатерины, называем наиболее значимых архитекторов того времени, изучаем стили Петровское и Елизаветинское барокко, Екатерининский классицизм и т.д. (слайды) Рисуя античные колонны ордерной системы, которая лежит в основе архитектуры Античности, Ренессанса, Классицизма, учимся находить и различать эти элементы архитектуры в нашем городе ( прогулки по городу и абонемент в Эрмитаж). (слайды)
Одновременно с этим погружаемся в звуковую среду того времени. Вспоминаем и слушаем петровские канты, военный оркестр, светскую и духовную музыку того или иного времени.
Выполняя творческие работы по теме «Интерьер в архитектуре и изобразительном искусстве», мы опять-таки приходим к анализу художественных стилей, находим общие черты, выявляющие сущность эпохи. Выполняя зарисовки анфилад и декоративные элементы, погружаемся в эпоху Барокко и отличаем стиль Рококо. (слайды) Возможность одновременно слушать музыку Люлли, Рамо, Куперена помогает лучшему «погружению» в определённое время. (слайды).
При изучении художественных стилей очень полезно одновременно изучать произведения изобразительного искусства и музыки. Это способствует формированию более целостного и осмысленного представления учащихся об окружающем мире, его развитии.
Литература:
- «Изобразительное искусство».7 класс: учебник для общеобразовательных организаций под редакцией Т.Я.Шпикаловой и др. - М. : Просвещение, 2019
- «Изобразительное искусство». 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций под редакцией Т.Я.Шпикаловой и др. - М. :Просвещение, 2019
- Сергеева Г.П., Е.Д.Критская. «Музыка». 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2019
- Сергеева Г.П. ,Е.Д.Критская.«Музыка». 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2019
- «Музыка». 1-8 классы: развёрнутое тематическое планирование по программе НЕ.Д.Критской, Г.П.Сергеевой / авт.-сост. А.П Сигаева, С.Н. Сидорова. - Волгоград: Учитель, 2010
- Musiikin Mestarit 5-6. Painopaikka: Otavan Kirjapaino Oy Keuruu 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение мотивации школьников к изучению художественного произведения на уроке литературы.
Сидорова Ольга Юрьевна МОУ СОШ№ 31Повышение мотивации школьников к изучению художественного произведения на уроке литературы.Повышение мотивации школьников к предмету «ли...
"Формирование умения задавать вопросы, видеть отрицательные и положительные стороны явлений при изучении художественных произведений на уроках литературы". Выступление для слушателей курсов повышения квалификации
Формирование коммуникативных УУД является социально значимой составляющей воспитания современного школьника. Коммуникативные УУД обеспечивают соц...
Статья "Лингвокультурологический подход к изучению художественного текста на уроках литературы"
Статья о лингвокультурологическом подходе к работе при изучении художественного текста на уроках литературы....
Развитие УУД при изучении художественного стиля текста.
Разработка конструкта урока по русскому языку в 9 классе. Материал в помощь учителю, работающему по УМК Школа 2100...
Особенность анализа текстов художественного стиля на уроках литературы
Статья посвящена теме: особенность анализа текстов художественного стиля на уроках литературы. В статье представлен образец анализа лирического произведения "Отговорила роща золотая" поэта-имажиниста ...
Изучение художественных текстов на уроках литературы: воспитание, анализ, виды и формы работы с текстами разных родов.
Изучение художественных текстов как средство воспитания, анализ, виды и формы работы с текстами на уроках литературы....