"Образы радости в музыке" Разработка урока музыки в 8 классе
методическая разработка по музыке (8 класс)
"Образы радости в музыке" Разработка урока музыки в 8 классе по программе Т. И. Науменко и В. В. Алеева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок музыки в 8-ом классе "Образы радости в музыке" | 21.99 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Образы радости в музыке. Урок музыки в 8 классе.
Тип урока. Комбинированный урок.
Урок получения новых знаний с углублением пройденного материала.
Цель урока. Научить воспринимать музыку как разнообразный мир человеческих чувств.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- Повышение мотивации к учебно-творческому процессу;
- Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
- Развитие духовно-нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости;
- воспитание доброты.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные:
- Владеть навыками осознанного развернутого речевого высказывания о содержании, характере, особенностях интонационно-образного языка музыки,
- Уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности.
Регулятивные:
- Уметь контролировать собственные действия в процессе восприятия музыки, оценивать свою музыкально-творческую деятельность.
Познавательные:
- Передавать настроение музыки и его изменение;
- Формировать интерес к музыкальным занятиям и позитивный отклик на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности;
Предметные результаты:
- понимать взаимодействие главных особенностей содержания и средств музыкальной выразительности ;
- понимать взаимосвязь между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыки.
Музыкальный материал:
- Русская плясовая «Камаринская».
- Р. Щедрин. Концерт для оркестра № 1. «Озорные частушки»;
- Н. Римский-Корсаков. Хороводная песня Садко «Заиграйте мои гусельки» из оперы «Садко» (слушание);
- А. Ермолов «Мир, который нужен мне»
Характеристика видов деятельности:
1.Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.
2.Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.
3.Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые особенности музыки.
Ход урока
Среди вечных тем в искусстве самое большое внимание всё же уделяется самому человеку, миру его чувств. Музыка и возникла как выражение эмоционального мира человека. Самое яркое чувство-это радость. Давайте подумаем: когда, в какие моменты жизни, мы испытываем радость.
-радость праздника,
-радость общения с друзьями,
-радость достижений (успехов в творчестве, в спорте, в олимпиадах…)
-радость осуществления мечты.
Радость многолика. В. Франкл (австрийский психолог) говорил: «В нашу жизнь приходит радость, когда у нас есть чем заняться, есть кого любить и есть на что надеяться».
Как передаются эмоции радости в музыке, мы сегодня посмотрим на примере разных произведений. Уже в народном творчестве – самой древней форме музыки – были такие песни и танцы, которые заставляли человека радоваться и смеяться. «Ноги сами в пляс пустились» - это выражение точно передаёт состояние человека, охваченного стихией зажигательной музыки, воздействующей помимо его желания.
-Какие русские плясовые мелодии вы знаете? («Кадриль», «Барыня». «Яблочко», «Камаринская»)
Слушание и обсуждение : русская плясовая «Камаринская». Всего два инструмента: балалайка и гармонь -создают такое весёлое, радостное настроение. Гармонист считался первым парнем на деревне. Вокруг него собиралась вся молодёжь. Где гармошка - там радость и веселье, там праздник.
Во все времена отечественные композиторы черпали вдохновение в русском фольклоре, но источник вдохновения у каждого композитора был свой: для М. И. Глинки это была старинная крестьянская песня, а для Родиона Щедрина любимым жанром стала частушка. Её характерные черты нашли отражение в оркестровой музыке композитора - в концерте для оркестра «Озорные частушки». Ни один «серьёзный» композитор до Щедрина к жанру частушки не обращался.
-Что мы называем частушкой? (Происходит от слова «часто» -частить, то есть, петь быстро. В частушке высмеиваются человеческие пороки: жадность, лень, неряшливость…). Частушки исполняются громко, не поются, а выкрикиваются. При этом каждый участник всеобщего веселья «красуется» перед односельчанами, исполняя остроумные четверостишия, а следующий исполнитель стремится «перещеголять» его.
Щедрин написал «Озорные частушки» в жанре Концерта для оркестра. «Концерт»- в переводе- соревнование. В этом произведении демонстрируются виртуозные возможности каждого инструмента. По мнению композитора, виртуозность и концертность , соперничество заложены в самой природе частушек. (слушание фрагмента и обсуждение)
В «Озорных частушках» используется симфонический оркестр, а не народный. Это необходимо для создания комического эффекта, ведь оркестранты играют несвойственный им репертуар, создавая весёлую, раскованную атмосферу.
В опере Н. Римского-Корсакова «Садко», одной из важных идей которой является всепокоряющая власть искусства, песни Садко становятся не просто характеристикой главного героя, но той могучей силой, которая покоряет даже холодное и чуждое земным радостям царство Морского царя. За эти песни полюбила Садко прекрасная сказочная Морская царевна; под его весёлый гусельный наигрыш пускается в пляс всё подводное царство.
Он поёт и играет на гуслях так, как испокон века поёт и играет народ, об этом говорит сама музыка - яркая, красочная, очень близкая к народной.
(слушание песни Садко «Заиграйте, мои гусельки» и обсуждение)
Вопросы и задания
- В каком произведении отразился интерес Р. Щедрина к жанру народной музыки?
- В чём оригинальность этого произведения?
- Можно ли считать, что хороводная песня Садко воплощает состояние всепоглощающей, безраздельной радости?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок музыки 7 класс. Драматический образ.
Методическая разработка урока музыки по теме "Драматический образ" в 7 классе. знакомясь с произведением Ф.Шуберта "Лесной царь", мы убеждаемся в том, как может музыка влиять на внутреннее состо...
Разработка урока музыки 6 класс в соответствии с ФГОС тема "Образы русской народной и духовной музыки"
разработтка открытого урока по музыке 6 класс2 четверть тема урока "Образы русскойнародной и духовной музыки"...
Урок музыки 7 класс "Музыкальные образы"
Открытый урок по музыке 7 класс по теме "Музыкальные образы"...
Методическая разработка урока музыки 6 класс «Музыкальный образ»
Методическая разработка урока музыки 6 класс «Музыкальный образ»...
Урок музыки. 3 класс. Контраст и единство тем-образов в кантате С. Прокофьева «Александр Невский»
Урок разработан по программе "К вершинам музыкального искусства" М.С. Красильниковой. По календарно-тематическому планированию это четвертый урок в первой четверти. На изучение кантаты Прокофьева "Але...
урок музыки 7 класс "Лирические образы в музыке"
Разработан на основе программы "Музыка" Науменко, Алеев...
Самоанализ урока музыки 6 класс " Духовная музыка . Образы духовной музыки"
Урок музыки в 6 классе . Раздел "Духовная музыка"...