«Колокольность в музыке и изобразительном искусстве» урок 24
план-конспект занятия по музыке (5 класс)

Гринь Наталья Андреевна

Знакомство с колокольными звонами,  ярким явлением русской православной культуры, с произведениями живописи, архитектуры и музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

тема II полугодия: “Музыка и изобразительное искусство” 3 четверть

УРОК  24: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве» - 1 час

Цель:  дать представление о колокольном звоне как явлении музыкального

           искусства.

Задачи урока: знакомство с колокольными звонами,  ярким явлением русской православной культуры, с произведениями живописи, архитектуры и музыки;  определить, какой след оставили колокольные звоны в русском искусстве; познакомить с термином «имитация» и возможностью имитировать звучание одних музыкальных инструментов другими; содействовать развитию эмоционального восприятия колокольных звонов; воспитывать бережное отношение к памятникам отечественной культуры, почитание традиций русского народа, эстетический вкус.

Оборудование:  компьютер, проектор,  экран, музыкальный инструмент ф-но, презентация,  текст песни «Колокола» (Сл.Ю.Энтина, муз. Е.Крылатова), портреты М.П.Мусоргского и М.И.Глинки

Музыкальный материал: красный Лаврский трезвон, «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов» М.П.Мусоргского, хор «Славься!» из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин», песня «Вечерний звон» (Сл. И.Козлова, муз.  А.Алябьева)

                                                     ХОД УРОКА

I.Организационный момент

  1. Представление учителя
  2. Музыкальное приветствие, музыкальный ответ учеников

II. Основная часть.

2.Подготовка к изучению новой темы (ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ)

    Исполнение песни «Колокола»  (Сл. Ю.Энтина, муз. Е.Крылатова)

     - Как вы думаете, почему мы начали урок именно с этой песни?

3. Сообщение темы и целей урока

     - Сегодня мы рассмотрим - какой след оставили колокольные звоны в

       русском искусстве: музыкальном и изобразительном

      -Запишите в тетради тему нашего урока - «Колокольность в музыке и  

       изобразительном  искусстве»

Смотрит вдаль с берегов отвесных

Куполов золотой рассвет,

Белых храмов – застав небесных

Вечных истин забытый свет!

Над волнами лугов цветущих,

Среди сосен могучих крон,

Над березовой стройной гущей

Слышен меди призывный звон!

4. Изучение новой  темы.

- Что вы знаете о колоколах?

 - Посмотрите презентацию о колоколах)

  (План  презентации:

  • Краткая история колоколов
  • Колокола на Руси
  • Колокольни на Руси
  • Церковные звоны и типы колоколов
  • Колокольный звон в музыке)

-  Нашу презентацию хочется закончить такими словами:

                               Колокола – Руси венец,

                               Червоным золотом  горящий,

                               Ваш звон – связующая нить

                               Меж будущим и настоящим.

-  Что вы нового узнали о колоколах?

 - В презентации мы также увидели несколько картин с изображением

   колоколов. Понравилось ли вам, как художники передали образы

   колоколов и колокольный звон?

  -У нас в городе тоже есть церкви. Слышали ли вы  как звонят колокола?  В какие моменты слышен звон?

  -Уменьшенная копия колокола - наш школьный колокольчик.

  (показ колокольчика)

 -К языку настоящего колокола привязывают веревку. Если дернуть за нее,

  язык ударяется о края колокола, таким образом он издает звук.

        (показ на колокольчике)

 -Человека, который звонит в колокола называют звонарем. Чтобы стать

   хорошим звонарем, надо учиться. Ведь он должен знать - когда звонить, в

   какой звон и как?

 -Сейчас  мы попробуем  представить себя звонарями

5. Физкультминутка

 (Правой рукой «дергаем веревку» в половинном ритме (Дон!), левой – в        восьмом ритме (Дили-дили!). Затем одновременно двумя руками, сохраняя

    ритм. )

Работа группами

    - А теперь попробуем это озвучить.

  • Попевка        1 ряд – большой колокол (на звуке «До», половинной

                                   нотой поют «Дон»)

                        2 ряд – маленький колокола (на звуке  «Соль»

                                   восьмыми поют «Дили-дили»)

(Сначала по отдельности, затем - одновременно) 

6. Продолжение работы по теме урока.                  

 - Послушаем два музыкальных отрывка - в каком из них звучит  настоящий колокольный звон? Слушание

1 отрывок - Красный Лаврский трезвон

2 отрывок - «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов»

                    М.П.Мусоргского

(портрет М.П.Мусоргского)

- Почему вы так решили?

- Во втором отрывке посредством симфонического оркестра было

передано звучание колокола. Это явление в музыке называется

                                          ИМИТАЦИЕЙ

Итак, ИМИТАЦИЯ - передача звучания одного инструмента другим

(другими).

 - Какие чувства были переданы в первом отрывке, а какие - во втором?

 - Почему вы так решили? ( в первом - праздничный звон, во втором- сцена смерти  Бориса Годунова)

Слушание «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов»   М.П.Мусоргского

- К колокольному звону как к богатейшему музыкальному материалу  обращались многие русские композиторы: М. Глинка и М. Мусоргский, П. Чайковский и А. Бородин, Н. Римский-Корсаков и А. Скрябин, А. Глазунов и И. Стравинский.

(портрет М.И.Глинки)

Послушайте хор «Славься!» из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин».      Настоящий ли колокольный звон звучит в этом отрывке или его имитация?

Существуют много песен о колокольном звоне

Слушание фрагмента  «Вечерний звон» (Сл. И.Козлова, муз.  А.Алябьева)

7.Закрепление материала

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Какие моменты урока вам понравились, а какие - нет? Почему?

- Я приготовила вам маленькие цветные колокольчики: красные - урок

 понравился, синие - не очень. Выберите любой из них и оставьте их у себя.

8. Домашнее задание

Найти в Интернете песню «Малиновый звон»  (Сл.  А.Поперечного, муз А. Морозова), переписать текст песни в тетрадь. Эту песню мы с вами начнем разучивать на следующем уроке.

9. Подведение итогов. Выставление оценок.

10. Орг. Момент выход из класса.

Слово учителя:  Этот звон для болящих сердцем,  

                                                       Проникает сквозь жизни стон,

                                       У души отворяет дверце,

                                       Облегченья рождает стон.

                                       Пусть же сердце еще поплачет,

                                       Выливая из чаши стон.

                                       Если плачет оно, то значит

                                       Вымывает из раны соль.

                                       Это – соль, что питает землю

                                       В ней и радость, и боль, и грусть.

                                       Я от Бога без слов приемлю

                                       Соль земли - Золотую Русь 

 (Звучит колокольный звон)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыки и основ религиозных культур народов России "Православие в Древней Руси. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"

Цель урока: расширить,  закрепить знания обучающихся о Православии в Древней Руси и колокольных звонах на примерах музыкального и изобразительного искусстваЗадачи: познакомить учащихся с устройст...

Конспект урока по теме: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве».

Урок по музыке по теме « Колокольность в музыке и изобразительном искусстве» проводится по программе  по  музыке для 5 класса,( урок № 24 в 3 четверти)  составлена в соответствии с Феде...

Технологическая карта урока музыки 5 класс "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"

Подробный опробованный ход урока в контексте с требованиями ФГОС....

«Колокольность в музыке и изобразительном искусстве» урок 24

Знакомство с колокольными звонами,  ярким явлением русской православной культуры, с произведениями живописи, архитектуры и музыки....

Формирование познавательных универсальных действий на уроке музыки. Работа с текстом. 5 класс. Тема «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»

Задание для 5 класса. Работа с текстом. Формирование умений выделять существенную информацию из текста, определять основную и второстепенную информацию,  выделять и акцентировать ключевые мысли в...