«Колокольность в музыке и изобразительном искусстве» урок 24
план-конспект занятия по музыке (5 класс)
Знакомство с колокольными звонами, ярким явлением русской православной культуры, с произведениями живописи, архитектуры и музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_kolokolnost_v_muzyke_i_izobrazitelnom_iskusstve_.docx | 22.57 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
тема II полугодия: “Музыка и изобразительное искусство” 3 четверть
УРОК 24: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве» - 1 час
Цель: дать представление о колокольном звоне как явлении музыкального
искусства.
Задачи урока: знакомство с колокольными звонами, ярким явлением русской православной культуры, с произведениями живописи, архитектуры и музыки; определить, какой след оставили колокольные звоны в русском искусстве; познакомить с термином «имитация» и возможностью имитировать звучание одних музыкальных инструментов другими; содействовать развитию эмоционального восприятия колокольных звонов; воспитывать бережное отношение к памятникам отечественной культуры, почитание традиций русского народа, эстетический вкус.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но, презентация, текст песни «Колокола» (Сл.Ю.Энтина, муз. Е.Крылатова), портреты М.П.Мусоргского и М.И.Глинки
Музыкальный материал: красный Лаврский трезвон, «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов» М.П.Мусоргского, хор «Славься!» из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин», песня «Вечерний звон» (Сл. И.Козлова, муз. А.Алябьева)
ХОД УРОКА
I.Организационный момент
- Представление учителя
- Музыкальное приветствие, музыкальный ответ учеников
II. Основная часть.
2.Подготовка к изучению новой темы (ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ)
Исполнение песни «Колокола» (Сл. Ю.Энтина, муз. Е.Крылатова)
- Как вы думаете, почему мы начали урок именно с этой песни?
3. Сообщение темы и целей урока
- Сегодня мы рассмотрим - какой след оставили колокольные звоны в
русском искусстве: музыкальном и изобразительном
-Запишите в тетради тему нашего урока - «Колокольность в музыке и
изобразительном искусстве»
Смотрит вдаль с берегов отвесных
Куполов золотой рассвет,
Белых храмов – застав небесных
Вечных истин забытый свет!
Над волнами лугов цветущих,
Среди сосен могучих крон,
Над березовой стройной гущей
Слышен меди призывный звон!
4. Изучение новой темы.
- Что вы знаете о колоколах?
- Посмотрите презентацию о колоколах)
(План презентации:
- Краткая история колоколов
- Колокола на Руси
- Колокольни на Руси
- Церковные звоны и типы колоколов
- Колокольный звон в музыке)
- Нашу презентацию хочется закончить такими словами:
Колокола – Руси венец,
Червоным золотом горящий,
Ваш звон – связующая нить
Меж будущим и настоящим.
- Что вы нового узнали о колоколах?
- В презентации мы также увидели несколько картин с изображением
колоколов. Понравилось ли вам, как художники передали образы
колоколов и колокольный звон?
-У нас в городе тоже есть церкви. Слышали ли вы как звонят колокола? В какие моменты слышен звон?
-Уменьшенная копия колокола - наш школьный колокольчик.
(показ колокольчика)
-К языку настоящего колокола привязывают веревку. Если дернуть за нее,
язык ударяется о края колокола, таким образом он издает звук.
(показ на колокольчике)
-Человека, который звонит в колокола называют звонарем. Чтобы стать
хорошим звонарем, надо учиться. Ведь он должен знать - когда звонить, в
какой звон и как?
-Сейчас мы попробуем представить себя звонарями
5. Физкультминутка
(Правой рукой «дергаем веревку» в половинном ритме (Дон!), левой – в восьмом ритме (Дили-дили!). Затем одновременно двумя руками, сохраняя
ритм. )
Работа группами
- А теперь попробуем это озвучить.
- Попевка 1 ряд – большой колокол (на звуке «До», половинной
нотой поют «Дон»)
2 ряд – маленький колокола (на звуке «Соль»
восьмыми поют «Дили-дили»)
(Сначала по отдельности, затем - одновременно)
6. Продолжение работы по теме урока.
- Послушаем два музыкальных отрывка - в каком из них звучит настоящий колокольный звон? Слушание
1 отрывок - Красный Лаврский трезвон
2 отрывок - «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов»
М.П.Мусоргского
(портрет М.П.Мусоргского)
- Почему вы так решили?
- Во втором отрывке посредством симфонического оркестра было
передано звучание колокола. Это явление в музыке называется
ИМИТАЦИЕЙ
Итак, ИМИТАЦИЯ - передача звучания одного инструмента другим
(другими).
- Какие чувства были переданы в первом отрывке, а какие - во втором?
- Почему вы так решили? ( в первом - праздничный звон, во втором- сцена смерти Бориса Годунова)
Слушание «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов» М.П.Мусоргского
- К колокольному звону как к богатейшему музыкальному материалу обращались многие русские композиторы: М. Глинка и М. Мусоргский, П. Чайковский и А. Бородин, Н. Римский-Корсаков и А. Скрябин, А. Глазунов и И. Стравинский.
(портрет М.И.Глинки)
Послушайте хор «Славься!» из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин». Настоящий ли колокольный звон звучит в этом отрывке или его имитация?
Существуют много песен о колокольном звоне
Слушание фрагмента «Вечерний звон» (Сл. И.Козлова, муз. А.Алябьева)
7.Закрепление материала
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Какие моменты урока вам понравились, а какие - нет? Почему?
- Я приготовила вам маленькие цветные колокольчики: красные - урок
понравился, синие - не очень. Выберите любой из них и оставьте их у себя.
8. Домашнее задание
Найти в Интернете песню «Малиновый звон» (Сл. А.Поперечного, муз А. Морозова), переписать текст песни в тетрадь. Эту песню мы с вами начнем разучивать на следующем уроке.
9. Подведение итогов. Выставление оценок.
10. Орг. Момент выход из класса.
Слово учителя: Этот звон для болящих сердцем,
Проникает сквозь жизни стон,
У души отворяет дверце,
Облегченья рождает стон.
Пусть же сердце еще поплачет,
Выливая из чаши стон.
Если плачет оно, то значит
Вымывает из раны соль.
Это – соль, что питает землю
В ней и радость, и боль, и грусть.
Я от Бога без слов приемлю
Соль земли - Золотую Русь
(Звучит колокольный звон)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок музыки и основ религиозных культур народов России "Православие в Древней Руси. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"
Цель урока: расширить, закрепить знания обучающихся о Православии в Древней Руси и колокольных звонах на примерах музыкального и изобразительного искусстваЗадачи: познакомить учащихся с устройст...
Технологическая карта урока "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"
Технологическая карта урока музыки...
Конспект урока по теме: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве».
Урок по музыке по теме « Колокольность в музыке и изобразительном искусстве» проводится по программе по музыке для 5 класса,( урок № 24 в 3 четверти) составлена в соответствии с Феде...
урок музыки "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"
урок музыки для 5 класса...
Технологическая карта урока музыки 5 класс "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"
Подробный опробованный ход урока в контексте с требованиями ФГОС....
«Колокольность в музыке и изобразительном искусстве» урок 24
Знакомство с колокольными звонами, ярким явлением русской православной культуры, с произведениями живописи, архитектуры и музыки....
Формирование познавательных универсальных действий на уроке музыки. Работа с текстом. 5 класс. Тема «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»
Задание для 5 класса. Работа с текстом. Формирование умений выделять существенную информацию из текста, определять основную и второстепенную информацию, выделять и акцентировать ключевые мысли в...