Исследовательский проект "Фортепиано - самый популярный инструмент в мире""
проект по музыке (6 класс)

Одностайченко Татьяна Владимировна

Материал исследовательского проекта.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Исследовательский проект

Тема:

«Фортепиано – самый  популярный

музыкальный инструмент»

предмет «Музыка»

Выполнил проект:   Попко Вероника, 6 «Б» класс                                                       ГБОУ СОШ №473 Калининского района Санкт-Петербурга

Руководитель работы - учитель музыки:

Одностайченко Татьяна Владимировна

                                                       

                                                   

                                                      2019 год

 

Содержание:

Титульный лист. Содержание……………….………………………………………………………......…1-2

1.Актуальность  выбора темы……………………………….………………………..……….….….……….3

2.Цель и задачи проекта………………………………………………………………………….….……..…... 3

3. История создания фортепиано……………………………………….………………….……………..…4

4. Значение  фортепиано в мировой истории..............................................................9

 

5. Значение обучения игре на фортепиано для личностного развития  человека..14

6.Исследование…………………………………………………………..……………16

7. Заключение…………………………………………………………………………17


8. Использованные в работе над проектом материалы…………………………….18

9.Приложения ……………………………………………………………………….19-20

Исследовательский проект по предмету «Музыка»

Тема: «Фортепиано – самый популярный инструмент в мире»

            «Благо, даруемое нам искусством, не в том, 

    чему мы от него поучаемся, а   в том,

  какими мы благодаря ему становимся…»

        Роберт Шуман

1.Актуальность  выбора темы

В течение 5 лет я с интересом занимаюсь в школе искусств, обучаясь  игре на фортепиано. И вот уже несколько лет меня интересует история происхождения  и причины популярности инструмента фортепиано.

 Все инструменты хороши по-своему. У каждого свой неповторимый тембр, свои привлекательные особенности. Но, пожалуй, ни один из них не может сравниться с фортепиано – и по широте, разнообразию возможностей, и по тому, как универсально  инструмент используется. 

Нет другого музыкального инструмента, который имел бы столь обширную сольную литературу.  Как солист фортепиано стоит на первом месте. Незаменимо фортепиано и в ансамбле с голосом, с другими инструментами. И эта область музыки богата шедеврами.

 Участник оркестра и любимый инструмент для домашнего музицирования, фортепиано больше других инструментов привлекает тех, кто хочет учиться музыке. Умение играть на нем обязательно для музыкантов всех специальностей. 

 

2.Цель исследования: выяснить, почему фортепиано считают самым универсальным - популярным инструментом.

Задачи:

  1. Изучить историю  создания фортепиано.
  2. Определить значение инструмента в мировой истории.
  3. Провести исследование – анкетирование с целью ответа на вопрос: «Считается фортепиано самым популярным музыкальным инструментом  и  почему?».
  4. Сделать собственные выводы.

3.История создания фортепиано

В глубокой древности, на заре истории появился родоначальник фортепиано, казалось бы ни чем не сходный с современным роялем. Это был охотничий лук, состоящий из упругой деревянной трости, стянутой кожаным шнуром или жилой. Туго натянутая тетива лука звучала, вызывая у человека первые, пусть примитивные звуковые впечатления. 

Свойственная людям наблюдательность установила возможность значительно улучшить звуковые качества лука; если закрепить один конец палки в оболочку выдолбленного кокосового ореха, то заключенный в эту оболочку объем воздуха значительно усилит звучание тетивы.

В последующие годы на этом принципе был создан античный однострунный монохорд. Основу его составлял деревянный ящик, на крышке которого устанавливалась одна струна. В дальнейшем монохорд усложнили: сделали большой резонирующий корпус и снабдили большим количеством струн. Так возникли гусли, цитры, и ударные цимбалы.

История клавишных инструментов берет начало в Средневековье. Одним из первых клавишных инструментов является орган. В первых органах звук получали путем управления большими задвижками. Они оказались достаточно неудобными и довольно быстро задвижки заменили рычагами, тоже довольно внушительных размеров. Изобрёл орган древний грек из Александрии Ктесибий (лат. Ctesibius, примерно III - II вв. до н. э.) Заметим, что это греческое прозвище дословно означает "Творец жизни" (греч. Ktesh-bio), т. е. попросту Господь Бог. В 11 веке на смену рычагам пришли широкие клавиши, которые нажать можно было усилием руки. Удобные узкие клавиши, характерные для современных органов, появились только в 16 веке. Так орган превратился в клавишный духовой музыкальный инструмент.

В ХII веке зародилась идея применить в струнном инструменте типа гуслей качающиеся рычаги- клавиши, которые своим задним концом при нажатии воздействовали бы на струны. Клавиши располагались поперек струн, и каждой струне предназначалась одна клавиша. Такой инструмент получил название клавикорд.

Клавикорд был очень выразительным инструментом потому, что здесь существовала прямая связь между пальцами исполнителя и струнами. Однако клавикорд имел существенный недостаток – это слабое звучание.

Последователь клавикорда – клавесин появляется во Франции в ХVI веке.   Его размеры превосходили клавикорд, а строение было более схожим с современным роялем. Звук производился при помощи пера или кусочка кожи, но также не был достаточно громким для публичных выступлений. Эти инструменты имели большое количество струн:  от длинных басовых до коротких дискантовых (струны высокого звучания). Такое устройство струн сразу предопределило форму инструмента в виде крыла, которая сохраняется в современных роялях.

Звук на клавесине извлекался при помощи кожаного язычка задевающего струну при нажатии клавиши. Таким образом, клавесин был клавишно-щипковым инструментом; звук у него получался отрывистым, не очень певучим, тембр  очень своеобразным, слегка гнусавым. Главный недостаток клавесина - монотонность звучания. Это явление происходило из-за того, что кожаные язычки всегда дергали за струны с одинаковой силой и исполнитель не мог выделять отдельные звуки, играть тише или громче.

В свое время клавесины получили большое распространение, для них была написана замечательная музыка великими композиторами XVII –XVIII веков: Рамо, Купереном, Генделем, Бахом.

И все музыканты на рубеже XVII- XVIII веков остро нуждались в клавишном инструменте с высокой степенью выразительности, способном быстро изменять оттенки звучания. Поставленную задачу решил итальянский мастер  в 1709 г.Бартоломео Кристофори (1655-1732), с 1698г. работавший над созданием молоточкового механизма для клавесина.  Он назвал своё изобретение « gravicembalo col piano e forte», что означало « клавишный инструмент играющий нежно и громко». Это название было сокращено, и появилось слово «фортепиано». Официальная дата создания фортепиано 1709г.    

В 1716г. модель  подобного инструмента «клавесина с молоточками» сконструировал француз Жан Мариус. А годом позже немецкий музыкант Готлиб Шретер,(фото снизу) независимо от Кристофори и Мариуса, тоже собрал молоточковое фортепиано.

Взяв за основу принцип игры колотушками по струнам, как на цимбалах, Кристофори реконструировал клавесин, вынув из него кожаные язычки. Он приделал над каждой клавишей рычажок, который толкал свободно закрепленный в петле молоточек.

Эффект от применения молоточков оказался огромным – молоточковый механизм оказался способным воспроизводить любые оттенки музыки от тончайшего пианиссимо до мощного форте.

Это и дало повод назвать новый инструмент – фортепиано, т.е. звучащий громко и тихо. Интересно, что на Руси этот новый инструмент некоторое время называли тихогромом. Так 1709 год стал датой начала эпохи струнных молоточковых инструментов, которая продолжается и поныне.

Спинет- небольшой домашний клавишный струнный музыкальный инструмент, разновидность клавесина. Имеет один мануал и один ряд струн. В отличие от других разновидностей клавесина струны спинета натянуты по диагонали слева на право. Внешне спинет немного похож на рояль. Спинет предназначался для сольного и камерного домашнего музицирования. 

Орган -  клавишно - духовой  музыкальный инструмент, самый крупногабаритный                       вид инструментов.

В последующие сто лет фортепиано продолжало совершенствоваться: молоточки из клееной кожи заменили на молоточки из высококачественного шерстяного войлока. Это позволило избавиться от неприятного шлепающего призвука вовремя игры.

Применение упругой марганцевой стали для изготовления струн расширило диапазон рояля и дало возможность получить более сильный и певучий тон.

В 1857 г. известный конструктор Стейнвей (Steinway) выпустил концертный рояль в котором басовые и гладкие струны располагались перекрестно на двух уровнях. Таким образом, удалось увеличить излучающие возможности резонансной деки, получить мощное продолжительное звучание.

Молоточковый механизм многократно усовершенствовался и сегодня отвечает самым взыскательным требованиям пианистов играющих музыку различных жанров от классической до джазовой.

Последние серьезные изменения вносились в конструкцию фортепиано в начале XX века. На сегодняшний день только один инструмент способен полностью со всеми красками воспроизвести музыкальное произведение любой сложности, от детской песни до симфонии или оперы, требующих участия многих голосов сразу – это рояль или его разновидность – пианино.

 

Фортепиано – один из самых распространенных музыкальных инструментов, имеет две разновидности – пианино и рояль. Это сложный клавишно-струнный механизм, состоящий из акустического аппарата, клавишного механизма и опорных конструкций. Он обладает широким диапазоном звуков от «тихо» до «громко». В пианино струны расположены вертикально, в рояле – горизонтально. Современный диапозон фортепиано 7 октав (88 клавиш). Диапазон «стандартного» фортепиано составляет 88 полутонов (от «ля» субконтроктавы до «до» пятой октавы).

Фортепиано состоит из акустического аппарата (резонансная дека, струнная одежда), клавишного механизма, опорных конструкций (футор, металлическая рама, вирбельбанк). Сложная система рычагов механизма позволяет передать усилие от играющего через клавишу к молоточку, удар которого по струне производит звук.

Фортепианные мастера

Информация о первых мастерах стала появляться в Санкт-Петербурге в 1771 году, а в начале девятнадцатого века фортепианных мастеров уже было довольно много как в Питере, так и в Москве. В середине девятнадцатого века спрос на клавишные инструменты в России был высок, что спровоцировало создание фабрик по их производству.

Российская фортепианная ассоциация была создана в 1990 году, сейчас в неё входят более двухсот мастеров. Президентом ассоциации является Владимир Частных. Организация объединяет фортепианных мастеров России и Ближнего Зарубежья, в частности, стран СНГ. В рамках работы Ассоциации регулярно проводятся практические семинары для мастеров и настройщиков фортепиано. С 1996 года Ассоциация проводит также семинары, посвящённые ремонту и настройке клавесинов, а с 1999 – органов.

Разумеется, как и в любой сфере, в мире фортепианных мастеров есть легендарные производители фортепиано, престижные марки пианино и роялей. Например, кто не слушал про «беккеровские» рояли? Фортепиано марки «Блютнер», выпускающиеся с 1853 года, восхищали своим звучанием Петра Чайковского. Также хорошо известны следующие марки фортепиано: немецкий «Стейнвей», японские «Кавай» и «Ямаха», чешский «Petroff» и другие.

4.Значение  фортепиано в мировой истории

Конструкция фортепиано менялась еще несколько раз. Различные мастера Италии, Германии, Англии совершенствовали концепцию инструмента еще на протяжении целого столетия. Основной вклад в создание новых характеристик фортепиано, благодаря которым мы можем наслаждаться современным его звучанием, внесли мастера Зильбеpманн, Шрётер, Цумпе, Штайн.

Появление фортепиано вызвало настоящий переворот в мире музыки. Наконец-то появился новый инструмент для звучания в концертных залах, по широте диапазона позволяющий вести главные роли в музыкальных творениях.

В истории фортепианной музыки выделяют несколько этапов,  каждому из которых свойственны свои  особые традиции, которые определялись одним или несколькими великими композиторами, которые в совершенстве владели игрой на клавесине,  а затем и на фортепиано. Так можно выделить:             

             1. эпоху Моцарта или классицизма,

             2. эпоху Листа или романтизма,

             3. эпоху Рахманинова или модернизма.

 Популярность фортепиано возросла очень быстро. В эпохах классицизма и последующего романтизма стали появляться композиторы, писавшие произведения специально для этого инструмента, впоследствии ставшие шедеврами классической музыки. Но фортепиано не было только аккомпанементом для концертных выступлений, очень многие дворянские подданные предпочитали иметь дома этот великолепно звучащий инструмент. В эпоху классицизма фортепиано стало излюбленным инструментом.   Обладая способностью воспроизводить бесчисленные оттенки звука:  от мощнейшего до легчайшего. Фортепиано многогранно воплощало индивидуальное начало человеческой личности.

Одним из первых композиторов, гениально раскрывших замечательные возможности нового инструмента – фортепиано  был Иосиф Гайдн. Он почувствовал, что фортепиано может звучать и как камерный ансамбль, и даже как целый оркестр. Наиболее важными    из сольных произведений  этого периода были сонаты и создавались они в первую очередь для фортепиано. Слушая сонаты Гайдна, кажется что играет струнная группа оркестра, или солирует на фоне аккомпонимента скрипка, или же звучит весь оркестровый состав. Гайдна называют одним из творцов жанра фортепианной сонаты.

С фортепиано связаны и первые шаги Вольфганга Амадея Моцарта в музыке. В.А.Моцарт  был вундеркиндом:  в 4 года он написал свой первый концерт для клавира, причем такой сложный, что вряд ли кто-либо из европейских виртуозов мог бы его исполнить.В дальнейшем продолжал создавать прекрасную музыку и сам виртуозно исполнял.Едва ли не главная часть фортепианного наследия Моцарта-сонаты. Также он автор свыше 20 концертов для фортепиано. Моцартовские концерты для фортепиано отличались от прежних произведений этого жанра. Теперь слушатели становятся свидетелями диалога между фортепиано и оркестром. Фортепианная музыка Моцарта яркая, мелодичная, стройная.

В это время восходит еще одна звезда классической музыки – Людвиг  Ван Бетховен. Его исполнение на фортепиано было проникнуто мужественностью и глубочайшей проникновенностью. Игра Бетховена была" одухотворенной, величественной, в высшей степени полна чувства, романтики...Его исполнение, как и его произведения были звуковыми картинами высшего рода...Так говорил о Бетховене его ученик Черни. Целый мир откроется тому, кто услышит Бетховенские фортепианные сонаты. Музыканты говорят, что если бы сегодня вдруг исчезло все, что сочинено для фортепиано за всю его историю, но остались лишь сонаты Бетховена, инструмент бы не погиб. Каждая из сонат Бетховена - это еще одно открытие возможностей фортепиано, способность передавать на нем различные оттенки человеческой души. Бетховен ищет новые формы выражения чувств, мыслей, переживаний, настроения. Разрастаются размеры произведений. Это уже действительно целые полотна или "звуковые картины".
        Фортепианная миниатюра как наиболее специфичная жанровая сфера романтической эпохи, концентрирующая сущностные черты романтического художественного мира, лирического способа мировосприятия и романтической поэтики. Становление фортепианной миниатюры. Утверждение стилевой специфики жанра в творчестве Ф. Шуберта. Развитие и преобразование фортепианной миниатюры в творчестве Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Шопена, Ф. Листа, Й. Брамса, Э. Грига. Романтизация крупных циклических жанров в творчестве композиторов XIX века. Сонаты Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена, Й. Брамса. Тенденция поэмности и её преломление в сонатах, фантазиях и балладах романтиков.
           В России фортепианное дело также было поставлено на высоком уровне. Известно несколько сотен имен мастеров мирового уровня, занимавшихся разработкой и поставкой инструмента. Изначально фортепиано в России появился, конечно же, в Петербурге.
Рост популярности фортепиано привел к появлению пианистов-виртуозов.   Росло количество композиторов. Появился новый жанр-концерт для фортепиано с оркестром, ставший очень популярным. Затем, когда в музыке и в искусстве в целом основную роль стало играть выражение эмоций, выразительные возможности фортепиано оказались очень кстати.

Зарубежные композиторы, писавшие музыку для фортепиано: И.С.Бах,                                           Л. Бетховен,  В.Моцарт,  Ф.Шопен, Ф.Лист, Э.Григ и мн.др.  

Ференц Лист (слева) (1811-1886) - венгерский композитор, величайший пианист- виртуоз 19-го века.
 Фредерик Шопен  (справа) (1810-1849)- польский композитор, пианист-виртуоз.

Русские композиторы, писавшие музыку для фортепиано: М.И.Глинка,              Н.А.Римский-Корсаков,  М.П.Мусоргский, П.И.Чайковский, С.Прокофьев, С.Рахманинов, Д.Шостакович и мн.др.

Прокофьев Сергей Сергеевич (слева) (1891-1953)- пианист и дирижёр,   крупнейший композитор 20-го века.
Рахманинов Сергей Васильевич ( справа) (1873-1943)- выдающийся пианист- виртуоз, композитор и дирижёр.  Создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние  как на русскую, так и на мировую музыку 20-го века.

 Известные пианисты 18-19 века

В каждый из  периодов творили и другие пианисты, многие из которых параллельно были сочинителями музыкальных произведений и оставили неизгладимый след в истории фортепианной музыки. Это два из трех «венских классиков» Шуберт и Бетховен, немцы Брамс и Шуман, поляк Шопен и француз Шарль Валантен Алькан. 

В этот период к пианистам в первую очередь предъявлялось требование уметь импровизировать. Профессия пианиста была тесно связана с композиторством. И даже при исполнении чужих произведений считалась правильной его собственная трактовка, вольная интерпретация. Сегодня такое исполнение посчитали бы безвкусным, неправильным, даже неумелым.

Известные пианисты 20 и 21 века

20 век – период расцвета фортепианного искусства. Этот период необычайно богат исключительно талантливыми, выдающимися пианистами.

В начале 20-го века прославились Гофман и Корто, Шнабель и Падеревский. И естественно, Рахманинов, гений Серебряного века, ознаменовавший новую эпоху не только в фортепианной музыке, но и в мировой культуре в целом.

Вторая половина 20-го века – это эпоха таких известных пианистов, как Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Владимир Горовиц, Артур Рубинштейн, Вильгельм Кемпфф…
 

Продолжают свое музыкальное творчество в начале 21 века такие выдающиеся пианисты, как американец Ван Клиберн, ставший в далеком 1958 году первым лауреатом Международного конкурса Чайковского. Стоит упомянуть музыканта, победившего в этом же конкурсе в следующем году – популярнейшего эстрадного пианиста Владимира Ашкенази.

с 1958 года с периодичностью раз в четыре года Проводится Международный конкурс имени П.И.Чайковского. Это конкурс академических музыкантов
Первый конкурс имени Чайковского проводился по двум специальностям: фортепиано и скрипка.Первым лауреатом конкурса был Ван Клиберн (США)..

 Уже к концу XX столетия стали появляться новые разновидности музыкальных инструментов, в основе которых лежит фортепиано. Это электронные пианино и синтезаторы, которые стали популярными у современных музыкантов.

5. Значение обучения игре на фортепиано для личностного развития  человека

   В наше время образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.
      Поэтому  процесс обучения   должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.
К сожалению,   сегодняшние данные социологического исследования констатируют  вытеснение эстетических потребностей, ценностей на последние места в иерархии основных содержательных компонентов подрастающего поколения.  Причины подобного явления  -  выгодные сегодня качества прагматизм  и бездушие, невнимание к человеку, пренебрежение к нравственным ценностям.
     Особенностью музыкального обучения – игре на фортепиано   является то, что  ребёнок получает всестороннее развитие, расширение представлений о неограниченности его способностей, поддержание интереса к избранному виду творческой деятельности.  
«Игра на фортепиано - движение пальцев; исполнение на фортепиано - движение души. Обычно мы слышим только первое», писал А. Рубинштейн. 

Познание мира через звуки музыки особенно в раннем возрасте позволяет раскрыть еще неограниченные социальными рамками творческие способности ребенка, помогает сформировать его эстетические пристрастия.     Между тем, обучение фортепианной игре – сложный и многогранный процесс. Он включает в себя не только пианистическое  развитие ученика. Необходимым элементом развития является также и расширенная воспитательная работа. Ее основные направления: воспитание мировоззрения и моральных качеств, воли и характера, эстетических вкусов и любви к музыке, интерес к труду и умение работать.
     Личностные качества учащегося при обучении игре на фортепиано – это воля, внимание, самостоятельность и критичность мышления, точность в выполнении поставленной цели или задачи, систематичность в работе. Эти качества стимулируют планомерное развитие необходимых навыков. Предпосылками развития воли является заинтересованность, вызывающая потребность в деятельности.  
     Внимание – следующий важный фактор обучения игре на фортепиано. У детей умение сконцентрировать внимание зависит от возраста. Важно с первых шагов учить ребенка правильно распределять свое внимание. Работоспособные дети все выполняют хорошо и работают продуктивно. Встречаются типы детей, которые быстро усваивают материал, но столь же быстро устают, другие проявляют медлительность в работе, третьи – и медлительность, и небрежность.   Обучение на фортепиано предполагает повышенную нагрузку на нервную систему. Игра наизусть, репетиции, выступления в концертах требуют усилий и напряжения, подвергают учащихся  напряжению, которое должно компенсироваться радостью игры, возможностью самовыражения за инструментом.
     Самостоятельность мышления – выбор произведения, самокритичное оценивание своей игры, устранение ошибок. Таким образом,  обучение игре на фортепиано делает личность человека многогранной, оптимизирует его творческие способности, развивает фантазию и воображение, артистичность, интеллект, т. е. формирует универсальные способности, важные для любой сферы деятельности.

Музыка имеет свой язык. Слова часто бессильны там, где «говорит» музыка. Так, например о музыке читаем мы в стихах Анны Ахматовой: «Она одна со мною говорит, Когда другие подойти боятся, Или еще: И музыка со мной покой делила, Сговорчивей нет в мире никого».                                                                                                                                             Фортепианная музыка способна «рассказать» о самых тонких оттенках человеческих чувств, мыслей, настроений, переживаний.

Что же еще дает мне обучение игре на фортепиано? Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей необходимо каждому ребенку чем раньше, тем лучше. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни, идет его духовное становление. Игра на музыкальных инструментах развивает волю, внимание и память: музыкальное произведение исполнитель должен знать наизусть от первой до последней ноты.                                                                                                                                                       Любые занятия в музыкальной школе  требуют творческого отношения. На развитие творческих способностей очень сильно влияет коллективное творчество: хор, ансамбль, оркестр и др. В музыкальной школе я учусь   в 6м классе. И эта подготовка позволяет мне порадовать мою семью минутами музыки: я исполняю те произведения, которые выучила под руководством своего педагога. В музыкальной школе проводятся отчетные концерты учащихся, где звучит в основном классическая музыка. Я всегда принимаю участие.

Музыка имеет очень сильное воздействие на чувства человека. Людвиг ван Бетховен говорил: «Музыка должна высекать огонь из человеческих сердец». Она может потрясти, успокоить, заставить радоваться и горевать. Недаром люди разных профессий во все времена стремились приобщиться к музыке. Так в Москве в 90-е годы существовал инструментальный квартет. Его участниками были крупные ученые. Они утверждали, что музыка их дисциплинирует, обогащает, заставляет глубже чувствовать, помогает в научной работе. Разумеется, что не все после окончания музыкальной школы изберут музыкальные профессии. Но что бы они ни выбрали в будущем, я уверена, что музыка будет всегда рядом с ними и со мной! Ведь музыка нужна всем!

Фортепианная музыка - это свобода слова, мысли, творчества и фантазии, это свобода чувствовать и выражать свои эмоции. Как используют слова, чтобы высказаться и выразить себя, чувства выражаются через инструментальные мелодии. 

6.Исследование

Музыка влияет на жизнь людей. Для кого-то это страсть, для кого-то это средство развлечения, для других, способы заработка на жизнь. Какими бы ни были причины, практически, каждый человек, связан с ней, так или иначе. Технически говоря, музыка может  звучать на любом    инструменте, но не все они становятся массовыми.

6.1.Отследив голосование в интернет викторине, я ещё раз убедилась в том, что не ошиблась в своих размышлениях и выбранной теме исследовательского проекта! Взглянем на четыре самых популярных музыкальных инструмента всех времен и народов: 1. Фортепиано - рояль - королевский инструмент. Не зря его называют царем музыки. Поскольку, это единственный инструмент, способный охватывать весь спектр любого звучания в оркестре. Такая универсальность в сопровождении способности воспроизводить мелодию, дает фортепиано его имя. Играя на рояле, нужно владеть мастерством клавиатуры и координацией одновременной игры обеими руки.

2. Гитара находится в центре всех музыкальных шоу, все внимание зрителей сосредоточено на гитарном соло. Она считается самой крутой и умной из всех музыкальных инструментов. Гитаристы обычно получают статус лидеров по сравнению с другими членами группы. Практически каждый мальчишка пытается выучить пару аккордов, чтобы поразить сверстников и привлечь внимание девушек. Универсальность музыкального потенциала гитары, комбинацией игры одного или нескольких методов обеспечивает популярность инструмента.

3. Барабаны - барабанные партии, являются не просто музыкой, в них скрыто нечто большее. Считается, что барабанная дробь это связующий мост между культурным, языковым, гендерным и расовым разрывом между людьми. Также признано, что они имеют психологические эффекты, которые помогают организму и уму подключиться к колебаниям земли. Именно эти качества, делают барабаны фаворитом среди масс.

4. Флейта - по сравнению с другими инструментами, флейта имеет очень простое устройство. В 19 веке популярность флейты достигает своего наивысшего расцвета. Главной причиной популярности является простой механизм и беспрецедентная мелодия, которую она создает. Флейта затрагивает мягкие уголки человеческой психики, успокаивая разум и сердце простой мелодией.

Многие великие музыканты и композитор считали и считают фортепиано самым популярным и универсальным музыкальным инструментом.

6.2.Интересно, что знают о фортепиано и как ответят на вопрос современные школьники «Считаете ли вы фортепиано самым популярным (современным) музыкальным инструментом и почему?».  С этой целью  было проведено анкетирование среди учеников  Детской музыкальной школы.                                                        В анкетировании приняло участие 20 человек (10человек - учащиеся  музыкальной школы и 10 человек - учащиеся нашей 473 школы)..                                                                             Ребятам предлагалось ответить на вопросы анкеты:

1.Любите ли вы слушать фортепианную музыку?

2.Назовите известных вам композиторов, писавших музыку для фортепиано.

3.Чем отличается рояль от пианино?

4.Что означает слово «фортепиано»?

5.Считаете ли вы фортепиано современным и самым популярным современным музыкальным инструментом и почему?

Были получены следующие результаты.

На первый вопрос «Любите ли вы слушать фортепианную музыку?»:  8 человек ответили «да», 6 человек ответили – «с удовольствием», 4 человека – «часто», 2 человека – «очень».

На второй вопрос «Назовите известных композиторов…»: 1человек затруднился дать ответ, 9 человек назвали Моцарта, Чайковского, Бетховена, Грига, 10 человек – Бетховена, Рахманинова, Моцарта, Глинку, Чайковского, Мусоргского, Шостаковича, Прокофьева.

На третий вопрос «Чем отличается рояль от пианино?»: 6 человек ответили – «крышкой», 5 человек – «формой», 5 человек – «размером» («Рояль большой, а пианино маленькое»), 3 человека – «звуком» (вариант – «звучанием»), 1 человек – затруднился ответить.

На четвёртый вопрос «Что означает слово «фортепиано»: 12человек ответили «Форте» – громко, «пиано» – тихо, 2 человека – «пианино», 5 человек – « музыкальный инструмент», 1 человек (интересное наблюдение!) – «чёрное и белое».

На пятый вопрос «Считаете ли вы пианино современным и самым популярным музыкальным инструментом?» все участники опроса единогласно ответили:

- да, потому, что оно у него красивый звук (6 человек),

- конечно популярный и любимый, а ещё  не  занимает много места  в квартире,

- все великие композиторы сочиняли музыку именно для фортепиано (4 человека),

- все его знают и любят (3 человека);
- с фортепиано все дети знакомы с детского сада, слушали музыку, пели, шагали, танцевали под его звучание;
- в школе с 1 класса мы поём песни под  фортепиано и это нам доставляет удовольствие;
- на нём играют все композиторы и музыканты;
- в нашей школе есть 5 фортепиано: на 1,2,3 этаже;
- на фортепиано можно исполнить любую мелодию;

- фортепиано самый мелодичный инструмент, доставляющий радость слушателям.

Все современные певцы, музыканты, композиторы радуют слушателей  с эстрады, на праздничных концертах прекрасным исполнением на фортепиано: Игорь Николаев, Игорь Крутой, Дмитрий Маликов, Игорь Корнелюк и многие другие.

Исследования доказали ещё раз, что фортепиано – самый популярный музыкальный инструмент!  И жить ему во все века! И радовать людей!

             

 Моя мечта: создать музыкальный альбом «Разноцветный мир фортепианных звуков» из моих любимых произведений. С целью сохранения моих приятных музыкальных впечатлений и пропаганды фортепианной музыки. Ещё я коллекционирую стихи и иллюстрации фортепианной музыки.

 7. Заключение

 

 Мной был пройден интересный исследовательский путь: изучена информация в книгах, энциклопедиях, справочниках, в интернете. Интересным было общение  по теме проекта с преподавателем по фортепиано. Опрос сверстников  по теме исследования.

Изучив литературу по теме, я узнала, что первыми изобретателями музыкальных инструментов являлись  ещё первобытные люди. Свою руку к изобретению музыкальных инструментов приложил даже Пифагор, использовав первые монохорды в своих опытах.

          Я узнала историю предшественников современного фортепиано от арфы и органа до современного синтезатора.  

         Учась в музыкальной школе, выявила разновидности фортепиано. В нашей школе есть все разновидности современного фортепиано (рояль, пианино) и электронные инструменты (цифровое пианино и синтезаторы).

         Появление фортепиано вызвало настоящий переворот в мире музыки.

Стали появляться композиторы, писавшие специально для этого инструмента музыкальные произведения, впоследствии ставшие шедеврами классической музыки. Уже к концу XX столетия стали появляться новые разновидности музыкальных инструментов, в основе которых лежит фортепиано.    

           Клавишные инструменты  проделали огромный путь в развитии, но такие классические инструменты как пианино, рояль, орган и многие другие, им родственные, не уступили своё место синтезатором и midi-клавиатурам и не отправились на свалку истории. И я думаю, что этого никогда не произойдет.            

            Музыка сопровождала человека, начиная со времён, когда еще не существовало государств, и развивалась в тесном контакте не только с технологическим прогрессом, но и с общими изменениями мироощущения человека.  Фортепиано понадобились века на то, чтобы сформироваться в тот инструмент, который мы привыкли видеть и слышать сейчас. Это музыкальный инструмент  известный всем. Начиная с возраста детского сада, каждый слышал его звучание и с удовольствием пел под сопровождение фортепиано.                                  В мире большой популярностью пользуется фортепианная музыка, она будет жить в веках потому, что на фортепиано можно очень точно передать  чувства, мысли, настроение переживания человеческой души.

         
8. Использованные в работе над проектом материалы

Литература:
1.    Алексеев А.Д. "Методика обучения игре на фортепиано” – М., 1978.
2.    Алексеев А.Д. "История фортепианного искусства” – М., 1988.
3.    Бочкарев "Психология музыкальной деятельности” – М., 1978.
4.    Ветлугина Н.А. "Музыкальное развитие ребенка” – М., 1978.

5.    Васина-Гроссман В.А.Первая книжка о музыке: Библ. серия.  – М.: Музыка, 1976.-176 с.                  6.    Кабалевский Д.Б. Про трёх китов и про многое другое – М.: Дет. лит., 1976. – 222 с.

7.    Калачева С.В. "Стих и ритм” – М., 1978.
8.    Кончаловская Н. "Нотная азбука” – М., 1997.
9.    Ляховицкая С. "Задания для развития самостоятельных навыков при фортепианной игре” – Л., 1970.
10.    Милич Б. "Воспитание ученика – пианиста” – К., 1997

11.Мохель Л. Самоучитель игры на фортепиано: издательство «Музыка» - М.:1977.  - 656 с.

12.    Нейгауз Г.Г. "Об искусстве фортепианной игры” – М.,1982
13.    Перфильева И.Д. "Метод игры с параллельной декламацией” – рукопись..
14.    "Ребенок за роялем” под ред. Ян Достал – М., 1981.
15.    Теплов Б.М. "Психология музыкальных способностей” – М., 1978.
16.    Холопова В.Н. "Музыкальный ритм” – М.,1980.

17. Фадеева И.Г. «Ремонт и настройка пианино и роялей»

18. Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах. М.: Сов. Композитор, 1984. – 168 с.

Интернет-ресурсы:

http/wikipedia.

http://propianino.ru

www.grandpianо.

ww.letopis.info.

http://www.pianola-piano.

http://www.bibliotekar.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

самые популярные слова

100 самых популярных слов часто используемых на английском языке...

конспект урока по теме "Опера "Кармен" Ж.Бизе.Самая популярная опера в мире"

Цельурока:Знакомство с образами героев из оперы «Кармен» Жоржа Бизе   Задачи урока:—  Создать условия для формирования целостного представления об оперном спектакле, развитие музыкальны...

Презентация к уроку "Опера "Кармен" Ж.Бизе. Самая популярная опера в мире"

Цельурока:Знакомство с образами героев из оперы «Кармен» Жоржа Бизе   Задачи урока:—  Создать условия для формирования целостного представления об оперном спектакле, развитие музыкальны...

Технологическая карта урока английского языка в 7 классе "Самый популярный язык в мире"

Технологическая карта урока английского языка в 7 классе "Самый популярный язык в мире"...

Технологическая карта 8-класс «Опера «Кармен» Ж. Бизе – самая популярная опера в мире»

Технологическая карта к уроку музыки 8-класс " Опера " Кармен" Ж.Бизе - самая популярная опера в мире"-, это важный материал для учителя в подготовке к уроку...

Исследовательский проект тема: «Немецкая кухня: самые популярные немецкие блюда на русском столе»

Работа  по теме: «Немецкая кухня: самые популярные немецкие блюда на русском столе»  связана с изучением страноведческого аспекта, культурных традиций, обычаев и нравов немецкого...