Методический материал-конспект урока по теме: "О подвигах, о доблести, о славе!"
методическая разработка по музыке (5 класс)
Разработка урока музыки в честь Великой Победы!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тематический урок музыки, посвящённый 75 летию ВЕликой Победы. | 37.38 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока для районного этапа Девятого городского фестиваля учителей общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга «Петербургский урок» в 2019-2020 году
«Петербургский урок. Работаем по новым стандартам»
Автор разработки: Одностайченко Татьяна Владимировна, учитель музыки. Контактные телефоны: р. т. 535-44-34, м. т. 8-911-165-37-74. Адрес электронной почты: tatyanaodn@mail.ru. Стаж педагогической деятельности: 35 лет. Полное наименование ОУ по Уставу: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №473 Калининского района Санкт-Петербурга.
Номинация 1 - «Лучший урок в 5-11 классах»: Подноминация: «Лучший урок предметной области «Искусство»
Тема урока: «О подвигах, о доблести, о славе...» - посвящается 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
УМК: Музыка. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Класс: 5
Тип урока: комбинированный. Данный урок является завершающим в цикле комбинированных уроков нравственно-патриотической направленности, в соответствии с календарём знаменательных дат и календарно-тематическим планированием уроков музыки на учебный год.
О подвигах - стихи слагают. О славе – песни создают. “Герои никогда не умирают, Герои в нашей памяти живут!” Давид Газзати
Знаменательная дата | Тема урока | Четверть, № урока по плану |
8 сентября День памяти жертв блокады Ленинграда | «Роль музыки в жизни блокадного Ленинграда» | 1 четверть, 2 урок. |
4 ноября День народного единства | «Образы богатырей в искусстве» | 1 четверть, 8 урок. |
9 декабря День Героев Отечества | «Героические образы в современных песнях» | 2 четверть, 5 урок. |
27 января День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады | «Песни, опалённые войной» | 3 четверть, 3 урок. |
23 февраля День защитников Отечества | «Музыка из кинофильмов о защитниках Отечества» | 3 четверть, 7 урок. |
8 марта Международный женский день | «Образ женщины на войне» | 3 четверть, 9 урок. |
9 мая День Победы | «О подвигах, о доблести, о славе...» | 4 четверть, 6 урок. |
Современное состояние культурной обстановки в обществе направлено на всестороннее изучение школьниками истории своей Родины и формирование нравственно-патриотических качеств личности через разнообразные формы погружения в историческую тематику разных видов искусства: музыка, литература, изобразительное искусство, театр, кино, телевидение. Искусство призвано с помощью средств выразительности правдиво, точно и образно листать страницы истории нашей Родины, жизни народа, раскрывать и подчёркивать духовно-нравственные качества наших предков защитивших родную землю от захватчиков. Особенностями урока является опора на основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Единство нравственных позиций педагога и членов семьи является примером для учащихся. Процесс работы на уроке направлен на единство интеллектуального, эмоционального, нравственного, духовного и социального развития обучающихся. Применение современных образовательных технологий и комплексных методов на уроке дают эффективный результат в воспитательно-образовательном процессе.
Форма урока - музыкальная гостиная. Цель урока: создание условий для увековечивания памяти героического подвига народа в годы Великой Отечественной войны через развитие музыкальной и духовно-нравственной культуры, а так же формирование патриотического самосознания современных школьников.
Задачи урока:
1.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
*представление самостоятельно полученных знаний и умений учащимися при изучении произведений искусства, посвящённых событиям Великой Отечественной войны,
*формирование у учащихся высокого уровня культуры слушания музыки,
*формирование умений анализировать произведения искусства (средства выразительности, художественные образы, личное эмоциональное восприятие),
*формирование навыков пения хором, группой, сольно.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
*формирование навыков самостоятельного получения и обработки информации с помощью компьютера (создание презентаций),
*формирование умений анализировать литературное содержание музыкальных произведений,
*развитие умений через произведения искусства видеть историческую эпоху,
*развитие умений чувствовать взаимосвязь творчества композитора и поэта,
*развитие желания художественного отражения музыкальных впечатлений.
3.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
*развитие умения и желания раскрывать индивидуальные творческие способности и таланты через выполнение индивидуального домашнего задания,
*развитие умения работать в парах, группах, фронтально,
*развитие умений включаться в диалоговое взаимодействие.
Образовательные технологии: технология проблемно-диалогового обучения, проектного обучения, элементы технологии критического мышления, ИК-технологии.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный метод, методы побуждающего и подводящего диалога, метод размышления о музыке, метод ассоциаций, практический метод, метод сравнения.
Комплексность методов: самостоятельная познавательная деятельность на уроке и дома, дифференцированный подход, проектная деятельность, нравственно-патриотическое познание искусства, эмоциональная драматургия, межпредметные взаимодействия, проблемное обучение, сравнение и анализ, обобщение, рефлексия.
Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов учащихся на уроке: наблюдение, беседа, самостоятельная письменная работа, написание «Синквейна», самоанализ, самооценка.
Формы промежуточной диагностики: выполнение домашних заданий (подготовка выступлений и слайдов для презентации, оформление выставки рисунков).
Виды практической деятельности: оформление выставки рисунков учащихся «Музыкальные образы победителей в Великой Отечественной войне», музыкальное приветствие, слушание музыки, проблемно-творческие задания, хоровое, групповое и сольное исполнение, письменная проверочная работа, размышления, выводы.
Дидактические материалы: презентация в программе Microsoft Office PowerPoint; музыкальные записи песен; словарь характеристик музыкальных впечатлений; раздаточный материал – рабочий лист для написания синквейна, рефлексии, самооценки.
Образовательные технологии: технология проблемно-диалогового обучения (фасилитированная дискуссия), элементы технологии критического мышления (синквейн), ИК-технологии (программы QR-code, Answer Garden).
Методы обучения: наглядно-иллюстративный метод (презентация), метод незаконченного предложения, методы побуждающего и подводящего диалога, метод размышления о музыке, метод ассоциаций, практический метод, метод сравнения.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, в малых группах, индивидуальная.
Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроке:
Этапы урока | Формы диагностики | Методы диагностики |
Самоопределение к деятельности | Фронтальная | Методы устной диагностики (беседа, наблюдение) |
Актуализация знаний | Фронтальная | Практические методы (подготовленный рассказ о песне и исполнение песен) |
Постановка учебной задачи | Фронтальная | Методы устной диагностики (беседа, наблюдение) |
«Открытие» учащимися новых знаний | Фронтальная, групповая | Методы устной диагностики (беседа, дискуссия, наблюдение) Метод письменной диагностики (выполнение заданий в рабочем листе) Практический метод (анализ прослушанного музыкального материала) |
Включение новых знаний в систему знаний и подведение итогов по теме урока | Групповая, индивидуальная | Практические методы (написание синквейна, рефлексия) |
Оборудование: фортепиано, компьютер, проектор, экран, листы для индивидуальных ответов, оформленная выставка творческих работ учащихся. Перечень используемого музыкального материала на уроке:
№п/п | Название песни | Композитор Поэт | Вид деятельности |
1. | «Бессмертный полк» | М.Ножкин М.Ножкин | Вход на урок. Слушание. Анализ песни. |
2. | «Священная война» из к/ф «Битва за Москву» | А.Александров В. Лебедев-Кумач | Слушание 1 куплета. Анализ песни. |
3. | «На безымянной высоте» из к/ф «Тишина» | В.Баснер М.Матусовский | Слушание. Анализ песни. |
4. | «Ленинградские мальчишки» из к/ф «Зелёные цепочки» | И.Шварц В.Коростылёв | Просмотр фрагмента фильма Исполнение с солистами. Анализ песни. |
5. | «Дети войны», д/ф «Дети войны» | О.Юдахина И.Резник | Слушание 1 куплета. Анализ песни. |
6. | «Песня о Ладоге» | Л.Шенберг и П.Краубнер П.Богданов | Исполнение хором. Анализ песни. |
7. | «Женька» к/ф «А зори здесь тихие» | Е.Жарковский К.Ваншенкин | Исполнение сольно. Анализ песни. |
8. | «От героев былых времён» из к/ф «Офицеры» | Р.Хозак Е. Агранович | Просмотр фрагмента фильма. Слушание 1 куплета. Анализ песни. |
9. | «Пискарёвские плиты» | Т.Бурцева Т.Бурцева | Исполнение вокальной группой. Анализ песни. |
10. | «День Победы», к/ф «День Победы» | Д.Тухманов В.Харитонов | Слушание1 куплет. Выход с урока. |
Планируемые результаты.
Предметные УУД:
- изучение имен композиторов и поэтов, творчество которых раскрывает тему урока;
- закрепление знаний изученного музыкального репертуара;
- развитие вокально - хоровых навыков;
- расширение представления об искусстве, отражающем исторические события;
- осмысление понятий «героизм, подвиг, доблесть, честь, долг, отвага, слава, память» в музыкальном искусстве на примере песенного творчества посредством осознания многогранности и глубины музыкальных образов;
- закрепление навыка художественного анализа произведений с выходом на авторский замысел;
- закрепление навыка анализа средств музыкальной выразительности;
- закрепление ранее изученных произведений.
Метапредметные УУД.
Регулятивные:
- саморегуляция - способность к мобилизации на учебную деятельность;
- готовность планировать и выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность;
- готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия;
- готовность контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность;
- развитие монологической речи, умение находить ответы на вопросы;
- умение объективно оценивать себя и других ребят в учебном процессе.
Личностные:
- интерес к музыкальному искусству на основе знакомства с историческими событиями через музыкальные произведения, мотивация к обучению;
- эмоциональная отзывчивость на музыку, выражение личностного отношения к музыкальным произведениям через творческую деятельность;
- осознание духовных ценностей,
- ценностное отношение учащихся к понятиям «герой, патриот, защитник»;
- понимание неразрывной связи между нравственным содержанием музыкального произведения и музыкальными средствами выразительности композитора;
- проявление интереса к музыкальному искусству на основе эмоционального восприятия творчества композиторов;
- осмысление значимости музыкального искусства;
- осознание своей принадлежности к истории и культуре своей Родины;
- выражение своего отношения к изученному материалу на уроке.
Коммуникативные:
- умение работать во взаимодействии с классом и учителем;
- умение аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса;
- умение сотрудничать с другими детьми в поиске информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- развитие навыков суждения об основной идее произведения, интерпретации информации с опорой на имеющийся жизненный опыт.
Познавательные:
- умение работать с информационными источниками;
- умение анализировать литературные тексты с целью выделения главного;
- умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, решать задачи поискового и творческого характера, делать выводы.
Технологическая карта урока
Тема полугодия: «Музыка и изобразительное искусство».
Тема урока: «О подвигах, о доблести, о славе...» - посвящается 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Художественно-педагогическая идея урока: Подвести учащихся к осмыслению значимости понятий «героизм, подвиг, доблесть, честь, долг, отвага, слава, память» в музыкальном искусстве на примере песенного творчества посредством осознания многогранности и глубины музыкальных образов.
Этапы урока, цель, время | Ход урока | Формирование УУД
| Деятельность учителя |
1. Организа-ционный момент. 4 минуты | - Вход под песню «Бессмертный полк» М. Ножкина, - музыкальное приветствие, - ответы на вопросы. На экране презентация. | Демонстрация умений: - вход на урок, - восприятие музыки, - выразительное приветствие, - определение: названия песни, автора, - ответы на вопросы: «Какая музыка звучала в начале урока? Какой характер песни? В чём глубина смыслового содержания текста песни? Чему мы посвящаем наш урок?» | Проверка готовности обучающихся к уроку. Создание психологически комфортной атмосферы. Постановка вопросов. |
2. Введение в тему урока. Цель: выход на проблему через определение темы урока. 1 минута | Тема: «О подвигах, о доблести, о славе...» - посвящается 75-летию Победы нашего героического народа в Великой Отечественной войне. | Формулировка темы урока. При подготовке домашнего задания формирование навыков: - заинтересованного отношения к искусству, к истории своей Родины, - стремление к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию посредством познания истории через изучение произведений искусства. | Метод незаконченного предложения: «Сегодня тема нашего урока… Посвящается…» Формирование мотивации к погружению в тему. Мы провели большую подготовку к уроку, все ваши старания – это дань памяти нашим героям. |
3. Актуализация знаний. Цель:
28 минут | - Представление учащимися заранее полученного домашнего задания: Отражение исторических событий Великой Отечественной войны через слияние разных видов искусства: поэзии, музыки, изобразительного искусства, кино. Рассказ о песнях: - «Священная война»- слушание 1 куплета, анализ. - «На безымянной высоте»- слушание, анализ. - «Ленинградские мальчишки» - просмотр фрагмента фильма «Зелёные цепочки», исполнение песни, анализ. - «Дети войны» - слушание 1 куплета, анализ. - «Песня о Ладоге» - исполнение, анализ. - «Женька» - исполнение, анализ. - «От героев былых времён» - просмотр фрагмента фильма слушание 1 куплета, анализ (кульминация урока). - «Пискарёвские плиты» - исполнение, анализ. - Рефлексия. | Развитие умений при подготовке домашнего задания: - самостоятельно находить и изучать материал, анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры, - работать с информационными источниками, - работать с компьютером, на экране демонстрируются слайды, иллюстрирующие содержание песен: фрагменты фильмов, памятники, исторические фотографии, подобранные учащимися дома и соединённые при подготовке к уроку в единую смысловую ленту презентации; - выразительно исполнять и чисто интонировать вокальные произведения хором, группой и сольно. | Подведение обучающихся к пониманию того, что: - каждая песня – это отдельная страничка из истории жизни людей в годы войны, - через изучение произведений искусства мы можем знакомиться с историей жизни нашего народа, - знакомство, изучение, исполнение песен, связанных с историей нашей Родины – наша благодарность за мирную жизнь. Вопрос: Что вы чувствовали, когда слушали и исполняли песни? |
4.Синквейн. Цель: проверка и закрепление знаний, выявление осмысления изученного материала. 8 минут | - Написание синквейна «О подвигах, о доблести, о славе...». | Учащиеся демонстрируют умение выделить главную идею урока и формулируют свои мысли, чувства и личное отношение к смысловому содержанию урока. | Настрой на написание синквейна. |
5. Итог урока. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса. 4 минуты | - Обращается внимание на оформленную выставку рисунков учащихся класса «Музыкальные образы победителей в Великой Отечественной войне», по желанию презентация творческих работ, - Самое яркое впечатление от урока, запишем на рабочем листе. - Рефлексия: подводя итог урока «О подвигах, о доблести, о славе…» по цепочке передавая Георгиевскую ленточку, учащиеся делятся полученными знаниями и новыми впечатлениями, мыслями, чувствами пережитыми на уроке; Вывод: все виды искусства: музыка, литература, изобразительное искусство, кино – правдивое отражение жизни, точное описание событий, повествование о человеческих судьбах, демонстрация примера бессмертных отважных поступков взрослых и детей в годы войны, яркие описания страниц истории нашей Родины, - музыка и литература образно и эмоционально рассказывают нам об исторических событиях Великой Отечественной войны - увековечивание памяти героического подвига народа. Выход с урока под песню «День Победы».
| Формирование умений: -эмоционально воспринимать музыку и относиться к ней как к нравственно-эстетическому феномену, -осознавать через музыку жизненные явления и по возможности отражать с помощью художественных средств выразительности жизненные образы, -овладевать культурой отношения к миру, через произведения искусства, раскрывающие духовный опыт поколений. Развитие умений: - анализировать знакомые и вновь прослушанные песни, - делать выводы, - обобщать изученный материал, через систематизацию знаний. Демонстрация умений: - завершая урок, учащиеся сдают учителю рабочие листы с выставленной самооценкой. | Подвести учащихся к осмыслению значимости понятий «героизм, подвиг, доблесть, честь, долг, отвага, слава, память» в искусстве на примере песенного творчества посредством осознания глубины музыкальных образов. Оценка работы в целом класса и особенно активных участников урока. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«БОРОДИНО – О ПОДВИГЕ, О ДОБЛЕСТИ, О СЛАВЕ».
Художественно-графическая композиция стихотворения с особенностями повествования...
Классный час " О подвиге, о доблести о славе""
Классный час ко Дню Героя Отечества...
Сценарий классного часа «О подвигах, о доблести, о славе…», посвящённого 200-летию Бородинского сражения.
Сценарий классного часа, посвящённого 200-летию Бородинского сражения. Исторические факты, стихи, инсценировка. указание на музыкальное сопровождение...
Урок мужества "О подвигах, о доблести, о славе".
Классный час, посвященный 70-летию победы в Сталинградской битве....
о подвигах о доблести, о славе
презентация к уроку музыки 5 класс 4 четверть...
О подвигах, о доблести, о славе...
Защитникам Отечества посвящается!...
Внеклассное мероприятие по литературе «О подвигах, о доблестях, о славе…» (по теме «Устное народное творчество. Былины». 7 класс)
Данное мероприятие «О подвигах, о доблестях, о славе…» проводится в рамках внеклассной работы по литературе в 7 классе после изучения темы «Устное народное тв...