открытое занятие по музыке "Мама.Колыбельные"
план-конспект по музыке
Конспект и презентация открытого занятия по музыке "Мама.Колыбельные". Цель занятия: создание условий для осмысления значения колыбельной песни. в данном материале содержится: конспект, презентация, раздаточный материал, тесты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 25.3 КБ |
mama.kolybelnye.pptx | 1.24 МБ |
poslovitsy.docx | 16.26 КБ |
testy.docx | 15.55 КБ |
harakter.docx | 14.88 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема «Колыбельные песни»
Цель: создание условий для осмысления значения колыбельной песни.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, в парах.
Методы: объяснительно – иллюстративный, поисковый.
Оборудование: запись с колыбельными песнями, раздаточный материал, видеозапись мультипликационного фильма, мультимедийная приставка.
Ход урока.
Вход под музыку 1.Организационный этап.
Музыкальное приветствие.
Учитель: «Здравствуйте ребята!»
Дети: «Здравствуйте»
1. Целеполагание и мотивация.
День уходит навсегда,
Закрываем мы глаза,
И тогда приходит он,
Интересный добрый ... СОН!
Ребята, под мелодию какой песни вы зашли сегодня в класс?
А сейчас я попрошу вас внимательно посмотреть на доску.(Слайд1)
На доске слова: спальня, теплая кроватка, сладкий сон, мама, песня, нежный, мягкий голос.
Прочитайте эти слова. Какую картину вы представили? Сделайте предположение, о чем пойдет речь сегодня на занятии?
Какую песню исполняет мама перед сном? (-Колыбельную)
-да, это колыбельная песня или мамина песня. Сегодня колыбельная песня пришла к нам на занятие. (слайд2)
2. постановка учебной задачи.
Чтобы вы хотели узнать о колыбельных песнях?
Дети: как появилась колыбельная? С какой целью они сочинялись?
Какие особенности есть у колыбельных песен? В чем их таинство?(слайд 3)
С вашей помощью я составила задачи, которые мы постараемся решить сегодня на занятии:
1) выявить особенности жанра колыбельной песни;
2) попробовать понять, как колыбельные песни влияют на состояние людей;
3) научиться выразительно петь и читать колыбельные песни.
3. изучение нового материала.
Чтобы выполнить первую задачу, поработаем в группах.
Вам предстоит обсудить и совместно решить тесты, отметив правильные ответы галочкой.
Тест «История появления колыбельных песен»
Дети работают в группах, выполняют тесты.
1.От каких слов произошло слово «Колыбельная»
Байка, игра, погремушка.
2. кто мог быть создателем колыбельных песен?
Птицы, люди, животные
3. С какой целью исполняли колыбельные песни?
Поиграть, побегать, убаюкать.
4. Как исполнялись колыбельные песни?
Громко, певуче, грубо.
Обобщим наши знания.
От какого слова произошло слово «Колыбельная» ответ первой пары.
(Слайд 4)
В народе колыбельные зовут байками. Это название произошло от глагола “баять”.. Баять и байкать– значит говорить, беседовать, рассказывать; баить ребенка, байкать, баюкать – значит, припевая укачивать, усыплять.
(Слайд 5)Пластическое интонирование.
Кто мог быть создателем колыбельных песен? Ответ второй пары. (Слайд 6)
Учитель: Колыбельные в древности создали матери, качая своих малышей в особых кроватках - колыбельках. Слово «колыбель» происходит от слов «колебать», «колыхать», «качать». Покачивая колыбельки матери, нянюшки, бабушки припевали разные припевы.
С какой целью исполняли колыбельные песни? Ответ 3 пары.(слайд 7)
Учитель: Издавна на Руси , появившемуся на свет младенцу, было принято петь колыбельные. Древние ведь не зря говорили, что воспитание начинается с колыбельных песен. Главные мотивы колыбельных песен - пожелание сна, здоровья, хорошей жизни. Наши предки считали, что колыбельная обладает особой магией. Неспроста в колыбельку укладывали различные вещи, выполняющие охранительную функцию: коготь медведя, ломоть хлеба, зерна ячменя, ржи. Колыбельную исполняли, чтобы оберегать ребенка, позже – просто убаюкивать.
Как исполнялись колыбельные песни? Ответ 4 пары (Слайд 8)
Учитель: Колыбельная песня исполняется нежно, негромко, певуче. Ее мотив однообразный, монотонный , но добрый, успокаивающий, чтобы малыши хорошо засыпали. Колыбельные песни пелись в старину без музыкального сопровождения.
На столах лежат карточки с характерами, нужно выбрать только те карточки, которые подходят для жанра «колыбельные» песни (ласково, нежно, мелодично, мягко, неспеша, быстро, энергично, живо, угрюмо)(Слайд 9)
Учитель: молодцы, вы отлично справились с заданием и смогли решить первую задачу нашего урока.
Сделаем вывод: особенности жанра колыбельной песни в том, что эти песни создавались мамой или няней для того, чтобы убаюкать ребенка, дать ему первое представление об окружающем мире, предупредить и защитить от опасностей. Мотив колыбельно й простой, однообразный, но с добрыми, ласковыми интонациями, чтобы малыш спокойно уснул.
Нам нужно решить следующую задачу урока. Как же колыбельные песни влияют на человека?
(Успокаивают, настраивают на хорошие дела, проникают на внутренний мир человека)
-а почему это происходит? (Их поет мама с теплотой и любовью, заботой и нежностью)
Выберете из предложенных пословиц ту, которая подходит к нашему уроку, посоветовавшись с соседом.
- Птица рада весне, а младенец матери.
- Нет милее дружка, чем родная матушка.
- Хлеб питает тело человека- а колыбель душу.
Представьте себе, что вы поэты, вам надо сочинить мелодию. У вас есть рифмы, попробуйте составить колыбельную песню, добавив эти слова: (слайд 9)
…….пришла,
…….принесла,
…….петушок,
…….сверчок.
Раздать памятки «Выразительное чтение»
Ребята, как вы думаете, создаются ли колыбельные в наши дни.?
Любая мама, мама - волчица, мама- медведица, для своего малыша поет убаюкивающую песню, укладывая его спать.
А какую вы знаете колыбельную мамы медведицы? Из какого она мульфильма «Умка».
Когда наступает вечер, стихает вьюга и на берегу становится тихо ,тогда белая медведица начинает петь для своего маленького непослушного медвежонка песню.
Как мама медведица поет колыбельную Умке?
( Мягко, певуче, спокойно, протяжно, напевно)
- Какие вы колыбельные песни знаете?(
Чтобы ответить на этот вопрос для начала Послушайте любимую всеми детьми песню и скажите изменились ли колыбельные в наши дни?(слайд 10)
Просмотр видеофильма «Спокойной ночи , малыши» («Спят усталые игрушки»)
Изменились ли колыбельные со временем?
Да. В народных песнях мелодия простая и слова и поют без аккомпанемента , а в композиторских более сложные слова и мелодия.
А что осталось прежним?(Слайд 11)
Темп?(медленный, умеренный, быстрый)
Ритм?( ровный,прерывистый)
Динамика?(Тихо, громко, не очень громко)
Исполняют песню «Спят усталые игрушки»
Рефлексия.
если вам на уроке всё было понятно, интересно, то закрасьте красным цветом кружок .
Если урок понравился ,но что-то осталось непонятным, , то закрасьте желтым цветом кружок .
а если совсем всё было не понятно и не интересно, то закрасьте зеленым.
- Спасибо всем за урок. Молодцы!!!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
День уходит навсегда, Закрываем мы глаза, И тогда приходит он, Интересный добрый ...
Мама. Колыбельные.
С вашей помощью я составила задачи, которые мы постараемся решить сегодня на занятии : выявить особенности жанра колыбельной песни ; 2) попробовать понять, как колыбельные песни влияют на состояние людей ; 3) научиться выразительно петь и читать колыбельные песни .
В народе колыбельные зовут байками. Это название произошло от глагола “баять”. . Баять и байкать – значит говорить, беседовать, рассказывать; баить ребенка, байкать , баюкать – значит, припевая укачивать, усыплять.
ПЛАСТИЧЕСКОЕ ИНТОНИРОВАНИЕ – ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОКАЧИВАНИЯ КОЛЫБЕЛЬКИ, ЛЮЛЬКИ, ЗЫБКИ
Колыбельные в древности создали мамы, качая своих малышей в особых кроватках - колыбельках. Слово «колыбель» происходит от слов «колебать», «колыхать», «качать». Покачивая колыбельки матери, нянюшки, бабушки припевали разные припевы.
Издавна на Руси , появившемуся на свет младенцу, было принято петь колыбельные. Древние ведь не зря говорили, что воспитание начинается с колыбельных песен. Главные мотивы колыбельных песен - пожелание сна, здоровья, хорошей жизни. Наши предки считали, что колыбельная обладает особой магией. Неспроста в колыбельку укладывали различные вещи, выполняющие охранительную функцию: коготь медведя, ломоть хлеба, зерна , ржи. Колыбельную исполняли, чтобы оберегать ребенка, позже – просто убаюкивать.
Колыбельная песня исполняется нежно, негромко, певуче. Ее мотив однообразный, монотонный , но добрый, успокаивающий, чтобы малыши хорошо засыпали. Колыбельные песни пелись в старину без музыкального сопровождения.
Важные качества колыбельных ЛАСКА НЕЖНОСТЬ МЯГКОСТЬ МЕЛОДИЧНОСТЬ НЕСПЕШНОСТЬ Васильева В.Н. СОШ № 34 Набережные Челны
…….пришла, ……. принесла, …….петушок, …….сверчок .
Когда наступает вечер, стихает вьюга и на берегу становится тихо ,тогда белая медведица начинает петь для своего маленького непослушного медвежонка песню . Как мама медведица поет колыбельную Умке?
Темп? (медленный, умеренный, быстрый ) Ритм ? ( ровный,прерывистый ) Динамика? (Тихо, громко, не очень громко)
Какие интонации присутствовали в музыке? Громко исполнялась музыка? В каком темпе исполнялись колыбельные? Васильева В.Н. СОШ № 34 Набережные Челны
Сделаем вывод : особенности жанра колыбельной песни в том, что эти песни создавались мамой или няней для того, чтобы убаюкать ребенка, дать ему первое представление об окружающем мире, предупредить и защитить от опасностей. Мотив колыбельной простой, однообразный, но с добрыми, ласковыми интонациями, чтобы малыш спокойно уснул .
КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ САМЫЙ ДРЕВНИЙ ЖАНР МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ГЛАВНАЯ ИНТОНАЦИЯ ВСЕХ КОЛЫБЕЛЬНЫХ – «БАЮ-БАЮ»
В синем небе плывут над полями Облака с золотыми краями; Чуть заметен над лесом туман, Тёплый вечер прозрачно-румян. И.Никитин Васильева В.Н. СОШ № 34 Набережные Челны
Летний вечер тих ясен; Посмотри, как дремлют ивы; Запад неба бледно-красен, И реки блестят извивы. А.Фет Васильева В.Н. СОШ № 34 Набережные Челны
Васильева В.Н. СОШ № 34 Набережные Челны
Какое стихотворение но настроению подходит к каждой картине? Васильева В.Н. СОШ № 34 Набережные Челны
Предварительный просмотр:
Птица рада весне, а младенец матери.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
Хлеб питает тело человека - а колыбель душу.
Предварительный просмотр:
1.От каких слов произошло слово «Колыбельная»:
-байка,
-игра,
-погремушка.
2. Кто мог быть создателем колыбельных песен?
-птицы,
-люди,
-животные.
3. С какой целью исполняли колыбельные песни?
-поиграть,
-побегать,
-убаюкать.
4. Как исполнялись колыбельные песни?
-громко,
-певуче,
-грубо.
Предварительный просмотр:
Ласково нежно мелодично мягко неспеша быстро энергично живо угрюмо
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по английскому языку в дошкольной группе в рамках "Дня открытых дверей" для родителей.Название "Вместе весело дружить""
Открытое занятие для родителей детей, посещающих дошкольную группу. Дети с преподавателем ищут друзей для загрустившего Шалтая-Болтая, который хочет найти себе друзей среди домашних питомцев ...
Конспект открытого занятия Тема занятия: «Dreamland of seasons» («Волшебный мир времен года»)
Конспект открытого занятия на тему "Волшебный мир времен года" для учащихся 3-4 класса...
ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ» ...
Вступление перед открытым занятием. Открытое занятие для детей младшей дошкольной группы «Домашние животные»
Вступление перед открытым занятием...
2.1. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых занятий (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого занятия от М
Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых занятий (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого занятия от МС ОО)...
2.2. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых занятий (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого занятия от М
Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых занятий (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого занятия от МС ОО)...