"Удивительный мир сказки в музыке С.С.Прокофьева"
план-конспект урока по музыке
Урок формирования новых знаний. Цель урока - познакомить детей с изображением сказки в музыке на примере произведений Прокофьева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_udivitelnyy_mir_skazki_v_tvorchestve_prokofeva.docx | 16.77 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок-конспект по музыке в третьем классе «Удивительный мир сказки в творчестве С.С.Прокофьева».
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Цель урока:
Познакомить детей с изображением сказки в музыке на примере произведений Сергея Прокофьева.
Задачи:
обучающие: познакомить с особенностями творчества С.Прокофьева; формирование знаний о творчестве С. С. Прокофьева и его музыкальном наследии;.
развивающие: формировать нравственно-эстетические и эмоциональные переживания учащихся на основе восприятия музыкальных произведений, путём их анализа и сравнения; развивать интонационный опыт учащихся; сопоставлять интонационное звучание разных музыкальных инструментов;
воспитывающие: воспитывать культуру слушания симфонической музыки; формирование интереса к творчеству и к музыке С. С. Прокофьева.
План урока:
1.Вступление.
2. Симфоническая сказка «Петя и волк» С.Прокофьева (повторение)
3. «Сказочка» из альбома «Детская музыка» (интонации, развитие тем)
4.Балет «Золушка» С.Прокофьева. Вальс и Полночь (контраст)
5.Исполнение: «Сказки гуляют по свету» (Е.Птичкин- М. Пляцковский)
Ход урока:
1.Организационный этап. Вход под музыку из симфонической сказки «Петя и волк».
У: Здравствуйте, ребята! Знакома ли вам музыка под которую вы вошли в класс?
Ответы детей: Тема Пети из симфонической сказки «Петя и волк».
У: Для чего Прокофьев написал эту сказку?
Ответы детей:Чтобы познакомить детей с инструментами симфонического оркестра.
У: Давайте вспомним темы героев сказки и назовём инструменты симфонического оркестра, которые исполняют эти темы.
Ответы детей.
(Проводится небольшая викторина по симфонической сказке).
У: Все вы знаете много интересных сказок. Какие сказки вам особенно нравятся и почему?
Ответы детей.
У: За что мы любим с вами сказки?
Ответы детей. У:Мы любим сказки за то, что в них много чудесного, удивительного и необыкновенного. Но!.. Какие бы приключения не происходили с героями сказок, почти всегда всё заканчивается благополучно. Добро побеждает зло.
Многие композиторы сочиняли и сочиняют музыку на сюжеты сказок. Какие сказочные оперы и балеты вы можете вспомнить?
Ответы детей: Н.А.Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане», Р,Щедрин балет «Конёк-Горбунок», Мариан Коваль детская опера «Волк и семеро козлят», П.И.Чайковский балеты «Щелкунчик» и «Спящая красавица»)
У: На этом уроке мы продолжим знакомство со сказочной музыкой С.Прокофьева. Через всё творчество композитора проходит «сказочная линия». Прокофьев – увлекательный сказочник. Любовь к сказке объясняется тем, что до конца своих дней он сохранил юную свежесть восприятия музыки, способность радоваться чуду жизни.
У: Сегодня мы обратимся к фортепианной музыке композитора. Так же как и у Чайковского у Прокофьева тоже есть альбом фортепианных пьес для детей. Он называется «Детская музыка» (Прочитать несколько названий пьес из альбома и обнаружить, что в нём есть пьеса «Сказочка»). Так как на уроках мы говорим об интонации, то по зерну-интонации попробуйте определить характер и настроение пьесы «Сказочка». Постараемся быть соавторами
Прокофьева.
Показ интонаций мелодии и аккомпанемента.
Ответы детей.
Звучит пьеса «Сказочка»
У: Правильно ли мы определили по интонации характер музыки? Какие изменения в мелодии и аккомпнементе происходят в процессе развития музыки?
Ответы детей.
У: Да, музыка этой пьесы полна просветлённого покоя, как будто слышится чей – то неспешный рассказ, овеянный мягкой дымкой воспоминаний. В этой сказке нет ничего страшного, никаких чудовищ и злодеев, а лишь спокойное задумчивое повествование. Перед «Сказочкой» Прокофьев поместил такие слова-эпиграф: «Иные воспоминания наполовину стёрлись в её памяти, другие не сотрутся никогда».
Вслушайтесь в мелодию этой пьесы. Какая она? (Исполнение мелодии)
Ответы детей.
У: В мелодии слышатся отголоски русских народных распевов – они словно пропитаны «русским духом», такие же ясные, простые, светлые.
Разучивание мелодии «Сказочки»
У: Вслушайтесь в аккомпанемент (сопровождение) пьесы. Слышны постоянно повторяющиеся ритмические обороты. Такой приём в музыке называется остинато (написать на доске). Его неизменность, многократное повторение создаёт ощущение однообразного, монотонного, убаюкивающего фона, который сопровождает мелодию-рассказ.
Пропеть интонацию аккомпанемента.
У: Продолжая знакомство с музыкальными сказками С.Прокофьева познакомимся с балетом «Золушка», который написан на сюжет сказки Ш.Перро. Что такое балет?
Ответы детей.(Балет – музыкальный спектакль, в котором драматическое действие передаётся средствами танца (хореографии)).
У: Давайте вспомним, какой была Золушка в сказке?
Ответы детей: (Добрая, трудолюбивая, заботливая, скромная)
У: Какой самый яркий эпизод в сказке можно выделить?
Ответы детей.( Когда Золушка попадает на бал)
Звучит «Вальс» из 2 действия (до боя часов)
У: Какой же танец танцевала Золушка? Какой он по характеру и настроению?
Ответы детей. (Вальс – не быстрый, немного печальный, плавный)
У: Мечта Золушки сбылась – она на балу танцует с принцем. Её чувства очень точно передаёт музыка вальса. Мелодия его начинается в нижнем регистре, где она звучит затаённо и немного взволнованно. Постепенно поднимаясь выше и выше, она звучит всё уверенней и словно уносит нас в чудесный и сказочный мир чистой и радостной Мечты. Средняя часть вальса передаёт чувства светлой восторженности и торжества Счастья.
(При повторном прослушивании используем движения руками – плавные, снизу-вверх)
Звучит Вальс и Полночь.
У: Что случилось с музыкой? Что изображает музыка?
Ответы детей.
У: Музыкальная тема часов вторгается в вихрь вальса. Властные, призывные звуки валторны напоминают голос, предупреждающий о том, что отпущенное Золушке время кончается. Часы начинают бить. С каждым ударом их «сползающие звуки становятся всё более громкими, страшными и зловещими. После двенадцатого удара волшебство кончилось и наступило спокойное просветление. Так заканчивается второй акт балета.
У: Закончим наше путешествие в сказочный мир музыки Прокофьева исполнением песни, которую мы уже выучили к этому уроку.
Исполнение песни «Сказки гуляют по свету»
Вывод: Говоря о сказочной музыке Прокофьева, нужно отметить, что его музыка обогатила сказочные образы, сделала их ярче, интереснее, выразительнее.
У: Какая музыка, прозвучавшая на уроке, больше всего вам понравилась и запомнилась?
Ответы детей.
Д/З У: Постарайтесь сочинить свою сказку или нарисовать иллюстрацию к музыке Прокофьева, которую вы услышали на уроке! На этом наш урок окончен. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО МУЗЫКЕ 5 КЛАСС "СКАЗКА В МУЗЫКЕ"
Данная презентация - добавление к разработке урока в 5 классе по теме "Музыка и литература" по программе Д.Б. Кабалевского....
Симфоническая сказка "Петя и волк" С. Прокофьева
Знакомство детей со звучанием и изображением отдельных инструментов симфонического оркестра...
Конспект урока по слушанию музыки. Сказка в музыке. Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане».
Данный урок способствует формированию музыкального кругозора и общей осведомленности о музыке, воспитанию музыкального вкуса, т.е. наличию интереса, определенных пристрастий и предпочтений (любимые пр...
Музыкальная гостиная «Детская музыка С. С.Прокофьева»
Открытое занятие по творчеству С. С. Прокофьева ("Детская музыка")...
Классный час "Детская музыка С.С. Прокофьева"
На классном часе рассказывали о музыке для детей С.С. Прокофьева и слушали пьесы из "Детского альбома" ....
Технологическая карта урока музыки 2 класс «Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке «Петя и Волк» С. Прокофьева.
Технологическая карта. Урока музыки 2 класс «Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке «Петя и Волк» С. Прокофьева. Раздел: «В концертном зале»...
«Музыкальное воплощение образа Александра Невского в музыке композитора С. Прокофьева»
Данный доклад был подготовлен к ежегодным Рождественским чтениям....