"Удивительный мир сказки в музыке С.С.Прокофьева"
план-конспект урока по музыке

Урок формирования новых знаний. Цель урока - познакомить детей с изображением сказки в музыке на примере произведений Прокофьева.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок-конспект по музыке в третьем  классе                                                «Удивительный мир сказки в творчестве С.С.Прокофьева».

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Цель урока:

Познакомить детей с изображением сказки в музыке на примере произведений Сергея Прокофьева.

Задачи:

обучающие: познакомить с особенностями творчества С.Прокофьева; формирование знаний о творчестве С. С. Прокофьева и его музыкальном наследии;.

развивающие: формировать нравственно-эстетические и эмоциональные переживания учащихся на основе восприятия музыкальных произведений, путём их анализа и сравнения; развивать интонационный опыт учащихся; сопоставлять интонационное звучание  разных музыкальных инструментов;

воспитывающие: воспитывать культуру слушания симфонической музыки; формирование интереса к творчеству и к музыке С. С. Прокофьева.

План урока:

1.Вступление.

2. Симфоническая сказка «Петя и волк» С.Прокофьева (повторение)

3. «Сказочка» из альбома «Детская музыка» (интонации, развитие тем)

4.Балет «Золушка» С.Прокофьева.  Вальс и Полночь (контраст)

5.Исполнение: «Сказки гуляют по свету» (Е.Птичкин- М. Пляцковский)

Ход урока:

1.Организационный  этап. Вход под музыку из симфонической сказки «Петя и волк».

У: Здравствуйте, ребята! Знакома ли вам музыка под которую вы вошли в класс?

Ответы детей: Тема Пети из симфонической сказки «Петя и волк».

У: Для чего Прокофьев написал эту сказку?

Ответы детей:Чтобы познакомить детей с инструментами симфонического оркестра.

У: Давайте вспомним темы героев сказки и назовём инструменты симфонического оркестра, которые исполняют эти темы.

Ответы детей.

(Проводится небольшая викторина по симфонической  сказке).

У: Все вы знаете много интересных сказок. Какие сказки вам особенно нравятся и почему?

Ответы детей.

У: За что мы любим с вами сказки?

Ответы детей.                                                                                                                                          У:Мы любим сказки за то, что в них много чудесного, удивительного и необыкновенного. Но!.. Какие бы приключения не происходили с героями сказок, почти всегда всё заканчивается  благополучно. Добро побеждает зло.

Многие композиторы сочиняли и сочиняют музыку на сюжеты сказок. Какие сказочные оперы и балеты вы можете вспомнить?

Ответы детей: Н.А.Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане», Р,Щедрин балет «Конёк-Горбунок», Мариан Коваль детская опера «Волк и семеро козлят», П.И.Чайковский балеты «Щелкунчик» и «Спящая красавица»)

У: На этом уроке мы продолжим знакомство со сказочной музыкой С.Прокофьева. Через всё творчество композитора проходит «сказочная линия». Прокофьев – увлекательный сказочник. Любовь к сказке объясняется тем, что до конца своих дней он сохранил юную свежесть восприятия музыки, способность радоваться чуду жизни.

У: Сегодня мы обратимся к фортепианной музыке композитора. Так же как и у Чайковского у Прокофьева тоже есть альбом фортепианных пьес для детей. Он называется «Детская музыка» (Прочитать несколько названий пьес из альбома и обнаружить, что в нём есть пьеса «Сказочка»). Так как на уроках мы говорим об интонации, то по зерну-интонации попробуйте определить характер и настроение пьесы «Сказочка». Постараемся быть соавторами

Прокофьева.

 Показ интонаций мелодии и аккомпанемента.

Ответы детей.

 Звучит пьеса «Сказочка»

У: Правильно ли мы определили по интонации характер музыки? Какие изменения в мелодии и аккомпнементе происходят в процессе развития музыки?

Ответы детей.

У: Да, музыка этой пьесы полна просветлённого покоя, как будто слышится чей – то неспешный рассказ, овеянный мягкой дымкой воспоминаний. В этой сказке нет ничего страшного, никаких чудовищ и злодеев, а лишь спокойное задумчивое повествование. Перед «Сказочкой» Прокофьев поместил такие слова-эпиграф: «Иные воспоминания наполовину стёрлись в её памяти, другие не сотрутся никогда».

Вслушайтесь в мелодию этой пьесы. Какая она? (Исполнение мелодии)

Ответы детей.

У: В мелодии слышатся отголоски русских народных распевов – они словно пропитаны «русским духом», такие же ясные, простые, светлые.

Разучивание мелодии «Сказочки»

У: Вслушайтесь в аккомпанемент (сопровождение) пьесы. Слышны постоянно повторяющиеся ритмические обороты. Такой приём в музыке называется остинато (написать на доске). Его неизменность, многократное повторение создаёт ощущение однообразного, монотонного, убаюкивающего фона, который сопровождает мелодию-рассказ.

Пропеть интонацию аккомпанемента.

У: Продолжая знакомство с музыкальными сказками С.Прокофьева познакомимся с балетом «Золушка», который написан на сюжет сказки Ш.Перро. Что такое балет?

Ответы детей.(Балет – музыкальный спектакль, в котором драматическое действие передаётся средствами танца (хореографии)).

У: Давайте вспомним, какой была Золушка в сказке?

Ответы детей: (Добрая, трудолюбивая, заботливая, скромная)

У: Какой самый яркий эпизод в сказке можно выделить?

Ответы детей.( Когда Золушка попадает на бал)

Звучит «Вальс» из 2 действия (до боя часов)

У: Какой же танец танцевала Золушка? Какой он по характеру и настроению?

Ответы детей. (Вальс – не быстрый, немного печальный, плавный)

У: Мечта Золушки сбылась – она на балу танцует с принцем. Её чувства очень точно передаёт музыка вальса. Мелодия его начинается в нижнем регистре, где она звучит затаённо и немного взволнованно. Постепенно поднимаясь выше и выше, она звучит всё уверенней и словно уносит нас в чудесный и сказочный мир чистой и радостной Мечты. Средняя часть вальса передаёт чувства светлой восторженности и торжества Счастья.

(При повторном прослушивании используем движения руками – плавные, снизу-вверх)

Звучит Вальс и Полночь.

У: Что случилось с музыкой? Что изображает музыка?

Ответы детей.

У: Музыкальная тема часов вторгается в вихрь вальса. Властные, призывные звуки валторны напоминают голос, предупреждающий о том, что отпущенное Золушке время кончается. Часы начинают бить. С каждым ударом их «сползающие звуки становятся всё более громкими, страшными и зловещими. После двенадцатого удара волшебство кончилось и наступило спокойное просветление. Так заканчивается второй акт балета.

У: Закончим наше путешествие в сказочный мир музыки Прокофьева  исполнением песни, которую мы уже выучили к этому уроку.

Исполнение песни «Сказки гуляют по свету»

Вывод: Говоря о сказочной музыке Прокофьева, нужно отметить, что его музыка обогатила сказочные образы, сделала их ярче, интереснее, выразительнее.

У: Какая музыка, прозвучавшая на уроке, больше всего вам понравилась и запомнилась?

Ответы детей.

Д/З У: Постарайтесь сочинить свою сказку или нарисовать иллюстрацию к музыке Прокофьева, которую вы услышали на уроке! На этом наш урок окончен. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО МУЗЫКЕ 5 КЛАСС "СКАЗКА В МУЗЫКЕ"

Данная презентация  - добавление к разработке урока в 5 классе по теме "Музыка и литература" по программе Д.Б. Кабалевского....

Симфоническая сказка "Петя и волк" С. Прокофьева

Знакомство детей со звучанием и изображением отдельных инструментов симфонического оркестра...

Конспект урока по слушанию музыки. Сказка в музыке. Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане».

Данный урок способствует формированию музыкального кругозора и общей осведомленности о музыке, воспитанию музыкального вкуса, т.е. наличию интереса, определенных пристрастий и предпочтений (любимые пр...

Музыкальная гостиная «Детская музыка С. С.Прокофьева»

Открытое занятие по творчеству С. С. Прокофьева ("Детская музыка")...

Классный час "Детская музыка С.С. Прокофьева"

На классном часе рассказывали о музыке для детей С.С. Прокофьева и слушали пьесы из "Детского альбома" ....

Технологическая карта урока музыки 2 класс «Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке «Петя и Волк» С. Прокофьева.

Технологическая карта.  Урока музыки 2 класс «Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке «Петя и Волк» С. Прокофьева. Раздел: «В концертном зале»...

«Музыкальное воплощение образа Александра Невского в музыке композитора С. Прокофьева»

Данный доклад был подготовлен к ежегодным Рождественским чтениям....