Мелодией одной звучат печаль и радость 2часть
презентация к уроку по музыке (8 класс)
Мелодией одной звучат печаль и радость 2часть по Алееву
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melodiey_odnoy_zvuchat_pechal_i_radost2_dlya_sayta.pptx | 689.11 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока . Научить воспринимать музыку как разнообразный мир человеческих чувств.
Задачи Узнать в каком произведении сочетаются интонации радости и интонации печали Прослушать музыкальное произведение, в котором есть интонации радости и печали Сделать вывод о музыке, в которой есть интонации радости и печали
Изменчивость и подвижность музыкальных настроений, данных в последовательности, — это лишь одна сторона выражения прихотливого мира человеческих эмоций. Но бывают произведения, в которых даже самое светлое настроение даётся сразу во всём объёме различных нюансов. Они словно свидетельствуют о той неопровержимой истине, что в реальной жизни радость всегда соседствует с грустью, что привкус горечи, этот неизбежный спутник человеческого опыта и знаний, не покидает нас даже в минуты подъёма и воодушевления.
А. Осмёркин. На набережной Невы «Весна. Петроградская весна. Нигде так остро и волнующе не пахнет весной, как в этом холодном, сыром, но прекрасном городе. С моря веет новой, нарождающейся жизнью; в голове дурман от молодости, весны и счастья...»
Серге́й Васи́льевич Рахма́нинов (1973-1943)— русский композитор, пианист, дирижёр.
«Здесь Хорошо» музыка С.Рахманинов, слова Г.Галина Здесь хорошо… Взгляни, вдали огнем Горит река; Цветным ковром луга легли, Белеют облака. Здесь нет людей… Здесь тишина… Здесь только Бог да я. Цветы, да старая сосна, Да ты, мечта моя...
Уже из слов романса видно, что в нём воспевается всё счастливое, всё светлое, чем дорога и ценна каждому из нас наша жизнь. И музыка романса в основе своей светла, но свет этот не блистающий, не лучезарный, а как будто чуть приглушённый нежностью и любовью, какой-то особой теплотой с едва уловимым оттенком печали.
А может быть, С. Рахманинов, подобно многим своим современникам, чувствовал тревогу и противоречивость самого времени: ведь XX век безвозвратно унёс ощущения безмятежности и наивной лёгкости, свойственные прежним временам.
И словно в подтверждение этих настроений звучит строка из стихотворения А. Блока, написанного в весенний день 31 марта 1914 года: «Мелодией одной звучат печаль и радость...» Как находят отражение в музыке романса С. Рахманинова «Здесь хорошо...» слова А. Блока «Мелодией одной звучат печаль и радость»? Каким из средств музыкальной выразительности в первую очередь определяется переменное мерцание состояний радости и грусти в романсе?
Конечно, нельзя сказать, что из современной музыки совершенно исчезли настроения радости и лёгкости. Человеческая природа богата и сильна, она способна к преодолению самых тревожных и тяжких состояний. После нелёгких испытаний, какие принёс людям ХХ век, сама радость стала иной, более дорогой, более драгоценной. И может быть, поэтому состояния чистоты и светлого покоя, которыми отмечены некоторые современные музыкальные произведения, получают самые высокие и торжественные названия, самое тонкое и выразительное музыкальное воплощение.
Дми́трий Дми́триевич Шостако́вич (1906-1975) — советский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель, доктор искусствоведения, педагог, профессор.
Пьеса Д. Шостаковича «Бессмертие» — последняя в его одиннадцатичастной Сюите для баса и фортепиано на стихи Микела́нджело Буонарро́ти .
Бессмертие Здесь рок послал безвременный мне сон, Но я не мёртв, хоть и опущен в землю: Я жив в тебе, чьим сетованьям внемлю, Затем, что в друге друг отображён. Я словно б мёртв, но миру в утешенье Я тысячами душ живу в сердцах Всех любящих, и, значит, я не прах, И смертное меня не тронет тленье.
В этой части Шостакович процитировал свою первую детскую пьесу, когда-то написанную им для фортепиано. И в обращении к светлой наивности собственных детских лет он усмотрел символ вечного возрождения жизни, вечной её устремлённости в высоты юного, свободного, бессмертного духа. Не из этого ли источника черпаем мы самую светлую радость, живущую среди людей, вопреки всему тёмному и тяжёлому, что омрачает жизнь? Бессмертие: не признающее никаких оков, властвующее над временем и пространством, глубоко предчувствуемое каждым, кто способен к высоким побуждениям, — не оно ли озаряет светом и лучшие страницы великих музыкальных творений?
О чём рассказывает вокальная пьеса «Бессмертие» Д. Шостаковича? Можно ли считать характер этого произведения радостным? Если да , то какая это радость?
Синквейн 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна . 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом ).
Лист самооценки Да/Нет Внимательно слушал музыку Да/Нет Читал информацию в презентации Да/Нет Написал характеристику к музыке Да/Нет Отвечал на вопросы учителя. Да/Нет Высказывал свои мысли и чувства от прослушивания . ДА в каждой колонке таблицы 1 балл Итого максимум 5 баллов 5 баллов – оценка «5» 4 балла – оценка «4»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мелодией одной звучат печаль и радость!"
О стихах, ставших песнями....
"Мелодией одной звучат печаль и радость..."
Урок Музыки в 8-ом классе. "Мелодией одной звучат печаль и радость..."...
Урок музыки "Мелодией одной звучат печаль и радость".
Урок музыки по программе Е. Критской для 6 класса. Включает в себя конспект урока и презентацию. Помогает углубить представление учащихся о выразительных средствах музыки, формиру...
"Мелодией одной звучат печаль и радость".
Урок музыки по программе Е. Критской для 6 класса. Включает в себя конспект урока и презентацию. Помогает углубить представление учащихся о выразительных средствах музыки, формиру...
УРОК 7: «Мелодией одной звучат печаль и радость…»
УРОК 7: «Мелодией одной звучат печаль и радость…» «Песнь моя летит мольбою» 1 час Содержание: Жанры вокальной и инструментальной музыки. Цель: углубить представления учащихся о ...
"Мелодией одной звучат печаль и радость..."
конспект урока для 5 класса...
«Мелодией одной звучат печаль и радость…»
конспект урока музыки для 5 класса...