Теоретический словарик по сольфеджио.
учебно-методическое пособие по музыке
В данный словарик я включила теоретический материал по сольфеджио , по классам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoreticheskiy_slovarik_po_solfedzhio.docx | 30.69 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Теоретический словарик
по сольфеджио
Выполнила преподаватель
МБУ ДО Ивдельской детской
школы искусств Клюшева М.Ю.
2018г.
1 класс
Нота- графическое обозначение звука
Скрипичный ключ или ключ «соль», который показывает ,что нота «соль» первой октавы пишется на второй линеечке нотного стана- предназначен для средних и высоких звуков.
Басовый ключ или ключ «фа», который показывает что нота «фа» малой октавы пишется на четвертой линеечке нотного стана -предназначен для низких звуков.
Регистр- низкий, средний, высокий.
Звукоряд- ряд звуков расположенных по высоте.
Акцент- подчеркивание какого-либо времени такта какими-либо средствами выразительности (динамическими, штриховыми)
Доля- биение пульса в музыке. Бывает сильная и слабая.
Метр – равное чередование сильных и слабых долей.
Такт-отрезок мелодии от одной сильной доли до другой.Такты разделяются тактовой чертой.
Лад – организация звуков вокруг главного устойчивого звука который называется тоникой. Лад бывает мажорный и минорный.
Мажор - светлый, веселый лад.
Минор - темный, грустный лад.
Тональность - это высота лада. Тоника + лад = тональность.
Тоника - самая устойчивая, самая главная ступень лада на которой заканчивается мелодия. I ступень.
Ритм –(с греческого «течение») непрерывное чередование звуков различной длительности.
Цезура-моменты членения музыки. Признаки цезуры: паузы, ритмические остановки, смена регистра, мелодические и гармонические каденции.
Ритмический рисунок- последовательность звуков в определенном размере.
Размер – числовое выражение метра. Верхняя цифра показывает, сколько долей в такте, нижняя - длительности этих долей.
Пауза - знак молчания в музыке- по долготе равна длительностям.
Реприза- знак повтора определенного музыкального отрывка.
Полутон - самое близкое расстояние между двумя звуками.
Тон - это два полутона вместе.
Гамма - звуки лада, расположенные по порядку вверх или вниз от тоники до тоники
Строение мажорной гаммы: Т-Т-П-Т-Т-Т-П
Знаки альтерации:
Диез- знак повышения звука на полтона.
Бемоль- знак понижения звука на полтона.
Бекар-отказ от знаков.
Порядок появления диезов: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.
Порядок появления бемолей: си, ми, ля, ре, соль, до, фа.
Устойчивые ступени I, IП, V. Образуют тоническое трезвучие.
Неустойчивые ступени - II, IV, VI, VII. Разрешаются в устойчивые ступени.
Главные ступени -1, IV, V.-это ступени ,на которых строятся главные трезвучия лада.
Вводные ступени - II,VII-это ступени окружающие тонику.
Разрешение- тяготение неустоев в устои
Опевание - это окружение устойчивой ступени неустойчивой.
Опевание бывает снизу и сверху.
Тетрахорд - четыре звука мелодии или гаммы. Гамма делится на два тетрахорда: нижний и верхний
Затакт – неполный такт, мелодия начинается со слабой доли.
Аккорд - одновременное сочетание трех или более звуков.
Трезвучие - это аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям..
Динамика – громкость звучания музыки.
Динамические оттенки:
рр - очень тихо
р - тихо
mр - не очень тихо
mf - не очень громко
f- громко
ff- очень громко
Темп - скорость движения музыки. Темпы бывают медленные, средние, быстрые.
Остинато- (упрямый) многократно повторяющаяся линия баса-мелодический или ритмический оборот (basso ostinato)/
Транспонированне - это перенос мелодии из одной тональности в другую тональность.
2 класс
Минор бывает трех видов:
Натуральный вид - без изменения ступеней .
Гармонический вид - повышается VII ступень.
Мелодический вид- при движении вверх повышаются VI,VII ступени, при движении вниз - как натуральный минор.
Строение минорной гаммы: Т - П - Т - Т - П - Т – Т
Параллельные тональности - это тональности, имеющие одинаковые ключевые знаки, но разные тоники.
Тоника минорной гаммы является 6 ступенью в мажорной, а тоника мажорной гаммы 3 ступенью в минорной.
Главные трезвучия лада:
Тоническое трезвучие Т53 - строится на I ступени.
Субдоминантовое трезвучие S53 - строится на IV ступени.
Доминантовое трезвучие Д53 строится на V ступени.
В состав главных трезвучий входят все ступени лада. В мажоре они мажорные, в миноре минорные. С помощью этих трезвучий можно подобрать аккомпанемент. Каждое трезвучие имеет два обращения.
Интервал - расстояние между двумя звуками. Нижний звук называется основанием, верхний - вершиной. Интервалы бывают большими, малыми, чистыми, увеличенными и уменьшенными. Делятся на узкие (ч1,м2 б2,м3 б3), средние(ч4 ч5 ), широкие (м6 б6,м7 б7,ч8).
Консонансы и диссонансы
Консонансы - это интервалы, которые звучат мягко, приятно, благозвучно.
Совершенные - все чистые интервалы: ч1 ч4, ч5, ч8 (лад не слышен).
Несовершенные - м3, б3, м6, б6 (лад слышен).
Диссонансы - это интервалы, звучащие резко, неприятно.
К ним относятся м2, б2, м7, б7.
Мотив - наименьшая часть мелодии, которая имеет определенное выразительное значение (объем обычно 1 такт).
Фраза - более крупные части мелодии, обычно состоящие из 2 мотивов.
Секвенция - восходящее или нисходящее перемещение какого-либо мелодического построения. Секвенция состоит из звеньев. Первое звено называется мотивом. Интервал, на который перемещается секвенция называется шагом.
Диатоническая или тональная секвенция - это секвенция, звенья которой перемещаются в одной тональности.
Устойчивые интервалы в ладу - это интервалы, в которых оба звука являются устойчивыми, то есть входят в состав Т53.
Неустойчивые интервалы в ладу - это интервалы, в которых оба звука (или один из звуков) неустойчивы, то есть не входят в состав Т53.
Ладовое разрешение интервалов - это переход неустойчивых звуков в ближайшие устойчивые звуки лада
Название звуков трезвучия: нижний - прима, средний - терция, верхний - квинта.
Органный пункт-выдержанный звук в басу.Чаще встречается тонический и доминантовый.
Аккомпанемент - сопровождение мелодии.
3 класс
Вокальная группировка длительностей- предназначена для пения со словами.
Инструментальная группировка длительностей –для игры на инструменте
Обращение интервалов - это перенесение нижнего звука на октаву вверх, или верхнего звука на октаву вниз. Большие интервалы обращаются в малые, малые в большие, чистые в чистые, увеличенные в уменьшенные и наоборот. Сумма обращаемых интервалов равна 9.
8__________1
7__________2
6__________3
5__________4
Обращение трезвучия - это перенесение примы или терции на октаву вверх или вниз. Трезвучие имеет два обращения: секстаккорд и квартсекстаккорд.
Первое обращение называется секстаккорд обозначается Т6, S6, Д6. Называется секстаккордом, так как крайние звуки образуют интервал сексту.
Второе обращение называется квартсекстаккорд. Обозначается Т64, S64, Д64. Называется квартсекстаккордом, так как в основе лежит интервал кварта, а крайние звуки образуют сексту.
Кадансовый квартсекстаккорд (К64) - это Т64, расположенный между S53 и Д5з в заключительном гармоническом обороте. Такой оборот называется каденцией.
Трезвучия с обращениями от звука:
Б53 (большое или мажорное трезвучие), М53 (малое или минорное трезвучие)
Б53=б3+ м3, М53= м3+б3
Б6= м3+ч4, М6=б3+ч4
Б64= ч4+б3, М64= ч4+м3
Переменный лад - лад, в котором сочетаются две тоники. Часто это тоники параллельных тональностей.
Одноименные тональности – это тональности, имеющие одинаковые тоники, но разные ключевые знаки. (Например: До мажор и до минор).
Мелодия-одноголосная последовательность звуков, организованная в ладовом и метроритмическом отношении.
Кульминация-высшая точка мелодии с наибольшим динамическим напряжением.
Период - наименьшая музыкальная форма, в которой излагается одна музыкальная мысль. Период делится на предложения, те в свою очередь на фразы и мотивы.
Три вида периода:
1. Квадратный (если число тактов равно 4, 8, 16) и неквадратный (если
другое количество тактов).
2. Повторного и неповторного строения (если предложения повторяются или совершенно разные).
3. Однотональный (если звучит в одной тональности) и модулирующий (если начинается в одной, à заканчивается в другой тональности),
4 класс
Тритоны - это интервалы, которые содержат три тона. К ним относятся: ув.4 и ум.5. Тритоны строятся в натуральном и гармоническом ладах мажора и минора.
У в. 4 строится на IV, VI ступенях;
Ум. 5 строится на II, VII ступенях.
Так как тритоны строятся на неустойчивых ступенях и являются диссонансами, эти интервалы разрешаются: увеличенные при разрешении увеличиваются, уменьшенные - уменьшаются.
«Хром» - окраска звука.
Хроматизм — повышение или понижение ступеней, вызывающие новые тяготения. Хроматизм наз. вспомогательным, если появляется между одинаковыми по высоте соседними звуками:
и проходящим, если расположен между разными по высоте соседними звуками:
Септаккорд - это аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям.
Доминантовый септаккорд (Д 7) - это аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям, который строится на V ступени мажора и гармонического минора. Называется доминантовым, так как строится на V ступени, которая называется доминантой. Называется септаккордом, так как крайние звуки образуют интервал септиму.
Так как является диссонансом, разрешается в неполное Т53 с утроенной тоникой.
Каждый звук в септаккорде имеет свое название: прима, терция, квинта, септима.
Синкопа – смещение акцента в музыке. Бывает внутритактовая и междутактовая. Встречаются синкопы, где вместо ожидаемого акцента на сильной доле возникает пауза:
Триоль. Деление основной нотной длительности на три равные части образует ритмическую группу триоль.
5 класс
Обращение септаккорда - это перенесение примы, терции или квинты на октаву вверх или вниз.
Д7 имеет три обращения:
1. Доминантовый квинтсекстаккорд (Д 65) - строится на VII ступени, разрешается в Т53 с удвоенной тоникой.
2. Доминантовый терцквартаккорд (Д 4 з) - строится на II ступени, разрешается в полное развернутое Т53.
3. Доминантовый секундаккорд (Д 2) - строится на IV ступени, разрешается в Т6 с удвоенной тоникой.
Квинтовый круг тональностей - это система тональностей, расположенных по кварто - квинтовому кругу. Таким образом диезные мажорные тональности расположены вверх по ч 5, бемольные тональности расположены вверх по ч4.
Буквенное обозначение звуков и тональностей:
С (Це) – До, D (Дэ)- Ре, Е (е) – Ми, F (эф) – Фа, G (гэ) – Соль, А (а) – Ля,
H(ха) –СИ , В (бэ) – Си бемоль.
Is- диез, Es -бемоль
Dur – мажор, moll – минор
Каденция - заключение музыкальней мысли.
1. Автентическая - если звучит полная каденция, то есть Т53 на сильной доле такта, в мелодии звучит прима аккорда, перед Т53 звучит Д53.
2. Плагальная - если в каденции перед Т53 звучит S53.
Фигурация. Если звуки аккордов берутся не вместе, а по очереди – такое изложение аккорда называется гармоническое фигурацией.
Альтерация - повышение или понижение неустойчивых ступеней в направлении существующих в данной тональности тяготений:
При альтерации неустойчивые звуки остаются неустойчивыми и разрешаются всегда в звуки тоники своей тональности. Таким образом, альтерация не изменяет направления тяготений. В мажоре и миноре возможна альтерация II, IV ступеней:
В мажоре могут быть II II IV VI
В миноре могут быть II II ÌV VI
Отклонение - это переход из одной тональности в другую с возвратом в первоначальную тональность.
Модуляция - переход из одной тональности в другую, с закреплением в новой тональности. Переход происходит через Д 7 и его обращения новой тональности. Такой аккорд называется модулирующим.
Фактура-вид изложения музыкального материала (аккордовая,полифоническая,гомофонно-гармоническая)
6 класс
Гармонический мажор - это мажор с пониженной VI ступенью
Характерные интервалы - это интервалы, характерные для гармонических ладов мажора и минора. К ним относятся: ув.2(от VI), ум.7(отVII), ув.5(от III), ум.4(отVII).
Уменьшенное трезвучие (Ум.53) строится на VII ст. мажора и гарм. минора;
на II ст. минора и гарм. мажора, разрешается в м3. Ум53 = м3 + м3
Увеличенное трезвучие (Ув. 53) строится на VI ст. гарм. мажора,
разрешается в Т64; Строится на III ст. гарм. минора, разрешается в Т6. Ув5з = бз + б3
Малый вводный септаккорд (MVII7) - это септаккорд, построенный на VII ступени натурального мажора. MVII7 = м3 + м3 + б3
Разрешается: в Т53 с удвоенной терцией или через Д65 в Т53
Уменьшенный вводный септаккорд (Ум VII7) - септаккорд, построенный на VII ступени гармонического мажора и минора. Ум VII7 = м3 + м3 + м3
Разрешается: в Т53 с удвоенной терцией или через Дб5 в Т53.
Малый минорный септаккорд (SII7) - септаккорд, построенный на II ступени натурального мажора. SII7 = м3 + б3 + м3
Разрешается через Д43 в Т53
Состав малого мажорного септаккорда с обращениями от звука:
Д 7 = б3+ М3+ М3
Д65 = М3+ М3+ б2
Д43 = Мз+ б2+б3
Д2 = б2+ бз+ м3
Составные интервалы - это интервалы шире октавы.
Нона обозначается цифрой 9 = октава + секунда
Децима 10 = октава + терция
Ундецима 11 = октава + кварта
Дуодецима 12 = октава + квинта
Терцдецима 13 = октава + секста
Квартдецима 14 = октава + септима
Квинтдецима 15 = октава + октава
Интервалы шире 15 звуков специальных названий не имеют.
Переменный размер - размер, который меняется в музыкальном произведении или в какой-либо его части. В нотной записи выражается чередованием тактов различных размеров.
7 класс
Родственные тональности - тональности, имеющие наибольшее число общих звуков.
Родственные тональности или тональности I степени родства отличаются друг от друга на 1 ключевой знак.
Для мажора родственными будут:
тональность Т53 и ее параллельная, S 5з и ее параллельная, тональность Д 53 и ее параллельная, s 53 (мин.). Т53 этих тональностей можно расположить на ступенях первоначальной тональности - II, III, IV, V, VI.
Для С - Dm, Em, F, Fm, G, Am.
Для минора родственными будут:
Тональность T 53 и ее параллельная, тональность S 53 и ее параллельная, тональность Д 53 и ее параллельная, и d 53 (мин.). Это тональности III, IV, V, VI, VII ст.
Для Am - С, Dm, Em, Е, F, G.
Лады народной музыки - это особые натуральные лады, встречающиеся в музыке разных народов и названия которых заимствованы из греческой музыкальной терминологии.
Лады мажорного наклонения:
ионийский - лад, полностью совпадающий с натуральным мажором;
лидийский - мажор с повышенной 4 ступенью;
миксолидийский - мажор с пониженной VII ступенью
.
Лады минорного наклонения
Эолийский, полностью совпадающий с натуральным минором;
Фригийский - минор с пониженной II ступенью;
Дорийский - минор с повышенной VI ступенью.
Пентатоника - пятиступенный лад, в котором нет полутонов. Характерен для народов Китая. В мажорной пентатонике отсутствуют IV, VII ступени.
В минорной пентатонике отсутствуют II, VI ступени.
Энгармонически равные звуки - это звуки, одинаковые по звучанию, но разные по названию.
Энгармонически равные тональности - тональности, одинаковые по
звучанию, но разные по названию.
Пример: Ces - Н; Fis - Ges; Gis m - As m.
Энгармонически равные интервалы - это интервалы, одинаковые по
звучанию (по количеству тонов), но разные по названию (по количеству
ступеней). Каждому интервалу энгармонически равны, по меньшей мере, два других интервала:
Хроматическая гамма - это гамма, состоящая из диатонических и хроматических полутонов. В мажоре при движении вверх повышаются все ступени, кроме III, VI, а при движении вниз дублируются все кроме I, V.
В минорной хроматической гамме при движении вверх и вниз изменяются все, кроме I, V ст.
Смешанный размер - это размер, образованный слиянием простых неоднородных размеров. К числу смешанных размеров относятся пяти, семи, одиннадцати - дольные размеры.
5/4 = 2/4 + 3/4
5/8 = 2/8 + 3/8
7/4 = 3/4 + 4/4
Модулирующая секвенция - это секвенция, звенья которой перемещаются по родственным тональностям.
Хроматическая или транспонирующая секвенция – это секвенция, звенья которой перемещаются по «далеким» тональностям.
9 основных видов септаккордов:
Название септаккорда зависит от интервала, который образуется между крайними звуками и трезвучия, лежащего в основе септаккорда.
1. Большой мажорный
2. Большой минорный
3. Большой увеличенный
4. Большой уменьшенный
5. Малый минорный
6. Малый мажорный
7.Малый Уменьшенный
8. Малый Увеличенный
9. Дважды уменьшенный или полууменьшенный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сольфеджио. Развитие ладового чувства. Наглядность для работы над гаммой на уроке сольфеджио.
Мажорные тональности до двух знаков при ключе, буквенное обозначение. Устойчивые, неустойчивые. Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, опевание устойчивых ступеней неустойчивыми, ступеневые до...
План-конспект урока по сольфеджио с учащимися 2 класса ОНИ Тема: Связь сольфеджио с окружающим миром. Преподаватель Путилина Наталья Юрьевна
План-конспект урока по сольфеджио с учащимися 2 класса ОНИ Тема: Связь сольфеджио с окружающим миром. Преподаватель Путилина Наталья Юрьевна...
Орфоэпический словарик. Словарик паронимов.
Для успешного решения 4 и 5 заданий новых КИМов ЕГЭ по русскому языку необходимо знать орфоэпические нормы и уметь различать паронимы - слова, сходные по звучанию, но различающиеся п...
Методическая разработка открытого урока по сольфеджио для учащихся 3 класса " Творческий подход к закреплению материала на уроке сольфеджио"
Разработка открытого урока по сольфеджио...
Открытый урок по сольфеджио с обучающимися 2 класса отделения народных инструментов по теме: «Различные виды интонационно-ритмических и тестовых заданий на уроке сольфеджио при закреплении изученного
Открытый урок по сольфеджио (предпоследний урок первой четверти).Закрепление пройденного материала, подготовка к контрольной работе...
Открытый урок по сольфеджио с обучающимися 2 класса отделения народных инструментов по теме: «Различные виды интонационно-ритмических и тестовых заданий на уроке сольфеджио при закреплении изученного
Открытый урок по сольфеджио...
Открытый урок по сольфеджио «Вокально-интонационная работа на уроке сольфеджио в 1 классе».
Данный урок преследуе ряд целей и задач:Образовательные:- демонстрирование навыка интонирования в тональности;- формирование комплекса знаний, умений и навыков для развития музыкального слуха, п...
- Мне нравится (1)