Рабочая программа по музыке.
рабочая программа по музыке (7 класс)

Денисова Вера Борисовна

Рабочая программа по музыке 7 класса составлена на основе: федерального компонента государственного стандарта общего образования  2008 года и примерной программы основного общего образования программы «Музыка»  5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.  Кичак. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 90, [6] с.

Программа рассчитана на 17 ч. в год (1 час в неделю),

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass.docx41.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по музыке 7 класса составлена на основе: федерального компонента государственного стандарта общего образования  2008 года и примерной программы основного общего образования программы «Музыка»  5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.  Кичак. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 90, [6] с.

Программа рассчитана на 17 ч. в год (1 час в неделю),

Общая характеристика учебного предмета

Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование  в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.

Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Данная рабочая образовательная программа по музыке для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009..) Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.

Цель программы: формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры;

Задачи:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- воспитывать культуру мышления и речи.

В  7 классе актуализируется проблема, связанная с взаимодействием содержания и формы в музыке  (тема года «Содержание и форма в музыке»).

Подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения.

Что такое музыкальное содержание? Из чего оно складывается? Что представляет собой музыкальный образ? Как музыкальные жанры влияют на содержание музыкального произведения? Эти вопросы раскрываются в первой части программы и учебника 7 класса.

Вторая часть посвящена выявлению сущности определения «форма в музыке». Что называть музыкальной формой – только ли разновидности музыкальной композиции – период, двух – и трехчастную формы, рондо, вариации? Что такое музыкальная драматургия и чем она отличается от музыкальной композиции? Как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре и крупных музыкальных жанрах – опере, симфонии? Все это составляет тему второй части.

Рабочая программа ориентирована на использование:

- Музыка. 7 кл.: учеб.для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев – 8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. – 155, [5] с.: ил.

- Музыка. 7 кл.: Фонохрестоматия /  В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2009.  

Организация всех видов деятельности (слушание музыки, анализ музыкальных фрагментов, выполнение проблемно-творческих заданий, хоровое и сольное пение) предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен, музыки кино.  Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 7 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор семиклассников  должны расширяться.

Учебно-тематический план

№п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Контрольные работы, зачеты

уроки

лабораторно-практические работы, экскурсии

Тема года: «Содержание и форма в музыке»

1

«Магическая единственность» музыкального произведения

1ч.

2

Содержание в музыке

3ч.

4

Музыкальный образ

4ч.

5

О чём рассказывает музыкальный жанр?

4ч.

6

Что такое музыкальная форма?

3ч.

7

Музыкальная композиция

1ч.

8

Музыкальная драматургия

1ч.

Итого:

17ч.

Содержание программного материала

Тема учебного года: «Содержание и форма в музыке»

Урок 1. «Магическая единственность» музыкального произведения.

Музыкальная форма, объединяющая в едином замысле несколько относительно самостоятельных частей, различных по образному содержанию и структуре. Основные циклические формы.

Урок 2. Музыку трудно объяснить словами.

Два вида музыкальной образности. Тишина, неподвижность и покой; их воплощение в музыке. Знакомство с различными музыкальными образами тишины и покоя, природы, войны и мира, подвига, борьбы и победы. Интерпретация. Переложение. Ремикс.

Уроки 3. Что такое музыкальное содержание?

Музыкальное содержание. Характерные черты человека при создании его музыкального образа. Образ в литературе, изобразительном искусстве и музыке. Музыкальный образ может включать в себя одну или несколько мелодий – это значит иметь одну или несколько граней.

Раздел II. Каким бывает музыкальное содержание?

Урок 4. Музыка, которую необходимо объяснить словами.

Музыка передаёт тонкие, почти неуловимые движения чувств человека. Программные произведения в музыке. Композиторы о программности в музыке.

Урок 5. Образ мечты. «Восточная партитура» Н. А. Римского-Корсакова

Н. Римский-Корсаков – великий сказочник в русской музыке. Восточная тема в творчестве Н. Римского-Корсакова. «Шехерезада» - самая цельная симфоническая партитура среди всех программных партитур Н. Римского-Корсакова.

Урок 6. Лирические образы в музыке.

Что означают выражения «лирическая тема в музыке», «лирический образ в музыкальном произведении». Настроение в музыке. Лирический род в музыке, отличается повышенной мелодичностью и напевностью звучания, лаконичностью художественных образов.

Урок 7. Драматические образы.

Драматический образ в музыкальном произведении. Формирование восприятия музыкального образа на примере «Лесной царь» Ф. Шуберта

Урок 8. Эпические образы в музыке.

Эпические образы в музыке – это образы не только героев, но и событий истории, образы природы, изображающей Родину в определённую историческую эпоху. Отличие эпоса от лирики и драмы,: на первом месте не герой с его личными проблемами, а история.

Урок 9. О чём рассказывает музыкальный жанр. «Память жанра»

Жанры классической музыки: вокальная, танцевальная, вокально-инструментальная, инструментальная, симфоническая музыка, музыкально-театральные жанры. Музыкальные жанры различаются: по характеру, по сюжету, по составу исполнителей, по особенностям формы, по обстоятельствам исполнения.

Урок 10. Такие разные песни.

Песня как вид искусства делится на два направления – бытовая и профессиональная. Песня – наиболее простая и распространённая форма вокальной музыки.

Урок 11. Такие разные танцы.

Танец – вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически чёткой и непрерывной сменой выразительных положений человеческого тела. Виды танцев.

Урок 12. Такие разные марши.

Марш получает разные названия в зависимости от скорости движения. Церемониальный марш, скорый марш. Марши для духового оркестра.

Урок 13. «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы.

Что такое музыкальная форма. Форма – система музыкальных средств, применённая для воплощения содержания произведения. Строение, схема музыкального произведения. Главные принципы музыкальной формы.

Урок 14. Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период).

Разнообразие музыкальных образов.

Уроки 15. Многомерность образа в форме рондо.

Рондо – музыкальная форма, сложившаяся под некоторым влиянием лирических стихотворений того же названия. В музыкальном рондо главная тема повторяется. Происхождение связано с народной песенно-танцевальной музыкой.

Урок 16. Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича

Образ  В. О. в. В «Ленинградский» симфонии Д. Шостаковича. Стилистические особенности музыки эпохи В. О. в. Особенности сложных жанров: симфония.

Урок 17. Музыка в развитии.

Музыка в развитии. Драматургия музыкальная – система выразительных средств и приёмов воплощения драматического действия в произведениях музыкально-сценического жанра (опере, балете)

Схема календарно-тематического планирования учебного предмета на учебный год

№ п/п

№ урока в теме

Тема урока.

Тип урока

Содержание тематического планирования

Дата

7 а       7  б

план

факт

1.

«Магическая  единственность» музыкального произведения.

Музыкальная форма, объединяющая в едином замысле несколько относительно самостоятельных частей, различных по образному содержанию и структуре. Основные циклические формы.

15.01

2.

Музыку трудно объяснить словами.

Два вида музыкальной образности. Тишина, неподвижность и покой; их воплощение в музыке. Знакомство с различными музыкальными образами тишины и покоя, природы, войны и мира, подвига, борьбы и победы. Интерпретация. Переложение. Ремикс.

22.01

3.

Что такое музыкальное содержание?

Музыкальное содержание. Характерные черты человека при создании его музыкального образа. Образ в литературе, изобразительном искусстве и музыке. Музыкальный образ может включать в себя одну или несколько мелодий – это значит иметь одну или несколько граней.

29.01

4.

Музыка, которую необходимо объяснять словами.

Музыка передаёт тонкие, почти неуловимые движения чувств человека. Программные произведения в музыке. Композиторы о программности в музыке.

5.02

5.

Образ мечты. «Восточная партитура Н. А. Римского-Корсакова.

Н. А. Римский-Корсаков – великий сказочник в русской музыке. Восточная тема в творчестве Н. Римского-Корсакова. «Шехеразада» - самая цельная симфоническая партитура среди всех программных партитур Н. Римского-Корсакова.

12.02

6.

Лирические образы в музыке.

Что означают выражения «Лирический образ в музыкальном произведении». Настроение в музыке. Лирический род в музыке, отличается повышенной мелодичностью и напевностью звучания, лаконичностью художественных образов.

19.02

7.

Драматические образы в музыке.

Драматический образ в музыкальном произведении. Формирование восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта

26.02

8.

Эпические  образы в музыке.

Эпические образы в музыке – это образы не только героев, но и событий истории, образы природы, изображающей Родину в определённую историческую эпоху. Отличие  эпоса от лирики и драмы: на первом месте герой с его личными проблемами.

4.03

9.

О чём рассказывает музыкальный жанр. «Память жанра».

Жанры классической музыки; вокальная, танцевальная, вокально-инструментальная, симфоническая музыка, музыкально-театральные жанры. Музыкальные жанры различаются: по характеру, по сюжету, по составу исполнителей, по особенностям формы, по обстоятельствам исполнения.

11.03

10.

Такие разные песни.

Песня как вид искусства, делится на два направления – бытовая и профессиональная.

Песня – наиболее простая и распространённая форма вокальной музыки.

18.03

11.

Такие разные танцы.

Танец – вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений ритмически чёткой и непрерывной сменой выразительных положений человеческого тела. Виды танцев.

8.04

12.

Такие разные марши.

Марш получает разные названия в зависимости от скорости движения. Церемониальный марш. Марш для духового оркестра.

15.04

13.

«Сюжеты» и « герои» музыкальной формы.

Что такое музыкальная форма. Форма – система музыкальных средств, применённая для воплощения содержания произведения. Строение, схема музыкального произведения. Главные принципы музыкальной формы.

22.04

14.

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период).

Разнообразие музыкальных образов.

29.04

15.

Многомерность образа в форме рондо.

Рондо – музыкальная форма, сложившаяся под некоторым влиянием лирических стихотворений того же названия. В музыкальном рондо главная тема повторяется. Происхождение связано с народной песенно-танцевальной музыкой.

6.05

16.

Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича.

Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича. Стилистические особенности музыки эпохи Великой Отечественной войны. Особенности сложенных жанров: симфония.

13.05

17.

Музыка в развитии.

Музыка в развитии. Драматургия музыкальная – система выразительных средств и приёмов воплощения драматического действия в произведениях музыкально-сценического жанра (опере, балете).

20.05

По итогам освоения программы 7 класса обучающиеся должны знать/понимать:

- главные особенности содержания и формы в музыке, осознание их органического взаимодействия;

- понимание концептуально-содержательных особенностей сонатной формы

уметь:

- определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражение этого умения в размышлениях о музыке;

- находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений

- находить взаимосвязь между художественными образами музыки, литературы и живописи;

- аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека;

- осмысливать важнейшие категории в музыкальном искусстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...