Рабочая программа по музыке.
рабочая программа по музыке (7 класс)
Рабочая программа по музыке 7 класса составлена на основе: федерального компонента государственного стандарта общего образования 2008 года и примерной программы основного общего образования программы «Музыка» 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 90, [6] с.
Программа рассчитана на 17 ч. в год (1 час в неделю),
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass.docx | 41.91 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по музыке 7 класса составлена на основе: федерального компонента государственного стандарта общего образования 2008 года и примерной программы основного общего образования программы «Музыка» 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 90, [6] с.
Программа рассчитана на 17 ч. в год (1 час в неделю),
Общая характеристика учебного предмета
Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Данная рабочая образовательная программа по музыке для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009..) Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.
Цель программы: формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры;
Задачи:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- воспитывать культуру мышления и речи.
В 7 классе актуализируется проблема, связанная с взаимодействием содержания и формы в музыке (тема года «Содержание и форма в музыке»).
Подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения.
Что такое музыкальное содержание? Из чего оно складывается? Что представляет собой музыкальный образ? Как музыкальные жанры влияют на содержание музыкального произведения? Эти вопросы раскрываются в первой части программы и учебника 7 класса.
Вторая часть посвящена выявлению сущности определения «форма в музыке». Что называть музыкальной формой – только ли разновидности музыкальной композиции – период, двух – и трехчастную формы, рондо, вариации? Что такое музыкальная драматургия и чем она отличается от музыкальной композиции? Как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре и крупных музыкальных жанрах – опере, симфонии? Все это составляет тему второй части.
Рабочая программа ориентирована на использование:
- Музыка. 7 кл.: учеб.для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев – 8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. – 155, [5] с.: ил.
- Музыка. 7 кл.: Фонохрестоматия / В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2009.
Организация всех видов деятельности (слушание музыки, анализ музыкальных фрагментов, выполнение проблемно-творческих заданий, хоровое и сольное пение) предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен, музыки кино. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 7 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор семиклассников должны расширяться.
Учебно-тематический план
№п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Контрольные работы, зачеты | |
уроки | лабораторно-практические работы, экскурсии | ||||
Тема года: «Содержание и форма в музыке» | |||||
1 | «Магическая единственность» музыкального произведения | 1ч. | |||
2 | Содержание в музыке | 3ч. | |||
4 | Музыкальный образ | 4ч. | |||
5 | О чём рассказывает музыкальный жанр? | 4ч. | |||
6 | Что такое музыкальная форма? | 3ч. | |||
7 | Музыкальная композиция | 1ч. | |||
8 | Музыкальная драматургия | 1ч. | |||
Итого: | 17ч. |
Содержание программного материала
Тема учебного года: «Содержание и форма в музыке»
Урок 1. «Магическая единственность» музыкального произведения.
Музыкальная форма, объединяющая в едином замысле несколько относительно самостоятельных частей, различных по образному содержанию и структуре. Основные циклические формы.
Урок 2. Музыку трудно объяснить словами.
Два вида музыкальной образности. Тишина, неподвижность и покой; их воплощение в музыке. Знакомство с различными музыкальными образами тишины и покоя, природы, войны и мира, подвига, борьбы и победы. Интерпретация. Переложение. Ремикс.
Уроки 3. Что такое музыкальное содержание?
Музыкальное содержание. Характерные черты человека при создании его музыкального образа. Образ в литературе, изобразительном искусстве и музыке. Музыкальный образ может включать в себя одну или несколько мелодий – это значит иметь одну или несколько граней.
Раздел II. Каким бывает музыкальное содержание?
Урок 4. Музыка, которую необходимо объяснить словами.
Музыка передаёт тонкие, почти неуловимые движения чувств человека. Программные произведения в музыке. Композиторы о программности в музыке.
Урок 5. Образ мечты. «Восточная партитура» Н. А. Римского-Корсакова
Н. Римский-Корсаков – великий сказочник в русской музыке. Восточная тема в творчестве Н. Римского-Корсакова. «Шехерезада» - самая цельная симфоническая партитура среди всех программных партитур Н. Римского-Корсакова.
Урок 6. Лирические образы в музыке.
Что означают выражения «лирическая тема в музыке», «лирический образ в музыкальном произведении». Настроение в музыке. Лирический род в музыке, отличается повышенной мелодичностью и напевностью звучания, лаконичностью художественных образов.
Урок 7. Драматические образы.
Драматический образ в музыкальном произведении. Формирование восприятия музыкального образа на примере «Лесной царь» Ф. Шуберта
Урок 8. Эпические образы в музыке.
Эпические образы в музыке – это образы не только героев, но и событий истории, образы природы, изображающей Родину в определённую историческую эпоху. Отличие эпоса от лирики и драмы,: на первом месте не герой с его личными проблемами, а история.
Урок 9. О чём рассказывает музыкальный жанр. «Память жанра»
Жанры классической музыки: вокальная, танцевальная, вокально-инструментальная, инструментальная, симфоническая музыка, музыкально-театральные жанры. Музыкальные жанры различаются: по характеру, по сюжету, по составу исполнителей, по особенностям формы, по обстоятельствам исполнения.
Урок 10. Такие разные песни.
Песня как вид искусства делится на два направления – бытовая и профессиональная. Песня – наиболее простая и распространённая форма вокальной музыки.
Урок 11. Такие разные танцы.
Танец – вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически чёткой и непрерывной сменой выразительных положений человеческого тела. Виды танцев.
Урок 12. Такие разные марши.
Марш получает разные названия в зависимости от скорости движения. Церемониальный марш, скорый марш. Марши для духового оркестра.
Урок 13. «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы.
Что такое музыкальная форма. Форма – система музыкальных средств, применённая для воплощения содержания произведения. Строение, схема музыкального произведения. Главные принципы музыкальной формы.
Урок 14. Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период).
Разнообразие музыкальных образов.
Уроки 15. Многомерность образа в форме рондо.
Рондо – музыкальная форма, сложившаяся под некоторым влиянием лирических стихотворений того же названия. В музыкальном рондо главная тема повторяется. Происхождение связано с народной песенно-танцевальной музыкой.
Урок 16. Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича
Образ В. О. в. В «Ленинградский» симфонии Д. Шостаковича. Стилистические особенности музыки эпохи В. О. в. Особенности сложных жанров: симфония.
Урок 17. Музыка в развитии.
Музыка в развитии. Драматургия музыкальная – система выразительных средств и приёмов воплощения драматического действия в произведениях музыкально-сценического жанра (опере, балете)
Схема календарно-тематического планирования учебного предмета на учебный год
№ п/п | № урока в теме | Тема урока. Тип урока | Содержание тематического планирования | Дата | |
7 а 7 б | |||||
план | факт | ||||
1. | «Магическая единственность» музыкального произведения. | Музыкальная форма, объединяющая в едином замысле несколько относительно самостоятельных частей, различных по образному содержанию и структуре. Основные циклические формы. | 15.01 | ||
2. | Музыку трудно объяснить словами. | Два вида музыкальной образности. Тишина, неподвижность и покой; их воплощение в музыке. Знакомство с различными музыкальными образами тишины и покоя, природы, войны и мира, подвига, борьбы и победы. Интерпретация. Переложение. Ремикс. | 22.01 | ||
3. | Что такое музыкальное содержание? | Музыкальное содержание. Характерные черты человека при создании его музыкального образа. Образ в литературе, изобразительном искусстве и музыке. Музыкальный образ может включать в себя одну или несколько мелодий – это значит иметь одну или несколько граней. | 29.01 | ||
4. | Музыка, которую необходимо объяснять словами. | Музыка передаёт тонкие, почти неуловимые движения чувств человека. Программные произведения в музыке. Композиторы о программности в музыке. | 5.02 | ||
5. | Образ мечты. «Восточная партитура Н. А. Римского-Корсакова. | Н. А. Римский-Корсаков – великий сказочник в русской музыке. Восточная тема в творчестве Н. Римского-Корсакова. «Шехеразада» - самая цельная симфоническая партитура среди всех программных партитур Н. Римского-Корсакова. | 12.02 | ||
6. | Лирические образы в музыке. | Что означают выражения «Лирический образ в музыкальном произведении». Настроение в музыке. Лирический род в музыке, отличается повышенной мелодичностью и напевностью звучания, лаконичностью художественных образов. | 19.02 | ||
7. | Драматические образы в музыке. | Драматический образ в музыкальном произведении. Формирование восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта | 26.02 | ||
8. | Эпические образы в музыке. | Эпические образы в музыке – это образы не только героев, но и событий истории, образы природы, изображающей Родину в определённую историческую эпоху. Отличие эпоса от лирики и драмы: на первом месте герой с его личными проблемами. | 4.03 | ||
9. | О чём рассказывает музыкальный жанр. «Память жанра». | Жанры классической музыки; вокальная, танцевальная, вокально-инструментальная, симфоническая музыка, музыкально-театральные жанры. Музыкальные жанры различаются: по характеру, по сюжету, по составу исполнителей, по особенностям формы, по обстоятельствам исполнения. | 11.03 | ||
10. | Такие разные песни. | Песня как вид искусства, делится на два направления – бытовая и профессиональная. Песня – наиболее простая и распространённая форма вокальной музыки. | 18.03 | ||
11. | Такие разные танцы. | Танец – вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений ритмически чёткой и непрерывной сменой выразительных положений человеческого тела. Виды танцев. | 8.04 | ||
12. | Такие разные марши. | Марш получает разные названия в зависимости от скорости движения. Церемониальный марш. Марш для духового оркестра. | 15.04 | ||
13. | «Сюжеты» и « герои» музыкальной формы. | Что такое музыкальная форма. Форма – система музыкальных средств, применённая для воплощения содержания произведения. Строение, схема музыкального произведения. Главные принципы музыкальной формы. | 22.04 | ||
14. | Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период). | Разнообразие музыкальных образов. | 29.04 | ||
15. | Многомерность образа в форме рондо. | Рондо – музыкальная форма, сложившаяся под некоторым влиянием лирических стихотворений того же названия. В музыкальном рондо главная тема повторяется. Происхождение связано с народной песенно-танцевальной музыкой. | 6.05 | ||
16. | Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича. | Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича. Стилистические особенности музыки эпохи Великой Отечественной войны. Особенности сложенных жанров: симфония. | 13.05 | ||
17. | Музыка в развитии. | Музыка в развитии. Драматургия музыкальная – система выразительных средств и приёмов воплощения драматического действия в произведениях музыкально-сценического жанра (опере, балете). | 20.05 |
По итогам освоения программы 7 класса обучающиеся должны знать/понимать:
- главные особенности содержания и формы в музыке, осознание их органического взаимодействия;
- понимание концептуально-содержательных особенностей сонатной формы
уметь:
- определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражение этого умения в размышлениях о музыке;
- находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений
- находить взаимосвязь между художественными образами музыки, литературы и живописи;
- аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека;
- осмысливать важнейшие категории в музыкальном искусстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...