Конспекты начальная школа
план-конспект урока по музыке

Гарипова Элина Азатовна

Конспекты начальная школа

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: П. И. Чайковский балет «Спящая крсавица».

Цель: Знакомство с балетом П. И. Чайковского «Спящая красавица», формирование представления о балете, как о музыкально-хореографическом спектакле, научиться  следить за развитием музыкальной мысли, анализировать музыку, используя средства музыкальной выразительности на примере фрагментов  балета «Спящая красавица».

Планируемые результаты:

Предметные: Умение определять интонационно – образный характер персонажей балета «Спящая красавица»; средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм; слушать мелодии из балета; определять душевное состояние главных персонажей балета; исполнять заключительную песню в радостном и светлом характере

Личностные: представление искусства как способа выражения мыслей и чувств; развитие способностей к художественно-образному восприятию произведений музыкального искусства и выражению своего отношения посредством балета «Срящая красавица»Чайковского. Проявление эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения различного образного содержания.

Тип занятия: Урок «Открытие» новых знаний

Методы и приемы: метод размышления о музыке, метод эмоциональной драматургии, метод моделирования музыкального образа, произведения, метод наложения.

Оборудование: муз. центр, фортепиано, компьютер, проектор, флеш-накопитель, иллюстрации, аудиозаписи и видеозаписи фрагментов  Балета « Спящая красавица»

Муз.репертуар: «Вальс цветов» изиз балета П. И. Чайковского «Спящая красавица», финал 1 действия из балета «Спящая красавица», «Звездный калейдоскоп» муз. В. Ярушин

Структура урока: 1.Орг.момент.

                              2.Актуализация знаний.

                              3.Открытие «нового знания».

                              4. Организация слушательской деятельности.

                              5. Организация исполнительской деятельности.

                              6.Физ.минутка

                              7. Итог урока

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж

1

Организационный момент 

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости)

-Здравствуйте дети, я снова рада видеть вас, пожалуйста, садитесь 

Дети заходят в класс и садятся на места.

1 мин

2

Актуализация знаний.

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека)

П (усвоение знания материала прошлого урока)

К (уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог)

-Мы уже с вами познакомились со сказкой-балетом «Лебединое озеро».

-Расскажите мне все, что вы знаете об этом балете?

-Все дети любят сказки, в которых происходят необыкновенные чудеса, и все дети любят отгадывать загадки, не так ли?

-Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вам необходимо разгадать загадку.

Во дворце красавица

Спит уже сто лет.

Как зовут несчастную?

Дайте мне ответ!

Заросли дороги все,

Но принц к ней путь найдёт

Поцелует девушку,

И её спасёт.

-Верно! Спящая крсавица. Может кто-то знает, кто является автором этой сказки?

-Совершенно верно, французский писатель Шарль Перро.

-Ответы детей

- «Спящая красавица»

-Шарль Перро

3мин

3

4

5

Открытие «нового знания»

Организация слушательской деятельности

Физ.минутка

П (открытие новых знаний, нового материала)

Р (целеполагание — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно)

Л (проявление эмоциональной отзывчивости)

К ( планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели функций участников, способов взаимодествия)

П (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)

К (взаимодействие учителя и учеников, а также учеников между собой)

-«Спящая красавица»-балет, состоящий из трех действий. Или, из трех частей. Он был создан в 1889 г. А первая постановка на сцене состоялась через год, в 1890 году в Мариинском театре, в Санкт-Петербурге. Балет «Спящая красавица» занял место среди мировых шедевров балетного искусства.

Главные действующие лица: король, королева, принцесса, феи (есть даже и злая Карабос!) и конечно же принц. 

Итак, события происходят в замке Флорестана. На крестины принцессы приглашены важные гости, чтобы пожелать счастья маленькой Авроре. Добрые феи дарят ребёнку подарки и танцуют. В замке царит веселье. Внезапно злая фея яростно врывается во дворец. Что происходит? Церемониймейстер спешит сообщить королю, что он забыл пригласить на крестины фею Карабос. От злости она начинает колдовать и предвещает принцессе, что она умрёт от укола спицей, когда ей исполнится 16 лет.

Сто лет спустя, с помощью доброй феи Сирени, принц Дезире во время охоты проникает в спящий лес, где видит Аврору и пробуждает ее поцелуем. Их счастливая любовь разрушает злые чары феи Карабос.  В балете «Спящая красавица», главные события происходят на балу.

-А сейчас задание. Я вам включу музыку, а вы расскажите, какая это музыка? На какой танец похожа? (Слушание Вальс)

-Что вы сейчас услышали, на какой танец похожа?

- какой характер у вальса?

-Сейчас прослушаем повторно, а после попробуем с вами станцевать вальс.

-Прислушайтесь, как красиво звучит оркестр: то празднично, стремительно, пышно, когда тему ведут струнные инструменты, то изящно, полётно, сказочно-фантастично, когда в средней части вальса звучат флейта, гобой, кларнет и звенящие колокольчики.

-Сейчас вам понадобится фантазия, сядьте поудобнее, расслабьтесь. Прослушайте финал первого действия балета. Представьте себе все происходящее на сцене. Как вы думаете  чем  заканчивается действие?

СЛУШАНИЕ: Финал 1 действия

Звучит ли вальс? Слышны ли знакомые интонации? В связи с чем изменилась мелодия вальса?  Как и когда появилась тема феи Карабос? Как музыка передает то, что происходит с Авророй, и какие чувства переживают гости? Чем заканчивается действие балета?

 Вся сцена звучит в подвижном темпе (скоро, живо), но как меняется в ней настроение… От безмятежно-светлого, радостного состояния — через волнение, вторжение злорадно-торжествующего начала, влекущего за собой смятение, скорбь, отчаяние, — к светлому, нежному звучанию, полному надежды и вместе с тем незавершенности.

-Немного отвлечемся с вами от нашей сказки и разомнемся.

Музыкальная физ.минутка «друзья».

- вальс

-Светлый, счастливый, нежный, праздничный, ликующий.

-примерные ответы детей.

7мин

12 мин

2мин

6

 

7

Организация исполнительской деятельности

Итог урока

П ( выделение и формулирование познавательной цели — узнать и разучить песню)

Р ( оценка — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить)

-Автор нашей сказки французский писатель Шарль Перро, написал балет наш русский композитор П.И. Чайковский, что тогла этим можно сказать? Что наша земля большая? И что не важно из какой мы страны и какой мы национальности, нас всех объединяет то, что мы живем на нашей планете Земля. Сегодня мы с вами разучим новую песню «Звездный калейдоскоп» эту песню написал наш уральский композитор В. Ярушин.  

ВХР

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Плавное движение мелодии

Показ звуковысотности, дирижерский жест, сравнение

Четкое проговаривание слов

Собственный показ

Согласные звуки

Собственный показ, пение acapella

Ритмический рисунок

Собственный показ

- Мы с вами на протяжении двух уроков знакомились с творчеством П.И Чайковского с какими его балетами мы познакомились?

-Да, совершенно верно.

-Кто может вкратце рассказать содержание двух балетов и с какими произведениями из них мы познакомились?

-Вы большие молодцы, я надеюсь. что творчество П. И Чайковского надолго запомнится вам.

 

-балет «Лебединое озеро» и «Спящая красавица»

13 мин

2 мин



Предварительный просмотр:

Тема урока: М.И Глинка опера «Руслан и Людмила».

Цель: продолжить знакомство с творчеством М.И Глинки и его оперой «Руслан и Людмила».

Планируемые результаты:

Предметные: уметь определять жанр - опера, отдельных сцен и с певческие голоса, слушать музыкальный фрагмент, познакомить и разучить с детьми песню «Дорога добра»

Личностные: формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости; развитие музыкально - эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Тип занятия: Урок «открытия» нового знания

Методы и приемы: метод размышления о музыке, метод эмоциональной драматургии.

Оборудование: муз. центр, фортепиано, компьютер, проектор, флеш-накопитель, видеозапись Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила», аудиозапись «Дорога добра».

Муз.репертуар: Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила»; «Дорога добра» сл. Ю. Энтин., муз. М. Минков.

Структура урока: 1.Орг.момент.

                              2.Актуализация знаний.

                              3.Открытие «нового знания».

                              4. Организация слушательской деятельности.

                              5. Организация исполнительской деятельности.

                              6. Итог урока

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж

1

Организационный момент 

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости)

-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок музыки вести у вас буду я. Зовут меня Элина Азатовна . Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с жизнью и творчеством великого композитора и основоположника русской классической музыки Михаилом Ивановичем Глинка.

Дети заходят в класс и садятся на места.

1 мин

2

Актуализация знаний.

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека)

П (усвоение знания материала прошлого урока)

К (уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог)

-О чём вы с Людмилой Петровной говорили на прошлом уроке?

-Отлично

-На основе какого литературного произведения написана эта опера?

-А кто является автором этой поэмы?

-Верно!

-Ребята, на прошлом уроке вы слушали увертюру к опере «Руслан и Людмила». Можете ли вы сказать, что такое увертюра?

 -Хорошо! Вспомните, кто является автором увертюры, которую вы слушали на прошлом уроке?

-Да, верно это М.И Глинка

-Об опере «Руслан и Людмила»

-На основе поэмы «Руслан и Людмила»

-А.С Пушкин

- Увертюра - это небольшое оркестровое вступление, создающее общее настроение всей оперы.

-М.И Глинка

3мин

3

Открытие «нового знания»

П (открытие новых знаний, нового материала)

Р (целеполагание — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно)

Л (проявление эмоциональной отзывчивости)

-И сегодня мы с вами продолжим знакомство с оперой «Руслан и Людмила»

-Как мы помним главные герои оперы-это Руслан и Людмила. На прошлом уроке, прослушав арию Руслана и каватину Людмилы,  вы выяснили, что партию Руслана исполняет низкий мужской голос. А как называется низкий мужской голос?

Давайте вспомним, каков образ, характер и настроение главного героя Руслана?

Людмила же имела легкий и веселый нрав, она была очень грациозна и приветлива, все эти черты отображаются в каватине Людмилы, которую вы тоже слушали на прошлом уроке.

 -Сегодня мы с вами познакомимся с героем оперы Фарлафом.

-Сейчас я вам прочитаю , как А.С. Пушкин характеризует Фарлафа.

«...В душе несчастные таят

Любви и ненависти яд.

Один - Рогдай, воитель смелый,

Мечом раздвинувший пределы

Богатых киевских полей;

Другой - Фарлаф, крикун надменный,

В пирах никем не побежденный,

Но воин скромный средь мечей;

А как композитор относится к этому персонажу мы узнаем послушав сцену из 2 действия оперы.

(Слушание)

-Ребята, скажите, что же происходит в этой сцене?

В ней злобная колдунья Наина обещает Фарлафу свою помощь. Партию Фарлафа в опере исполняет самый низкий мужской голос БАС.

-А как же звучала мелодия Наины? (Ее речь звучит на одном звуке, как заклинание. Ступай домой и жди меня: Руслана победить, Людмилой овладеть тебе я помогу.)

Облик Наины очерчен колючими ритмами коротких оркестровых фраз, холодными инструментальными тембрами.

-Как вы думаете, почему Наина решила помогать Фарлафу?

 -Наина - злая волшебница, "сообщница" чародея Черномора, похитившего Людмилу. Фарлаф - недруг и соперник жениха Людмилы Руслана. Разумеется, Наина помогает Фарлафу, чтобы он помешал Руслану освободить Людмилу. И ведь помогла: Фарлаф предательски убил Руслана, когда тот спал, и только благодаря доброму волшебнику Финну герой воскрес и спас свою невесту.

-Баритон

- Верно, в этом образе отразились представления о патриотизме и доблести былинных и сказочных богатырей, которые в народном сознании всегда олицетворяли защитников и спасателей земли русской

7мин

4

 

5

6

Организация слушательской деятельности

Организация исполнительской деятельности

Р (научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости)

Л (личностное отношение при восприятии музыки)

Р (Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра)

П (Изучение нового музыкального материала)

Л (Корректировать собственное исполнение)

- Наина уходит, и Фарлаф исполняет рондо. Сейчас мы прослушаем рондо в исполнении Фарлафа. Рондо это главная тема, которая повторяется, а между ней есть эпизоды. С французского переводится  круг

-Ребята, сейчас мы с вами прослушаем Рондо Фарлафа, после чего вы мне скажете какой у этого героя характер?

(Слушают произведение)

-Какие чувства возникли у вас, прослушав произведение?

-Какой же характер имеет Фарлаф?

-Какие слова вам помогли понять, что он трусливый и хвастливый?

-Как вы думаете, зачем Глинка взял музыкальную форму рондо для характеристики образа Фарлава (подчеркнуть его трусливость и т.д.)

Глинка использует форму рондо, чтобы наиболее  полно раскрыть его характерные черты-трусливость, возвышенность, самолюбие.

 -Молодцы, вы верно определили характер Фарлафа и что он из себя представляет.

-Ребята, сейчас мы свами послушаем Рондо Фарлава еще раз, а после попробуем исполнить одну фразу. СЛУШАНИЕ

-Молодцы ребята, вы верно определили характер героя Фарлафа, и поэтому нам удалось исполнить одну фразу из его рондо.

-Вы уже немного устали, предлагаю всем вместе отвлечься и провести физминутку.

Руки ставим мы вразлет

Руки ставим мы вразлет: (Руки в стороны.)

Появился самолет. («Полетели» как самолеты.)

Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо.)

Делай «раз» и делай «два». (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)

Руки в стороны держите, (Руки в стороны.)

Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)

Опустили руки вниз, (Опустили руки.)

И на место все садись! (Сели на места.)

Так как музыка оперы построена на борьбе добра и зла сегодня мы с вами разучим новую песню. Известный академик, учёный Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: "Следование путём добра - путь самый приемлемый и единственный для человека". Этому учит наших детей и песня "Дорогою добра" из кинофильма "Приключения маленькогоМука"

ВХР

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Плавное движение мелодии

Показ звуковысотности, дирижерский жест, сравнение

Четкое проговаривание слов

Собственный показ

Согласные звуки

Собственный показ, пение acapella

-Величие, возвышенность, живость, радость.

-О радость! Я знал, я чувствовал заранее, что мне лишь суждено свершить столь славный подвиг!

10 мин

3мин

15 мин

7

Итог урока

-Сегодня мы с вами продолжили знакомиться с оперой «Руслан и Людмила». Кто мне скажет, кто написал эту оперу? Какой композитор?.

-Также познакомились с новым героем оперы.  Как его зовут?

 -Мы выяснили, что Фарлаф-это хвастливый и трусливый герой оперы.

-Мы познакомились с новым понятием «Рондо», что означает это слово?

-Какую песню мы начали с вами разучивать?

Молодцы ребята, спасибо за урок! До свидания

2 мин



Предварительный просмотр:

Дата: 7.04.2020

ФИО студента: Гарипова Элина

ФИО учителя: Авдеева Л. Г

Класс: 1 класс

Тема урока: Музыка в цирке

Цель: познакомить детей с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским. 

Тип урока:  Урок открытия нового знания.

Планируемые результаты:

Метапредметные: применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач. Ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

Предметные: стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию, развивать умение размышлять о музыке, совершенствовать вокальные навыки.

Личностные: развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкальных произведений, способствовать формированию ценностно-личностного отношения учащегося к высокохудожественным образцам мирового искусства;  понимание инструментальной музыки как средства коммуникации между людьми.

Методы и приемы: метод эмоциональной драматургии, словесный метод, практический метод, метод музыкальных обобщений.

Оборудование: Музыкальный инструмент, компьютер, экран, музыкальный проигрыватель.

Музыкальный материал: И. Дунаевский «Выходной марш», И. Дунаевский «Галоп», Д. Кабалевский «Клоуны», А. Журбин «Добрые слоны».

Этап урока

УУД

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Хронометраж

1.Организационный момент

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости.

Здравствуйте, ребята, меня зовут Элина Азатовна, сегодня я проведу у вас урок музыки.

Дети, заходят в класс и садятся за парты.

2 минуты

2. Актуализация знаний

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека

-Внимание, дорогие ребята, уважаемые зрители! Сегодня у нас необычный урок. Мы побываем в удивительном, увлекательном и немного волшебном мире, где каждое представление – праздник. А вы догадались, о каком праздничном представлении я говорю?

-Как вы догадались? А что помогает создать праздничное настроение в цирке?

-Поднимите руки те, кто из вас был когда-нибудь в цирке?

Очень хорошо. Так о чем мы с вами будем сегодня говорить? Вы догадались?

-Верно!

Дети отвечают на вопросы.

-Цирк

-О цирке

5 минут

4.  Изучение нового материала

 П - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами

-Искусство цирка своими корнями уходит в глубокую старину. Элементы циркового искусства существовали ещё в Древнем Египте, в Древней Греции, в Древнем Риме, в Китае. В средние века на Руси, в Западной Европе на ярмарках, народных гуляниях устраивались выступления жонглёров, канатоходцев, гимнастов, народных актёров скоморохов

-Ребята, Заяц и волк пригласили нас в цирк и прислали письмо. Я его вам зачитаю: «Дорогие ребята! Рассудите нас с волком. Волк говорит, что музыка не нужна в цирке. А я, заяц, говорю, что нужна. Как вы думаете? Заяц». Давайте поможем зайцу и волку! Для начала нам нужно попасть на цирковое представление. На арену выходят артисты, и представление начинается, но представление идет без музыки. Интересно ли смотреть представление без музыки?

Внимательно слушают учителя и смотрят на презентацию.

5 минут

3. Организация слушательской деятельности

П - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами

Л - проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра

- Ну что ж, будем разбираться дальше. Итак, музыкальное путешествие на цирковое представление продолжается. Звучит музыка, на сцену выходят артисты.

-Слушаем внимательно музыку и представляем тех, кто выходит на арену.

слушание «Выходной марш» И.Дунаевского

-Так кто же сегодня будет радовать нас своим талантом? Кого вы себе представили?

-А как музыка помогла вам это все увидеть? Какая она была?

-Встанем и представим себя в роли артистов цирка и как мы под музыку выходим на арену.

(повторное слушание с маршированием)

 -  Это произведение написал композитор Исаак Осипович Дунаевский  для фильма «Цирк». И благодаря ему, вот уже 80 лет эта музыка радует детей и взрослых, приходящих в цирк.

-  Наше представление продолжается – и следующий номер нашей программы – это… должны догадаться сами. Кого же изображает музыка и как она звучит. Слушаем музыку Исаака Дунаевского и думаем, кто из артистов мог выступать под эту музыку. 

(слушание «Галоп»)

-  Кто самый догадливый? Музыку, какого номера мы с вами услышали? Кого изображала музыка? Как звучала музыка?

- Да, музыка будто бы быстрый бег лошади и называется галоп. Именно так назвал и свое произведение Исаак Дунаевский. Лошади бегут по кругу, а акробат выполняет сложные номера. Слушаем еще раз и своими кулачками тихонько попробуем изобразить копыта цирковой лошади.

(повторное слушание с имитацией цоконья)

-Очень хорошо, молодцы

-Ну а 3 номером на арену выходят…Давайте подумаем, какие герои выйдут на арену в этот раз.

(слушание Кабалевский «Клоуны»)

-Как вы думаете, что за артисты появились на арене?

-Действительно, это 2 забавных клоуна, которые смешат публику своими неуклюжими проделками. Автор пьесы Дмитрий Кабалевский.

-  Вы знаете, неподалеку от дома Дмитрия Борисовича находился цирк. И в детстве, и когда он уже стал взрослым, часто ходил туда. С удовольствием смотрел цирковые представления, но особенно ему нравились смешные номера клоунов Боника и Лелика. И однажды он сочинил про них небольшую пьесу, которую назвал « Клоуны».

-Пьеса так и называется – «Клоуны». написал ее для исполнения детьми, обучающимися в музыкальной школе. Как вы думаете, сложно ли ее исполнять? Почему? 

Дети слушают, отвечают на вопросы, поставленные учителем.

-Клоуны, звери…

Торжественная, маршевая

Лошадь

Радостно, весело

-Клоуны

-Да, потому что быстрый, сложный темп.

15 минут

Физ. минутка

Перерыв в цирке называется АНТРАКТ . 

На арену клоун вышел, кто из вас о нем не слышал?

Поклонился, улыбнулся, потянулся, повернулся,

Он присел, потом привстал, головою покачал.

Мы захлопали в ладоши, значит клоун был хороший!

5. Организация исполнительской деятельности

Р - Корректировать собственное исполнение; Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве.

Молодцы, теперь с новыми силами смотрим вторую часть циркового представления. 

-  А во второй части, как обычно, выступают на арене звери. Как называется человек, который готовит их выступление?

-  Как вы думаете, что на арене могут делать слоны? Они какие?

-  Послушайте песню Алекса́ндра Бори́совича Журбина «Добрые слоны».

-  Какая музыка?

-  Так скажите мне, ребята – нужна ли музыка в цирке? А для чего?

-  Музыка всегда и везде с нами. И в подтверждение этому мы разучим с вами песню «Добрые слоны»

ВХР

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Удержание интонации на одном звуке

Сравнения, показ звуковыстоности

Скачки на ч5, ч8

Показ звуковысотности

Legato, stacatto

Дирижёрский жест, сравнения

-Слоны  могут танцевать, слоны добрые, толстые

Веселая, танцевальная

9 минут

7. Итог урока (рефлексия)

П - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами

 -Наше путешествие в радостный мир цирка завершено. 

- И в завершение нашего похода в цирк, вспомним, какие, герои и под какую, музыку нас сегодня радовали.

  1. Как клоуны забавляют зрителей - …(задорно), … (озорно), … (шутливо).
  2. Как бегут под музыку по арене цирковые лошадки - …(быстро), …(стремительно), …(живо), …(радостно).
  3. Перечислите артистов цирка, с которыми вы сегодня познакомились. ( клоуны, лошади, слон)

Так кто же мне может сказать, для чего нужна музыка в цирке?

- В завершение я прошу вас выразить свое отношение к уроку – если вам урок понравился – приклейте стикер к веселому клоуну, а, если не понравился –грустному.

Урок окончен! До новых встреч.

Музыка на цирковом представлении помогает зрителям лучше понять характер цирковых актеров, их номеров

5 минут



Предварительный просмотр:

Дата: 15.04.2020

ФИО студента: Гарипова Элина

ФИО учителя: Авдеева Л. Г

Класс: 3 класс

Школа:№151

        Тема урока: «Музыкальное состязание»

Цель: Познакомить учащихся с жанром инструментального концерта и выявить характерные черты жанра.

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания.

Планируемые результаты:

Метапредметные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

Предметные: закрепить знания о жанрах инструментальной музыки, развивать умение размышлять о музыке, давать обобщенную характеристику исполнительского мастерства, совершенствовать вокальные навыки через песню «Солнышко в окно впускает мама»

Личностные: развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкальных произведений, исполненных в стиле блюз, способствовать формированию ценностно-личностного отношения учащегося к высокохудожественным образцам мирового искусства;  понимание инструментальной музыки как средства коммуникации между людьми. Методы и приемы: метод размышления о музыке, метод эмоциональной драматургии.

Оборудование: Музыкальный инструмент, компьютер, экран, музыкальный проигрыватель.

Музыкальный репертуар: Концерт №1 для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского, «Концерта №3» Ф.Мендельсона, Аедоницкий «Красно солнышко»

Структура занятия:

1)Организационный момент

2)Актуализация знаний

3)Изучение нового материала

4)Организация слушательской деятельности

5)Организация исполнительской деятельности

6)итог урока(рефлексия)

Этап урока

УУД

Действия учителя

Действия учащихся

Хронометраж

1.Организационный момент

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости.

-Добрый день, 3 класс,

Очень рада видеть вас!

- Добрый день, добрый день,

Заниматься нам не лень!

2 минуты

2. Актуализация знаний

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека)

П (усвоение знания материала прошлого урока)

К (уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог)

– Сегодня урок музыки перенесет нас в концертный зал.

— Знакомо ли вам слово «концерт»? Что оно означает?

Действительно, концертом называют публичное исполнение музыкальных произведений, эстрадных, балетных номеров по заранее составленной программе

-Да, знакомо. Концерт – это выступление певцов, танцоров, артистов, музыкантов.

3 минуты

3. Изучение нового материала

П (открытие новых знаний, нового материала)

Р (целеполагание — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно)

Л (проявление эмоциональной отзывчивости)

— Как можно узнать, на какой концерт мы с вами попали?

— Давайте взглянем на афишу. Какие произведения прозвучат сегодня в нашем концерте?

-Концерт №1 для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского. 

-«Концерта №3» Ф.Мендельсона.

-Посмотреть программу, афишу концерта

- 

3 минуты

4. Организация слушательской деятельности

Р (научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости)

Л (личностное отношение при восприятии музыки)

-Итак, приступаем. Попробуем  определить главные черты этого жанра. Сейчас мы услышим два отрывка —  отрывок «Концерта №1» П.И.Чайковского и отрывок «Концерта №3» Ф.Мендельсона. Слушая музыку, постарайтесь понять, почему они называются «концертом», что в них есть общего? (слушание)

-Чем эти произведения схожи?

-Чем отличаются?

-Как можно назвать эти инструменты?

-Солисты, солирующие инструменты.

-Эти инструменты подыгрывают оркестру или ведут самостоятельную партию?

-Действительно, слово «концерт» в переводе с итальянского — гармония, согласие.  А с латинского — состязание. В чем здесь секрет?

-Оркестр и солирующие инструменты то соревнуются с оркестром, то играют в согласии, в гармонии.

-А теперь рассмотрим репродукцию с картины К. Сомова «Концерт». Какой концерт он изобразил?

-Это концерт для голоса, так как выступает девушка-певица в сопровождении виолончели.

-Почему кроме реальных девушек на картине присутствуют ангелы?

-Произведения, созданные в жанре «концерт» увлекают человека в удивительный мир музыки, помогают ему задуматься о настоящем или помечтать о будущем. Поэтому многие композиторы  русские и зарубежные, создавали концерты для различных солирующих инструментов: скрипки, флейты, виолончели, фортепиано и даже голоса.

-Концерты писали И.С. Бах, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Э. Григ, С.С. Прокофьев. Но один из самых известных и любимых во всем мире концертов — это «Концерт №1 для фортепиано с оркестром» П.И. Чайковского.

Давайте послушаем первую часть «Концерта №1»  П.И. Чайковского  и с помощью «Словаря эмоциональных состояний» найдите слова, которые соответствуют характеру музыки этого произведения  (дети называют характер музыки) (слушание)

-Как вы думаете, почему он называется Первым?

-Правильно, а еще это первый русский фортепианный концерт. П.И.Чайковский написал его в 1875 году и с тех пор это одно из самых известных произведений композитора.

Музыка  концерта стала своеобразным символом России, музыкальной визитной карточкой нашей Родины. Почему?

-П.И. Чайковский очень любил свою Родину. Он говорил: «Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь!»

Ему нравилась народная музыка, и он часто использовал ее в своих произведениях.

Давайте послушаем финал«Концерта №1 для фортепиано с оркестром» (слушание финала «Концерта №1»П.И.Чайковского)

И ответьте на вопросы, как звучит мелодия, изменяется ли ее сила звучания(динамика), тембр, лад, регистры?

(слушание финала)

-Какие части «Концерте №1»  мы с вами послушали?

-Так сколько частей в концерте? Какую информацию вы можете добавить о жанре «концерт»?

-Давайте дополним определение «концерта»

Концерт (как муз.жанр) – это музыкальное произведение для оркестра и солирующего инструмента, состоящее из трех частей.

Хорошо, а теперь скажите мне пожалуйста , что ещё артисты делают на концертах кроме как играют на инструментах?

Правильно, поют!

В них звучит симфонический оркестр.

 -В «Концерте» П.И.Чайковского  мы слышим,как играет фортепиано, а в «Концерте» Ф.Мендельсона играет скрипка.

-Они  будто ведут разговор с оркестром, то спорят, то дружат.

Ответы детей

Примерные ответы детей

Наверное, музыка концерта красива, чудесна, она словно ангелы легка и чиста.

-Потому что этот концерт был написан первым в творчестве композитора.

-Потому что он самый известный, самый признанный из его концертов.

-Музыка передает красоту и богатство  русской природы, несгибаемый дух русского человека, широту и доброту русской души.

Каждый раз мелодия звучит с изменениями, в разных вариантах, изменяется ее сила звучания (динамика), тембр, лад, регистры, т.е. происходит вариационное развитие.

-Первую и третью, финальную

-Концерт состоит из трех частей.

-Поют

12

5. Организация исполнительской деятельности

6. Итог урока (рефлексия)

П (Изучение нового музыкального материала)

Л (Корректировать собственное исполнение)

-На прошлом уроке мы с вами начали разучивать песню, как она называется?

(Разучивание песни)

ВХР

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Удержание интонации на одном звуке

Сравнения, показ звуковыстоности

Скачки на ч5, ч8

Показ звуковысотности

Legato, stacatto

Дирижёрский жест, сравнения

-Мы с вами многое узнали о концерте. Давайте проверим, насколько хорошо вы поняли, что такое «концерт» и чем он отличается от других музыкальных жанров.  

Ответим на впоросы:

Концерт №1 – это?

Композитор концерта?

Солирующий инструмент в произведении?

Сколько частей в концерте?

Солирующий инструмент фортепиано

-Молодцы, а теперь давайте вспомним, что мы сегодня с вами делали, чтобы понять, что такое «концерт»?

-Мы  слушали музыку, исполняли сами, размышляли о том, что такое концерт, познакомились  с первым концерт  П.И. Чайковского.

— Какие музыкальные произведения сегодня звучали на уроке?

-Ваше домашнее задание будет создать афишу для концерта.

- Ну а теперь обратите внимание, на ваших столах лежат листочки красного, желтого и синего цвета.

Выберите нужный цвет.

Красный-урок был понятен, интересен. Отвечал на вопросы.

Желтый - урок был интересен, но многое не понял

Синий- ничего не понял и не отвечал на уроке.

Спасибо за урок! До свидания!

«Красно солнышко»

Концерт №1 – это музыкальное произведение для симфонического оркестра и фортепиано, состоящее из трех частей.

Композитор Петр Ильич Чайковский

Три части.

ответы детей

15 минут

5 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект психопрофилактического развивающего занятия в начальной школе

конспект психопрофилактического развивающего занятия в начальной школе по программе О.В. Хухлаевой «четыре путешествия». Цели и задачи программы: основной целью психопрофилактических занятий является...

Конспект интегрированного урока-праздника для учащихся начальной школы (музыка+технология) Название урока: «Весенний перезвон»

В начальной школе целесообразно проводить интегрированные уроки-праздники. Данный конспект урока совмещает музыкальную и технологическую деятельность  учащихся. Целесообразно проводить тако...

Сценарий-презентация выпускного вечера в начальной школе "Прощай, начальная школа!".

Апробированный сценарий в помощь классного руководителя начальной школы....

Обучение чтению на иностранном языке в начальной школе и проблемы овладения техникой чтения на английском языке в начальной школе.

Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе способствует более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру, формирует у детей готовность к общению на иностранном ...

Методическая разработка программы внеклассной работы для начальной школы."Английский язык в начальной школе"

Английский язык в начальной школе «Удивительное рядом» Кружок рассчитан на курс в 74 часа...

Общешкольное родительское собрание в начальной школе 1. «Содержание деятельности педагога-психолога в начальной школе»

Общешкольное родительское  собрание в начальной школе   1.     «Содержание деятельности педагога-психолога в начальной школе» Цель выступления – познакомить род...

Мастер-класс для учителей начальной школы «Нейропсихологические приёмы в помощь учителю начальной школы»

В каждом классе есть дети, испытывающие разного уровня сложности в обучении. Они могут талантливо проявлять себя на математике, делать интересные творческие проекты, но часто совершают «глупые&r...