Отчет о проделанной работе за аттестационный период2014-2019 гг
презентация к уроку по музыке
Аналитический отчет, по большей части развития собственного опыта, для возможности реализовать себя. как специалиста, в работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Отчет о проделанной работе за аттестационный период | 90.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Отчет о проделанной работе за аттестационный период 2014 - 2019 гг
музыкального руководителя ГКУСОМО Ивантеевский СРЦН «Теремок»
Вдовиной Л.М.
Пояснительная записка
Основная цель социально-реабилитационных центров и центров помощи семье и детям – это адаптация, реабилитация и социализация детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в социально-опасном положении и(или) иной трудной жизненной ситуации, которые оказались безнадзорными (беспризорными), лишёнными своего семейного окружения, либо не имеющие возможности оставаться в таком окружении, и поэтому имеют право на особую защиту и помощь государства.
Главные задачи всех специалистов учреждений социальной сферы – воспитание, развитие и, при необходимости, коррекция личностных особенностей детей и подростков. Одной из ведущих задач всех специалистов и основой содержания реабилитации и социализации является формирование у воспитанника базовой культуры личности.
В социальных центрах все задачи реализуются комплексно, в целостном социально-педагогическом процессе, каждым специалистом в отдельно взятой области.
Направление деятельности музыкального руководителя – используя разные виды и формы организации музыкальной деятельности, с учётом индивидуальных, возрастных, а также творческих способностей воспитанников, способствовать коррекции выявленных нарушений нравственно-эстетической сферы, формированию и развитию социально-личностных компетенций в области эстетической культуры, которое осуществляется в процессе эстетического воспитания.
Эффективность и интеграция в социальной реабилитации несовершеннолетних - понятия сложные, но очень нужные. Современная социальная ситуация далеко не всегда насыщает детей эмоционально, далеко не всегда обогащает их впечатлениями. В реабилитационной работе с детьми важно не только не создавать условия для развития отрицательных эмоций, не менее важно не задавить положительные - ведь именно положительные эмоции лежат в основе нравственности и творческих способностей человека. Ребенку необходимо специально организованное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений.
Конечно, за кратковременный срок пребывания невозможно обучить и воспитать ребенка, но посеять, привить, познакомить, приоткрыть дверь в мир прекрасного и доброго — это возможно.
По глубокому убеждению В.А.Сухомлинского, «музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности».
Музыкальному руководителю в этом вопросе отводится особая роль, так как музыкальная деятельность носит не только творческий характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития. Поэтому цель работы педагога-музыканта – сохранение психического здоровья ребенка путем создания комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности.
Из пояснительной записки
«Работа музыкального руководителя на современном этапе наполняется новым содержанием. Его задача – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Учитывая особенности детей, они должны искать наиболее рациональные и эффективные пути стимулирования их гармоничного развития».
Из пояснительной записки к требованиям по организации и проведению музыкальных занятий в ДОУ, согласно требованиям нового государственного стандарта образования в РФ
Профессиональная деятельность музыкального руководителя является необходимым звеном коррекционного, воспитательного процесса всех специалистов центра, формирует положительные эмоции.
Взращенные с любовью…
Любить детей, играть с ними, доставлять детям удовольствие быть успешными. Творить вместе.
«Эмоциональная сфера ребенка – фундамент его общения с окружающим миром и развития интеллекта. Эмоциональная сфера ребенка в современном обществе становится похожей на испорченный аппарат; который накапливает в основном деструктивный опыт эмоциональных переживаний, что искажает дальнейшее развитие эмоциональной отзывчивости ребенка, деформирует его структуру психоэмоционального развития».
В.П. Анисимов
Проблема:
В практике образования и жизнедеятельности в целом, мы имеем массу примеров крайне низкой культуры самовыражения, проявляющейся в различных формах их асоциального поведения, грубых варварских действиях, утверждении «себя» и «своего» на фоне отрицания культурно-ценностных ориентиров. Ориентированность подростков на визуальный ряд, нарушение слухового восприятия.
Как увлечь дошкольников, младших школьников, как сформировать коммуникативную компетенцию для успешной социализации, как ввести в творческий процесс школьников, мальчиков-подростков? Ведь часто приходится слышать: скучно, не интересно, не умею, не хочу (показатель девиантного поведения детей, попавших в трудную жизненную ситуацию). А ведь это первый признак комплексов, выработанных в негативных условиях.
Для себя, как для специалиста, важным способом преодоления проблем взаимопонимания с подрастающим поколением определила постоянное самообразование, повышение квалификации.
Владение музыкальным руководителем разнообразными методами и приемами, знание разнообразных направлений в музыке дает возможность заинтересовать, включить в творческую деятельность, взаимодействовать - общаться средствами музыки. Создание неформальной обстановки на занятиях развивает креативность воспитанников.
Благодаря пропаганде прогрессивных и продуктивных методов талантливыми и небезразличными специалистами, педагогами, мастерами, в музыкально-образовательном процессе происходят положительные изменения. Невозможно, прикоснувшись к новым знаниям, не изменить свое мировоззрение, видение и не применить полученное, лучшее, в личной практике.
Проработав шесть лет в реабилитационном центре, на протяжении всего этого времени занимаясь самообразованием и поиском продуктивных методик, открыла для себя образовательные порталы «Преемственность в образовании» и «Орф-фокус».
За отчетный период для «Отделения диагностики и социальной реабилитации» и «Отделения реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья» мною были разработаны планы музыкальных занятий, мероприятий и кружковой деятельности, разработаны авторские программы «Музыкальная гостиная» и «Музыкально-коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья – как ресурс дальнейшего развития, существования, и реализации»
(поточный метод работы)
Для построения педагогического процесса были использованы следующие программы, технологии, методические пособия:
- «Настроения, чувства в музыке» О.П. Радынова;
- «Тутти» программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. А.И.Буренина, Тютюнникова Т.Э.
- «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду» Музыкальные игры. Упражнения, песенки. Нищева Н.В.
- «Мы друг другу рады!» Музыкально-коррекционные занятия для детей дошкольного возраста. Котышева Е.Н.
В течении всего отчетного периода проводилась активная работа по самообразованию и саморазвитию с использованием видео, аудио и печатного материала на различных образовательных сайтах и каналах.
- https://nsportal.ru/
- http://www.maam.ru/
- https://infourok.ru/
- http://www.parents.ru/
- https://preemstvennost/ru/
- https://www.orff.ru/
- https://www.youtube.com/channel/UC339CRWwC_LCsNa1eHF7-Zg
- https://www.youtube.com/channel/UCjUxQg9cHiOYqaRdtZ6pfoQ/videos
- https://www.youtube.com/user/Musiker2000/videos
- https://muzterapevt.ru/
Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации музыкально-художественной детской деятельности, была направлена на решение следующих задач:
- создание условий, предоставление шанса каждому ребенку для поиска, индивидуального для него, способов общения с музыкой;
- творческое развитие его природной музыкальности;
- высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;
- помощь в формировании внутреннего мира и самопознания (эмоционально-психическое развитие и психокоррекция);
- выявление и развитие творческих способностей, формирование духовного потенциала личности.
Были определены задачи по реализации цели:
- обучение воспитанников простейшим элементам музыкального языка и умению применять его на практике;
- развитие импровизационного обращения детей со знакомым материалом и умения использовать его по-своему;
- формирование навыков сотрудничества и сотворчества в детском коллективе;
- ориентирование воспитанников на успешность.
Для реализации намеченных в плане мероприятий была проделана следующая работа:
Соответственно плану работы проводились интегрированные, групповые и индивидуальные музыкальные занятия с детьми отделения диагностики и социальной реабилитации.
В процессе музыкальной деятельности дети занимались по следующим разделам:
- Музыкально-ритмические движения.
- Логоритмика.
- Хоровое и индивидуальное пение.
- Музыкальные игры и хороводы.
- Танцевальное, танцевально-игровое творчество.
- Театрализация.
- Элементарное музицирование.
- По режиму и плану работы, проводились индивидуальные и подгрупповые занятия в отделении реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Соответственно плану велась работа кружка «Музыкальная гостиная».
- Соответственно перспективного плана велась работа по подготовке и проведению календарных и тематических мероприятий.
- По режиму и плану работы, проводились индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия в отделении реабилитации несовершеннолетних.
- Был подготовлены доклады по специализации «Музыка» и, совместно со специалистами центра, проведены семинары:
- «Организация работы Отделения реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья» (2017 г)
- «Как обрести гармонию» (2016 г)
- "Приглашение в страну фольклорию" (2015 г)
- Была разработана и представлена на ХV Международной Ярмарке Педагогических инноваций программа социальной реабилитации «Познать, почувствовать, полюбить» и приложение к ней, содержащее печатный, аудио и видео материал.
- Совместно со специалистами центра были разработаны проекты и представлены:
На конкурс «Православная инициатива» - проект «Познать, Почувствовать, Полюбить»
На конкурс «Наше Подмосковье» - проект «Умный пешеход».
- Совершались посещения воспитанников центра приюта для престарелых людей «Золотая осень» с концертной программой и подарками.
- В течении всего отчетного периода проводилась активная работа по самообразованию и саморазвитию с использованием видео, аудио и печатного материала на различных образовательных сайтах и каналах.
- В рамках основной реабилитационно-образовательной деятельности были разработаны авторские программы и краткосрочные проекты : программа «Музыкальная гостиная», подпрограмма «Музыкально-коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья – как ресурс дальнейшего развития, существования, и реализации»(поточный метод работы), проект «Мы против терроризма!», проект "Юный пешеход", проект ко Дню матери, проект к 9 мая.
- Была проведена работа по выявлению одаренных детей. В рамках фестиваля «София 2018» «София 2019», фестиваля детского творчества «Капелька неба»(2017 и 2018) и всероссийского творческого конкурса «Мир без границ»(2018) дети приняли участие в конкурсных программах, в рамках муниципального этап конкурса для граждан пожилого возраста «Ты супер!» дети приняли участие в развлекательной программе с музыкальными номерами, для участников конкурса.
- Совместно со специалистами центра ежегодно планировалась и проводилась летняя оздоровительная работа, которая включала в себя:
- ежедневную утреннюю зарядку с музыкальным сопровождением;
- подготовку и проведение развлечений и театрализованных представлений силами взрослых и воспитанников центра;
- были организованы выезды воспитанников на экскурсии;
Подготовка и проведение мероприятий включала в себя:
- пошив сюжетно-ролевых костюмов
- изготовление шапочек-масок и других атрибутов (платочки, ленточки, листочки, шарфики и т.п.)
- оформление музыкального зала
- написание сценария
- подборка музыкального оформления мероприятий и репертуара
- подборка сюжетных, сюрпризных и театрализованных моментов
- оформление собственных мультимедийных проектов
Регулярно обновлялись и пополнялись методические пособия, дидактические игры и атрибуты, обновлялась фонотека.
В рамках самообразования в 2018 году успешно прошла обучение на курсах повышения квалификации «Музыкальное воспитание в современном мире: основы интегрированных концепций и методик» (144 часа) и «Введение в орф-педагогику» (24 часа).
В апреле 2019 года приняла участие и вышла в финал конкурса министерства социального развития Московской области «Лучший по профессии» в номинации «Лучший новатор».
В течение всего периода регулярно велась работа по укреплению внутрисемейных связей воспитанников, улучшению эмоционального климата семьи. Применялись различные формы досуга, общения взрослых и детей. Родители с детьми участвовали в конкурсных и праздничных мероприятиях, игровых программах, мастер-классах
Запланированный результат:
- Развитие коммуникативных навыков, социализация. Обогащение детей новыми впечатлениями, развитие инициативы и самостоятельности средством пения, элементарного музицирования, музыкально-ритмической деятельности. Научить сдерживать активность, когда поют хором, музицируют в оркестре, двигаются в заданном направлении, подчиняться общим правилам.
- Гармонизация психоэмоционального состояния ребенка Танцевальные занятия влияют на физический потенциал занимающихся. Через занятия танцами осуществляются попытка к эмоциональному восприятию себя в новом качестве, попытка отношения к себе как к полноценной личности и восстановления психологического комфорта в обществе, что является одним из важнейших условий реабилитации.
- Развитие индивидуальности детей, их способности к творчеству, сотворчеству, сопереживанию. Использование музыкально-театральной деятельности в форме драматизации в процессе социальной реабилитации не только позволяет ребятам приобрести те или иные навыки и умения, но и подключает элемент соревнования, саморепрезентативности, свойственной публичным выступлениям. Кроме того, сценическая деятельность тренирует способности общения, позволяет устранить коммуникативные проблемы.
- Восстановление контакта в семье, улучшение социального статуса семьи и ребенка. Активизируя участие детей на празднике, имеем возможность проследить динамику развития каждого ребёнка за определённый период времени и наметить следующие ориентиры. Кроме того, проведение праздников и других массовых мероприятий мобилизует включение в активную социокультурную деятельность и детей, и взрослых(специалистов центра и родителей).
Качественный анализ реабилитационно-образовательного процесса: И опыт- сын ошибок трудных…
За аттестационный период мне, как специалисту социального центра, раскрылась многогранная возможность музыкальных занятий в воспитании и развитии личностных качеств детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, имеющих девиантное поведение, неудачный жизненный опыт, детскую психологическую травму. Постоянно наблюдая за качественным изменением поступающих к нам детей, я нахожусь в поисках нужного, интересного детям, эффективно воздействующего материала, методов, технологий, мотивирующих детей на творческий процесс, получение положительного результата. Специфика социальной работы заключается в постоянном взаимодействии с детьми, не только на занятиях, но и в быту. Проекция семейного воспитания.
План работы музыкального руководителя загружен мероприятиями. И все эти мероприятия направлены на 25 разновозрастных воспитанников (от 3 до 18 лет). Причем, все они прибывают в разные сроки и на разные сроки реабилитации. Владея различными методами и приемами, мне удается на 80-85 %, реализовывать намеченное. При составлении плана занятий или сценария мероприятия, я учитываю способности всех детей, их настроение, возможности, консультируюсь с ними по выбору репертуара, ориентируюсь на их предпочтения. И только при таких доверительных отношениях происходит полное раскрытие внутреннего содержания ребенка.
Постоянно в работе использую большое количество детских музыкальных инструментов, атрибуты для самовыражения в музыке (шарфики, платочки, ленточки, палочки, бумажные и пластмассовые стаканчики), шляпы. В костюмах, в кукольном театре, происходит перевоплощение детей, реализуется принцип удовольствия и эмоционального подъема.
В работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ действуют те же принципы индивидуального подхода и гуманистической парадигмы. Вариативность в использовании одних и тех же методов и приемов дает положительное развитие и приносит результативность.
По итогам проведенной работы наблюдается следующая динамика:
В результате самообразования, изучения и внедрения в свою практику новых, продуктивных технологий, разработки собственных методов сотрудничества с детским коллективом, развитие сильных сторон каждого воспитанника (индивидуальный подход) в мероприятиях и на занятиях, использование современного музыкального материала, активно возрос интерес воспитанников к художественно-творческому процессу, у детей появилась регулярная потребность культурного самовыражения через музыкально-творческую деятельность. В процессе подготовки и участия в конкурсах, внутренних фестивалях и праздничных мероприятиях происходит развитие личностных качеств детей. Все дети охотно участвуют в мероприятиях, применяя полученные в процессе музыкальной деятельности навыки, проявляют творческую инициативу. А также проявляется положительная динамика в решении задач адаптации, социализации, развития коммуникативных качеств.
Применение передовых опытов на практике:
- Музыкальное воспитание в современном мире. Элементарное музицирование – основа прогрессивных методик.
- Русский народный игровой фольклор – как основа для элементарного музицирования.
- Психологические и практические особенности работы с импровизационно-творческим материалом.
- Художественное творчество как потенциал развития личности ребенка.
- «Сопровождение детей с ОВЗ. Место музыкальных занятий в системе коррекционно-развивающей работы»
- Музыкотерапия – как метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний. (доклады, семинары, информационные сайты)
- Элементарное музицирование как средство адаптации и социализации. Терапевтическое воздействие музыки и движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
отчет о проделанной работе методического объединения
о работе методического объединения...
Отчет о проделанной работе учителя - логопеда
отчет о работе учителя-логопеда за учебный год...
Публичный отчет о проделанной работе за 2011 год.
Публичный отчет о проделанной работе за год....
Отчет о проделанной работе логопеда за 2012 - 2013г
Анализ работы...
Отчет о проделанной работе
Акция "Кораблик детства" проводился у нас в школе второй раз. Акция основана на совместной деятельности летей и взрослых...