«Импровизация как метод развития творческих способностей детей»,
статья по музыке (9 класс)
импровизация как вид творчества может быть органической частью занятия студии только при таком обучении, которое и во всех других звеньях направлено на раскрытие творческого потенциала ребёнка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_improvizatsiya_kak_metod_razvitiya_tvorcheskih_sposobnostey_detey.doc | 34.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Импровизация как метод развития творческих способностей детей
на занятиях в студии «Зеркало»
Лисин Игорь Алексеевич- Педагог дополнительного образования
(художественное направление)
МБУДО «Центр детского творчества»
Алексеевского муниципального района Республики Татарстан
Импровизация, как указано в словаре, – это особый вид художественного творчества, при котором произведение создаётся непосредственно в процессе исполнения.
Импровизация на занятиях в студии– это посильное музыкальное творчество детей, их собственное сочинение музыки и её исполнение или оформление жестикуляции в заданном музыкой ритме, темпе и характере. Музыкальная импровизация может выражаться в разных видах – вокальном, инструментальном, двигательно-ритмическом.
Использование импровизации – перспективный приём для воспитания интереса к музыке и накопления музыкально-творческого опыта. Ведь при этом виде работы учащийся сразу вводится в непосредственный контакт с музыкой. Кроме того, для импровизации не требуется никаких дополнительных приспособлений: собственный голос имеется у каждого, ладони, чтобы заменить музыкальный инструмент, и двигательный аппарат для создания ритмических движений под музыку – тоже.
Этот вид деятельности привлекает внимание воплощением собственного замысла и фантазии, учит появлению новых интонаций, повышает эмоциональный уровень восприятия музыки, а также развивает вокально-слуховые навыки, музыкально-слуховые представления. В основе этой деятельности заложено умение спланировать, представить внутренним слухом продукт своей деятельности на предварительном этапе импровизирования; выполнить действие – исполнить мелодию; соотнести, оценить полученный результат с предварительным замыслом.
Практика показывает, что учащиеся любого возраста охотно занимаются импровизацией. В импровизации обучающий как бы раскрепощается, ему не надо подражать, что часто бывает очень нелегко. Вокально-инструментальная импровизация тесно связана с творческим развитием воспитанника, позволяет мобилизовать его личностные качества для самостоятельного поиска нужных выразительных средств музыки.
Любая импровизация сиюминутна, создаётся в процессе исполнения; как правило, дословно её повторить очень сложно (обычно, повторяя, они предлагают новый вариант мелодии), так как этот вид музыкальной деятельности позволяет им реализовать личностную доминанту – стремление к самовыражению.
В драматургии занятия импровизация может занимать любое место, обусловленное дидактическими целями этой работы. Если в импровизации готовится освоение новых понятий, то тогда импровизация может быть в самом начале занятия. В процессе вокальной импровизации можно моделировать определённые особенности музыкального языка (лад, характерные интонации, жанр, определённый ритм). Такая импровизация легко вписывается в середину занятия. Это ещё один метод освоения музыкального языка. Тогда, когда вокальная импровизация выполняет функцию закрепления в творческой деятельности определённых особенностей музыкального языка, то обычно она проводится в конце занятия, как его кульминация.
Тематически импровизация должна тесно связываться с другим материалом занятия, помогать решать общие задачи. Начинать надо всегда с сильных детей, они “проложат путь”, и за ними, а не за педагогом пойдут остальные. Это очень важно! Я как руководитель могу только изредка показывать что-либо в процессе импровизации, причём только тогда, когда задача очень трудна (импровизация в определённом стиле), или тогда, когда надо ввести определённые интонационные параметры, а у ребят это не получается.
Виды импровизации
1. Импровизация – диалогическая состоит из двух строчек: вопрос – ответ.
2. Импровизации на заданную тему диалогической структуры, где тему задаёт педагог, а
потом все учащиеся по цепочке развивают заданную тему.
3. Импровизация на эмоционально-образную ситуацию.
4. Импровизация на жанр.
Этот вид импровизации возможен с текстом (тогда текст, конечно, облегчает задачу
своим ритмом и размером), а также без текста.
5. Импровизация на определённое настроение.
6. Импровизация в заданном ладу: в мажоре или миноре.
7. Импровизация в заданном размере.
8. Импровизация мелодии на заданный ритм.
Этот вид импровизации хорошо использовать для закрепления определённых
ритмических рисунков, ноты с точкой, смещение акцента и так далее.
9. Очень интересна работа по импровизации на определённую интонацию.
(полутон, чистая кварта, интонация квинты – V-I, интонация трезвучия и так
далее). Мелодия при этом должна быть ладово осмысленна и иметь ясную
структуру.
10. Очень важна роль импровизации в процессе формирования ладового чувства,
ощущения устойчивости и неустойчивости (завершённости и незавершённости
мелодии), внутриладовых тяготений, ощущения тоники.
Фразу, оканчивающуюся на V ступени или на II-VII ступенях, надо повторить,
закончив её тоникой. Постепенно усложняется интонационный строй фраз,
объём вопроса доводится до предложения..
11. Импровизация в определённом стиле, жанре музыки.
Итак, импровизация как вид творчества может быть органической частью занятия студии только при таком обучении, которое и во всех других звеньях направлено на раскрытие творческого потенциала ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коллективное творческое дело как метод развития творческих способностей детей
Коллективное творческое дело как метод развития творческих способностей детей...
Метод танцевальной терапии как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья
P { margin-bottom: 0.21cm; } Двигательная активность всегда являлась мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Способность выполнять любую двигательную деятельность...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВЯЗАНИЯ.
Различные формы обучения на занятиях художественного вязания....
Методы и способы раскрытия и развития творческих способностей детей на занятиях музыкально-теоретических дисциплин
Исходя из педагогического опыта, я попробовала закреплять знания детей по предмету через их творчество. Это оживило процесс запоминания, усвоения материала. Дети, применяя правила и изучая мсате...
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы - выступление на МО
Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы"...
ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ РИТМИКОЙ И ХОРЕОГРАФИЕЙ
Импровизацию в хореографии мы можем назвать еще и «танцем в настоящем», «сиюминутной хореографией»....