Преемственность в преподавании музыки в учебном процессе и внеурочной деятельности
статья по музыке

Татьяна Владимировна Юшта

Выступление на XI  Всероссийской научно-практической конференции "Стратегия и тактика развития предметной области "Искусство" в условиях модернизации концепции художественно-эстетического образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление на конференции21.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Преемственность в преподавании музыки в учебном процессе и внеурочной деятельности (слайд 1-2)

      «Дети должны всегда иметь право на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии сотрудничества. Их жизнь должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы, и они обретают опыт».   

                                                                             

                                                                   (Из Конвенции о правах ребёнка)

Для решения этих задач был разработан новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который предусматривает преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требований к структуре основных образовательных программ начального и основного общего образования, преемственность сопровождения педагога в переходе на федеральные государственные стандарты нового поколения. (слайд 3)

Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на всех этапах развития ребенка.

Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования к организации образовательного процесса. Теперь наряду с урочной деятельностью неотъемлемой частью образовательного пространства школы является организация внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в школе - это такое понятие, которое может характеризовать самые разные виды активности учащегося, будь то активность умственная, физическая или творческая.

К сожалению, урок музыки не может выполнить всех задач музыкального воспитания в полном объеме за 1 час в неделю и,  поэтому, формирование музыкальной культуры  и творческая самореализация личности должна продолжается во внеурочной деятельности.

Преемственность урока музыки с внеурочной деятельностью можно осуществить разными способами, если взять за основу деятельность учащихся на уроке и представить ее в более интересной для детей форме. Приведу несколько примеров как внеурочная деятельность может стать продолжением урока музыки. (Слайд 4)

1. Слушание музыки на уроке может продолжиться во внеурочных занятиях в проектной деятельности.  ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе методов проектно-исследовательской деятельности. Они определены как одно из условий реализации образовательной программы.  Современные развивающие программы образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Выбирая тему проекта, можно обратиться к календарно-тематическому планированию уроков музыки и продолжить работу в интересующем направлении. Например, изучая импрессионизм в музыке и живописи, можно обратиться к жизни и творчеству К.Дебюсси и художников –импрессионистов, нарисовать иллюстрации к произведениям композитора, исполнить его музыку (если есть такая возможность).

Рассказывая детям о русском народном творчестве, заняться проектом на тему «Песня – душа народа». Целью данного проекта будет знакомство детей с видами русской народной песни, её жанровыми и стилистическими   особенностями на основе уже имеющегося жизненного опыта.  В практической части проекта можно представить работу детей через исполнительство вокальных и инструментальных произведений, иллюстраций к песням.

Интересен будет проект на тему «Музыкальные инструменты». Работая над проектом, учащиеся узнают историю зарождения музыкальных инструментов, расширят знания об их роли в жизни человека, проведя анкетирование среди взрослых и детей, могут попробовать выучить различные музыкальные произведения, изготовить инструменты своими руками, посетить в процессе работы над темой концерты, найти загадки, стихи на данную тему и т.д.

2.Слушание может перерасти в занятия по музыкотерапии. Использование здоровьесберегающих технологий  очень актуально, т.к. в век компьютерных технологий наблюдается снижение интереса к творческой, эстетической деятельности при увеличении уровня стрессовой нагрузки у школьников. В итоге мы получаем:

  • нарушения в эмоционально-волевой сфере;
  • нарушения в коммуникативной сфере;
  • практически отсутствуют нравственные качества;
  • дети не умеют справляться со эмоциональными стрессовыми ситуациями и большими нагрузками.

Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) специалисты рекомендуют использовать и множество активных приемов, заданий и упражнений, используемых в коррекционной и лечебной педагогике: 

  • метод арттерапии 
  • метод цветотерапии
  • элементы сказкотерапии
  • игротерапия
  • психогимнастические этюды и упражнения
  • вокалотерапии

Так, например, детям очень нравится метод арттерапии, где они коллективно создают свои творческие продукты, которые выражают детские чувства, эмоции и переживания. На занятиях дети рисуют общие картины, клеят аппликации, лепят скульптуры из глины и пластилина, строят сооружения из кубиков и т.п., что способствует эмоциональному и моторному самовыражению, актуализации положительных эмоций, развитию творческого воображения и сближению детей.

Также можно использовать метод цветотерапии. Данный метод включают в себя использование различных атрибутов определенного лечебного цвета. Например, в танцевальных композициях, в психомышечных этюдах и, просто, в музыкально-ритмических движениях можно предложить детям использовать шелковые шарфики, ленточки, косынки зеленого, синего, красного и желтого цветов, т.к. данные цветовые решения способствуют созданию хорошего, благодушного настроения, успокаивают, дают заряд положительной энергии и благотворно влияют на организм человека в целом. При рисовании музыки также использовать эти цвета.

 Но наибольший отклик у детей вызывают элементы сказкотерапии. Так, под определенный характер музыки дети попадают в сказку, изображают героев любимых сказок и сами сочиняют собственные сказки.

На занятиях музыкотерапией можно использовать психогимнастические этюды и упражнения, которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения, а также у детей формируются и развиваются различные психические функции (внимание, память, моторика).

Например, детям очень нравится упражнение «Танец пяти движений», которое сопровождается разными по характеру мелодиями. Данное упражнение способствует развитию активного внимания, слухового восприятия, фантазии и творческого воображения. Дети импровизируют образные и танцевальные движения в соответствии с характером музыки. Так, например, дети превращаются в рыбок, бабочек, в сломанные игрушки, пробираются сквозь лесную чащу. Хочу отметить, что даже самые обычно малоактивные дети с удовольствием импровизируют и передают волшебные образы.

3.Музицирование. Детям очень нравится играть на любых музыкальных инструментах, но на уроке не всегда бывает возможность дать выразить свои эмоции и показать творческие способности всем желающим. И здесь может прийти на помощь внеурочная деятельность, где учащиеся смогут научиться играть на доступных для них музыкальных инструментах, ощутить себя полноправными музыкантами, выступив, например, на школьном концерте (конечно, если то может себе позволить материальное обеспечение школы.)

А отсутствие материальной базы может дать возможность создания шумовых музыкальных инструментов из подручных средств (как вариант кружковой деятельности). Дети с удовольствием делают шумовые музыкальные инструменты, а потом сравнивают их звучание, играя на них, самостоятельно придумывают названия для своих работ.

4.Пение. Инсценировка песни. Конечно же, это может быть вокально-хоровой и, или, театральный кружки, где развиваются музыкально-певческие, артистические навыки, заложенные на уроках музыки.

5.Пластическое интонирование. Во внеурочной деятельности это может быть танцевальный кружок, кружок художественной гимнастики.

   После выше изложенного можно сказать что, урочные и внеурочные занятия школьников в педагогическом процессе  взаимосвязаны и взаимозависимы. Внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность урочной и внеурочной деятельности как механизма обеспечения полноты и цельности образовательного процесса.

       В заключение мне хотелось бы подчеркнуть, что внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности в учебной работе и внеурочной деятельности.

Обобщение опыта по применению проектной технологии на уроках русского языка и литературы и во вренурочное время....

Доклад и презентация на тему "Патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки и пения, и во внеурочной деятельности".

В материале представлены доклад и презентация на актуальную тему нашего современного общества: "Патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки и пения, и во вн...

Мастер-класс по теме "Бинарное внеклассное мероприятие – один из педагогических путей формирования метапредметных коммуникативных УУД в процессе реализации внеурочной деятельности как требование ФГОС"

Данный мастер-класс был проведен в рамках районного семинара по теме "Пути формирования метапредметных коммуникативных УУД в процессе реализации урочной и внеурочной деятельности как требование Ф...

Создание творческой среды самореализации талантливых школьников в учебном процессе и внеурочной деятельности по информатике.

Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие талантливости. Перед учителями стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень спос...

"Воспитательный процесс и внеурочная деятельность, как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности   школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно   решение задач их воспитания и соц...

Презентация "Преемственность в преподавании музыки в учебном процессе и внеурочной деятельности"

Презентация к выступлению на XI  Всероссийской научно-практической конференции "Стратегия и тактика развития предметной области "Искусство" в условиях модернизации концепции художе...