Мир бардовской песни
план-конспект урока по музыке (6 класс)
Именно из бардовских песен можно черпать все то, на чем мы должны воспитывать ребенка: добро, справедливость, чувство товарищества, верность, душевность, любовь, все то, что делает человека человеком. Простота в восприятии, доверительность, лиризм, естественность авторской песни позволят нести человеку все эти добродетели ненавязчиво, ненарочито.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bardovskaya_pesnya_s_krossvordom.docx | 31.29 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок. Тема: Мир бардовской песни.
Цель: Способствовать восприятию бардовской песни, как глубоко духовного,
самостоятельного явления отечественной культуры.
Развивать: аналитические навыки, эмоционально-чувственную сферу
восприятия.
Формировать: собственное представление о бардовской песне.
Музыкальный материал: О. Митяев «Как здорово!», «Разговор в поезде.» Окуджава «Грузинская песня», Ю. Визбор «Домбайский вальс», В. Высоцкий «Песня о друге».
Дополнительный материал: портреты Б. Окуджавы, Ю. Визбора, О. Митяева, В. Высоцкого, тексты песен «Как здорово!».
Оформление доски: написаны тема и цель урока. Написаны названия станций и фамилии бардов. Прикреплены фотографии бардов.
Организационный момент.
Ход урока.
-Здравствуйте, ребята! Садитесь!
- Введение в тему урока. Мотивационная беседа.
- Наш урок мы начнём с прослушивания песни.
(звучит песня "Изгиб гитары жёлтой".) СЛАЙД 2
«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» — неофициальный гимн движения авторской (бардовской) песни в России. Песня была написана и впервые исполнена Олегом Митяевым в 1978 году на Ильменском фестивале.
История. Однажды автор песни Олег Митяев отдыхал на Ильменском озере и случайно попал на Ильменский фестиваль авторской песни, который его очень сильно впечатлил. На следующий год он вернулся на фестиваль уже со своей первой песней
_ И что это за песня была?
Правильно, — «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Песня моментально стала популярной, и принесла известность её автору.
Люблю эту песню за то, что она, казалось бы, простая и в то же время – душевная.
А у вас какие чувства возникают?….. Предполагаемые ответы: тёплая, дружеская, ёмкая, душевная…
_Да, ребята, ещё можно сказать туристская песня. Потому что, такие песни пели под гитару сидя у костра туристы, студенты.
2. Работа по теме урока. Осмысление. СЛАЙД 3
А теперь, обратите внимание на экран, (кроссворд) и задает вопрос:
-Нам нужно отгадать кроссворд, чтобы узнать тему сегодняшнего урока?
-Итак, первый вопрос:
1.Народный клавишный духовой инструмент. БАЯН
2.Знак молчания в музыке. ПАУЗА
3. Струнный щипковый музыкальный инструмент. ГИТАРА
4. Ансамбль из двух участников, или вокальное произведение для двух голосов с аккомпанементом. ДУЭТ
-Прочитайте выделенное слово. Слово «БАРД». Вам знакомо это слово?
-Кто такие барды?
СЛАЙД 4 БАРД— представитель авторской песни; в более широком смысле — автор-исполнитель, одиночный исполнитель песен собственного сочинения. – поэты, поющие свои стихи. Бардовская музыка исполняется автором под гитару.
-Назовите автора песни, которую мы исполнили в начале урока? Олег Митяев « Как здоровы, что все мы здесь сегодня собрались»
Учитель. К какому жанру относится песня? Авторская, бардовская.
- Молодцы! Таким образом, речь сегодня на уроке пойдет о …бардовской песни.
Открыть доску: тема сегоднящнего урока
ТЕМА: Мир бардовской песни
-Ребята, какую цель мы поставим? (потом показать на слайде) СЛАЙД 5
-Мы с вами познакомимся авторами-исполнителями бардовской песни.
СЛАЙД 6 Мы с вами отправимся в путешествие. И начинаем со станции «Митяевка», потому что там живёт и творит Олег Митяев, автор песни «Как здорово!».
Прикрепить портрет Митяева
-Домашним заданием было задано подготовить краткое сообщение об одном автор - исполнителе. Итак, нам расскажет …….(прикрепить портрет, подготовить музыку)
Родился 19 февраля 1956 в городе Челябинске. Он русский бард, музыкант и актёр. Член Союза писателей России. Заслуженный артист Российской Федерации. Песни пишет с 1978 . Вышли пластинки и книги песен. Участвовал в проекте « Песни нашего века ». Снялся в нескольких художественных и документальных фильмах. В последние несколько лет выступает, помимо Л. Марголина, вместе с Родионом Марченко (бас-гитара) и Витольдом Петровским(вокал).
И пока мы приближаемся к следующей станции, хочу напомнить вам ещё одну его песню, которая называется:
«Разговор в поезде». Слушание песни. СЛАЙД 7
-Вам знакомо это чувство? Случайный разговор… Где у вас был случайный разговор?
Дальше продолжаем путь к другой станции. Которая называется «Юрьево», где живёт замечательный человек Юрий Визбор. О нём нам расскажет …….(прикрепить портрет, подготовить музыку) Прикрепить портрет.
Родился 20 июня1934 — бард, киноактёр, журналист, писатель, сценарист, поэт - один из основоположников жанра авторской песни, автор более 300 песен. Увлечение горными вершинами и альпинизмом нашло отражение в его творчестве и сделало песни Визбора особенно популярными среди туристов, хотя подчас не все представляли, что именно он являлся автором этих песен, они считались подлинно народными. Умер: 17 сентября 1984 г. (50 лет).
Послушаем его песню «Домбайский вальс» СЛАЙД 8
Ребята, это своеобразный гимн альпинистов, который и сегодня поют те, кто приехал штурмовать кавказские вершины..
**********************
-А теперь отправимся на станцию под названием «Грузинская» в гости к Булату Окуджава. О нём нам расскажет….
Прикрепить портрет, подготовить песню.
Родился 9 мая 1924г. Он российский поэт, композитор, прозаик и сценарист. Автор около двухсот авторских и эстрадных песен, написанных на собственные стихи, один из ярких представителей жанра авторской песни в
Умер: 12 июня 1997 г. (73 года)
«Грузинская песня» (№10) Слушание песни. СЛАЙД 9
Ребята, о чём поется в этой песне? о любви, о друзьях, о месте в жизни, о душе. О любови к жизни, к её радостям и горестям, которые посылаются судьбой.
Вот мы оказались на ягодной поляне, где можно отдохнуть.
Подъезжаем, тормозИм, встаём. СЛАЙД 10
(ФИЗКУЛЬТМИНУТКА) СЛАЙД 11
Кстати, кто скажет мне, что общего между ДОрогой, тРЕщиной, разМИнкой и инФАрктом? (ноты). ДО, РЕ,МИ,ФА, а дальше какие ноты.
1 группа найдите слово на ноту «СОЛЬ» рассольник, засольщик, посольство
2 группа на ноту «ЛЯ» капля, вафля, муляж, земля,
3 группа на ноту «СИ»; сироп, осина, сила. .Когда закончите, дайте знак
А теперь посмотрите на слайд и ответьте на вопросы. СЛАЙД 12,13,14,15
- Как называется русский народный трёхструнный щипковый инструмент?
Балалайка.
- Как называется музыкальная погремушка? Маракасы
- Какой духовой клавишный инструмент является самым большим? Орган.
- Какая геометрическая фигура стала музыкальным инструментом? Треугольник.
Вот так мы добрались до станции «Владимировка» к Владимиру Высоцкому. Мы с ним уже знакомы. Да ведь, ребята? Когда мы успели с ним познакомиться?
-Сколько бы ему лет исполнилось, если бы он жил сейчас? 81
-Давайте вспомним. А кем он был? Что вы знаете о нём? Поэтом, актёром театра и кино, автор- исполнитель. Давайте послушаем сообщение о нём…..
Послушаем его песню «Песня о друге» СЛАЙД 16
Прикрепить портрет.
-Какой образ раскрыл нам автор? (Образ настоящего друга, который не бросит в беде, всегда выручит в трудную минуту.) Пусть рядом с вами будет только настоящий друг. Эта «Песня о друге» Высоцкого похожа на совет, на то, каким образом можно проверить своего друга на преданность и верность. Мы видим, что Владимир Высоцкий в «Песне о друге» создает для своего героя экстремальные условия, во время которых, как раз, и проявляется вся сущность человека.
-Мы познакомились с самыми яркими представителями бардовской песни, а ещё есть и другие, Розенбаум, Юрий Кукин, Александр Галич, их много…
СЛАЙД 17 Рефлексия. Итак, мы на конечной остановке. Хотела бы услышать от вас, что вы узнали в этом путешествии?
А какие темы были затронуты в песнях? Друзья, размышления о жизни, любовь, путешествия.
-Ещё что узнали на уроке? Узнали имена известных бардов, послушали их песни. Ребята, каких представителей бардовской песни вы запомнили?
СЛАЙД 16 Бардовская песня – это искренний разговор по душам со слушателем. Как бы наедине со всеми. Авторы – исполнители хотят, чтобы мы увидели мир их глазами.
Барды пели о любви и романтике, о дружбе и взаимовыручке, о кострах и походах, о победах и поражениях, о силе и слабости человеческого духа-то есть о жизни во всех ее проявлениях.
-А теперь проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему. Ребята, послушайте фрагмент произведения и назовите автора?
А теперь представьте, что мы сидим около костра после длительного похода. Вокруг нас зелёные берёзки, ели, где-то слышно крик птицы и звучит гитара… поём песню Олега Митяева «Как здорово, что все мы здесь, сегодня собрались».
На партах текст песни
- 1 куплет исполнит 1 группа, 2-ой 2 группа, 3-ий 3 группа.
- С каждой группы по 2 человека
Запишите домашнее задание: выучить песню.
-Поставлю оценку, тем, кто выступал.
Я надеюсь, что, начиная с сегодняшнего дня, ваш интерес и уважение к авторским песням станет выше. И, вполне возможно, что вы полюбите эти песни и будете петь их не только на уроках музыки, но и в кругу своих друзей и близких.
Дружба – крепкая, искренняя, настоящая – это одно из самых необыкновенных и добрых чувств на земле, которое может испытывать человек.
-На этом наш урок заканчивается, спасибо за активное участие и работу на уроке. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты к урокам музыки в 8 классе:«Мюзикл», «Оперетта», «Бардовская песня»
Тесты в преподавании музыки в школе направлены на определение объема и качества освоения содержания программного материала; проверку и контроль уровня освоения основных видов деятельности уч...
Вечер бардовской песни
Данный вечер можно провести в форме литературно-музыкальной гостиной для учащихся старших классов. К сценарию прилагаются презентации о бардах....
Внеурочное мероприятие "Классика бардовской песни".
Внеурочное мероприятие "Классика бардовской песни"....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по музыке: «Эти песни не горят, они в воздухе парят!» (Бардовская песня)
Цель: Познакомить учащихся с жанром авторской песни.Задачи: 1.Заинтересовать детей музыкальным творчеством бардов.2.Сформировать представление о бардах.3.Побудить детей к выразительному...
Презентация "Авторская (бардовская) песня"
Цель работы: Поближе познакомить учащихся с жанром авторской песни; приобщить их к бардовской песне.Ссылка для скачивания файла: http://www.fayloobmennik.net/1981684...
открытый урок на тему "Бардовская песня"
Знакомство учащихся с жанром барджовской песни , с ее истоками....
Бардовская песня
Материал к вечеру "Бардовской песни"...