Урок музыки 4 класс ТЕМА: «Если очень захотеть, можно в космос полететь..»
план-конспект урока по музыке
ТЕМА: «Если очень захотеть, можно в космос полететь..»
Урок – исследование
Цель урока: формирование коммуникативной и интеллектуальной культуры обучающихся в процессе ознакомления с произведениями искусства
Задачи:
• развитие музыкальности, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления;
• освоение интонационно-образной природы музыки, особенностях музыкального языка, ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
• овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: восприятии музыки, исполнении (в том числе с ориентацией на нотную запись);
• воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры обучающихся.
Методы:
• метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
• методпогружения;
• метод интонационно-стилевого постижения музыки;
• метод художественного контекста.
Приемы:
• активное слушание;
• словесное рисование;
• визуализация;
• проблемно-поисковые ситуации (моделирование ситуации восприятия непрограммного произведения, выразительность и изобразительность в музыке)
Знать (понимать): осознать взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, изобразительного искусства
Уметь:определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, сопоставлять живописные и музыкальные произведения.
Личностные: Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Развитие у обучающихся эстетического чувства прекрасного, фантазии и творческого воображения, музыкального слуха и образного мышления, умения видеть необычное в обычных вещах и явлениях;формирование у детей целостного восприятия окружающего мира; воспитание у младших школьников доброты и патриотизма, любви и чувства ответственности за свои поступки, бережного отношения друг к другу и к окружающему миру;
Метапредметные: Сопоставлять живописные и музыкальные произведения,сотрудничать с педагогом и сверстниками.
Предметные: определять форму музыкального произведения, определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления.
ХОД
Слайд1
1 Актуализация опорных знаний обучающихся
О чем сегодня мы будем говорить на уроке?
- Что вы знаете о Ю.А.Гагарине?
(Юрий Гагарин родился в Смоленской области. С детства любил мастерить игрушечные самолеты и мечтал летать. После войны семья переехала в город Гжатск, который впоследствии переименовали в Гагарин. После окончания ремесленного училища Юрий Гагарин работал в литейном цехе. Во время учебы в техникуме в г.Саратове он посещал аэроклуб и прыгал с парашюта. Затем он поступил в летное училище.
В 1960 г. Ю.А. Гагарин в числе первых начал готовиться к полету в космос.
Будущий космонавт был смелым, решительным, находчивым и весёлым человеком. Был отлично подготовлен физически.
12 апреля 1961 года в момент старта прозвучало его знаменитое «Поехали»
Сказал «Поехали!»
Ракета в космос понеслась
Вот это был рисковый парень!
С тех пор эпоха началась –
Эпоха странствий и открытий,
Прогресса, мира и труд
Надежд, желаний и событий,
Теперь все это – навсегда
Совершив полный оборот вокруг планеты за 108 минут, Гагарин в тот же ден благополучно вернулся на Землю. Все люди восприняли это событие как радостный праздник. Родина отметила подвиг космонавта, присвоив ему звание Героя Советского Союза.
Обычным шумом улица полна.
Идет весна. Рабочий день в разгаре.
И из вселенной радиоволна
Приносит имя русское: Гагарин.
Оно во все врывается края,
Во все сердца, как ласточка, влетает,
И мать-земля, дыханье затая,
Полет героя-сына наблюдает.
И день обычный праздником цветет,
Вся жизнь от ныне-сказочный полет,
Гигантский шаг космического века.
С победой, люди Поздравляю вас!
Свершилось! Пробил долгожданный час!
Рванулось к звездам сердце человека!
После полета Юрий Гагарин мечтал о новых полетах, готовился к ним. К несчастью, трагическая гибель во время полета на тренировочном реактивном самолете оборвала его короткуюяркую жизнь. Но след от нее остался навсегда –и на Земле, и в космосе.
Какими качествами должен обладать космонавт? (смекалка, находчивость,быстроту, уверенность, дружбу и др.качества.
Кто из вас хотел бы стать космонавтом?
3.Песня «космос»-C.Ярушина
4 Основная часть
Загадка: У пастуха множество овец, ночью пасутся, а днем отдыхают. (Луна и звезды).
- Друг за другом бегают, а догнать не могут. (Солнце и луна).
Я стою на пороге Вселенной,
Вихри космоса веют в лицо,
Все, что вечно, и все, что мгновенно,
Припорошено звездной пыльцой.
Людмила Шакун. На пороге вселенной
- Как давно люди интересовались Космосом, Вселенной?
Вид звездного неба – эта бриллиантовая россыпь множества звезд всегда привлекал, завораживал человека.
- Чем привлекал Космос людей?
Наверное, им хотелось знать, что они в этой бесконечной Вселенной не одиноки, наверное, так же, как и Маленькому Принцу из сказки, им хотелось найти друзей и, увидев нашу планету из космоса, понять, какая она удивительная и красивая.
Из воспоминаний Юрия Алексеевича Гагарина: "Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и преумножать эту красоту, а не разрушать ее!".
Когда-то очень давно один философ сказал, что если бы звездное небо было видно только в каком-нибудь одном месте Земли, то к этому месту непрерывно двигались бы толпы людей, чтобы полюбоваться великолепным зрелищем. Звездное небо – великая книга Природы. Кто сумеет ее прочесть, тому раскроются несметные сокровища окружающего нас космоса
Открылась бездна звезд полна,
Звездам числа нет, бездне дна…(Ломоносов М.В.)
- Какое из живописных произведений соответствует вашему представлению о Космосе? (Слайды – видеоряд).
- Как в живописи называется жанр, изображающий природу?
– А в Космосе?
– Космический пейзаж.
Погружение в проблемное содержание. КОСМИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ
- Как вы думаете, можно ли с помощью музыкальных звуков изобразить Космос?
- Возможности каких инструментов симфонического оркестра вы бы использовали?
- Давайте сопоставим ваше представление о «звуковом мире» Космоса и представление американского композитора начала XX века Чарльза Айвза. ( Слайд с портретом). Во время слушания проследите, пожалуйста, как изменяется музыка, выкладывая(рисуя) фигурки. Если характер не меняется – фигурки будут одинаковые, если меняется – разные.
( слушание, акцентируя внимание)
- Совпало ли ваше представление с композиторским?
- Сколько «действующих лиц» в этом произведении? Какие образы у вас возникли? Они одинаковые или разные?
- Какие они по характеру? ( гордый, величественный –( словарь Ражникова)– суетливый, неуравновешенный.)
- Тембры каких инструментов вам помогли определить образы? Какие инструменты звучали резко, суетливо, нервозно?
Какие - гордо, величественно?
- Можно ли назвать это произведение «космическим пейзажем»?
Вопрос, оставшийся без ответа для камерного ансамбля (1906)
Сочинение «Размышление на серьезную тему, или Извечный вопрос, оставшийся без ответа», написанное Айвзом в 1906 году, – вероятно, самый популярный его опус. И не случайно: в нем основная идея айвзовского творчества, его отношение к музыке выразилось предельно просто и ясно. В «Вопросе, оставшемся без ответа» нет ни цитат, ни сложных ритмических конструкций, а вся партитура помещается на нескольких страницах. Айвз добивается здесь огромной выразительности, лишь умело «расслаивая» разные типы звукового материала, разные «музыки». Одна из них – это чистый фон струнных, постоянно, несмотря ни на что, тянущих свой хорал, составленный из простых аккордов. «Это – молчание друидов, – пишет Айвз, – которые ничего не знают, ничего не видят и ничего не слышат». Семь раз труба задает «вечный вопрос существования», который каждый раз звучит совершенно одинаково. И хотя партия трубы «вписывается» в метрическую сетку струнных, ритм ее вопроса оказывается инородным, принадлежащим другому миру. «Поиски неведомого ответа, – пишет Айвз, – которые ведут флейты, подобные человеческим существам, постепенно активизируются (возрастает темп и сила звука)». Игра флейт никак не скоординирована со струнными и происходит как бы «поперек» них, совершенно в ином темпе и движении.
-Мы сегодня уже говорили о том, какими качествами должен обладать космонавт-исследователь.
- Что он мог бы взять с собой с Земли, что могло скрасить ему пребывание в неизведанном? Я бы взяла с собой воспоминание о детстве, о березах. А вы?
- В песне «Этот большой мир» из к/ф «Москва-Кассиопея» ребята-подростки, готовящиеся познать тайны Вселенной тоже размышляли об этом.
видео-прослушивание
- Композитор не поставил точку. В заключительном варианте он назвал это оркестровое сочинение так: «Вопрос, оставшийся без ответа». Как вы думаете – почему?
- Выберите из предложенных вариантов верный:
К звездам я прикасаюсь и,
Зеркальностью мира пленен,
Я могу неотступно годами
Ждать привета из бездны времен.
Или
«Открылась бездна, звезд полна;
Звездам числа нет - бездне – дна…» М. Ломоносов
- Можно ли изучить бездну? Поэтому композитор оставил вопрос без ответа.
Рефлексия
А теперь, проверим, обладаете ли вы таким качествами, как дружба, взаимопомощь, быстрота.
Чья группа быстрее и правильнее соберет разрезные картинки с качествами космонавта
Выход из класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.docx | 22.69 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «Если очень захотеть, можно в космос полететь..»
Урок – исследование
Цель урока: формирование коммуникативной и интеллектуальной культуры обучающихся в процессе ознакомления с произведениями искусства
Задачи:
• развитие музыкальности, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления;
• освоение интонационно-образной природы музыки, особенностях музыкального языка, ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
• овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: восприятии музыки, исполнении (в том числе с ориентацией на нотную запись);
• воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры обучающихся.
Методы:
• метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
• методпогружения;
• метод интонационно-стилевого постижения музыки;
• метод художественного контекста.
Приемы:
• активное слушание;
• словесное рисование;
• визуализация;
• проблемно-поисковые ситуации (моделирование ситуации восприятия непрограммного произведения, выразительность и изобразительность в музыке)
Знать (понимать): осознать взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, изобразительного искусства
Уметь:определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, сопоставлять живописные и музыкальные произведения.
Личностные: Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Развитие у обучающихся эстетического чувства прекрасного, фантазии и творческого воображения, музыкального слуха и образного мышления, умения видеть необычное в обычных вещах и явлениях;формирование у детей целостного восприятия окружающего мира; воспитание у младших школьников доброты и патриотизма, любви и чувства ответственности за свои поступки, бережного отношения друг к другу и к окружающему миру;
Метапредметные: Сопоставлять живописные и музыкальные произведения,сотрудничать с педагогом и сверстниками.
Предметные: определять форму музыкального произведения, определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления.
ХОД
Слайд1
1 Актуализация опорных знаний обучающихся
О чем сегодня мы будем говорить на уроке?
- Что вы знаете о Ю.А.Гагарине?
(Юрий Гагарин родился в Смоленской области. С детства любил мастерить игрушечные самолеты и мечтал летать. После войны семья переехала в город Гжатск, который впоследствии переименовали в Гагарин. После окончания ремесленного училища Юрий Гагарин работал в литейном цехе. Во время учебы в техникуме в г.Саратове он посещал аэроклуб и прыгал с парашюта. Затем он поступил в летное училище.
В 1960 г. Ю.А. Гагарин в числе первых начал готовиться к полету в космос.
Будущий космонавт был смелым, решительным, находчивым и весёлым человеком. Был отлично подготовлен физически.
12 апреля 1961 года в момент старта прозвучало его знаменитое «Поехали»
Сказал «Поехали!»
Ракета в космос понеслась
Вот это был рисковый парень!
С тех пор эпоха началась –
Эпоха странствий и открытий,
Прогресса, мира и труд
Надежд, желаний и событий,
Теперь все это – навсегда
Совершив полный оборот вокруг планеты за 108 минут, Гагарин в тот же ден благополучно вернулся на Землю. Все люди восприняли это событие как радостный праздник. Родина отметила подвиг космонавта, присвоив ему звание Героя Советского Союза.
Обычным шумом улица полна.
Идет весна. Рабочий день в разгаре.
И из вселенной радиоволна
Приносит имя русское: Гагарин.
Оно во все врывается края,
Во все сердца, как ласточка, влетает,
И мать-земля, дыханье затая,
Полет героя-сына наблюдает.
И день обычный праздником цветет,
Вся жизнь от ныне-сказочный полет,
Гигантский шаг космического века.
С победой, люди Поздравляю вас!
Свершилось! Пробил долгожданный час!
Рванулось к звездам сердце человека!
После полета Юрий Гагарин мечтал о новых полетах, готовился к ним. К несчастью, трагическая гибель во время полета на тренировочном реактивном самолете оборвала его короткуюяркую жизнь. Но след от нее остался навсегда –и на Земле, и в космосе.
Какими качествами должен обладать космонавт? (смекалка, находчивость,быстроту, уверенность, дружбу и др.качества.
Кто из вас хотел бы стать космонавтом?
3.Песня «космос»-C.Ярушина
4 Основная часть
Загадка: У пастуха множество овец, ночью пасутся, а днем отдыхают. (Луна и звезды).
- Друг за другом бегают, а догнать не могут. (Солнце и луна).
Я стою на пороге Вселенной,
Вихри космоса веют в лицо,
Все, что вечно, и все, что мгновенно,
Припорошено звездной пыльцой.
Людмила Шакун. На пороге вселенной
- Как давно люди интересовались Космосом, Вселенной?
Вид звездного неба – эта бриллиантовая россыпь множества звезд всегда привлекал, завораживал человека.
- Чем привлекал Космос людей?
Наверное, им хотелось знать, что они в этой бесконечной Вселенной не одиноки, наверное, так же, как и Маленькому Принцу из сказки, им хотелось найти друзей и, увидев нашу планету из космоса, понять, какая она удивительная и красивая.
Из воспоминаний Юрия Алексеевича Гагарина: "Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и преумножать эту красоту, а не разрушать ее!".
Когда-то очень давно один философ сказал, что если бы звездное небо было видно только в каком-нибудь одном месте Земли, то к этому месту непрерывно двигались бы толпы людей, чтобы полюбоваться великолепным зрелищем. Звездное небо – великая книга Природы. Кто сумеет ее прочесть, тому раскроются несметные сокровища окружающего нас космоса
Открылась бездна звезд полна,
Звездам числа нет, бездне дна…(Ломоносов М.В.)
- Какое из живописных произведений соответствует вашему представлению о Космосе? (Слайды – видеоряд).
- Как в живописи называется жанр, изображающий природу?
– А в Космосе?
– Космический пейзаж.
Погружение в проблемное содержание. КОСМИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ
- Как вы думаете, можно ли с помощью музыкальных звуков изобразить Космос?
- Возможности каких инструментов симфонического оркестра вы бы использовали?
- Давайте сопоставим ваше представление о «звуковом мире» Космоса и представление американского композитора начала XX века Чарльза Айвза. ( Слайд с портретом). Во время слушания проследите, пожалуйста, как изменяется музыка, выкладывая(рисуя) фигурки. Если характер не меняется – фигурки будут одинаковые, если меняется – разные.
( слушание, акцентируя внимание)
- Совпало ли ваше представление с композиторским?
- Сколько «действующих лиц» в этом произведении? Какие образы у вас возникли? Они одинаковые или разные?
- Какие они по характеру? ( гордый, величественный –( словарь Ражникова)– суетливый, неуравновешенный.)
- Тембры каких инструментов вам помогли определить образы? Какие инструменты звучали резко, суетливо, нервозно?
Какие - гордо, величественно?
- Можно ли назвать это произведение «космическим пейзажем»?
Вопрос, оставшийся без ответа для камерного ансамбля (1906)
Сочинение «Размышление на серьезную тему, или Извечный вопрос, оставшийся без ответа», написанное Айвзом в 1906 году, – вероятно, самый популярный его опус. И не случайно: в нем основная идея айвзовского творчества, его отношение к музыке выразилось предельно просто и ясно. В «Вопросе, оставшемся без ответа» нет ни цитат, ни сложных ритмических конструкций, а вся партитура помещается на нескольких страницах. Айвз добивается здесь огромной выразительности, лишь умело «расслаивая» разные типы звукового материала, разные «музыки». Одна из них – это чистый фон струнных, постоянно, несмотря ни на что, тянущих свой хорал, составленный из простых аккордов. «Это – молчание друидов, – пишет Айвз, – которые ничего не знают, ничего не видят и ничего не слышат». Семь раз труба задает «вечный вопрос существования», который каждый раз звучит совершенно одинаково. И хотя партия трубы «вписывается» в метрическую сетку струнных, ритм ее вопроса оказывается инородным, принадлежащим другому миру. «Поиски неведомого ответа, – пишет Айвз, – которые ведут флейты, подобные человеческим существам, постепенно активизируются (возрастает темп и сила звука)». Игра флейт никак не скоординирована со струнными и происходит как бы «поперек» них, совершенно в ином темпе и движении.
-Мы сегодня уже говорили о том, какими качествами должен обладать космонавт-исследователь.
- Что он мог бы взять с собой с Земли, что могло скрасить ему пребывание в неизведанном? Я бы взяла с собой воспоминание о детстве, о березах. А вы?
- В песне «Этот большой мир» из к/ф «Москва-Кассиопея» ребята-подростки, готовящиеся познать тайны Вселенной тоже размышляли об этом.
видео-прослушивание
- Композитор не поставил точку. В заключительном варианте он назвал это оркестровое сочинение так: «Вопрос, оставшийся без ответа». Как вы думаете – почему?
- Выберите из предложенных вариантов верный:
К звездам я прикасаюсь и,
Зеркальностью мира пленен,
Я могу неотступно годами
Ждать привета из бездны времен.
Или
«Открылась бездна, звезд полна;
Звездам числа нет - бездне – дна…» М. Ломоносов
- Можно ли изучить бездну? Поэтому композитор оставил вопрос без ответа.
Рефлексия
А теперь, проверим, обладаете ли вы таким качествами, как дружба, взаимопомощь, быстрота.
Чья группа быстрее и правильнее соберет разрезные картинки с качествами космонавта
Выход из класса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку музыки по теме "Можем ли мы увидеть музыку" 5 класс
Презентация к уроку музыки по теме "Можем ли мы увидеть музыку" 5 класс...
Презентация к уроку музыки по теме "Преобразующая сила музыки" 6 класс
Презентация к уроку музыки по теме "Преобразующая сила музыки" 6 класс...
Урок музыки на тему: "В чём сила музыки ?" для учащихся 6 класса.
На данном уроке формируются представления учащихся о связи музыки с жизнью....
Урок музыки Класс: 7 Тема: "Что значит современность в музыке?"
Закрепление и расширение знаний о композитарах – классиках. Отвечающему смыслу понятия «современность» (И.С. Бах, Л.Бетховен)...
Методическая разработка урока музыки на тема «Мир музыкальных образов в вокальной и симфонической музыке» для 6 класса
Урок музыки в 6 классе на тему "Мир музыкальных образов в вокальной и симфонической музыке"...
Презентация к уроку музыки по теме "Героическая тема в музыке" в 7 классе.
В презентации представлен материал о музыкальных произведениях героико-патриотического содержания....
Сценарий мероприятия "Если очень захотеть, можно в космос полететь!"
Мероприятие ко Дню Космонавтики...