Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки
материал по музыке

Михайлова Ирина Николаевна

Использование здоровьесберегающих технологий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся – одно из важнейших направлений работы современного учителя музыки. Возможности урока музыки, как средства реализации данной технологии, очень велики. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки.

1 слайд

                                  Девять десятых нашего счастья основано на здоровье.

                                                                                                           А.Шопенгауэр

Использование здоровьесберегающих технологий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся – одно из важнейших направлений работы современного учителя музыки. Возможности урока музыки, как средства реализации данной технологии, очень велики. Все методы и приемы, применяемые учителями музыки на своих уроках, направлены на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Так же они повышают уровень познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и сохранению как психического, так и соматического здоровья.

2 слайд

Музыка- это искусство, которое благотворно действует на здоровье человека. Она влияет на организм физиологически и психологически. Поэтому вопрос об использовании музыки как средства укрепления здоровья детей на уроках актуален и современен всегда. Среди многообразия приёмов здоровьесберегающих технологий на уроках музыки особенно хочется выделить следующие:

Вокалотерапия

Ритмотерапия

Арт-терапия

Логоритмика

Музыкальная психотерапия

 Все они направлены на снятие нервно-психических перегрузок, восстановление положительного эмоционального тонуса, снятия физического переутомления, сохранение и укрепление голосового аппарата.

3 слайд

Вокалотерапия

В процессе пения –сольного или хорового- укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание. А положение тела во время пения (певческая установка) способствует выработке хорошей осанки. Всё это положительно влияет на общее состояние здоровья обучающихся, а правильно подобранные и систематически применяемые на уроках дыхательные упражнения, благотворно действуют на бронхо-лёгочную систему.

4 слайд.

Ритмотерапия

Этот вид терапии включает в себя музыкально-ритмические упражнения, которые выполняют релаксационную функцию, помогают детям добиться эмоциональной разрядки и снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо того что снимают нервно-психическое напряжение, способствуют развитию координации движений и чувства ритма. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, тем самым улучшая речь ребёнка.

5 слайд

Арт-терапия

Сочетание слов «арт-терапия» -понимают как заботу о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества.

Современная арт-терапия насчитывает большое количество видов и методик. Этот вид терапии – это скорее обретение гармонии, развитие личности, чем лечение. Сколько существует направлений в искусстве, столько же можно выделить и направлений в арт –терапии. К ним относятся: сказкотерапия,  музыкотерапия,   видеотерапия, , игротерапия ,фольклоротерапия и терапия творчеством

Терапия творчеством включает в себя вокальную, ритмическую импровизацию, выполнение различных творческих заданий(как групповых, так и индивидуальных). Особенностью является организация разных форм музыкальной деятельности: дети становятся то солистами, то участниками музыкально-театрального действия, то слушателями, а то авторами-творцами.

 Все эти приёмы предполагают динамичную смену видов деятельности и задействуют все каналы восприятия.

Сказкотерапия и фольклоротерапия также активизируют различные творческие проявления детей        . Деятельность ,  основанная и построенная на принципах фольклорного творчества развивает эмоционально-чувственную сферу, ассоциативное  мышление, фантазию, нравственные чувства. Исполнение и разыгрывание народных песен и сказок раскрепощает детей, снимает все внутренние зажимы, развивает слух,  память.

 6 слайд

Особое внимание хочется уделить музыкотерапии. Различают 3 основные формы:

рецептивная(пассивная)-отличается тем, что обучающиеся не принимают в ней активного участия, а занимают позицию простого слушателя.

Активная – основана на работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение.

Интегративная – наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, пантомима, пластическое интонирование под музыку, создание стихов, рассказов после прослушивания музыки. Путём подбора тех или иных музыкальных  или речевых ритмов происходит воздействие не только на психику человека ,но и на его общее состояние.

7 слайд

Выражение себя через искусство является хорошим способом развития  эмоционально – чувственной сферы, ассоциативного мышления, фантазии, позволяет активизировать различные творческие проявления детей, развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат, способствует повышению самооценки ,является хорошим способом социальной адаптации и снимает накопленное психическое напряжение.

8 слайд

Логоритмика

 Этот вид терапии связывает воедино движение , музыку и слово. Это вид активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путём развития двигательной сферы детей в сочетании с музыкой и словами. По форме организации занятия являются сюжетно-тематическими. Логопедическая ритмика включает в себя:

  • ходьбу в разных направлениях;
  • упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • упражнения, активизирующие внимание;
  • речевые упражнения без музыкального сопровождения;
  • упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
  • ритмические упражнения;
  • пение;
  • упражнения на развитие мелкой моторики.

9 слайд

 Логоритмические занятия направлены на развитие всех компонентов речи и двигательной сферы, артикуляции, памяти, внимания,  познавательных процессов, творческих и интеллектуальных способностей детей.Так же логоритмика способствует развитию артикуляционного аппарата и привития правильного речевого дыхания для быстрого развития речевых функций. При комплексном и систематическом  подходе к занятиям логоритмикой возможно коррекция заикания.

10 слайд

Музыкальная психотерапия

Ещё Пифагор и его последователи заметили, что музыка  благотворно влияет на интеллект и способна воздействовать на душу и психику человека.. На сегодняшний день наука доказала более глубокое воздействие музыки. Разработан и научно апробирован целый ряд произведений композиторов-классиков, которые благотворно влияют на разные органы человека, вызывают положительные эмоции и хороший терапевтический эффект. В.И.Петрушин, не являясь профессиональным врачом, но, будучи профессиональным музыкантом,  опробовал свою методику воздействия музыки в общеобразовательных школах и детских больницах. В этом лечении используются приемы музыкально-образной медитативной психотерапии, просмотр слайдов с красивыми картинами природы и шедевров мировой живописи, внимательное прослушивание аффективно насыщенных музыкальных произведений. Автор концепции создал формулы (установки) музыкального самовнушения, которые могут оказывать на мироощущение ребенка положительное воздействие, необходимое для душевного и соматического здоровья

Музыка с ритмом 60 ударов в минуту благотворно действует на работу мозга: мозг прекращает испытывать стресс и человек может избавиться от нервозности и тревоги, улучшается работоспособность и внимание. Может ли учитель музыки на своих уроках воздействовать на психическое состояние ребёнка? Безусловно, да! Небольшой сеанс музыкальной психотерапии можно проводить на любом этапе урока, в зависимости от настроя обучающихся. Не всегда это может быть музыка, снимающая стрессовую ситуацию, порой наоборот, дети просто нуждаются в эмоциональном подъёме. И в этом, конечно, учителю поможет интуиция и опыт .

11 слайд

И в завершении мне бы хотелось напомнить о том, что одна из основных задач уроков музыки сохранять и укреплять здоровье обучающихся снятием нервно-психических перегрузок и физического утомления, восстановлением положительного эмоционального тонуса и воздействие на интеллектуальное развитие детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки Девять десятых нашего счастья основано на здоровье. А. Шопенгауэр

Слайд 2

Вокалотерапия Ритмотерапия Арт-терапия Логоритмика Музыкальная психотерапия

Слайд 3

Вокалотерапия укрепляется певческий аппарат и бронхо - лёгочная система развивается дыхание, улучшается осанка .

Слайд 4

Ритмотерапия релаксация , эмоциональная разрядка, координация движений и чувство ритма снимает умственную перегрузку и утомление.

Слайд 5

Арт-терапия сказкотерапия музыкотерапия видеотерапия игротерапия фольклоротерапия терапия творчеством

Слайд 6

Формы музыкальной терапии Рецептивная (пассивная) Активная Интегративная

Слайд 7

-р азвивает эмоционально – чувственную сферу, - ассоциативное мышление, фантазию ; - активизирует творческие проявления -р азвива е т музыкальный слух и память, - способствует повышению самооценки; - хороший способ социальной адаптации ; - снимает психическое напряжение

Слайд 8

Логоритмика Движение + Музыка + слово

Слайд 9

Развиваются все компоненты речи, двигательная сфера, артикуляция память внимание координация дыхания и речи чувство ритма

Слайд 10

Музыкальная психотерапия воздействует на человека эстетически, положительно влияет на его интеллект, п сихику и общее самочувствие

Слайд 11

Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье. Генрих Гейне


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки

Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе....

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки

Рекомендации. Рзработки уроков. Разминка....

"Здоровьесберегающие технологии на уроке музыки.Музыкальные и шумовые звуки."

Здоровьесберегающие технологии в образовании – способ организации и последовательных действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета ...

Здоровьесберегающие технологии на уроке музыки.

Материал содержит педагогические методы и приемы, технологии, способствующие укреплению здоровья детей,  применяемые на уроках музыки....

«Развитие творческих способностей учащихся с помощью здоровьесберегающих технологий на уроках музыки и во внеурочное время».

Данная работа знакомит с простейшими элементами вокально- хорового обучения: даются понятия о звукообразовании и звуковедении. певческом дыхании и артикуляции, постановке корпуса. необходимом для пени...

Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»

Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»...