Здоровьесберегающие технологии на уроке музыки.
статья по музыке по теме

Золотухина Светлана Николаевна

Теоретическая статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

«Служба здоровья в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга»

VII городская научно-практическая конференция для представителей ИМЦ,

ППМСЦ, руководителей и специалистов служб здоровья ОУ

7 декабря 2012 год.

____________________________________________________________________

Выступление на коференции:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ МУЗЫКИ.

Организм ребёнка – это хрупкая драгоценность. От нас, взрослых, окружающих маленькое существо, зависит: будет ли он крепким или станет чахнуть с каждым годом. Педагогу необходимо не только знать факторы, влияющие на развивающийся организм ребенка, но и использовать здоровьесберегающие и здоровьесозидающие технологии: личностно-ориентированные, психологически безопасные, имеющие профилактический характер и направленные на формирование здорового образа жизни.

Объём учебного материала постоянно увеличивается и усложняется по содержанию, сочетаясь с недостаточной гибкостью учебных планов, программ, ведёт к перегрузке учащихся, падению интереса к учению, к депрессивному состоянию, ухудшению здоровья. В каждодневной педагогической практике важно найти способы нейтрализации негативных эмоций и хронического утомления. Педагог должен быть готов к здоровьесозидающей деятельности.

Я считаю, что предмет «Музыка» в школе является тем самым «Уроком здоровья». Давайте рассуждать вместе.

То, что музыка благоприятно воздействует на организм человека, знают все. Припомните, что вы делаете, когда у вас хорошее настроение? Чаще всего начинаете напевать.

Существует средство, с помощью которого можно уменьшить разрушительное действие стресса – это музыка. О целебных свойствах музыки было известно издавна. Положительное влияние её на психофизическое состояние человека было доказано ещё в трудах Пифагора, Платона и Аристотеля, в исследованиях Владимира Михайловича Бехтерева. Великий Авиценна считал, что лучшим упражнением для сохранения здоровья является пение. Народная мудрость гласит: "Кто много поет, того хворь не берет!". Все научные труды только подтверждают то, что музыкальное искусство наряду с выполнением воспитательно-эстетических функций, обладает мощным оздоровительно-развивающим потенциалом.

Поэтому важным направлением работы учителя музыки считаю постановку следующих задач: сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей; снять физическое утомление, нервно-психические перегрузки; повысить эмоциональную стабильность; доставить радость и удовольствие.

На уроках музыки виды деятельности учащихся разнообразны. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой: эмоциональное восприятие (слушание музыки), исполнительская деятельность (пение), пластическое интонирование (музыкально-ритмические движения). Таким образом, созданы условия для соблюдения принципов здоровьясбережения. Остановлюсь на некоторых из них.

  1. Принцип двигательной активности (разработка уроков в режиме двигательной активности).

В своей работе я использую средства, организующие процесс усвоения предметного содержания обучения, но прямо его не затрагивающие. В свой урок я включаю упражнения (к примеру: «Средства музыкальной выразительности: ТЕМП, ЛАД, РЕГИСТР, ДИНАМИКА», «Инструменты и их группы», «Я – дирижёр»), совмещенные с выполнением учебных заданий.

  1. Принцип оздоровительного режима (организация обучения в режиме динамических поз: чередование сидения, стояния и передвижения по классу).

Использование музыкально-ритмических движений, ритмопластики, даёт ребёнку возможность овладевать не только навыками творческого осмысления музыки, её телесного выражения, но и разнообразными двигательными навыками и умениями, приобретая опыт пластической интерпретации музыки.

  1. Принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания.

Этот принцип наиболее ярко представлен в вокальной работе. У детей при пении часто наблюдаются резкие движения гортани вверх и вниз. Причина кроется в неумелом пользовании дыханием. А ведь сила и продолжительность голосового звука напрямую зависят от нашего дыхания или, вернее сказать, от выдоха. Следовательно, научив ребят, умело и осознанно, пользоваться своим дыханием, мы научим их управлять своим голосом и контролировать этот процесс, а именно влиять на характер звучания, делая его выразительным. Кстати сказать, в общем смысле практически любое вокальное упражнение можно считать упражнением на дыхание. При регулярной и правильной певческой деятельности на уроках музыки улучшается физическое здоровье детей.

Отдельно хочется обратить внимание на тот факт, что каждая нота – это определённая частота звука. При неоднократном повторении звуков и физиологические, и психологические параметры человека приходят в гармоничное состояние. Этот факт обосновал Владимир Гороховский (доктор медицинских наук), проведя опыты в Лаборатории исследования вибраций. Он выяснил, что каждая из нот связана с одним из органов чувств. Например, МИ – «отвечает» за зрение, а СОЛЬ связана со слухом. Вибрации ноты СИ оказывают гармонизирующее влияние на весь организм. Исполняя ноту на «шаманский» манер, можно улучшить своё самочувствие. Так что – пойте на здоровье!

Хочется ещё напомнить, что какую бы песню не исполняли дети, необходимо помнить, что голос – это живой орган, это нежный и деликатный инструмент. Поэтому, чтобы  сохранить певческий голос ребёнка и развить его, необходимо соблюдать бережное и грамотное отношение к нему. Важно помнить заповедь: «Не навреди!», которая предусматривает использование в работе только безопасных приемов и официально признанных.

  1. –Принцип психологической комфортности (создание ситуации успеха, способствующей повышению самооценки учащихся, снижаются барьеры страха, формируется доверие к педагогу, развиваются доброжелательные взаимоотношения).

В своей работе приоритетным направлением воспитания в области здоровья считаю формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья. Нравственные вопросы и темы, обсуждаемые на уроках музыки, развивают в учащихся доброту, дружелюбие, целеустремленность, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру.

Необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути. Поэтому я сама использую в своей повседневной жизни «Улыбкотерапию». Это во многом помогает мне и ребятам: снимается напряжение, устанавливаются доверительные отношения даже с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

  1. Принцип профилактического эффекта (человек посредством управления своей психикой способен влиять на состояние своего организма)

Классическая музыка способна решать даже душевные задачи: уменьшение чувства тревоги и неуверенности, раздражительности и разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы. Приобщение к культуре восприятия музыки помогает в поднятии общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности.

Спокойные, медленные произведения учащиеся слушают с закрытыми глазами, положив голову на парту. Это позволяет им не только не отвлекаясь, сосредоточиться на музыке («выключив» зрение), но и позволяет успокоиться, снять симптом напряжения, тревожности.

Считаю необходимым включать классическую музыку в педагогический процесс на различных учебных дисциплинах: её положительное влияние на психофизическое самочувствие учащихся доказано и доказывается многими исследователями.

И ещё одно наблюдение: использование здоровьесберегающих технологий на уроке музыки имеет оздоровительный эффект не только для учащихся, но и для учителя, который испытывает на себе их положительное влияние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки

Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе....

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки

Рекомендации. Рзработки уроков. Разминка....

"Здоровьесберегающие технологии на уроке музыки.Музыкальные и шумовые звуки."

Здоровьесберегающие технологии в образовании – способ организации и последовательных действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета ...

Здоровьесберегающие технологии на уроке музыки.

Материал содержит педагогические методы и приемы, технологии, способствующие укреплению здоровья детей,  применяемые на уроках музыки....

«Развитие творческих способностей учащихся с помощью здоровьесберегающих технологий на уроках музыки и во внеурочное время».

Данная работа знакомит с простейшими элементами вокально- хорового обучения: даются понятия о звукообразовании и звуковедении. певческом дыхании и артикуляции, постановке корпуса. необходимом для пени...

Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»

Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»...