20.08.19 Рабочая программа по музыке
календарно-тематическое планирование по музыке (6 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная
школа п. Нивенское»
Рассмотрено Принято Утверждаю
на методическом совете на педагогическом совете директор
протокол № 7 протокол № 9 _________Г.Г.Граховска
«15» июня 2019 г. «18» июня 2019 г. «18» июня 2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО музыке
для 6 класса на 2019 – 2020 учебный год
(35 часов)
Составила: учитель Декалова Людмила Анатольевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная рабочая образовательная программа по музыке составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, с учётом авторской программы по предмету « Искусство и Музыка» Науменко Т.И. ,Алеев В.В. Составлена на основании примерной программы общеобразовательных учреждений и рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Учебник: «Искусство. Музыка» авторы : Науменко Т. И. , Алеев В., Москва «Дрофа» , 2016 год.
Музыка в школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
Курс рассчитан на 35 часов из них 17 часов отведено на внутри предметный модуль «Тайны музыкального королевства». В учебно-тематическом плане и в классном журнале названия тем отмечены словом «модуль».
I.Планируемые результаты освоения курса.
-Ученики научатся знать и понимать:
- общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;
- устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;
- понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;
- осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;
- рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;
- применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;
- постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;
- расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
- освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.
-Ученики получат возможность научиться:
- стремиться к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;
- формировать интерес к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных классифицировать изученные объекты и явления музыкальной культуры;
- стремиться к самостоятельному общению с высокохудожественными музыкальными произведениями и музыкальному самообразованию;
- реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение.
- самореализацию личности на музыкальном художественно-образном материале.
II . Содержание курса
Урок №1-3 Повторение . Музыка души
Постановка проблемы, связанной с изучением главной темы года. Важнейшие аспекты эмоционального воздействия музыки на человека.
Урок №4. Наш вечный спутник
Мир музыки, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни. Мир вещей и мир музыки (соотнесение материального и духовного в жизни человека).
Урок №5. Искусство – память человечества
Возвращение к темам, сюжетам и образам в произведениях искусства разных времён. Легенда о Лете и Мнемозине. Ощущение времени в произведениях искусства (на примере пьесы «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского). Важнейшие эпохи в истории культуры.
Урок №6. В чём сила музыки
Характер всеобщего воздействия музыки (на примере второй части Симфонии № 7 Л. Бетховена и Антракта к III действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера)
Урок №7. Музыка объединяет людей
Созидательная сила музыки (на примере мифа о строительстве города Фивы). Преобразующее воздействие музыки (на примере оды Пиндара). Идея человечества и человечности в Симфонии № 9 Л. Бетховена.
Урок №8. «Вначале был ритм»
Многообразные проявления ритма в окружающем мире. Ритм – изначальная форма связи человека с жизнью. Порядок, симметрия – коренные свойства ритма. Жанровая специфика музыкальных ритмов: ритм вальса (на примере вальса И. Штрауса «Сказки Венского леса»).
Урок №9. Диалог метра и ритма
Отличие между метром и ритмом. Особенности взаимодействия между метром и ритмом в «Танце с саблями» из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна. Роль ритмической интонации в Симфонии № 5 Л. Бетховена.
Урок №10 От адажио к престо.
Основные темпы в музыке. Зависимость музыкального темпа от характера музыкального произведения. Медленные величественные темпы как выразители углубленных образов (на примере органной хоральной прелюдии «Я взываю к Тебе, Господи» И. С. Баха). Зажигательный народный танец Италии тарантелла (на примере «Неаполитанской тарантеллы» Дж. Россини). Изменения темпов в музыкальных произведениях (на примере фрагмента «Поет зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина» Г. Свиридова
Урок №11. Мелодия «угадывает» нас самих
Взаимодействие национальных культур в музыкальных произведениях. «Русское» в балете «Щелкунчик» П. Чайковского. Сила чувств, глубокая эмоциональность мелодий П. Чайковского (на примере Па-де-де из балета «Щелкунчик).
Урок №12. Что такое гармония в музыке
Многозначность понятия гармония. Что такое гармония в музыке. Покой и равновесие музыкальной гармонии в Прелюдии до мажор из I тома «Хорошо темперированного клавира» И. С. Бах
.Урок №13 Мир образов полифонической музыки
Смысл понятия полифония. Выдающиеся композиторы-полифонисты. Эмоциональный строй полифонической музыки. Полифоническая музыка в храме. Жанр канона; его отличительные особенности. Полифонический прием «имитация» (на примере канона В. А. Моцарта «Да будет мир»
Урок №14. Какой бывает музыкальная фактура
Фактура как способ изложения музыки. Различные варианты фактурного воплощения (на примере фрагментов нотной записи в учебнике, с. 99 – 100). Одноголосная фактура (на примере Первой песни Леля из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова). Мелодия с сопровождением (на примере романса С. Рахманинова «Сирень»). «Фактурный узор»: зрительное сходство фактурного рисунка в аккомпанементе с формой цветка сирени.
Урок.15 Тембры – музыкальные краски
Выражение настроений окружающего мира в музыке через тембры. Характерность тембров скрипки (на примере темы Шехеразады из симфонический сюиты «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова и Полета шмеля из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова); виолончели (на примере Вокализа С. Рахманинова в переложении для виолончели и фортепиано); флейты (на примере «Шутки» из сюиты № 2 для оркестра И. С. Баха).
Урок №16. Тонкая палитра оттенков
Выразительные возможности динамики в литературе и музыке. Роль динамических нюансов в создании образа лунной ночи (на примере пьесы К. Дебюсси «Лунный свет»). Изобразительная роль динамики при характеристике музыкальных персонажей (на примере фрагмента произведения «Пробуждение птиц» О. Мессиана).
Урок №17-18.Итоговая контрольная работа. Резерв .
Содержание программы внутри предметного модуля
Искусство «серебряного» века.
Культура грани веков. «Серебряный век» или «русский ренессанс» - круг проблем и образов. Музыкальность поэзии «серебряного века».
Русская эстрада начала 20 века.
Эстрадное искусство – иной полюс русской художественной жизни в начале 20 века. Средства эстетического воздействия в эстрадном жанре. Имена величайших эстрадных исполнителей (Вертинский, Морфеси, Панина, Вяльцева.)
Александр Вертинский – «брат Пьеро».
Первые шаги в искусстве. Образ Пьеро. «Песенки печального Пьеро» (ариетки) – содержание, образы, лексика, их отражение в музыке (на примере песен «Безноженька», «Кокаинетка», «Креольчик», «Ваши пальцы пахнут ладаном».) Роль жеста и мимики в создании музыкального образа.
Александр Вертинский – «судьба Родины, судьба артиста».
События 1917 года. Эмиграция. Содержание, образы «ариеток Пьеро» в годы жизни за границей (на примере песен «В степи молдаванской», «Чужие города», «Прощальный ужин», «О нас и о Родине».)
Александр Вертинский и поэты «серебряного века».
Стихи Бальмонта: «Колыбельная», Блока: «В голубой далекой спаленке», Цветаевой: «Прощанье», «Степан Разин», Есенина: «Последнее письмо» в творчестве Вертинского, их образы, содержание, музыкальная интерпретация.
Жанр «песенки» в творчестве Вертинского и Ахматовой.
Смысл слова «песенка» у Вертинского и Ахматовой. Содержание и образы песенок ( на примере ранних песен Вертинского до 1917 года) и стихов Ахматовой «Я на солнечном восходе…», песенки из цикла «Шиповник цветет», «Песенка слепого», цикл из 4 стихотворений «Песенки».
Последователи творчества Вертинского.
Подражатели Вертинскому, пародии на него. Современные исполнители песен артиста: Б. Гребенщиков, Олег Погудин – монографические концерты, посвященные памяти Вертинского.
Цыганский романс на русской эстраде начала 20 века.
Понятие цыганского романса в начале 20 века, его содержание, музыкальное сопровождение. Артисты Московской оперетты 70 – 80 годов 19 века – прямые «прародители» цыганской песни начала 20 века.
Женщины на эстраде – исполнительницы цыганских романсов .
«Цыганский» репертуар на эстраде. Творчество Паниной, Вяльцевой, Плевицкой.
Влияние «цыганских» мотивов на творчество поэтов «серебряного века».
Цыганские мотивы в творчестве Есенина, Цветаевой. Особое место цыганских романсов и творчества В.Паниной в жизни и творчестве А.Блока.
Цыганский романс на современной эстраде.
Традиции и новаторство в исполнении цыганских романсов в наше время. Творчество В.Пономаревой.
Экскурсия в бабушкин сундук.
Поиск, реставрация и анализ нотных изданий и грамзаписей выпуска 1- ой половины 20 века. Составление нотной «библиотеки» и фонотеки старинных песен и романсов.
Современная эстрада. Анализ песен и различных конкурсов эстрады.
III. Тематическое планирование.
№ | Программный материал | Количество часов |
1 | Повторение , включая входную контрольную работу . | 2 |
2 | Музыка души. | 1 |
3 | Модуль. Искусство «серебряного века» | 1 |
4 | Тысяча миров музыки | 3 |
5 | Модуль. Русская эстрада 20 –го века. | 2 |
6 | Как создаётся музыкальное произведение. | 3 |
7 | Модуль. Александр Веретинский - творчество. | 4 |
8 | Чудесная тайна музыки. | 3 |
9 | Модуль. Цыганские романсы | 4 |
10 | Музыкальная фактура. | 4 |
11 | Модуль Бабушкин сундук | 6 |
7 | Итоговая контрольная работа | 1 |
8 | Резерв | 1 |
Итого: | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...