Технологическая карта 7-класс " Русская эпическая опера А.П. Бородина " Князь Игорь" Образы главных героев"
учебно-методический материал по музыке (7 класс)
Технологическая карта к уроку 7- класс " Русская эпическая опера А.П. Бородина " Князь Игорь" Образы главных героев"- это важный материал для подготовки учителя к уроку музыки.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока музыки в соответствии с требованиями ФГОС
Авторы: «Музыка 7 классы» Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская.
Тема урока: «Русская эпическая опера А.П. Бородина «Князь Игорь». Образы главных героев»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока:
Познакомить с русской эпической оперой А.П. Бородина «Князь Игорь»; сравнить музыкальные образы главных героев (князя Игоря и хана Кончака).
Задачи урока:
Уметь составлять сравнительную характеристику музыкальных портретов героев, анализировать развитие их взаимоотношений.
Развивать умения определять основные средства музыкальной выразительности; развивать ассоциативное мышление, устанавливая интонационно-образные связи с ранее изученными произведениями;
Воспитывать уважение к истории родной страны.
Познакомить учащихся ещё с одним направлением связи музыки с литературой – инструментальной музыкой (симфонической миниатюрой), созданной на основе литературного источника (русское народное предание)
Планируемые результаты:
Личностные:
Иметь мотивацию к учебной деятельности, демонстрировать эмоциональное восприятие произведений искусства; размышлять о музыке, анализировать, высказывать, своё отношение к прослушанным фрагментам.
Предметные:
Познакомятся с русской эпической оперой, понятиями – ария.
Научатся: на основе ассоциативного мышления проводить сравнительный анализ музыкальных портретов князя Игоря и хана Кончака; узнавать музыкальные произведения, называть их авторов ( М.И.Глинка); эмоционально откликаться на исполнение музыкальных произведений.
Узнают о связи средств музыкальной выразительности с музыкальной характеристикой героев оперы.
Получат возможность научиться: эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы.
Метапредметные:
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий, самостоятельно определять выразительные музыкальные средства в ариях главных героев оперы.
Познавательные: ставить и формулировать учебную задачу в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; осваивать способы решения проблем творческого характера в процессе восприятия и оценки музыкального сочинения.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника.
Межпредметные связи: Изобразительное искусство, литература, история.
Дополнительные ресурсы: А.П.Бородин, Ария князя Игоря из второго действия, Ария хана Кончака из второго действия, песня «С чего начинается Родина...», музыка В.Баснера, слова М.Матусовского.
Оборудование: компьютер, медиа проектор, экран, музыкальный караоке-центр, доска,
Эпиграф:
«Князь Игорь»…опера высокого гражданственного звучания…
Это одно из тех произведений, которые составляют славу
русской музыки.
Б.В.Асафьев
Организационная структура урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые умения | Форма и методы контроля |
Организационный момент | Проверяет подготовку обучающихся к уроку, приветствует их. | Проверяют свою подготовку к уроку и своего соседа. | Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Регулятивные: обеспечение обучающимися организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия; осуществление контроля. | Фронтальная наблюдение |
2.Постановка цели и задач урока. | О ком повествует нам автор в этом отрывке? К сожалению, история нашей страны включает в себя не только радости побед, но и горести поражений. Сегодня мы вспомним с вами о богатырях – защитниках своей Родины. На уроке мы поговорим о богатырях, защитниках своей Родины; используя средства музыкальной выразительности сравним музыкальные образы главных героев оперы «Князь Игорь» Александра Порфирьевича Бородина. Каким образом мы будем сравнивать героев? Как бы вы определили тогда тему нашего урока? | Слушают отрывок стихотворения в исполнении обучающегося: От глаз людских доныне скрытый, В лесном краю курган стоит. А кто под ним? Давно забытый Тот вождь, когда-то знаменитый. Откликнись! ….(слайд 1) Отвечают на вопрос учителя, находят в тексте информацию: - О «вожде знаменитом», который в давние времена мечом защищал свою землю. Отвечают на проблемный вопрос учителя, формулируют задачи урока, предлагаютназвание темы урока. - Познакомимся с музыкальными характеристиками этих героев; - обратим внимание на их взаимоотношения. Записывают тему урока в тетрадь. | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению целей и задач. Коммуникативные:планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, вести диалог, слушать собеседника. Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности. | Фронтальная Наглядно-слуховой. |
3. Актуализация знаний. | «Богатырская», «эпическая» тема с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в литературе, музыке, живописи, театре, кино. Ведь с древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ богатыря и родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины. Героические образы литературных произведений, изобразительного искусства, музыки имеют много общего. Но при этом каждое из них отличается своими выразительными средствами и особенностями композиции. (Слайд 2) Посмотрите на картину русского художника Ильи Глазунова «Князь Игорь» (Слайд 3). Каким вы увидели князя Игоря? Какие краски использовал художник для создания образа. О чем они говорят? Князь Игорь стал героем и литературного произведения – «Слово о полку Игореве» (Слайд 4-5) Каким предстаёт перед нами князь Игорь в литературном произведении? Найдите в тексте характеристику? «Слово о полку Игореве» легло в основу оперы Александра Порфирьевича Бородина «Князь Игорь». (слайд 6) Проверяет домашнее задание. Опрос по творчеству А.П.Бородина. | Слушают объяснение учителя Смотрят мультимедийную презентацию. Рассматривают картину И.С.Глазунова, анализируют средства выразительности живописи. - Серьезным, сильным, мужественным человеком. - Яркие, насыщенные, контрастные цвета картины (красный, золотой, черный), говорят о величии и благородстве князя. Делают запись в тетради. Смотрят презентацию, читают отрывок «Слово о полку Игореве», находят и выделяют информацию. «Князем удалым», которого воспевают в былинах «в похвалу трудам его и ранам». Записывают информацию в тетрадь. Отвечают на вопросы учителя. | Познавательная: выделять и формулировать познавательную цель. Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации, выбирают средства выразительности живописи и литературы. Регулятивные: принимают и сохраняют задачи учебной деятельности, определяют способы достижения результата. Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь других. Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость, личностное отношение произведениям искусств. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли. Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания. | Фронтальная устный опрос. Анализ, синтез. Устный опрос |
4. Усвоение новых знаний. | Опера А.П.Бородина рассказывает о походе князя Игоря на половцев. В опере показаны две драматургические линии, героями которых являются князь Игорь и хан Кончак. (слайд 7) Предлагает прослушать арии главных героев оперы. -Что такое ария? - Какой характер музыки? - Менялось ли настроение музыки на протяжении арии? - Какие средства выразительности использовал А.П.Бородин для создания образа Игоря? - В какой музыкальной форме написана ария? -Как режиссёр Р. Тихомиров передаёт душевное состояние князя Игоря в фильме - опере «Князь Игорь» (фрагмент) (Слайд 8) - Каково состояние души князя Игоря? - О чем размышляет князь? - Каким человеком предстаёт перед нами князь Игорь? Учитель противопоставляет образу Игоря, образ хана Кончака. Предлагает создать словесный портрет героя, посмотрев фрагмент фильма-оперы. ( Слайд 9) - Каким человеком предстает хан Кончак в своей арии? - А каков он по отношению к Игорю? - Какие черты являются главными в образе Кончака? - Какие средства выразительности А.П.Бородин использовал для создания музыкального портрета Кончака? Учитель предлагает обучающимся сравнить музыкальные образы героев. - Кем предстают в опере главные герои? Каковы их взаимоотношения? Учитель проводит параллель с другим произведением искусств. - Кто еще из русских композиторов представлял в своей опере два противоборствующих лагеря с такой же многогранностью и симпатией к иноземной культуре? | Слушают объяснение учителя. Дают ответ на вопрос учителя: -Главная песня героя, которая раскрывает его мысли и чувства. Слушают арию князя Игоря « Ни сна, ни отдыха измученной душе» Проводят анализ характера музыки, используя средства музыкальной выразительности. Отмечают изменения характера музыки, называют средства выразительности для показа этих изменений. Музыка арии написана в лирико-драматическом характере. Напоминает былинный распев. Определяют музыкальную форму арии. Смотрят видео фрагмент арии из фильма – оперы. Анализируют чувства и мысли главного героя – князя Игоря. Делают выводы: что князь Игорь честный, благородный, мужественный человек, готовый исправить свои ошибки. И в тоже время нежный, и любящий муж. Смотрят видео фрагмент арии Кончака. Анализируют характер главного героя, его мысли и чувства. Размышляют о чертах характера хана Кончака. Разбирают средства музыкальной выразительности, используемые для создания образа Кончака. Рисуют словесный портрет. Сравнивают музыкальные образы главных героев оперы. Соотносят драматургические линии оперы «Князь Игорь» с оперой «Иван Сусанин» М.И. Глинки. | Познавательные: определяют понятия; осуществляют анализ, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Личностные: испытывают музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоциональном отношении к музыке. Познавательные:осуществляют анализ, разбирают и устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Личностные: испытывают музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоциональном отношении к музыке, различают нравственно-этические понятия. Коммуникативные: сотрудничают с учителем, сверстниками, отвечают на вопросы, делают выводы. | Фронтальная Наглядно-слуховой. Фронтальная Устный опрос |
5. Закрепление изученного материала. 6.Контроль за процессом и результатом учебной деятельности. | Закрепляет новый материал в вопросах: - На каком принципе основано сопоставление героев оперы «Князь Игорь» А.П.Бородина? - Какую роль сыграли в этом средства музыкальной выразительности? Организует самостоятельную работу в группах, по заполнению сравнительной таблицы «Сходство и различие образов главных героев оперы «Князь Игорь». Осуществляет выборочную проверку знаний. Побуждает к высказыванию собственного мнения. (слайд 10) - Сегодня на уроке мы обратились к событиям XII века, когда наши предки защищали Русь-матушку от кочевых народов, опустошавших русские земли. Мы проникли в мир героев, олицетворяющих собой два противоборствующих лагеря. Что нового вы узнали на уроке, с чем познакомились, что прослушали, кто привлек ваше внимание на уроке? - А завершить наш урок мне бы хотелось песней из фильма «Семнадцать мгновений весны» - «Счего начинается Родина?», которая мне кажется, будет созвучна теме нашего урока. | Отвечают на вопросы учителя. -На принципе контраста, противопоставление двух враждующих сил – русских и половцев, представленных главными героями – князем Игорем и ханом Кончаком. Выполняют самостоятельную работу в тетради, заполняя таблицу предложенную учителем. Выполняют самопроверку заданияпредложенного учителем. Высказываютсвое мнение. Оценивают результаты своей работы. Обобщают знания, полученные на уроке. Высказывают свое мнение. Оценивают результаты своей работы. Осуществляют вокально-хоровую работу над песенным материалом. | Познавательные:осуществляют анализ, сравнение; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепочку рассуждений. Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Фронтальная Групповая Фронтальная Устный опрос Хоровое пение |
7. Рефлексия учебной деятельности. | Предлагает ответить на вопросы: - какова была тема урока? - достигли ли цели? - что нового узнали на уроке? -оцените свою работу, поставьте оценку. | Отвечают на вопросы учителя Оценивают результаты своей работы. | Регулятивные: открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. | Фронтальная Устный опрос |
8. Домашнее задание. | - Создайте синквейн к образам героев оперы А.П.Бородина «Князь Игорь» (князь Игорь, хан Кончак). | Слушают объяснение учителя. Делаютзаписи в дневниках. | Регулятивные: принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития. | Индивидуальная Задания в рабочей тетради. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по музыке на тему "Опера А.П.Бородина "Князь Игорь".
Презентация по музыке на тему "Опера А.П.Бородина "Князь Игорь"....
Технологическая карта (7 класс, русский язык)
Урок по теме "Правописание НЕ с причастиями"...
Технологическая карта 8-класс «Опера «Кармен» Ж. Бизе – самая популярная опера в мире»
Технологическая карта к уроку музыки 8-класс " Опера " Кармен" Ж.Бизе - самая популярная опера в мире"-, это важный материал для учителя в подготовке к уроку...
Тестовая работа для учащихся 7-х классов по теме: Оперы "Иван Сусанин" и "Князь Игорь"
Тестовая работа для проверки усвоения знаний о шедеврах русской оперной музыки М.И.Глинки и А.П.Бородина...
"Князь Игорь" - первая русская эпическая опера"
Урок музыки 7 класс...