Ж.Бизе "Кармен"
методическая разработка по музыке (7 класс)

На примере оперы "Кармен" расширить представление учащихся о культуре, темпераменте испанской музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опера Ж.Бизе «Кармен»16.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока в 7-ом классе на тему: Опера Ж.Бизе «Кармен»

                                                                 

Цель:  Познакомить учащихся с оперой французского композитора Ж.Бизе «Кармен».                                                    Расширить представление о культуре, темпераменте испанской музыки.                                                                             Знать особенности построения музыкально-драматического спектакля.

Музыкальный материал:  Диски mp3 с фрагментами из оперы, музыкальный центр.

Техническое оборудование:  Презентация, экран, компьютер.

                                             

Ход урока

Урок посвящен новой теме.             (Слайд №1)

1.  Здравствуйте, ребята! На этом уроке мы продолжим  знакомиться с жанром оперы.                                                Мы изучим оперу замечательного французского композитора 19-го века Ж.Бизе «Кармен».                                                                              (прочитать слова на экране - Слайд №2)                                                                        

Вы знаете, что эту оперу называют самой популярной в мире. Она входит в золотой фонд оперной классики.  Разберемся почему?                                                                                                                                                        В основу сюжета оперы положена новелла французского писателя Проспера Мериме.

                                                                   (Слайд №3)

Она рассказывает историю любви и гибели главных героев-людей из народа: цыганки Кармен и солдата Хозе.

                                                                     (Слайд №4)

2. События в опере развиваются на фоне испанской жизни. Эта жизнь полна ярких красок, зажигательных танцев и темперамента простого испанского народа.

                                                                   (Слайды № 5-7)

Бизе стремился передать колорит испанской народной музыки. Он перерабатывает подлинную народную музыку.                                                                                                                                                                            У-  Давайте вспомним построение оперы.?                                                                                                                      Д- В опере 4 действия.                                                                                                                                                      У-  С чего обычно начинается опера?                                                                                                                                 Д-  Опера обычно начинается с Увертюры.                                                                                                                                У-  Правильно. В чем главный замысел Увертюры?                                                                                                        Д-  Увертюра раскрывает весь главный замысел оперы. По характеру Увертюры мы получаем представление о спектакле в целом.

                                                        (Звучит «Увертюра»)

У-  В какую страну мы попали?                                                                                                                                      Д-  В Испанию.                                                                                                                                                                              У-  Каков характер музыки? Одинаков он или нет? Какие музыкальные жанры вы услышали?                                                                                                       Д-  Характер музыки разный. Мы услышали песенные, танцевальные и маршевые интонации.                               У-  Есть ли в музыке конфликт?  Какие инструменты его подчеркивают?                                                                                                                                                       У-  Да, мы слышим в музыке конфликт, его подчеркивают оркестр и струнная группа.                                                 У-  Как вы думаете конфликт чего мы увидели?                                                                                                             Д-  Может быть радости и горя.                                                                                                                                                У-  Да, мы видим яркий художественный контраст радости жизни и тяжелого страдания.                                                Эта Увертюра часто звучит как самостоятельная пьеса, отдельно от оперы.

1-е действие Образ Кармен. (учитель читает краткое изложение)

                                                                    (Слайд №8)

3.  «Свободолюбивая цыганка Кармен появляется на фоне красочной картины испанского города Севильи, в окружении солдат, кавалеров и работниц фабрики.                                                                           Бизе мастерски передает огненный темперамент цыганки, ее неукротимый нрав, красоту, задор и властность.

  Звучит испанский танец  «Хабанера». (Слайд №9 прочитать)

Кармен поет свою песню, в которой излагает свою жизненную позицию:                                                                 «Любовь свободна, мир чаруя,                                                                                                                                                      законов всех она сильней…»                                                                                                                                                                    У-  Как прозвучала музыка?                                                                                                                                                        Д-  Музыка прозвучала в ритме испанского танца.                                                                                                             У-  Какие черты характера главной героини мы увидели?                                                                                                   Д-  Страстность, обольщение, кокетливость, любовный призыв, властность.

Кармен бросает цветок молодому солдату Хозе, сделав его своим избранником. Хозе покорен он безумно влюбляется в Кармен.

4.  В этом действии звучит еще один испанский танец. Мы видим еще одна характеристика цыганки.

Звучит  «Сегидилья» 

(Слайд № 10)

У-  Что объединяет эти два танца?                                                                                                                                     Д-  Оба танца звучат в испанских танцевальных ритмах, гитарный аккомпанемент. В образе Кармен - грациозность, лукавость, капризность, пленительность, цыганские интонации.

2-е действие  Образы Эскамильо Хозе (Слайд №11) Учитель читает краткое изложение.

«Действие происходит на площади в Севилье.  Наступает развязка оперы.                                                                         Кармен,желая остаться свободной и независимой, стремится к мужественному тореодору Эскамильо. Это еще один герой оперы.

                                                               (Слайд №12)  

У-  Кто такие тореадоры?                                                                                                                                                        Д-  Тореадоры - это очень смелые люди, они участвуют в корриде (бой с быком).                                                     У-  Давайте послушаем, как Бизе раскрывает этот образ в своей музыке.

Звучат  «Куплеты Тореадора».

У-  Как прозвучала музыка? Каков образ героя?                                                                                                                     Д-  Музыка прозвучала блестяще, мужественно, в ритме марша.                                                                                               У-  Где мы уже слышали эту музыку?                                                                                                                                                 Д-  Эту музыку мы слышали в Увертюре.                                                                                                                  У-  Да, это марш-шествие.  Происходит зрелище-бой быков-Коррида. Сердце Кармен уже принадлежит другому - Эскамильо.

  У-  А что же Хозе? Как вы думаете, что он чувствует?                                                                                         Д-  Он страдает, Кармен его больше не любит.

Звучит «Ариозо Хозе».

У-  Что происходит с героем?                                                                                                                                                              Д-  Он любит Кармен, но она его нет.                                                                                                                                  У-  Как прозвучало Ариозо?                                                                                                                                                         Д-  Нежно, страстно, лирично, чистота чувств, ревность, душевные страдания, в музыке усиливается песенность.                                                                                                                                                                                             У-  Да. Ариозо похоже на романс, в аккомпанементе слышим деревянные духовые инструменты.

3- действие  «Сцена гадания»

Кармен гадает себе на картах.  Карты предвещают смерть главных героев.

(Звучит музыка).

У-  Как звучит голос Кармен? Что изменилось?                                                                                                                   Д-  Голос звучит трагично, неподвижно.                                                                                                                                              У-  Да, «от судьбы не уйдешь» , музыка мертвяще трагическая. Голос Кармен стал низким скорбным и сосредоточенным, в низком регистре, оказывая на слушателей магическое воздействие.                                                                                                                                                                                               Но Кармен хочет быть сильной, мужественной и не желает отказываться от своей жизненной позиции.

4-е действие  «Заключительная сцена».

Кармен не знает жалости, она вновь счастлива и не может скрывать своего восторженного порыва, ее неудержимо влечет туда, где ее новый возлюбленный.                                                                                      Обезумевший от ревности Хозе, не помнящий себя, не может простить измены Кармен. Он страдает и в полном отчаянье. Кармен его не любит. Он пытается вернуть Кармен, клянется, что все забудет и все будет по-прежнему. Но Кармен неотступна.  В порыве отчаянья Хозе убивает Кармен и падает на ее труп, занавес опускается.                                                                                                                         Последний раз в оркестре звучит прекрасная, скорбная тема Кармен.                                                                            Две сферы в музыке, на фоне музыки куплетов Тореадора (легкая музыка) драматическая, трагическая (музыка Хозе и Кармен).                                                                                                                У-  Чем образы русских героинь отличаются от героинь Бизе и Гершвина?                                                                          Д-  Верность, чистота чувств.                                                                                                                                                   У-  Откуда в них это?  Они православные.                                                                                                                            На этом наш урок закончился.  Дома повторите интонации главных героев оперы. Всего доброго.                                                                                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по музыке 7 класс теме: Жорж Бизе опера Кармен

Данная презентация помогает учителю в проведении урока музыки в 7 классе по теме Жорж Бизе опера Кармен, слайды знакомят учащихся с героями оперы и сюжетом оперы....

7 класс опера "Кармен" Жорж Бизе

Тема урока: Опера Ж.Бизе «Кармен»Цель: знакомство с музыкальными образами героев из оперы «Кармен» Жоржа Бизе.Дети прослушают музыку из оперы "Кармен", дадут характеристику музыкальным фрагмента...

7 класс Презентация к уроку по теме: опера "Кармен" Жоржа Бизе

Орера "Кармен" Жоржа Бизе. В презентации: портрет композитора; история создания оперы Кармен; названия и изображения из сцен оперы, которые являются приложением к музыкальному материалу; вопросы по те...

Презентация к опере Жоржа Бизе "Кармен. Сюита №1".

Презентация содержит краткую биографию композитора, содержание оперы, историю её создания....

Дж. Бизе - Кармен

для работы молодому учителю...

Жорж Бизе "Кармен"

Технологическая карта к уроку музыки в 7 классе "Жорж Бизе "Кармен""...

Проверочная работа по опере Ж.Бизе "Кармен"

Проверочная работа по опере Ж.Бизе "Кармен", музыка, 7 класс...