Рабочая программа по музыке 8 класс 2018-2019г
календарно-тематическое планирование по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс ЗАПАД »
(ГБПОУ МОК ЗАПАД)
средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету Искусство (Музыка) 8 класс
на 2018-2019 учебный год
Рабочую программу составила:
Федосеева Г.Ф.
Рабочая программа по музыке 8 класс 2017-2018 уч.г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе авторской программы"Музыка 5-8 классы" Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, издательство"Просвещение" 2017 год, с учетом нормативно- правовых документов:
- Приказ Минобрнауки России от 17. 12. 2010. № 1897 (ред. от 31. 12. 2015 г.) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
- Приказ Минобрнауки России от 17. 12. 2010. № 1898 (ред. от 31. 12. 2015 г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (ПООП ООО, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 в ред. от 28. 10. 2015 г.).
- О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07. 07. 2005 г. № 03-126;
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:
— приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатлённому в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
— воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
— развитие общей музыкальности и эмоциональности, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей; — освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизни;
— овладение художественно-практическими умениями и навыками
в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.
Методологическими основаниями данной программы служат современные научные исследования, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребёнка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознания ребёнка.
Основными методическими принципами программы являются: принцип увлечённости; принцип триединства деятельности композитора—исполнителя—слушателя; принцип тождества и контраста, сходства и различий; принцип интонационности; принцип диалога культур. В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в базисном учебном плане БОУ «Быстринская оош» .Предмет «Музыка» изучается в 8 классах в объёме 34 часов.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Искусство, как и культура в целом, предстаёт перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д. С. Лихачёва, «в преодолении времени».
Программа «Музыка» ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития достигается благодаря целенаправленной организации и планомерному формированию музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.
Планируемые результаты учебного курса
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
— уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
— коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
— участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;
— признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
— эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметныерезультаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
— умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
— умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
— умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Выпускник научится:
— наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству
— понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
— выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в процессе их исполнения, участвовать в различных формах музицировании
— определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, музыки разных эпох;
получит возможность научиться:
- понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира,народное музыкальное творчество;
- понимать особенности языка западноевропейской музыки
- понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
- различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, симфонический цикл,сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
- выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;
- активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Основное содержание музыкального образования в рабочей программе представлено следующими содержательными линиями: «Классика и современность», «Традиции и новаторство в музыке». Предлагаемые содержательные линии нацелены на формирование целостного представления об музыкальном искусстве. Народное искусство как культурно-историческая память предшествующих поколений, основа национальных профессиональных школ. Единство формы и содержания как закономерность и специфика её преломления в народном и профессиональном искусстве. Древние образы и их существование в современном искусстве. Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с предметом «Музыка» для начальной школы. Музыка как вид искусства. Интонация — носитель образного смысла. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трёхчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Взаимодействие музыки и различных видов и жанров изобразительного искусства в музыкальном театре. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы музыке и изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки. Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв. Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Музыка религиозной традиции русских композиторов. Русская музыка XVII—XVIII вв., русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика русской национальной школы). Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.
Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв.
Родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.
Русская и зарубежная музыкальная культура XX—XXI вв. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стилевое многообразие музыки XX—XXI вв. Современная музыкальная жизнь. Синтетические жанры музыки (симфония-сюита, концерт-симфония, симфония-действо и др.). Обобщение представлений школьников о различных исполнительских составах (пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella; певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас; хоры: народный, академический; музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные; виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, оркестр народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр). Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Информационно-коммуникационные технологии в музыкальном искусстве.
Значение музыки в жизни человека. Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Вечные проблемы жизни, их воплощение в музыкальных образах. Разнообразие функций музыкального искусства в жизни человека, общества. Влияние средств массовой информации, центров музыкальной культуры (концертные залы, фольклорные объединения, музеи) на распространение традиций и инноваций музыкального искусства. Всеобщность, интернациональность музыкального языка. Музыка мира как диалог культур.
Методы и формы обучения
Методы: анализ, сравнение, творческий, наглядно-слуховой, словесный, поисковый, нравственно-эстетическое познание музыки.
Формы: вокально-хоровая деятельность, слушание музыки, изучение нотной грамоты, работа с учебником, работа с презентациями.
Формы контроля уровня достижений учащихся:
- творческие задания (классные и домашние); устный опрос; беседа (размышления о музыке); тестирование
Контроль уровня обученности . 8 класс
№ урока | Тема урока | Вид контроля | Форма контроля |
15 | Обобщение по теме: "Классика и современность» | Итоговый | Тесты |
33 | Обобщение по теме: «Традиции и новаторство в музыке». | Итоговый | контрольная работа (тест). Викторина. |
Программно-нормативное обеспечение:
1. ФГОС: основное общее образование // ФГОС. М.: Просвещение, 2010.
2. Примерная программа по музыке. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской :. – М.: Просвещение, 2016-2017г.
3. Музыка. 5—7 классы. Искусство. 8—9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской : учебное пособие для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. — 4-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2016.
4. Музыка. 5—8 классы. Искусство. 8—9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. — 5-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2017.
Методические пособия, входящие в учебно-методический комплект:
· Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И.Э.Кашекова .Музыка 7-8 класс. Поурочные разработки.
Технические средства: проектор, компьютер, колонки, экран.
Ресурсы Интернет
1. Музыка | Электронные образовательные ресурсы
2. https://www.mariinsky.ru/kids/playbill - Мариинский – детям: видео, билеты, конкурсы....
3. Партитуры - Каталог файлов - MnogoNot - нотные партитуры
4. Культура - Информационный портал
5. http://www.school.edu.ru/ - Федеральный Российский образовательный портал
6. http://catalog.prosv.ru/item/15330 - сайт издательство « Просвещение» (ссылка на рабочие программы)
7. Министерство образования и науки Российской Федерации - документы
8. Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру: http://www.proshkolu.ru/ Электронная версия газеты 9.«Искусство» (приложение к газете «Первое сентября»): http://1september.ru/
10.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: http://festival.1september.ru/ Много разных материалов (включая презентации) по истории и другим предметам.
· Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.r
Календарно-тематическое планирование по музыке 8 класс (34 часа).
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечания | |
план | факт | ||||
Раздел: "Классика и современность" 16 ч | |||||
1 | Классика в нашей жизни | 1 |
|
|
|
2 | В музыкальном театре. Опера. | 1 |
|
|
|
3 | В музыкальном театре. Опера "Князь Игорь" .Русская эпическая опера .Ария князя игоря.Портрет половцев."Плач Ярославны" | 1 |
|
|
|
4 | Балет «Ярославна».Вступление. "стон Русской земли"."Первая битва с половцами"."Плач Ярославны"."Молитва". | 1 | . |
|
|
5 | В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера."Человек есть тайна".Рок-опера"Преступление и наказание". | 1 |
|
|
|
6 | Мюзикл" Ромео и Джульетта" :от ненависти до любви" |
|
|
| |
7 | Музыка к драматическому спектаклю. "Ромео и Джульетта"Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. | 1 |
|
|
|
8 | Из музыки к спектаклю"Ревизская сказка". Образы Гоголь -сюиты. | 1 |
|
|
|
9 | Обобщающий урок-концерт по теме "Классика и современность". | 1 |
|
|
|
10 | Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена "Пер Гюнт".
| 1 |
|
|
|
11 | Музыка в кино. Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день... Музыка к фильму "Властелин колец" | 1 |
|
|
|
12 | В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфония № 8 ("Неоконченная") Ф. Шуберта» | 1 | . |
|
|
13 | Симфония № 5 П. И. Чайковского | 1 |
|
|
|
14 | Симфония № 1 («Классическая») С. Прокофьева | 1 |
|
|
|
15 | Музыка -это огромный мир ,окружающий человека... контрольная работа | 1 |
|
|
|
16 | Обобщающий урок- концерт по теме: "Классика и современность". | 1 |
|
|
|
Радел: Традици и новаторство в музыке (18 часов) |
| ||||
17 | Музыканты - извечные маги. | 1 |
|
|
|
18 | . И снова в музыкальном театре... Опера. "Порги и Бесс"(фрагменты)Дж.Гершвин .Развитие традиций оперного спектакля. | 1 |
|
|
|
19 | Опера «Кармен»(фрагменты) | 1 |
|
|
|
20 | Опера «Кармен». | 1 |
|
|
|
21 | Портреты великих исполнителей. Е. Образцова | 1 |
|
|
|
22 | Балет «Кармен-сюита».(фрагменты)Р.Щедрин | 1 |
|
|
|
23 | Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая | 1 |
|
|
|
24 | Современный музыкальный театр. | 1 |
|
|
|
25 | Обобщающий урок-концерт по теме: «Традиции и новаторство в музыке» | 1 |
|
|
|
26 | Великие мюзиклы мира
| 1 |
|
|
|
27 | Классика в современной обработке | 1 |
|
|
|
28 | В концертном зале. Симфония № 7 («Ленинградская») Д.Шостакович.
| 1 |
|
|
|
29 | В концертном зале. Симфония № 7 («Ленинградская») Д.Шостаковича. Литературные страницы.
| 1 |
|
|
|
30 | Музыка в храмовом синтезе искусств. Литературные страницы. Галерея религиозных образов. | 1 |
|
|
|
31 | Неизвестный Свиридов. "О России петь-что стремиться в храм..."Хоровой цикл"Песнопения и молитвы".(фрагменты) |
|
|
| |
32 | Свет фресок Дионисия -миру("Фрески Диониссия" р.Щедрин )
| 1 | контрольная работа |
|
|
33 | Музыкальные завещания потомкам |
|
|
|
|
34 | Пусть музыка звучит. Обобщающий урок -концерт по теме: «Традиции и новаторство в музыке». | 1 | итоговый |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
Рабочая программа учебно-воспитательной деятельности 2018-2019г.
План на 2018-2019г....
Анализ воспитательной работы в 5 классе(2018-2019г)
Стандартный анализ воспитательной работы за год...