Урок в 6 кл. Музыка Моцарта – светлая радость всего человечества
план-конспект урока по музыке (6 класс)

Елефтериади Ольга Георгиевна

Конспект урока о музыке Моцарта и ее влиянии на людей. Презентации 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема:  Музыка Моцарта –  светлая радость всего человечества

                                                                             

Художественно-педагогическая цель урока:

  • осознание, что сила воздействия музыки определяется двумя качествами – правдой и красотой;
  • развитие музыкального мышления учащихся в опоре на знания о музыкальном языке, умения анализировать и обобщать музыкальные произведения, вокально-хоровых навыков;
  • воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся, нравственных и духовных качеств личности ребенка.

Задачи урока:

  • осознать, что сила музыки В.Моцарта не только в ее музыкальной красоте, но и в глубокой жизненной правдивости;
  • закрепить понятия «серенада», «рондо». Познакомить с новыми понятиями «реквием», «месса», «лакримоза»;

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: традиционная.

Методы урока:

  • словесный, наглядно-слуховой, самостоятельность мышления учащихся, стимулирование интереса к восприятию, познавательных дискуссий, эмоционально-нравственных переживаний, поощрения и контроля , и самоконтроля деятельности учащихся.

Оборудование:

  • музыкальный центр, компьютер, проектор, синтезатор, видеофильм «Амадей» (США, 1984г., режиссер: Милош Форман, в ролях:

Ф. Мюррей Абрахам, Том Халс и др.),  портрет В. Моцарта, кроссворд,

                                                Ход урока

Вход под песню «Весенняя» В. А. Моцарта.

Музыкальное приветствие.

 

 

 -Ребята, когда вы вошли, звучала музыка. Как называется  произведение, и кто написал его? (Вольфганг Амадей Моцарт. Это песня «Весенняя» или «Тоска по весне».)

-Скажите, пожалуйста, к какому стилю можно отнести музыку Моцарта? (Классическому)

-Правильно. Точнее Венский классицизм. Моцарт, как мы знаем, является одним из основоположников направления в искусстве – классицизм. А каких классиков вы еще знаете?  (Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. В. Бетховен)

Презентация№1- «Венские классики», с использованием ИТК

-Давайте вспомним песню «Весенняя» В. А. Моцарта.

Исполнение песни «Весенняя» В. А. Моцарта. (Текст на экране.)

-Любовь к музыке Моцарта побудило  нашего писателя Гадиева Цомахъа написать осетинский текст к этой песне!  Давайте порадуем наших гостей исполнением этой песни на родном языке!

Исполнение песни «Весенняя» на осетинском языке,  «Æрцыд, ныллæуыд уалдзæг». (Текст на экране) Вокально–хоровая работа.

 

 

- В сказках, баснях и рассказах музыка часто  играет главную роль.  Вспомните как в рассказе   К. Г. Паустовского, одного их самых «музыкальных» писателей России,  музыка сотворить  чудо и помогла увидеть старому повару, то о чем он мечтал перед смертью.  Музыка,  какого композитора помогла ему. (В.А. Моцарта)

- Музыка Моцарта продолжает совершать чудеса и в наше время. Ученые психологи пришли к выводу, что музыка Моцарта лечебная, лечит от всяких невзгод, и даже лечит физически. Об этом констатируют некоторые факты, например:

  • Монахи из монастыря Бриттани обнаружили, что коровы, получая вместе с кормами еще и, слушая музыку Моцарта, дают больше молока.
  • В Канаде струнные квартеты Моцарта исполняются прямо на городских площадках, чтобы упорядочить уличное движение. Обнаружен и «побочный» эффект: в результате снизилось потребление наркотиков.
  • Музыка Моцарта оказывает, несомненно, положительное влияние на процессы высшей мозговой деятельности, требующие для математики и шахматных комбинаций.
  • Музыка – лучший психотерапевт. Когда человек засыпает под нежные мелодии, он всю ночь видит хорошие сны.

Давайте послушаем уже знакомые вам замечательные произведения Моцарта:

        Звучит главная тема 1 части Симфонии №40

- Какой характер у музыки? (Легкая, танцевальная, изящная, светлая, музыка для праздников)

- Какие моцартовские интонации мы слышим, слушая Моцарта? (Медленные, быстрые, веселые, свободные, загадочные, возбуждающие воображение, торжественные и яркие)

- Моцарт впервые в музыкальной жизни был свободным художником, музыкантом. Он писал музыку не в угоду кому-то, не подчиняясь никому, а такую, какую ему хотелось писать. Как он чувствовал, так и писал, ни от кого не зависел. Особенностью всех выдающихся композиторов является широта жизненного содержания музыки. Есть музыка трагическая, шутливая, драматическая, лирическая. При этом каждый композитор имеет свои характерные черты, творческий стиль. Музыку В.Моцарта мы узнаем по ее особой чистоте, ясности, прозрачности. Хотя у Моцарта не сложилась жизненная судьба, он оставался оптимистом. Он искал возможности, чтобы стать придворным музыкантом.

 А почему, не потому, что это мешало его свободе, а потому, что придворный композитор был всегда хорошо обеспечен, т. е. денежным содержанием. Он очень хотел найти место и признание при каком-нибудь дворе, но, к сожалению, он даже не умел экономно тратить деньги, поэтому ему постоянно не хватало. Но, когда мы слушаем его музыку, и в этой музыке не слышим, что он кому-то жалуется, что недоволен, она яркая и оптимистичная.

Звучит фрагмент «Маленькой ночной серенады»

- В какой форме написана «Маленькая ночная серенада»? (В форме рондо)

-Что такое серенада, что такое рондо?

Серенада (франц. Serenade, от итал. Serenata, sereno-ясная погода, ночная прохлада)) – первоначально музыкальное произведение, исполняемое в вечернее или ночное время перед домом какого-нибудь лица в знак почитания или любви(песня в честь возлюбленной).

Рондо – правильнее рондó ( итал. Roundó, франц. Rondeau от Rond-круг) – музыкальная форма, основанная на многократном повторении главной темы, чередующейся с эпизодами различного содержания(«круговая форма»). Главная тема (называют рефреном) проводится не менее трёх раз в основной тональности.

-Какие инструменты больше всего любил Моцарт? Можно не называть их в отдельности, назовите их группы. Какие группы были близки Моцарту? (Струнная смычковая)

-А еще? (Деревянная духовая)

Презентация№2 - «Музыкальные инструменты», с использованием ИКТ.

Краткая биография В. А. Моцарта.

Презентация№3 - «В чем сила музыки Моцарта?», с использованием ИКТ.

 

         В июле 1791 года к Моцарту приехал высокий худой человек в серой одежде. Он не назвал своего имени, а письмо, которое он вручил Моцарту, не было подписано. После льстивых признаний выдающегося таланта Моцарта автор письма спросил композитора, желает ли он написать поминальную мессу, и к какому времени он мог бы ее закончить. Моцарт дал свое согласие.

       Через некоторое время странный человек вернулся, передал Моцарту деньги и пообещал добавочное вознаграждение, когда работа будет выполнена.  

       После смерти Моцарта эта тайна раскрылась. Реквием был заказан графом Францем фон Вальзег цу Штуппах, пожелавшим отметить память соей супруги, умершей в феврале 1791 года. С этой целью он и послал к Моцарту своего управляющего Лойтгеба.

       Граф Вальзег был большим любителем музыки.  Но Вальзегу было мало славы музыканта-исполнителя; он хотел непременно прослыть композитором. За хорошую плату он анонимно заказывал разным композиторам  произведения, которые потом собственноручно переписывал и при исполнении выдавал за свои. Так у него родился «творческий» замысел создать золотыми руками Моцарта реквием. Он не ошибся в выборе. Моцарт создал один из величайших шедевров мировой музыкальной культуры. Переписав Моцартовский «Реквием», Вальзег с гордостью озаглавил его «Requim composto dei conte walseeg» («Реквием, сочиненный графом Вальзегом») и 15 декабря 1793 года лично продирижировал им.

         Моцарт был уже тяжело болен и как-то, гуляя с женой по Пратеру (один из Венских парков), со слезами на глазах сказал ей, что пишет «Реквием» для самого себя. Прикованный тяжелой болезнью к постели, он не оставлял работы над «Реквиемом».

       5 декабря 1791 года Моцарт умер, не успев закончить сочинение. Вдова композитора боялась, что заказчик может потребовать назад выплаченный гонорар. Поэтому она вручила «Реквием» ученику Моцарта Зюсмайеру, который вместе с несколькими венскими музыкантами и закончили последнее сочинение Моцарта. Работу над незавершённым «Реквиемом», закончил его ученик Зюсмайер. 

        По сей день ведутся споры о том, какая в точности часть принадлежит Моцарту, а какая — Францу Ксаверу Зюсмайеру и Йозефу Айблеру. Тем не менее, «Реквием» является одним из наиболее известных произведений Моцарта.

        Реквием - католическая заупокойная молитва. В нем предстают картины страшного суда, грозной кары, ниспосланной грешникам, мольбы и о спасении. Но «Реквием» Моцарта глубоко человечен; сердечнейшая лирика сочетается в нем с огромным драматизмом. Страдания человека, его отчаяние и надежда, его боль и муки – вот основное содержание музыки.

        Реквием – хоровое произведение траурного характера, исполнявшееся в церкви в память умершего. Реквием далеко выходит за рамки строгого церковного произведения. В величественной и трогательной музыке композитор передал  глубокое чувство любви к людям. Реквием состоит из 12 частей.

              Просмотр отрывка из художественного фильма «Амадей», со звучанием «Лакримозы» из «Реквиема» и фрагмента смерти и похорон Моцарта.

               

        Учащиеся читают стихотворение Сергея Граховского «Реквием».

                                           

Душа изныла от черного горя,

И сердце от чужой беды болит:

Под пышным сводом Домского собора

Торжественная музыка звучит.

Смешались боли, были и легенды,

И потянуло холодом от плит,

Когда гремело грозное крещендо

И замирало, уходя в зенит.

Неудержимой бурею эмоций

Гудят и задыхаются басы,

И в каждом звуке оживает Моцарт,

Хоть сочтены его часы.

Тревога, нежность, вдохновенья взлеты

Оставили следы в его судьбе,

И понял он уже в разгар работы.

Что сочиняет «Реквием» себе.

Гусиное перо из рук упало,

А музыка живет и тем сильна,

Что не печалью, а тревогой стала

И жизнью вдохновенною полна.  

Обобщение урока.

- Что такое «Реквием»? (Траурная заупокойная месса)

- Что лежит в основе реквиема? (Традиционный латинский текст католической заупокойной службы, которая сложилась в далеком Средневековье)

- Что такое «Лакримоза»? (Лакримоза (слезная, скорбная)- начинающаяся этим словом часть католического реквиема   оркестрово-хорового произведения траурного характера) 

- «Лакримоза» - самая короткая, но самая чудесная часть из «Реквиема». Это – кульминация всего произведения.

Сила музыки В. Моцарта не только в ее музыкальной красоте, но и глубокой жизненной правде. “Маленькая ночная серенада” - соответствует настроению ночного праздника, “Лакримоза” - глубоко передает настроение человеческой скорби. Так музыка одного композитора может заставить нас улыбнуться и испытать печаль.

  Игра:

У. - Проведем небольшую игру, для этого нам с вами необходимо совершить путешествие в XVIII век и почувствовать атмосферу того времени. Для этого, вы будете прерывать мой рассказ в том месте, где услышите ошибку.

У. - Мы с вами находимся на концерте маленького Моцарта и его сестры Анны-Марии. На сцене стоит рояль…

Д.-  Клавесин.

У. - Выходит высокий, розовощекий семилетний Вольфганг…

Д. - Мал ростом, худенький, бледный, пятилетний Моцарт.

У. - Он одет в тяжелый, расшитый золотом придворный костюм, с пышной прической…

Д. - Он в парике.

У. - Маленький виртуоз исполнял сложные произведения на скрипке и органе, импровизировал на заданную тему. Мы испытали бурю восторга, удивление и восхищение. После концерта в зале выключили свет…

Д. - В XVIII веке еще не было электричества.

Итог урока:

У. - А теперь решим с вами КРОССВОРД:

С

И

М

Ф

О

Н

И

Я

Р

О

Н

Д

О

З

А

Л

Ь

Ц

Б

У

Р

Г

В

Е

Н

А

Р

Е

К

В

И

Е

М

П

А

У

С

Т

О

В

С

К

И

Й

 Презентация№4 - «КРОССВОРД», с использованием ИТК.

Вопросы:

1. Цикл этого жанра состоит из 4-х частей.

2. В какой форме написана « Маленькая ночная серенада»?

3. Город, где родился В. А. Моцарт?

4. Столица Австрии?

5.Последнее произведение В. А. Моцарта?

6. Автор произведения «Старый повар», где  В. А. Моцарт исполнил последнее желание   старого, больного повара?

 

В  конце урока исполнение песни, под фонограмму, «Песня о Моцарте» на стихи и музыку Булата Окуджавы. Текст песни на экране.

Домашнее задание: Нарисовать рисунок на тему песни Моцарта «Весенняя», прочитать о композиторе, подготовить доклады.

Выход из кабинета под музыку Моцарта, выбранную учащимися.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Амадей Моцарт Моцарт принадлежит к величайшим гениям мирового музыкального искусства.

Слайд 2

Родился 27 января 1756 в Зальцбурге (Австрия) и при крещении получил имена Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил .

Слайд 4

Вольфганг с отцом и сестрой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

К. Г. Паустовский


Предварительный просмотр:

Æрцыд, ныллæуыд уалдзæг.

Ныхæстæ Гæдиаты Цомахъы                                                       Музыкæ В. А. Моцарты

Æрцыд, ныллæуыд уалдзæг.                                         Рæвдауы хур, æрттивгæ;

Æрцыд, ныллæуыд май.                                                 Йæ рухс тын у фæлмæн.

Æрцыд, нæ уарзон уалдзæг,                                         Фæйлауы уддзæф зилгæ,

Ныллæууыд диссаг май.                                                 Нæуæг сыфтæрты `хсæн.

Фыдуаг рæстæг фæфæстæ,                                         Ныззарыд цъиу йæ зарæг,

Фыдуаг зымæг фæци.                                                         Фыр цинæй зары уый.

Нæ къуылдымтæ, нæ фæзтæ                                         Тæхудиаг, нæ уалдзæг!

Ысфæлыстой сæхи…                                                         Дæуæй хуыздæр кæм и?!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изменение климата на Земле — глобальная проблема всего человечества.

Данная разработка факультативного занятия поможет расширить умственный кругозор школьников, также развивают их познавательные интересы и являются одной из форм профессиональной ориентации.Значимость, ...

Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс

Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...

ЭФФЕКТ МОЦАРТА — гармонизирующее действие музыки Моцарта на деятельность головного мозга, тело и энергетику человека.

ЭФФЕКТ МОЦАРТА — гармонизирующее действие музыки Моцарта на деятельность головного мозга, тело и энергетику человека.  [[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"17603253","...

Вечный солнечный свет в музыке - Моцарт, Моцарт....

Музыкальная гостиная в школе для учащихся 7-8 классов...