Рабочая программа по музыке 7 класс
рабочая программа по музыке (7 класс)

Полищук Анна Витальевна

Рабочая программа по музыке 7 класс в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass_fgos.doc168.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №10»

Арсеньевского городского округа

Рабочая ПРОГРАММА

по музыке  

7 класс

                                                                                       

                                                                                                                                учитель музыки высшей

                                                                                                                                           квалификационной категории

                                                                                                                                      Полищук Анна Витальевна

2018г.

Содержание:

  1. Пояснительная записка……………………………………….........................................3
  2. Общая характеристика предмета………………………………………………………..3
  3. Место предмета в базисном учебном плане……………………………………………4
  4. Цели программы…………………………………………………………………………4
  5. Планируемые результаты освоения учебного предмета………………………………4
  6. Способы контроля и оценивания образовательных достижений…………………….6
  7. Содержание учебного предмета………………………………………………………...6
  8. Учебно-тематическое планирование…………………………………………………...8
  9. Учебно-методическое обеспечение……………………………………………………28
  10. Планируемые результаты изучения учебного предмета……………………………..29
  11. Список литературы……………………………………………………………………..29

        

                                                                     1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Модифицированная программа по музыке для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений. «Музыка. 7  классы», авторы Т.И. Науменко В.В. Алеев, ( Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год (Утвержден приказом Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2080. Приложение 1) .Для реализации программы используется учебно-методический  комплекс авторов Т.И. Науменко, В.В. Алеева «Музыка.7 класс»(М.: Дрофа, 2010). В программе используется ОДНКНР.

                                                                       1.1  Общая характеристика предмета

          Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.

Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование  в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни.

Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

     Важнейшим методом программы, во многом определяющим ее содержание, является метод междисциплинарных взаимодействий. Границы его распространения на область учебных дисциплин, равно как и его смысловое развитие по сравнению с программой для начальной школы, значительно расширяются и углубляются.

               Расширение междисциплинарного поля позволяет включить в его пределы круг учебных дисциплин — таких, как литература, изобразительное искусство.    Особо следует отметить, что область взаимодействий охватывает все содержание программы с точки зрения музыка и жизнь. Эта наиважнейшая особенность получает последовательное и аргументированное воплощение на протяжении всех лет обучения — с 1 по 7 класс. Приданию содержательной многомерности при освещении данной проблемы способствует постоянная опора на родственные музыке виды искусства — литературу и живопись.. Вот почему в программе так много обращений не только к образам музыкальных произведений, но и к образам литературы и изобразительного искусства: ведь каждое искусство на своем языке рассказывает об одном и том же — о жизни человека.     В 7 классе, которая так и называется «Содержание и форма в музыке». Обе категории — содержание и форма — получают последовательное и системное воплощение, вбирая в себя множество составляющих их компонентов. Содержание выражается не только

через музыкальный образ, но и посредством таких его носителей, как жанр, род (лирический, драматический, эпический), программность.

Во многом по-новому трактуется и понятие музыкальной формы. Что считать формой — только ли скелет произведения, его структуру —период, двухчастность, трехчастность? Такой подход крайне упростил бы представление о назначении художественной формы, ее поистине огромных художественно-выразительных возможностях.

А ведь язык музыки заключен, прежде всего в средствах музыкальной выразительности — ритме, мелодии, гармонии, фактуре, тембрах, динамике.

   Такое понимание художественной формы находится в русле новых достижений отечественной музыкальной науки. Стиль осуществляется в музыкальном тексте произведения. Образующие этот текст составляющие, обозначаемые понятиями мелодия, гармония, полифония, фактура.

1.2. Место предмета в базисном учебном плане.

Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе среднего общего образования в 7 классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа в год (1 час в неделю).

                                                             1.3. Цели

1. Цель программы В.В. Алеева - формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре, как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

2 Цель ОУ – Создание оптимальных условий для развития духовно богатой, физически здоровой, свободной и творчески мыслящей личности, легко адаптированной в социуме.

3.Целью моей программы является духовно-нравственное воспитание школьников через умение находить взаимодействия  между жизненными явлениями и их художественным воплощением в музыкальных образах.

1.4 Планируемые результаты освоения учебного предмета

 Личностные:

- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности художественном и самобытном разнообразии;

- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

- расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций;  

 - сознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки.

      Метапредметные :

Познавательные УУД

 - познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов различных эпох и стран, их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы;

 - проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе, изобразительном искусства, кино, театре, умение их применять в музыкально-эстетической деятельности (урочной, внеурочной, досуговой, самообразовании);

Регулятивные УУД

 - осуществление действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, художественно-творческой, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности, в процессе самообразования и самосовершенствования;  

 - развитие критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкальной картины мира, различных видов искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;

 - устойчивое умения работы с  различными источниками информации о музыке, других видах искусства, их сравнение, сопоставление, выбор наиболее значимых /пригодных/ для усвоения учебной темы, творческой работы, исследовательского проекта.

Коммуникативные УУД

 - устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать или отрицать мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства;

 - владение навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе, систематизации, классификации информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки;

- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

        Предметные:

 - представлять, место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;

 - овладевать практическими знаниями и навыками для расширения собственного музыкального опыта и реализации творческого    потенциала;

 - понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;

 - постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;

 

1.5 Способы контроля и оценивания образовательных достижений

   Формы контроля: 
- самостоятельная работа;
- устный опрос;
- практическая работа;- тест;

- взаимоопрос;
- музыкальные викторины.
Промежуточная аттестация проводится в форме теста.

2. Содержание учебного предмета.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), в самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.Рабочая программа по музыке для 7 класса актуализирует проблему, связанную с взаимодействием содержания и формы в музыке (тема года «Содержание и форма в музыке»), подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения.

В первой части программы учебника для 7 класса рассматриваются следующие вопросы:

  • Что такое музыкальное содержание?
  • Что представляет собой музыкальный образ?
  • Как музыкальные жанры влияют на содержание произведения?

Вторая часть посвящена выявлению сущности определения «форма в музыке».

  • Что называть музыкальной формой - только ли разновидности музыкальной композиции - период, двух- и трехчастные формы, рондо, вариации?
  • Что такое музыкальная драматургия и чем она отличается от музыкальной композиции?
  • Как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре и в крупных музыкальных жанрах - опере, симфонии?

В  3 и 4  четверти 3 урока отводится национальному компоненту, где мы изучаем творчество татарских композиторов классиков, слушаем фрагменты их опер, балетов, вокальные и инструментальные произведения.

  1. Содержание в музыке (4 часа).

«Магическая единственность» музыкального произведения; Музыку трудно объяснить словами; Что такое музыкальное содержание.

  1. Каким бывает музыкальное содержание  (4 часа).

Музыка, которую необходимо объяснить словами; Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского; «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада»; Когда музыка не нуждается в словах.

  1. Музыкальный образ (3 часа).

Лирические образы в музыке; Драматические образы в музыке; Эпические образы в музыке.

  1. О чем рассказывает музыкальный жанр (4 часа).

«Память жанра»; Такие разные песни, танцы, марши.

  1. Что такое музыкальная форма (4 часа).

«Сюжеты» и герои» музыкальной формы; «Художественная форма – это ставшее зримым содержание»; От целого к деталям. Национальный компонент. Женщина потрясшая мир – С. Губайдуллина.

  1. Музыкальная композиция  (8 часов).

Какой бывает музыкальная композиция; Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период); Два напева в романсе М. Глинке «Венецианская ночь» (двухчастная форма); Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина – Глинки; Многомерность образа в форме рондо; Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича (вариации).

7.  Музыкальная драматургия (7 часов).

Музыка в развитии; Музыкальный порыв; Движение образов и персонажей в оперной драматургии; Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»; Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.

Первые шаги В Приморье классической оперы и балета.

 Учебно-тематическое планирование

1 четверть

тема урока

Содержание

Виды учебной деятельности

Результаты

Дом. задание

Дата

Дата

Личностные

Метапредм.-ые

Предметные

1

Магическая единствен-ность музыкального произведения.

История создания сонаты, биография Бетховена.

Рассуждение о яркости образов в музыке.

Освоение выдающ.образцов венского классицизма.

Слушание:

Бетховен «Соната №14»

Исполнение песен:

«Отговорила роща золотая» - Г. Пономаренко

Осознание личностного смысла в музыке Бетховена

Проявление устойчивого интереса к информац-коммуник. источникам информации о музыке.

Понимать неповторимость музыкальных произведений

1.Прослушать сонату

2.Прочитать завещание Бетховена в блоге учителя

2

Музыку трудно объяснить словами

Обобщение – важнейшее свойство муз.содержания

Анализ способов воплощения содержания музыкальных произведений.

Оценивание муз.произведения с т.зр. единства содержания и формы

Слушание: Бетховен( В.Мэй) «Соната №14» 1 часть в совр. Обр.

Пение: «Отговорила роща золотая» - Г. Пономаренко.

Умение познавать мир через муз. формы и образы

Самост. определение целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров

Развитие вокально- хоровых навыков.

Прослушать   2,3часть «Лунной» сонаты

3,4

Что такое музыкальное содержание?

Особенности воплощения содержания в разных видах искусства. Роль деталей в искусстве.

Самостоятельная письменная работа.

Нахождение ассоц.связей между худ.образами музыки и ИЗО.

Тестовая работа

 по вариантам (входная диагностика)

Слушание: Чайковский "Октябрь» - сочинение –эссе

Пение: М. Таривердиев «Маленький принц» - повторение

«Отговорила роща золотая» - пение наизусть.

Развитие способности творчески мыслить

Организация общения на основе развернутой письменной речи со сверстниками.

Формирование навыков сам. работы при выполнении учебной задачи.

Овладение знаниями и навыками для расширения собственного муз.опыта.

«Отговорила роща золотая» - наизусть

5

Музыка, которую необходимо объяснить словами

Каким бывает муз.содержание.

Воплощение содержания в произвед.программной музыки. Программность обобщающего хар-ра.

Оценивание худ.произведения с позиции красоты и правды.

Просмотр видеоряда

«Концерт № 3» Вивальди.

Пение:

«Мой добрый учитель»

 А. Ермолов – разучивание.

Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на  выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности.

Высказывание собств.мнения о худ.ценности произведения.

Понимать неповторимость музыкальных произведений.

Уметь проанализировать музыкальное произведение.

Сообщение о жизни и творчестве А.Вивальди

6

Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского

Свойство программности – расширять и углублять муз.содержание.

Соотнесение образов поэтического и муз.произведений

Анализ многообразия связей музыки и литературы.

Рассуждение о яркости и контрастности в музыке.

Слушание сообщений о творч. А. Вивальди

Слушание: «Ноябрь. На тройке» П.Чайковский

Чтение: Н.Некрасова

«Тройка»(фрагм)

Расширение представлений о худ. картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей муз. искусства.

Осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве музыкальной культуры.

Уметь приводить примеры образа человека в музыке, литературе, ИЗО.

7

«Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада»

Тема Востока в творчестве русских композиторов. Воплощение конкретизирующей программности в муз. образах, темах, интонациях.

Нахождение ассоц.связей между образами музыки, литературы, ИЗО.

Слушание: Симф.сюита «Шехеразада» - 1 ч.

Разучивание песни: М. Магомаев, А.Горохова «Шехеразада»

Формиров. способности творч.освое-ния мира в

различных видах муз.деятельности

Проявление творческой инициативы и самодеятель-ности.

Умение работать с различными источниками информации.

Сам. подбирать сходные произведения ИЗО к изучаемой музыке.

Нарисовать мотивы сказок из «1001 ночь».

8

Когда музыка не нуждается в словах

Осуществление музыкального содержания в условиях отсутствия литер. Программы.

Коллективное обсуждение вопроса, связанного с воплощением муз.образа Этюда Скрябина.

Выставка рисунков по теме урока.

Слушание: Симф.сюита «Шехеразада» - 1 ч.

А. Скрябин «Этюд»

Разучивание песни: М. Магомаев, А.Горохова «Шехеразада».

Пение:

Присвоение духовно-нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыки.

Способность аргументиро-

вать свою точку зрения по поводу муз. произведения.

Уметь проанализировать музыкальное произведение.

Выучить песню «Шехераза

да», подготовиться к исполнению любимых песен.

9

Заключитель-

ный урок

Обобщение пройденного материала за 1 четверть.

Муз. викторина.

Исполнение песен по желанию учащихся.

Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни.

Применение полученных знаний о музыке и музыкантах в творческой деятельности.

Активное использование исполнит.навыков

музыкальное произведение. Закрепить вокально-хоровые навыки.

                                                                                                                             2 четверть

тема урока

Содержание

Виды учебной деятельности

Результаты

Дом. задание

Дата по плану

Дата

по факту

Личностные

Метапредм.-ые

Предметные

1 (10)

Лирические образы в музыке.

Воплощение содержания в худ.произведениях малой и крупной формы. Связь между образами худ.произведений и формами их воплощения. Выражение единого образа  в форме миниатюры.

Особенности лирического образа.

Анализ особенностей воплощения лирических образов в музыке. Наблюдение за развитием одного образа муз.произведения.

Слушание:

С. Рахманинов «Прелюдия соль # минор».

Пение:  песню «Уральская рябинушка».

Осознание личностных смыслов музыкальных произведений лирического характера.

Познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов.

Понимать то, что современные люди нуждаются в музыке прежних эпох.

Знать определение терминов, уметь определять в музыке.

Развивать вокально-хоровые навыки.

Подобрать сходные лит.произведения, ИЗО к изучаемой музыке.

2

(11)

Драматические образы в музыке.

Характерные особенности драматических образов  в музыке. Контраст образов, тем, средств худ.выразительности в музыке драмат.характера.

Анализ особенностей воплощения драматических образов.

Рассуждение о яркости и контрастности образов драм.произведения.

Воспринимать и сравнивать муз.язык.

Слушание:

Ф. Шуберт «Лесной царь».

Пение:

«Пропавшим без вести».

Умение познавать мир через формы и образы.

Проявление интереса к воплощению приемов деятельности композиторов и исполнителей

Понимать, что мир образов  – самых ранних форм поэтического осмысления мира – относится к темам вечным.

Уметь видеть произведения искусства в самых простых вещах.

Развивать вокально-хоровые навыки.

Сообщение о вокальной музыке Ф. Шуберта.

3

(12)

Эпические образы в музыке.

Русские былины, песни, причитания как источники эпического содержания худ.произведения.Особенности экспонирования эпических образов  в муз.искусстве.

Итоговое обобщение в рамках темы «Музыкальный образ».

Информац. Модуль ФЦИОР по теме

Анализ особенностей воплощения эпических образов в музыке.

Наблюдение за развитием одного образа в муз.произведении. Сравнение особенностей муз.языка в произведениях разного смыслового и эмоц.

Формирование позитивной самооценки своей деятельности.

Высказывать собственное мнение о худ.достоинствах отдельных музыкальных стилей.

Понимать почему сказка и миф относятся к «вечным» темам искусства. Как сказочно-мифологические темы влияют на характер музыки и др. виды искусства.

Развивать вокально-хоровые навыки.

4

(13)

«Память жанра».

Способность муз.жанров вызывать опред. Образные представления. Использование композиторами  ассоциативных жанров для воплощения определенного содержания.

Исследование взаимосвязи жанровых и интонационных основ музыки.

Понимание взаимосвязи между жанром муз.произведения и его содержательным воплощением.

Формирова-ние способностей творческого освоения мира в муз.деятельности.

Наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия

Уметь определять замысел произведения через средства музыкальной выразительности.

Развивать вокально-хоровые навыки.

Провести исследование жанровых интонационных основ музыки.

5,6

7

(14,

15,

16)

Такие разные песни, танцы, марши.

Взаимодействие и взаимообогащение народных и профессиональных муз.жанров.

Содержательность жанра марша. Общность и отличие в маршах из

Разнообразие вальсов. Череда сцен, действцующих лиц, состояний в Большом вальсе из оперы «Евгений Онегин» п. Чайковского.

Осознание взаимосвязи жанровых и интонационно-образных воплощений в музыке (критерии в учебнике).

Наблюдение за развитием одного образа в музыке.

Выявление круга муз.образов в различных муз.произведениях.

Слушание: Ж.Бизе «Марш Тореадора» из оп. «Кармен».

П. Чайковский «Вальс» из оп. «Е.Онегин».

Пение: «Под музыку Вивальди» - разучивание.

«Школьные годы» - разучивание.

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирова-ния;

Расширение представлений о разнообразии танцевальной музыки.

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении  творческих задач по теме.

Уметь сравнивать произведения, выделять различия.

Понимать, почему на протяжении 20 века композиторы часто обращались к темам, далеким от современности.

Развивать вокально-хоровые навыки.

Уметь сравнивать муз.язык в различных танцах.

Привести пример контрастных по характеру танцев.

3 четверть (10ч.)

тема урока

Содержание

Виды учебной деятельности

Результаты

Дом. задание

Дата

Дата

Личностные

Метапред-метные

Предметные

1 (17)

«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы.

ОДНКНР

Особенности воплощения худ.замысла в различных видах искусства. Метафорический смысл понятий «сюжет» и «герой» по отношению к муз.произведению.

Средства выразительности как главные носители содержания и формы в музыке.

Понимание характерных особенностей муз.языка. Восприятие и оценивание муз.произведения с точки зрения единства содержания и средств муз.выразительнос-ти. Рассуждение о яркости и контрастности образов в музыке.

Слушание: М.Глинка Ария Руслана из оп. «Руслан и Людмила».

Пение: «Синий иней»

Формирование Умения познавать мир через муз.образы и формы.

Проявление творческой инициативы и самостоя-тельности.

Понимать, что такое форма в музыке, знать виды форм, уметь определять образное содержание. Закрепить вокально-хоровые навыки.

2

(18)

«Художественная форма – это ставшее зримым содержание».

Понимание муз.формы в узком и широком смысле.Единство содержания и формы- непременный закон искусства. Связь тональности муз.произведения с его худ.замыслом, характером.

Восприятие и оценивание произве

-дения искусства с точки зрения единства сод-ния и формы (критерии в учебнике).Различие хар.признаков видов искусства. Понимание специфики деятельности композитора, поэта и художника. Восприятие и оценивание произ-дения искусства с точки зрения единства создания и формы Наблюдение за развитием одного образа в муз.произведении.

Слушание: В.А.Моцарт Реквием. Лакримоза.

Ф.Шуберт «Баркарола», «Серенада».

Проявление эмпатии и эстетической восприимчивости.

Умение выражать свои мысли,обос-новывать собственное мнение.

Повторить определение духовной музыки, уметь описать образ и определить форму музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки.

3

(19)

От целого к деталям.

Причины обращения композиторов к большим и малым формам.

Общее и индивидуальное в муз.форме.

Выявлять круг муз.образов в различных муз.произведениях.

Слушание:

Л. Бетховен «Симфония №5» 1 часть,

М. Равель «Игра воды»

Пение: «Синий иней»

Стремление к самостоятельному общению с муз.искусством

Развитие способности  рассуждать.

Понимать, что такое форма в музыке,  уметь определять формы  вокальной музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки.

4

(20)

Какой бывает музыкальная композиция.

ОДНКНР

Знакомство с творчеством Арсеньевского композитора С. Белоусова

Слушание:

С. Белоусова

«Романс».

Пение: разучивание авторской песни.

Понимание жизненного содержания народной, религиозной классической и современной музыки.

Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения, обработки и преобразования муз. и худ. информации

Знать определение композиции в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Д З подготовиться к муз. викторине

5(21)

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах.

Музыкальная форма период, особенности ее строения. Изысканность и лаконизм муз.образа, воплощенного в форме муз.периода.

Исследование многообразия форм построения муз.произведений

(период). Восприятие и оценивание произведения искусства с точки зрения единства создания и формы. Наблюдение за развитием одного образа в муз.произведении.

Слушание:

Ф. Шопен «Прелюдия» - разбор.

Формирование активности, самостоятельности.

Анализ объекта изучения, выделение существен-ных признаков.

Знать определение одночастной формы  в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.

6 (22)

Два напева в романсе М.Глинки «Веницианс-кая ночь» (двухчастная форма)

Куплетно-песенные жанры в рамках двухчастной формы. Запев и припев- главные структурные единицы вокальной двухчастности. Особенности производного контраста(2 грани одного худ.образа). Состояние душевного покоя, радости и очарования в звуках романса.

Исследование многообразия форм построения муз.произведений-(двухчастная форма). Наблюдение за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, муз.тем. Размышление о яркости и контрастности образов в музыке.

Слушание - пение

М.Глинка «Венецианская ночь»

Формирование творческого освоения мира в различных видах деятельности.

Умение аргументировать свое предложе-ние, мнение.

Знать определение двухчастной формы  в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Сообщение о происхождении жанра романс.

7(23)

Трехчаст-ность в «ночной серенаде» Пушкина-Глинки.

Реализация муз.образа в трехчастной форме. Производный конраст между разделами формы. Выразительная роль деталей.

Исследование многообразия форм построения муз.произведений-(трехчастная форма).

Наблюдение за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, муз.тем.

Слушание – пение:

М.Глинка «Я здесь Инезилья».

Умение познавать мир через муз.формы и образы.

Формирование познавательных мотивов уч.деятель-ности.

Знать определение трехчастной формы  в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки

Д/З повторить муз. формы.

8,9(24,25)

Многомер-ность образа в форме рондо.

Худ.особенности формы рондо. Роль рефрена и эпизодов в форме муз. рондо.

. Многоплановость худ.образа в рондо.

Исследование многообразия форм построения муз.произведений(рондо). Наблюдение за развитием образа,  сопоставлением его фрагментов на основе

исходства и различия муз.тем.

Рассуждение об общности и различии выразительных средств музыки и литературы.

Слушание: А.Бородин «Спящая княжна», В. Моцарт «Рондо в тур.стиле»

Пение: Романсы М. Глинки

Присвоение нравств.ценностей на основе поиска их жизненной ценности.

Выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи. Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли.

Знать определение   формы  рондо в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.

10(26)

Образ ВОВ в «Ленинград-ской» симфонии Д.Шостаковича

Реализация принципа повторности развития в форме вариаций. Динамика образа в «Эпизоде нашествия» из «Ленинградской» симфонии

Д.Шостаковича.

Обобщение по теме «Форма в музыке».

Исследование многообразия форм построения муз.произведений. Анализ приемов развития образа в муз.произведении. Самостоятельный подбор сходных поэтических произведений к изучаемой музыке.

Слушание: Д.Шостакович «Эпизод нашествия»из «Ленинградской симфонии».

Пение: А. Александрова «Священная война» - разучивание Повторное слушание всех произведений 3 четверти.

Муз. викторина.

Выявление морально-этического содержания событий, отражённых в музыке Шостаковича

Определение  того, какой смысл имеет изученный материал в дальнейшем..

Сам. формулирование учебной цели данного урока.

Символическое отображение учебного материала и выделение существенного

Повторить и закрепить названия и основные признаки форм, авторов и названия музыкальных произведений. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Уметь угадывать прослушанные произведения.

Знать все изученные муз.формы

Подобрать стихи о Ленинградской блокаде.

                                               

4 четверть Музыкальная драматургия.

тема урока

Содержание

Виды учебной деятельности

Результаты

Дом. задание

Дата

Дата

Личностные

Метапредмет-ные

Предметные

1

(27)

О связи муз. формы  и муз.драматур-гии.

В чём отличие между муз.формой и драматургией.

Особенности взаимодействия статики и динамики.

Наблюдение за развитием одного образа.

Восприятие особенности драматург.развития в малых формах.

Слушание: М. Мусоргский «Картинки с выставки»

Пение: «Вечная весна» Д. Тухманов

Установление значения рез-ов своей деят-ти для удовл. своих жизненных интересов.

Идентификация терминов и понятий музыкального языка с худ. языком различных видов искусства.

Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Записи в тетради выучить

2

(28)

Музыкальный порыв.

Порывы, мечты и фантазии в «Фантастических пьесах» Р.Шумана. «Рельеф» и «фон» в драматургии пьесы «Порыв», их взаимодействие.

Восприятие особенностей интонационного и драматургического развития в произведениях простых и сложных форм.

Анализ приемов взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произ-ниях разных муз.форм.

Слушание-сравнение: «Порыв» Р. Шумана, «Старый замок» М. Мусоргского.

Пение: «Вечная весна».

Формирование позитивной самооценки своей деятельности.

Формирование обобщенных знаний.

Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Подготовить презентацию о замках средневе-ковья.

3

(29)

Движение образов и персонажей в оперной драматургии.

ОДНКНР

Особенности оперной драматургии(развитие образов и персонажей).Роль хоровых сцен в оперном спектакле.

Многогранные характеристики муз. образов.

Первый приморский театр. Постановка оперы

Восприятие особенностей интонационного и драматургического развитя в опере. Понимание характерных особенностей муз.языка  оперы, оперетты, мюзикла.

Восприятие и сравнение муз.языка в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.

Просмотр видео: Хоровые сцены из опер.

Расширение представлений о худ.картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства татарского народа.

Совершенствование учебных действий сам. работы с музыкальной и иной худ. информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе.

Понимать особенности развития образов в опере, уметь определять средства муз.выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Прочитать либретто оперы «Князь Игорь» А. Бородина

Сообщение о приморских композито-рах.

4,5

(30,31)

Диалог искусств

Опера

 "Князь Игорь".

«Слово о полку Игореве»

Воплощение эпического содержания в опере А.Бородина «Князь Игорь».Противопоставление двух образных сфер как основа композиционного строения оперы. Роль хоровых сцен в оперном спектакле. Многогранные хар-ки муз.образов.

Выявление круга муз.образов в различных муз.произведениях(их фрагментов). Анализ приемов взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях крупных форм или их фрагментов.

Слушание: Арии главных героев из оперы «Князь Игорь».

Пение: «Улетай на крыльях ветра» хор половецких девушек из оперы А. Бородина

Осознание личностных смыслов оперных произведений на исторический  сюжет,пони-мание их роли в развитии современной музыки.

Умение передавать содержание учебного материала в разных формах свертывания информации.

Повторить оперную терминологию. Уметь определять движение образов и персонажей на примере музыкального произведения.

Прочитать рассказ К. Паустовского «Старый повар»

6 (32)

Развитие музыкальных тем  в симфонической драматургии.

Главные особенности симфонической драматургии (последователь-ность, сочетание,развитие муз.тем). Строение симфонического цикла.

Муз.тема как главный носитель идеи, мысли, сод-ния произведения.

Исследование многообразия построения муз.произведений (сонатная форма).

Восприятие особенностей интонационного и драматургического развития в симфонических произведениях.

Слушание: В. Моцарт «Симфония № 41» 1 ч.

Осознание личностных смыслов оперных произведений на исторический  сюжет,понимание их роли в развитии современной музыки.

Совершенствование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки.

Понимать особенности развития тем в симфонической драматургии, уметь определять средства музыкальной выразительности.

7(33)

Итоговый урок.

Итоговое занятие. Обобщение темы.

Понимание характерных особенностей музыкального языка. Оценка муз. произведений с позиции красоты и правды.

Расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций.

Применение полученных знаний о музыкальной культуре, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.

Постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира.

(34, 35)

Урок - концерт.

Сочинение «Музыка в моей жизни».

4. Учебно-методическое обеспечение

Методические пособия для учителя:

  1. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008.
  2. Алиев, Ю. Б. Пение на уроках музыки [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Владос-Пресс, 2010
  3. Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст] : методическое пособие / Л. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.
  4. Затямина, Т. А. Современный урок музыки [Текст] / Т. А. Затямина. - М. : Глобус, 2008.

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

  1. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru. wikipedia.org/wiki
  2. Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://classic.chubrik.ru
  3. Музыкальная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://dic.academic.ru/ contents.nsf/enc_music
  4. Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.music-dic.ru
  5. Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/con- tents. nsf/ dic_mus ic
  6. Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. О каноне и акафисте. Тексты песнопений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bogoslovy.ru.
  7. http://xarisovailzia.blogspot.com/

Материально-технические обеспечение:

Компьютер, проектор, экран, интерактивная доска, муз.центр, микрофоны, набор ДМИ.

5. Планируемые результаты изучения предмета в 7 классе

 - понимать неповторимость музыкальных произведений;

 - знать определение терминов, уметь определять в музыке;

 - понимать, что такое форма в музыке, знать виды форм, уметь определять образное содержание;

уметь определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражать это понимание в размышлениях о музыке;

  - уметь находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и ИЗО, представленными в учебнике для 7 класса;

 - знать, что может выразить музыка в человеке. Уметь проанализировать музыкальное произведение;

- знать определение и основные признаки различных  образов, уметь определять  и описывать  их в  музыке;

Повышенный уровень

 - Уметь осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета для участия в дистанционных конкурсах и олимпиадах по искусству;

Список литературы

1.Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.

      2. Алиев, Ю. Б. Пение на уроках музыки [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Владос-Пресс, 2005.

3.Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст] : методическое пособие / Л. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.

   4. Затямина, Т. А. Современный урок музыки [Текст] / Т. А. Затямина. - М. : Глобус, 2008.

                  5.Музыка. 7 класс [Текст] : поурочные планы по учебнику Т. И. Науменко, В. В. Алеева / авт.-сост. О. П. Власенко. -                   Волгоград : Учитель, 2009.

  1. Урок в 7-м классе по теме "Лирические образы в музыке"

Разработала: Полищук А. В.

Данный урок музыки для учащихся 7 класса разработан на основе программы «Музыка (авторы Т.И. Науменко, В.В. Алеев)

        Урок проектировался с учётом тех умений и способов действий, которые детям уже знакомы: музыкальные приветствия, имеют опыт эмоционального ощущения различного характера.

Цель урока: развитие активного, осознанного восприятия музыки учащимися на основе выявления в ней музыкальных образов, определение их характера, содержания и построения.

Задачи урока: сформировать представление о лирическом образе, как форме художественного мышления; развивать навык ассоциативного мышления в процессе слушания и исполнения лирических произведений Л. Бетховена, побуждать к более глубокому осознанию своего внутреннего пространства.

Технологии: информационные, коллективного взаимодействия, проблемного обучения, ассоциативно-рефлекторные.

Методы: частично поисковый с элементами исследования, беседа, метод наглядно – слухового показа, репродуктивный, практический, перекодирования одного вида искусства в другой; метод погружения

Ход урока.

I Этап. Организационный момент. Музыкальное приветствие.

Учитель: Здравствуйте ребята, здравствуйте, гости. 

II Этап. Мотивация и целеполагание. Чтение стихотворения о Родине (учитель).

РУСЬ

Я люблю тебя очень
И причиной тому:
Твои тихие ночи
И рассветы в дыму,
Синь огромного неба,
Волны на море вспять,
Запах тёплого хлеба
И грибного дождя…

Т. Долгополюк

Что вы представили, прослушав это стихотворение? У вас возникли образы?

2. Введение понятия «образ». Образ - формируемые в сознании человека мысленные представления воспринимаемого им в окружающей среде объекта. Жизнь наша разнообразна, значит и образы, отображающие жизнь разнообразны. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении. Любой человек, обладающий простым физическим слухом (к этому мы еще вернемся), может определить, где звучит музыка, а где просто шум. Но услышать в звуках музыки отражение серьезных, глубоких переживаний дано не каждому. Сегодня мы попытаемся научиться: слышать, чувствовать, понимать. .

3. Слушание музыкального отрывка В. Ребикова. “Вечерние огни”. Затронула ли вас музыка? Какие возникли образы? Какая по характеру музыка?

4. Введение понятия «лирический образ» Лирический образ – это образ с преобладанием эмоционально-субъективных элементов под влиянием чувства или личных мотивов. Он един для всех видов искусств.

5. Тема нашего урока «Лирический образ в музыке», как вы думаете, какая цель нашего урока? Дети формулируют цель самостоятельно с помощью учителя. В лирическом произведении нет никаких событий, в отличие от драмы и эпоса – только исповедь лирического героя, его личное восприятие различных явлений.

Главные свойства лирики: чувство


настроение, отсутствие действия

III Этап. Введение нового материала.

  1. Слушание «Вокализ» С. Рахманинова. Учащимся предлагает учитель закрыть глаза и создать пластический образ (дирижировать). Какие движения обретали ваши руки? Какое внутреннее состояние вы испытали? Какие образы у вас возникли?
  1. Знакомство с понятием «умиротворение».   Давайте разберем слово «умиротворение». Умиротворение – покой, спокойствие, мир. Испытали ли вы умиротворение, слушая эту музыку?
  1. Прослеживание связей с литературой. Свои чувства любви, видения красоты природы люди передавали не только через музыку, но и поэзию.  А нет ли у вас на памяти литературного лирического образа? Дети читают стихи, заранее приготовленные и демонстрируют рисунки, иллюстрации к стихам. Как здесь свежее под липою густою…Афанасий Фет.

Гроза Федор Тютчев. Чары Сергей Есенин.

Вы подобрали замечательные стихи. В каждом из них, действительно есть лирический образ, который вы показали в своих рисунках. Значит, лирический образ присутствует и в живописи.

  1. Прослеживание связей с изобразительным искусством.

Сегодня я хочу вам предложить всмотреться в удивительные картины художников IXX века – «Родина» В. Васнецова, «Утро на Днепре» А. Куинджи, «осенний пейзаж» М. Нестерова. Вглядитись в них, я разрешаю к ним подойти, но только помните, сохраняем атмосферу музея.  Слушание второго концерта С. Рахманинова. Соответствуют ли эти живописные полотна музыкальному произведению, которое мы прослушали? Как вы чувствуете, какой из картин она более созвучна? Какой она близка по интонации, по внутреннему состоянию, по средствам выразительности? Скажите, а что роднит все эти полотна? Как называются картины, на которых изображают природу? Какой это жанр живописи? А что сближает все эти картины? Здесь мало увидеть, Здесь надо вглядеться, Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.Здесь мало услышать,  Тут вслушаться нужно, Чтоб в сердце созвучья, Нахлынули дружно…. Это чувство Родины. Повторное слушание второго концерта С. Рахманинова.

  1. Национальные интонации музыки С. Рахманинова. Что напоминает вам эта мелодия? Это русская песня – протяжная, немного печальная. Написал эту музыку человек, который бесконечно любил Россию, имя его – Сергей Васильевич Рахманинов. Именно России он посвятил все лучшее, что создал в музыке. Россия пела в его мелодиях, мне бы хотелось, чтобы именно это свойство музыки С. Рахманинова вам запомнилось.

IV Этап. Распевание. Пение р н п «Как по травкам, по муравкам»

V Этап. Пение.  На чужбине, в трудной ситуации человек всегда вспоминает о Родине. А сейчас мы исполним «Песню о далекой Родине» М. Таривердиева, в которой ярко выражено чувство любви к родной земле.                                                       1.Хоровое исполнение «Песни о далекой Родине». Русь, Родина, Россия - какие красивые, широкие и загадочные слова.
У каждой былинки есть своё место, откуда она берёт жизненную силу. Так и у нас, у людей, есть своя Родина, свои корни.
Каждый человек, произнося такое теплое, доброе название, как "Родина", видит за ним всё лучшее, чем сильны его страна и народ. И каждый из нас понимает, что это лучшее нужно беречь, защищать, приумножать своим трудом, своей любовью.

2. Разучивание песни …..

VII Этап. Рефлексия. Какую тему мы сегодня изучили? На столе у вас лежат словарики, давайте повторим с какими понятиями мы познакомились. С творчеством, какого композитора мы познакомились? Какие произведения прослушали?

IХ Этап. Оценивание. Мне особенно приятно, что сегодня на уроке вы были творцами: поэтами, художниками, певцами. Сегодня на уроке мы создали лирический образ.  Сегодня вы все получаете оценку «отлично».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...