статья "В МИР ПРЕКРАСНОГО ОТКРОЕТ СНОВА ДВЕРЬ" (о роли учебника музыки в современной школе)
статья по музыке
Главный помощник в учебе — учебник.
Он молчаливый и добрый волшебник,
Знания мудрые вечно хранит.
Ты сбереги его праздничный вид!
Сразу в обложку его оберни,
Ручкой не пачкай, не рви и не мни.
Славный учебник научит всему —
Будь благодарен за это ему.
Без ключа, с улыбкой детской,
Невесомыми шагами
Ярким солнечным приветом
Только Музыка войдёт.
Только Музыкой прекрасной
Расколдуются оковы.
Только Музыка чудесно
Открывает все замки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_uchebnika_muzyki_v_sovremennoy_shkole.docx | 21.54 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Внедрение в школьную практику новых образовательных стандартов, а, следовательно, и новых программ ставит перед учителем
проблему выбора учебника, по которому он будет обучать детей. Одним из главных признаков современного учебника является его мета-
предметность, то есть он должен интегрировать в себе сведения из
разных наук и обеспечить формирование целостной картины мира в
сознании ребёнка. Кроме этого, он должен быть понятным для ученика, опираться на уже имеющиеся у него опыт и знания, что позволит
при желании самостоятельно изучать то, что ему предлагает учитель,
стремиться к новым знаниям.
Одним из таких учебников является учебник, входящий в учебно-методический комплект (УМК) «Музыка. 1-7 класс» и написанный
авторским коллективом в составе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т.
С. Шмагиной, признанный многими учителями музыки. Причём
учебник нужно рассматривать именно в контексте составляющей
УМК, так как только единство всех компонентов даёт возможность
формирования у школьников целостного представления о мировом
музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда
русской и зарубежной музыкальной классики, образцов музыкального
фольклора, духовной музыки, современного музыкального творче-
ства. УМК полностью соответствует ФГОС второго поколения и раз-
работан с учётом основных положений деятельностного, личностно-
ориентированного и компетентностного подходов.
В учебнике для 1 класса два раздела, которые способствуют осознанию детьми роли музыки в повседневной жизни человека, постижению своеобразия выражения в музыкальных произведениях чувств
и мыслей человека, возможности самовыражения человека через му-
зыку. Это очень наглядно прослеживается в системе заданий при ра-
боте над такими темами, как «Повсюду музыка слышна» (придумай
окончания к песенкам-закличкам солнышка и дождика, с настроением
напой их [1 : 13]); «Душа музыки – мелодия» (какие движения и му-
зыкальные инструменты помогли бы тебе «исполнить» пульс танца,
песни, марша? Попробуй нарисовать в воздухе пульс марша и линии
мелодий песни, танца [1 : 15]); «Сочини мелодию» (попробуй сочи-
нить свою мелодию на стихи [1 : 18], изобрази звуки дождя лёгким
постукиванием карандаша [1 : 19]); «Музыкальные инструменты» (на
какой из поэтических текстов сложится игровая песенка, а какой про-
звучит как старинный напев? [1 : 25], «сыграй» верхний голос на во-
ображаемой скрипке, а нижний на виолончели [1 : 59], «разыграй
песню» (исполни песню, изображая её персонажей [1 : 33]); «Добрый
праздник среди зимы» (передай выразительными движениями вальс
снежинок) [1 : 39]; «Музыка утра» (нарисуй на листе бумаги картину
утра к тому произведению, которое тебе больше понравилось [1 : 46]);
«Разыграй сказку» (звучанием каких музыкальных инструментов
можно украсить сказку и игру [1 : 52]). В методике работы с учащи-
мися 1 класса предполагается последовательное изучение материала.
Учебники для учащихся 2-го, 3-го и 4-го классов состоят из се-
ми разделов: «Россия – Родина моя», «День, полный событий», «О
России петь – что стремиться в храм…», «Гори, гори ясно, чтобы не
погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб
музыкантом быть, так надобно уменье…». Методика работы здесь из-
лагается по концентрическому принципу. Это позволяет творчески
подходить к выбору последовательности изучения музыкального ма-
териала, планированию учебного материала и подбору материала
конкретно к каждому уроку. Отличительная особенность учебников
данного УМК – охват широкого культурологического пространства,
которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального
искусства, включение в контекст уроков музыки сведений из истории,
произведений литературы и изобразительного искусства. Так, истори-
ческой теме «Александр Невский» посвящены уроки во 2-м, 3-м и 4-м
классах. Слушая разные фрагменты из кантаты С. Прокофьева «Алек-
сандр Невский», ребята анализируют не только музыкальные момен-
ты, но и изучают страницы истории России и знакомятся с её героями.
На страницах учебников вводятся основные понятия и музыкальные
термины, постепенно учащиеся начинают овладевать ими и использо-
вать в своей музыкальной деятельности.
Очень удачно использование в учебниках литературного ряда
(стихи, сказки и легенды, сведения о композиторах и их произведени-
ях, рассказы о музыкальных инструментах и др.). Эти произведения
усиливают впечатления от звучащей на уроках музыки, способствуют
развитию речи детей. Например, при знакомстве с оперой М. И.
Глинки «Руслан и Людмила» невозможно обойтись без её литератур-
ной основы – одноимённой поэмы А. С. Пушкина. И, конечно же, де-
монстрация фрагментов из художественного фильма-сказки актуали-
зирует представление о музыкальных образах оперы.
Система вопросов и творческих заданий направляет внимание
учащихся на сравнение музыкальных произведений, анализ их инто-
национно-образного строя, определение жанров, стилевого своеобра-
зия музыки. В разделе «В музыкальном театре» в третьем классе фак-
тически идёт анализ разных жанров музыкальных спектаклей: оперы,
балета, мюзикла. Эти знания обогащаются и дополняются в учебни-
ках последующих классов.
Большое значение в эмоционально-эстетическом восприятии му-
зыки играет зрительный ряд учебников. Учебник музыки органично
включается в учебный процесс начальной школы, демонстрируя
очень ярко и наглядно связи музыки с историей, литературой, различ-
ными видами изобразительного искусства.
Содержание учебников музыки в 5-м и 6-м классах последова-
тельно развивает идеи начальной школы. И здесь продолжает оста-
ваться очень важным принцип широких связей музыки с историей,
литературой и изобразительным искусством. Но всё же главным здесь
становится рассмотрение связи музыки с жизнью, здесь учебник име-
ет более глубокое воспитательное воздействие. Возвращаясь к теме
«Александр Невский» в 5-м классе в теме «Звать через прошлое к
настоящему», учебник ориентирует учащихся не только на слушание
и анализ кантаты С. Прокофьева, рассматривание триптиха П. Корина
«Александр Невский» и знакомство с фрагментами одноимённого ху-
дожественного фильма С. Эйзенштейна. Акцент сделан на то, что за-
щита родной земли всегда, испокон веков, была священным долгом
каждого русского человека.
Учебник для 7 класса призван сделать значимыми для школьни-
ков не только произведения классической музыки, но и наиболее яр-
кие сочинения музыки современной. Метод художественного, нрав-
ственно-эстетического познания музыки способствует организации
диалога и полилога учащихся с автором, лирическими героями произ-
ведения, его исполнителями. Эта мысль прослеживается при разборе
практически всех произведений в теме 1-го полугодия – «Особенно-
сти драматургии сценической музыки»: оперы М. И. Глинки «Иван
Сусанин», оперы А. П. Бородина «Князь Игорь», балета Б. И. Тищен-
ко «Ярославна», рок-оперы Э. Л. Уэббера «Иисус Христос – супер-
звезда» и т.д. Постоянное возвращение к пройденному материалу,
многократное повторение одних и тех же сочинений, углубляет вос-
приятие художественного образа произведения. Вопросы взаимопро-
никновения лёгкой и серьёзной музыки могут стать поводом для диа-
лога «Искусство обладает удивительным свойством – оно помогает
человеку прикоснуться к чувствам, мыслям и переживаниям тех лю-
дей, которые жили много веков тому назад, лучше понять самого себя
и своих современников, а также представить, каким будет человек
будущего, нового времени». И учебники данных авторов способству-
ют тому, чтобы учащиеся смогли эту мысль прочувствовать и осо-
знать.
Литература
1 Критская, Е. Д. Музыка. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений. – 4-е
изд. / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.– М. : Просвещение, 2010
2 Критская, Е. Д. Музыка. Программы общеобразовательных учреждений. 1-4
классы / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение,
3 Сергеева, Г. П. Музыка. Программы общеобразовательных учреждений. 5-7
классы / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2010 – 144 с.
4 Критская, Е. Д. Уроки музыки. 1-4 классы : пособие для учителей общеобра-
зоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Про-
5 Сергеева, Г. П. Музыка. Уроки музыки. 5-6 классы : пособие для учителя /
Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2007 – 205 с.
6 Сергеева, Г. П. Уроки музыки. 7 класс. Пособие для учителей общеобразоват.
учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2009 –
7 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение,
8 Школьный учебник: вчера, сегодня, завтра : материалы I Всероссийской
научно-практической конференции. – Владимир : ВлГУ, 2013 – 260 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль классного руководителя в современной школе
В презентации "Роль классного руководителя в современной школе " раскрываю деятельность классного руководителя в создании условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его усп...
Роль классного руководителя в современной школе
Заседание ШМО классных руководителей по теме "Роль классного руководителя в современной школе"...
роль детской организации в современной школе
роль детской организации в современной школе...
Роль английского языка в современной школе.
Как учить английский язык?Вопрос очень сложный и многогранный. Приступая к изучению английского языка, нужно настраиваться на огромный труд....
СТАТЬЯ Арт-терапия на уроках музыки в современной школе
Возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий в школе представляются уникальными. Важным направлением работы учителя музыки является разработка целей и задач здоровье...
статья "Роль физической культуры в современной школе"
Зачем нужна физкультура и какая она должна бытьВо многих российских школах физкультура — это такая форма отвлечения от умственной и психологической нагрузки ребёнка, кот...