статья "В МИР ПРЕКРАСНОГО ОТКРОЕТ СНОВА ДВЕРЬ" (о роли учебника музыки в современной школе)
статья по музыке

Хохлова Татьяна Александровна

Главный помощник в учебе — учебник.

Он молчаливый и добрый волшебник,

Знания мудрые вечно хранит.

Ты сбереги его праздничный вид!

Сразу в обложку его оберни,

Ручкой не пачкай, не рви и не мни.

Славный учебник научит всему —

Будь благодарен за это ему.

Без ключа, с улыбкой детской,
Невесомыми шагами
Ярким солнечным приветом
Только Музыка войдёт.

Только Музыкой прекрасной
Расколдуются оковы.
Только Музыка чудесно
Открывает все замки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_uchebnika_muzyki_v_sovremennoy_shkole.docx21.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Внедрение в школьную практику новых образовательных стандартов, а, следовательно, и новых программ ставит перед учителем

проблему выбора учебника, по которому он будет обучать детей. Одним из главных признаков современного учебника является его мета-

предметность, то есть он должен интегрировать в себе сведения из

разных наук и обеспечить формирование целостной картины мира в

сознании ребёнка. Кроме этого, он должен быть понятным для ученика, опираться на уже имеющиеся у него опыт и знания, что позволит

при желании самостоятельно изучать то, что ему предлагает учитель,

стремиться к новым знаниям.

Одним из таких учебников является учебник, входящий в учебно-методический комплект (УМК) «Музыка. 1-7 класс» и написанный

авторским коллективом в составе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т.

С. Шмагиной, признанный многими учителями музыки. Причём

учебник нужно рассматривать именно в контексте составляющей

УМК, так как только единство всех компонентов даёт возможность

формирования у школьников целостного представления о мировом

музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда

русской и зарубежной музыкальной классики, образцов музыкального

фольклора, духовной музыки, современного музыкального творче-

ства. УМК полностью соответствует ФГОС второго поколения и раз-

работан с учётом основных положений деятельностного, личностно-

ориентированного и компетентностного подходов.

В учебнике для 1 класса два раздела, которые способствуют осознанию детьми роли музыки в повседневной жизни человека, постижению своеобразия выражения в музыкальных произведениях чувств

и мыслей человека, возможности самовыражения человека через му-

зыку. Это очень наглядно прослеживается в системе заданий при ра-

боте над такими темами, как «Повсюду музыка слышна» (придумай

окончания к песенкам-закличкам солнышка и дождика, с настроением

напой их [1 : 13]); «Душа музыки – мелодия» (какие движения и му-

зыкальные инструменты помогли бы тебе «исполнить» пульс танца,

песни, марша? Попробуй нарисовать в воздухе пульс марша и линии

мелодий песни, танца [1 : 15]); «Сочини мелодию» (попробуй сочи-

нить свою мелодию на стихи [1 : 18], изобрази звуки дождя лёгким

постукиванием карандаша [1 : 19]); «Музыкальные инструменты» (на

какой из поэтических текстов сложится игровая песенка, а какой про-

звучит как старинный напев? [1 : 25], «сыграй» верхний голос на во-

ображаемой скрипке, а нижний на виолончели [1 : 59], «разыграй

песню» (исполни песню, изображая её персонажей [1 : 33]); «Добрый

праздник среди зимы» (передай выразительными движениями вальс

снежинок) [1 : 39]; «Музыка утра» (нарисуй на листе бумаги картину

утра к тому произведению, которое тебе больше понравилось [1 : 46]);

«Разыграй сказку» (звучанием каких музыкальных инструментов

можно украсить сказку и игру [1 : 52]). В методике работы с учащи-

мися 1 класса предполагается последовательное изучение материала.

Учебники для учащихся 2-го, 3-го и 4-го классов состоят из се-

ми разделов: «Россия – Родина моя», «День, полный событий», «О

России петь – что стремиться в храм…», «Гори, гори ясно, чтобы не

погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб

музыкантом быть, так надобно уменье…». Методика работы здесь из-

лагается по концентрическому принципу. Это позволяет творчески

подходить к выбору последовательности изучения музыкального ма-

териала, планированию учебного материала и подбору материала

конкретно к каждому уроку. Отличительная особенность учебников

данного УМК – охват широкого культурологического пространства,

которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального

искусства, включение в контекст уроков музыки сведений из истории,

произведений литературы и изобразительного искусства. Так, истори-

ческой теме «Александр Невский» посвящены уроки во 2-м, 3-м и 4-м

классах. Слушая разные фрагменты из кантаты С. Прокофьева «Алек-

сандр Невский», ребята анализируют не только музыкальные момен-

ты, но и изучают страницы истории России и знакомятся с её героями.

На страницах учебников вводятся основные понятия и музыкальные

термины, постепенно учащиеся начинают овладевать ими и использо-

вать в своей музыкальной деятельности.

Очень удачно использование в учебниках литературного ряда

(стихи, сказки и легенды, сведения о композиторах и их произведени-

ях, рассказы о музыкальных инструментах и др.). Эти произведения

усиливают впечатления от звучащей на уроках музыки, способствуют

развитию речи детей. Например, при знакомстве с оперой М. И.

Глинки «Руслан и Людмила» невозможно обойтись без её литератур-

ной основы – одноимённой поэмы А. С. Пушкина. И, конечно же, де-

монстрация фрагментов из художественного фильма-сказки актуали-

зирует представление о музыкальных образах оперы.

Система вопросов и творческих заданий направляет внимание

учащихся на сравнение музыкальных произведений, анализ их инто-

национно-образного строя, определение жанров, стилевого своеобра-

зия музыки. В разделе «В музыкальном театре» в третьем классе фак-

тически идёт анализ разных жанров музыкальных спектаклей: оперы,

балета, мюзикла. Эти знания обогащаются и дополняются в учебни-

ках последующих классов.

Большое значение в эмоционально-эстетическом восприятии му-

зыки играет зрительный ряд учебников. Учебник музыки органично

включается в учебный процесс начальной школы, демонстрируя

очень ярко и наглядно связи музыки с историей, литературой, различ-

ными видами изобразительного искусства.

Содержание учебников музыки в 5-м и 6-м классах последова-

тельно развивает идеи начальной школы. И здесь продолжает оста-

ваться очень важным принцип широких связей музыки с историей,

литературой и изобразительным искусством. Но всё же главным здесь

становится рассмотрение связи музыки с жизнью, здесь учебник име-

ет более глубокое воспитательное воздействие. Возвращаясь к теме

«Александр Невский» в 5-м классе в теме «Звать через прошлое к

настоящему», учебник ориентирует учащихся не только на слушание

и анализ кантаты С. Прокофьева, рассматривание триптиха П. Корина

«Александр Невский» и знакомство с фрагментами одноимённого ху-

дожественного фильма С. Эйзенштейна. Акцент сделан на то, что за-

щита родной земли всегда, испокон веков, была священным долгом

каждого русского человека.

Учебник для 7 класса призван сделать значимыми для школьни-

ков не только произведения классической музыки, но и наиболее яр-

кие сочинения музыки современной. Метод художественного, нрав-

ственно-эстетического познания музыки способствует организации

диалога и полилога учащихся с автором, лирическими героями произ-

ведения, его исполнителями. Эта мысль прослеживается при разборе

практически всех произведений в теме 1-го полугодия – «Особенно-

сти драматургии сценической музыки»: оперы М. И. Глинки «Иван

Сусанин», оперы А. П. Бородина «Князь Игорь», балета Б. И. Тищен-

ко «Ярославна», рок-оперы Э. Л. Уэббера «Иисус Христос – супер-

звезда» и т.д. Постоянное возвращение к пройденному материалу,

многократное повторение одних и тех же сочинений, углубляет вос-

приятие художественного образа произведения. Вопросы взаимопро-

никновения лёгкой и серьёзной музыки могут стать поводом для диа-

лога «Искусство обладает удивительным свойством – оно помогает

человеку прикоснуться к чувствам, мыслям и переживаниям тех лю-

дей, которые жили много веков тому назад, лучше понять самого себя

и своих современников, а также представить, каким будет человек

будущего, нового времени». И учебники данных авторов способству-

ют тому, чтобы учащиеся смогли эту мысль прочувствовать и осо-

знать.

Литература

1 Критская, Е. Д. Музыка. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений. – 4-е

изд. / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.– М. : Просвещение, 2010

2 Критская, Е. Д. Музыка. Программы общеобразовательных учреждений. 1-4

классы / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение,

3 Сергеева, Г. П. Музыка. Программы общеобразовательных учреждений. 5-7

классы / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2010 – 144 с.

4 Критская, Е. Д. Уроки музыки. 1-4 классы : пособие для учителей общеобра-

зоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Про-

5 Сергеева, Г. П. Музыка. Уроки музыки. 5-6 классы : пособие для учителя /

Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2007 – 205 с.

6 Сергеева, Г. П. Уроки музыки. 7 класс. Пособие для учителей общеобразоват.

учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2009 –

7 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего

образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение,

8 Школьный учебник: вчера, сегодня, завтра : материалы I Всероссийской

научно-практической конференции. – Владимир : ВлГУ, 2013 – 260 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в современной школе

В презентации "Роль классного руководителя в современной школе " раскрываю деятельность классного руководителя  в создании условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его усп...

Роль классного руководителя в современной школе

Заседание ШМО классных руководителей по теме "Роль классного руководителя в современной школе"...

роль детской организации в современной школе

роль детской организации в современной школе...

Роль английского языка в современной школе.

Как учить английский язык?Вопрос очень сложный  и многогранный. Приступая к изучению английского языка, нужно настраиваться на огромный труд....

СТАТЬЯ Арт-терапия на уроках музыки в современной школе

Возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий в школе представляются уникальными. Важным направлением работы учителя музыки является разработка целей и задач здоровье...

статья "Роль физической культуры в современной школе"

Зачем нужна физкультура и какая она должна бытьВо многих российских школах физкультура — это такая форма отвлечения от умственной и психологической нагрузки ребёнка, кот...