"Фортепианный ансамбль как важный этап в развитии творческой индивидуальности пианиста"
методическая разработка по музыке

Верещагина Елена Алексеевна

Воспитание ансамблевых навыков - важный и длительный процесс, связанный с установкой на оптимальное воздействие в развитии качеств совместного музицирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_vystupleniya_vereshchaginoy_e.a.docx19.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема выступления на круглом столе педагогического марафона

«Дни преподавателя ДШИ» в рамках Года культуры в РФ

«Фортепианный ансамбль как важный этап в развитии творческой индивидуальности пианиста».

Выполнила Верещагина Елена Алексеевна

Преподаватель МБОУ ДОД «ДШИ г.Нарьян-Мара»

г. Нарьян- Мар

2014

«Фортепианный ансамбль как важный этап в развитии творческой индивидуальности пианиста».

          Нотный текст выражает интеллектуальное содержание музыки и представляет собой как бы план будущих исполнений. Главным воплощением музыкальной мысли исполнителя является интонация. Именно интонация несёт в себе богатство музыкального содержания, эмоциональную заряжённость музыки. Т.о., текст музыкального произведения и его исполнительская интерпретация представляют собой две дополняющие друг друга составляющие музыки – интеллектуальную и эмоциональную. Однако есть и третья составляющая, без которой музыку, пожалуй, можно было бы сравнить с чёрно-белым кино. Речь идёт о многообразии тембров звучания музыкальных инструментов и певческих голосов. Звучание их настолько ярко, индивидуально и выразительно, что в памяти слушателя оно остаётся безотносительно к музыкальному произведению и его интерпретации.

          Фортепианный ансамбль – необходимая школа самообучения и самовоспитания. Ансамблевое исполнительство, по сравнению с сольным, оказывает благотворное влияние не только в профессиональном плане, но и формирует человеческие качества: чувство взаимного уважения, такта, партнёрства. Игра в дуэте предоставляет прекрасную возможность как для творческого, так и дружеского общения пианистов - солистов. Слова Р.Шумана о том, что дуэты Шуберта «сближают души быстрее, чем любые слова», прекрасно иллюстрируют эту мысль.

          Ансамбль (фр.ensemble – совокупность, стройное целое). Согласованность, стройность исполнения при коллективном пении и игре на музыкальных инструментах. Ансамблем является группа музыкантов, выступающих совместно. Ансамбль, в котором каждую партию исполняет один музыкант, называется камерным. Как самостоятельные произведения ансамбли принадлежат к области камерной музыки, однако ансамблями называют также и номера с участием нескольких солистов в вокально-симфонической или хоровой музыке, в том числе в операх, ораториях, кантатах и т.п.

          Ансамблевая игра предоставляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед музыкантом проходят произведения различных художественных стилей, авторов, различные переложения оперной и симфонической музыки. Накопление запаса ярких многочисленных слуховых представлений стимулирует художественное воображение. Игра в ансамбле способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха ( звуковысотного, гармонического, полифонического, тембро-динамического).  

           Донотный период тесно связан с ансамблевым музицированием в дуэте: педагог – ученик. За счёт насыщенного, богатого мелодическими и гармоническими красками сопровождения исполнение становится более красочным и живым. Гармонический слух нередко отстаёт от мелодического. Учащийся может свободно общаться с одноголосием, но в то же время испытывать затруднения со слуховой ориентировкой в многоголосии гармонического склада. Воспроизводить многоголосие, аккордовую вертикаль – особо выгодные условия для развития гармонического слуха. Но, как правило, длительный период, связанный с постановкой рук и исполнением преимущественно одноголосных мелодий, не позволяет ребёнку сразу исполнять пьесы с гармоническим сопровождением. Здесь ансамблевая форма оказывается целесообразной и необходимой, гармоническое сопровождение в данном случае будет исполнять преподаватель. Это позволит ученику с первых же уроков участвовать в исполнении многоголосной музыки. Развитие гармонического слуха будет идти параллельно с мелодическим, т.е. ребёнок будет воспринимать полностью вертикаль.

             Ансамблевое музицирование способствует хорошему чтению с листа. Детям интересно, они слышат знакомую или приятную мелодию, хотят  её освоить, быстро осваивают нотную графику. Педагогу ансамблевого класса для создания  дееспособного творческого коллектива нужно определить:                        

     - общий культурный уровень учащегося (его начитанность в художественной и музыкальной литературе, отношение к живописи, балету, музыкальному театру).

     - музыкальные интересы (любимые композиторы, произведения).

     - отношение к новой и традиционной классической музыке, к музыке иных народов.

     - Желание учащегося играть то или иное произведение в том или ином составе исполнителей, а также следует определить соотношение музыкальных и технических трудностей намечаемой ансамблевой программы с объективными музыкальными особенностями и подготовкой данного учащегося.

        Ансамблевое музицирование учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению: это искусство вести диалог с партнёром, т.е понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать. Успех исполнения будет обеспечен, когда все участники ансамбля поймут и прочувствуют общую концепцию какого-либо произведения как свою собственную. Взаимоотношения в дуэте можно сравнить с эффектом сообщающихся сосудов, когда они пластично «подпитывают» друг друга для поддержания стабильно высокого уровня. При игре в ансамбле очень важно взаимодействие партнёров в прочтении и понимании художественного музыкального произведения. Должно быть: 1) единство понимания содержания (кульминация); 2) звуковой баланс и активный слуховой контроль; 3) единство штриховое; 4) педализация в ансамбле ( педаль берётся с учётом всей фактуры произведения и прочтения текста, очень точное исполнение  нот и пауз). Функции участников ансамбля : 1.солирующая, 2.аккомпанирующая, 3. взаимодополняющая.

        Совместная игра отличается от сольной прежде всего тем, что и общий план, и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей. Если пианист – солист может воспроизвести звучание пьесы в целом, то пианист – ансамблист – только звучание своей партии. Причём знание партии, даже отличное, ещё не делает пианиста партнёром. Он становится таковым лишь в процессе совместной работы с другим участником ансамбля. После предварительного совместного прочтения нового произведения наступает период репетиций, когда участники ансамбля вносят свои творческие предложения. В музыкальном ансамбле общение возможно лишь при условии ясного и согласованного понимания всеми его участниками разносторонних связей отдельных партий и умения подчинить частности своего исполнения достижению общей цели. Музыкальное общение активизирует творческую волю исполнителя, расширяет границы его фантазии. В процессе концертного выступления необходимость поддержать партнёра или повести его за собой пробуждают в участнике ансамбля энергию и инициативу.

         Основы техники музыканта – ансамблиста включают в себя: технически грамотное ансамблевое исполнение, синхронное звучание всех партий, уравновешенность в силе звучания всех партий, согласованность штрихов всех партий, единство приёмов, фразировки. Пианист – ансамблист должен отказаться от привычной для солиста фокусировки слуха; звучание его инструмента зависит уже не только от него, но и от звучания другой партии ансамбля; он не представляет собой единственной и самодовлеющей эстетической ценности: находящийся в зале слушатель воспринимает его лишь как часть целого. Дело не только во взаимном прислушивании партнёров друг к другу и ясном понимании функций каждой партии в создании художественного целого, а в органическом и непрерывном слушании общего звучания в процессе исполнения. Постоянное, напряжённое и действенное внимание к партнёру необыкновенно развивает обострённое чувство ансамбля – своеобразное ощущение, в котором органически сочетается способность улавливать, воспринимать не только музыкальные намерения, но и, что очень важно, чисто психологические  импульсы, которыми во время исполнения пронизана насыщенная атмосфера «внутри» ансамбля. Ритм, как и нотные знаки, - сторительный материал музыки.

         Игра в ансамбле требует прежде всего синхронности исполнения, метро - ритмической устойчивости, яркости ритмического воображения, умения представить не только свою партию, но и другую. Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей у всех исполнителей. Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля – единого понимания и чувствования партнёрами темпа и ритмического пульса. Синхронность является первым техническим требованием совместной игры. Нужно вместе взять и вместе снять звук или перейти к следующему, вместе выдержать паузу и т.д. Синхронность вступления и снятия звука достигается значительно легче, если партнёры правильно чувствуют темп ещё до начала игры. Музыка начинается уже в ауфтакте и даже в короткие мгновения, ему предшествующие, когда музыканты волевым усилием сосредотачивают своё внимание на выполнении художественной задачи. Единство «чувствования темпа» особенно сказывается в паузах и при длительно выдержанных звуках. Ансамблисты должны чётко уяснить себе расположение опорных долей ритмического рисунка во всех партиях, найти общий масштаб метро – ритмических построений и т.п. Только овладев техникой исполнения можно подчинить её художественным задачам.

            Динамика является одним из самых действенных, выразительных средств. Умелое использование динамики помогает раскрыть общий характер музыки, её эмоциональное содержание и показать конструктивные особенности формы произведения. Динамика ансамбля является всегда шире и богаче динамики сольного исполнения. Динамическое равновесие общего звучания требует от пианиста большего, чем обычно, внимания к партии левой руки, создающей фундамент этого общего звучания.

            Работа над штрихами – это уточнение музыкальной мысли, нахождение наиболее удачной формы её выражения. Предпосылкой согласованного ансамбля является внимательная редакция нотного текста всех партий, установление в них единых исполнительских указаний, в том числе и штрихов. (Единых – не значит тождественных). Выбор штрихов не может производиться исполнителем каждой партии отдельно, т.к. штрихи в ансамбле взаимосвязаны. Одновременное или последовательное произнесение музыкальной фразы потребует от ансамблиста штрихов, дающих сходный по характеру звучания результат. Совместное исполнение обогащает звучание новыми красками, умелое использование приводит к наиболее полному раскрытию музыкального содержания.

            Воспитание ансамблевых навыков, как и психологии ансамблевых отношений – длительный и непрерывный целенаправленный процесс, связанный с установкой на оптимальное воздействие. Любой стереотип в процессе ансамблевой деятельности выступает тормозом творческого процесса. Во взаимодействии ансамблистов должны быть оговорены компромиссные условия или компромиссный механизм педагогических условий и предполагаемый результат совместной деятельности должен содержать момент вознаграждения.

Литература:

Аджемов Ю. Педагогика и исполнительство – камерный ансамбль.

Готлиб. Основы ансамблевой техники.

Сорокина Е. Фортепианный дуэт.

Смирнов К. О работе концертмейстера.

Вопросы фортепианной педагогики. Выпуск №2, №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности использования мультимедийных презентаций для развития творческой индивидуальности учащихся

  Практически все мероприятия, уроки не исключение, в настоящее время проводятся с использованием программы PowerPoint. Количество презентаций с каждым годом растёт, их используют на урок...

Детская речь. Важный этап в развитии речи детей раннего дошкольного возраста.

Трудно переоценить  роль хорошо развитой  в жизни ребенка. С помощью слов дети общаются с окружающими, познают мир, формируется личность ребенка, развивается  его мышление, поведение. Д...

статья "Развитие творческой индивидуальности ребенка через изобразительную деятельность"

Искусство - это особая форма общественного сознания, в которой художественное (образное) мышление тесно сочетается с научно-аналитическим процессом.Ставя перед собой такую сложную задачу как раз...

статья "Развитие творческой индивидуальности ребенка через изобразительную деятельность"

Искусство - это особая форма общественного сознания, в которой художественное (образное) мышление тесно сочетается с научно-аналитическим процессом.Ставя перед собой такую сложную задачу как раз...

Представление педагогического опыта по теме «Развитие творческой индивидуальности учащихся средствами проектной технологии»

Представленный опыт былуспешно защищён на школьном этапе Всероссийского конкурса "Учитель года России-2013"...

Условия развития творческой индивидуальности обучающегося

Проект семинарского занятия для педагогов дополнительного образования...

Дыхательная гимнастика как важный этап в развитии речи детей с нарушением интеллекта

Методические рекомендации предназначены в помощь педагогам для  занятий с неговорящими или плохо говорящими детьми, а также как здоров...