открытый урок в классе духовых инструментов в ДМШ
план-конспект урока по музыке

Жукова Светлана Сергеевна

"роль концертмейстера в работе над музыкальным произведением - репетиционный процесс и предконцертное выступление"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_2019.docx29.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ

открытого урока

В концертмейстерском классе  отделения духовых и ударных инструментов ДШИ №3 им. Г.В.Свиридова – концертмейстер Жукова С.С.

 

Место проведения: кабинет МБУДО ДШИ №3 им. Г.В.Свиридова, г.Брянск.

Учащийся – 4  класса отделения духовых и ударных инструментов – Мозин Константин. Произведение -  Paul Desmond «Take Five». (Пол Дезмонд «Играем на пять»), инструмент – саксофон.

Концертмейстер – Жукова С.С., фортепиано.

Дата проведения: 20.03.2019 г.

 Форма урока: Индивидуальная.

Тема урока:  «Роль концертмейстера в работе над музыкальным произведением» (репетиционный процесс  и предконцертное выступление).

Тип  урока:   комбинированный (закрепление полученных умений и навыков, комплексное применение знаний).

Цель урока:   обобщение полученных знаний в работе над музыкальным произведением и более глубокое их осмысление. Работа над музыкальным произведением в младших классах ДШИ на примере методико – исполнительского анализа.

Задачи урока:

Образовательные:

 - продолжить формирование практических навыков (работа с динамическими оттенками, тембрами, исполнение произведений в различных темпах)

 - развитие навыков джазового мышления. Передача  содержания музыки, поиск нужного характера, осознание кульминации,  устойчивость темпа.

Воспитательные:

 - воспитывать эстетический вкус;
- воспитывать любовь к музыке;
-  воспитывать усидчивость и трудолюбие.

 Развивающие:  расширение кругозора по теме, развитие  памяти, внимания,  музыкального мышления и воображения, развитие чувства ритма.

Методы обучения: 

- развивающие (развитие логического и ассоциативного мышления).

- словесные (беседа, рассказ);

- наглядные (показ)

- практические (упражнения)

Структура урока.

I) Начало урока.  Организационный этап.

- приветственное слово,

- сообщение  цели и хода работы на уроке.

II) Основная часть урока. Повторение пройденного материала.
- теоретическая часть, характерные особенности джазовых композиций,
- работа над музыкальным материалом.
III) Заключительный этап. Обобщение полученных знаний.

- подведение итогов, их закрепление,

- домашнее задание.

Оснащение урока: нотный материал, инструмент.

Подробный план хода урока

1). Начало урока.  Организационный этап.

- Приветствие.

- Начальная подготовка к уроку – подготовить духовой инструмент, разложить нотные материалы на пульт, настроить в унисон саксофон с фортепиано (использование тюнера).

 Подготовительная часть урока в классе духовых инструментов подразумевает разыгрывание. Игра длинных звуков detache различными длительностями на определённых звуках. Здесь следует обращать внимание на звучание, интонацию (правильная звуковысотность) и артикуляцию (способ соединения или разъединения нот).

Динамика фортепианного звучания    в ансамбле с каждым из инструментов отличается большей или меньшей плотностью, и насыщенностью.

Так, аккомпанируя саксофонисту, фортепианную партию следует исполнять гораздо ярче, чем для блокфлейты. Тембр саксофона  более открытый, по сравнению с другими деревянными духовыми, аккомпанемент в этом случае должен соответствовать звучанию инструмента.

Саксофон обладает полным и мощным звучанием, певучим тембром и большой технической подвижностью. Концертмейстер при игре с солистом должен также ярко показывать свою партию, находя нужный баланс звучания.

-сообщение тематики урока.

2). Основная часть урока. Повторение пройденного материала.

- Кратко о композиторе, история создания произведения.

Начать надо с того, что Дезмонд - это псевдоним, а полное настоящее имя музыканта выглядело так:  Пол Эмил Брейтенфельд. Ему подобное сочетание казалось не слишком благозвучным и в историю джаза он вошел как Пол Дезмонд, отыскав этот псевдоним просто в телефонной книге. Родился Пол в Сан-Франциско 25 ноября 1924 года в семье музыканта. Его отец был органистом, аранжировщиком, а также тапером на сеансах немого кино. Пол был одним из лучших альт-саксофонистов в истории джазовой музыки. Take Five (буквально — «возьми пять»; название иногда переводится как «Пять четвертей» или «Держи пять») — джазовая композиция, написанная в тональности ми-бемоль минор, она известна своим двухаккордным фортепианным вампом, цепляющей блюзовой мелодией саксофона, изощрённым барабанным соло и использованием размера 5/4.

Именно пьеса Take Five, в 1959 году записанная впервые квартетом Дейва Брубека для альбома Time Out., покорила сердца миллионов людей. Открыла новые перспективы для экспериментов многим молодым джазовым музыкантам и стала заодно первым джазовым синглом, разошедшимся в количестве более одного миллиона экземпляров.

- рассмотрение всех разделов произведения и их динамическое  развитие.

-  кульминации произведения и игра контрастов.

- распределения силы звука во всем произведении, динамические оттенки. Подробно раскрыть динамику произведения и отработать.

- раскрытие музыкальной линии внутри фразы – определение  наивысшей точки интонационного тяготения. Подробно рассмотреть музыкальные фразы.

- В определённых разделах  работа над музыкальными трудностями (сложный ритмический рисунок, короткие длительности – шестнадцатые или тридцатьвторые, аппликатурные трудности, трудности дыхательного аппарата – удержание  долгого звука не только на одном дыхании, но и динамическое развитие внутри звука на «крещендо» либо на «диминуендо»)

- прослушивание произведения «Играем на пять» П.Дезмонда  в звукозаписи.  Анализ  жанровой принадлежности и настроения произведения.  
        Основным признаком джаза является свобода ритма, которая пробуждает у исполнителей чувство легкости, расслабленности, свободы и беспрерывного движения вперед. Для этого направления очень важна постоянная пульсация.

 Лишь по нотам джас выучить не представляется возможным. Этот жанр целиком зависит от творчества и воодушевления исполнителя на момент игры, который вкладывает в произведение свои эмоции и душу.

Джаз – уникальное явление в мировой музыкальной культуре. Эта многогранная форма искусства зародилась на сломе веков (XIX и ХХ) в США. Музыка в стиле джаз стала детищем культур Европы и Африки, своеобразным сплавом тенденций и форм из двух регионов мира. Впоследствии джаз вышел за пределы США и стал популярен практически повсеместно.

Конкретными чертами этой новой музыки стали:

  • Синкопированные ритмы, порождающие полиритмию.
  • Ритмичная пульсация музыки – бит.
  • Комплекс отклонения от бита – свинг.
  • Постоянная импровизация в композициях.
  • Богатство гармонии, ритмов и тембров.

- роль концертмейстера в работе над музыкальным  произведением.

Основная задача концертмейстера в классе заключается в том, чтобы совместно с преподавателем помочь учащемуся овладеть произведением, подготовить его к концертному выступлению. Обычно работа учащегося над произведением состоит из следующих стадий: разбор, фрагментарное исполнение, исполнение подряд от начала и до конца (репетиционное), которое предшествует концертному.

   Его работа предполагает глубокое понимание специфики исполнения на солирующем инструменте, умение контролировать качество исполнения, понять причины возникновения недостатков в исполнении и подсказать при необходимости правильный путь к их исправлению.

  В работе концертмейстера очень важно чувство партнерства, сопереживания. Также умение подчиняться творческой воле солиста, стать с ним единым музыкальным целым.

 Концертмейстер обязан ознакомиться с историей создания сочинения, с жанровой и структурной спецификой. Необходимо хорошо знать партию партнера (особенности развития мелодии, ритма, фактурного изложения, динамики развития и пр.), так как фортепианная партия и партия солиста представляют собой единое целое.   

 При аккомпанементе духовым инструментам пианист должен учитывать возможности дыхательного аппарата солиста, принимать во внимание моменты взятия дыхания при фразировке. Также необходимо контролировать чистоту строя духового инструмента с учетом разогрева.

Сила, яркость фортепианного звучания в ансамбле с трубой или тромбоном может быть больше, чем при аккомпанементе гобою или флейте. Концертмейстеру важно помочь воспитаннику почувствовать себя настоящим солистом. В решении данной задачи помогает грамотно проделанная работа на занятиях.

 3). Заключительный этап. Обобщение полученных знаний.

Тщательно проанализировав с учащимся работу на уроке, следует повторить произведение от начала до конца – обобщить и закрепить полученные знания. Исполнение концертное – в нужном темпе, в характере, без опоры на нотный материал.

 Подведение итогов, оценивание ученика за работу на уроке, информация о домашнем задании.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для учащихся класса духовых инструментов на тему "Оркестровая этика"

Материал направлен на воспитание оркестровой этики у учащихся , закреплению правил поведения в оркестре, используется интересный прием, когда преподаватель вместе с детьми анализирует жизненные ситуац...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Особенности работы концертмейстера в классе духовых инструментов ДМШ

специфика духовых инструментов, а также основные задачи концертмейстера в классе духовых инструментов...

Ансамблевая игра в классе духовых инструментов

Ансамблевая игра в классе духовых инструментов...

Технологическая карта открытого урока музыки Тема "Музыкальные инструменты.Скрипка и игил"

Технологическая карта открытого урока музыки  Тема "Музыкальные инструменты.Скрипка и игил"...

Методическое сообщение «Работа над штрихами в классе духовых инструментов». 2022г

Штрихи являются важнейшим элементом исполнительской техники. Они имеют большое выразительное, изобрази­тельное, формообразующее значение. Многообразие штрихов и качество их воплощения определяют у...