Организация работы с одарёнными учащимися по музыке.
статья по музыке

Халецкая Оксана Андреевна

На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности. Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odarennymi_detmi.doc48.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Организация работы с одарёнными учащимися по музыке.

В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

                                         Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.

                                                                                                    В.А.Сухомлинский

На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности. Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. («Словарь практического психолога» сост. С.Ю. Головин)

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. (Н Коноплева «Легко ли быть вундеркиндом?»)

Целью работы с одаренными детьми на уроках музыки является создание условий, помогающих распознать одаренных детей и способствующих реализации их потенциальных возможностей. 

Для достижения этой цели должны быть поставлены следующие задачи:

  • Развитие общей эрудиции и ее развитие в области музыки и искусства;
  • Раскрытие внутренней эмоциональности ученика;
  • Развитие эмоционально-музыкальных навыков;
  • Помогать одаренным детям в самораскрытии;
  • Вовлечение в творческую  работу, исполнительство.

Для этого, конечно же, необходимо использовать активные формы внеклассной и внешкольной работы, стимулирующие детскую креативность, рефлексивные умения, адекватность самовосприятия.

Работа с одарёнными и талантливыми детьми строится на четырех базовых идеях:

- на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;

- на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;

- на приоритете внутренней свободы перед внешней, как свободы, необходимой для творческого саморазвития;

- на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.

В работе с одарёнными и способными детьми можно выделить следующие принципы:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога;
  • принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;

 Методы и формы работы с одарёнными детьми      

В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому  работа с одарёнными детьми, должна  состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности.

 Урочная деятельность

К ней  относятся следующие виды деятельности:

- проблемно-развивающее обучение, (Учитель создают на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой  школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями)

- проектно-исследовательская деятельность, (Учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность)

- игровые технологии,

- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации

  развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),

- творческие и нестандартные задания.

Внеурочная деятельность.

К ней  относятся следующие виды деятельности:

- предметные недели,

- театрализованные праздники,

- олимпиады и конкурсы.

Формы работы с одаренными учащимися

·        творческие мастерские;

·        кружки по интересам;

·        занятия исследовательской деятельностью;

·        конкурсы;

·        интеллектуальный марафон;

Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности может осуществляться через:

  • Организацию творческой деятельности;
  • Организацию творческих конкурсов, концертов, фестивалей, олимпиад, музыкальных игр;
  • Разработку и реализацию межпредметных научно-исследовательских проектов;
  • Изготовление компьютерных презентаций, видеоряда, музыкальных клипов, музыкальных исследований.

Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников:

  • Тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;
  • Контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах, концертах, фестивалях разного уровня.

Анализ результатов

Одаренных детей необходимо выявлять во всех классах. Дать ребенку веру в то, что он уникален и может многое - это важный шаг, для того, чтобы одаренность, прежде всего, увидеть. А, увидев, не потерять и пытаться развивать, направлять в нужное русло. Целью своей работы я считаю создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей в начальной школе. Из этой цели вытекают следующие задачи:

1) изучение научно-методической и  психолого-педагогической  литературы по данной проблеме;

2) создание системы целенаправленного выявления одарённых и способных детей;

3) развитие способностей талантливых детей в урочной и внеурочной и внеклассной деятельности;

4) обмен опытом с педагогами по работе с одарёнными детьми.

Ожидаемые результаты:

  • повышение  интеллектуального  уровня  учащихся; 
  • обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы; 
  • формирование  системы работы с одаренными учащимися.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в организации работы с одарёнными детьми

Выступление на педсовете "Роль классного руководителя в организации работы с одарёнными детьми"...

План работы с одарёнными детьми учителя музыки Гречанова В.А. на 2012-2013 учебный год.

В план внесены такие темы занятий как: корни и истоки популярной музыки, блюз, спиричуэл и другие жанры музыки....

Презентация: «Одарённые дети: успех, достижение, признание, победа. Формы работы с одарёнными учащимися в декоративно-прикладном творчестве».

Сохранение и развитие одарённости детей — важнейшая проблема нашего общества.  Главные задачи современной школы – раскрыть способности каждого ученика, выявить одарённых и талантливых детей.Главн...

Дипломная работа на тему: «Организация работы с одарёнными детьми».

Главной целью данной работы является раскрытие сущности понятия одаренности и основных направлений работы с одаренными детьми на основе анализа психолого-педагогической литературы. Задачами рабо...

Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...

Система работы с одарёнными учащимися. Работа учителей-предметников по подготовке учащихся к участию в конкурсах и олимпиадах.

Одаренные дети. Основные задачи школы по подготовке учащихся к конкурсам и олимпиадам....