Организация работы с одарёнными учащимися по музыке.
статья по музыке
На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности. Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_odarennymi_detmi.doc | 48.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Организация работы с одарёнными учащимися по музыке.
В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.
В.А.Сухомлинский
На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности. Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. («Словарь практического психолога» сост. С.Ю. Головин)
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. (Н Коноплева «Легко ли быть вундеркиндом?»)
Целью работы с одаренными детьми на уроках музыки является создание условий, помогающих распознать одаренных детей и способствующих реализации их потенциальных возможностей.
Для достижения этой цели должны быть поставлены следующие задачи:
- Развитие общей эрудиции и ее развитие в области музыки и искусства;
- Раскрытие внутренней эмоциональности ученика;
- Развитие эмоционально-музыкальных навыков;
- Помогать одаренным детям в самораскрытии;
- Вовлечение в творческую работу, исполнительство.
Для этого, конечно же, необходимо использовать активные формы внеклассной и внешкольной работы, стимулирующие детскую креативность, рефлексивные умения, адекватность самовосприятия.
Работа с одарёнными и талантливыми детьми строится на четырех базовых идеях:
- на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;
- на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;
- на приоритете внутренней свободы перед внешней, как свободы, необходимой для творческого саморазвития;
- на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.
В работе с одарёнными и способными детьми можно выделить следующие принципы:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога;
- принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
Методы и формы работы с одарёнными детьми
В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа с одарёнными детьми, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности.
Урочная деятельность
К ней относятся следующие виды деятельности:
- проблемно-развивающее обучение, (Учитель создают на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями)
- проектно-исследовательская деятельность, (Учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность)
- игровые технологии,
- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации
развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),
- творческие и нестандартные задания.
Внеурочная деятельность.
К ней относятся следующие виды деятельности:
- предметные недели,
- театрализованные праздники,
- олимпиады и конкурсы.
Формы работы с одаренными учащимися
· творческие мастерские;
· кружки по интересам;
· занятия исследовательской деятельностью;
· конкурсы;
· интеллектуальный марафон;
Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности может осуществляться через:
- Организацию творческой деятельности;
- Организацию творческих конкурсов, концертов, фестивалей, олимпиад, музыкальных игр;
- Разработку и реализацию межпредметных научно-исследовательских проектов;
- Изготовление компьютерных презентаций, видеоряда, музыкальных клипов, музыкальных исследований.
Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников:
- Тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;
- Контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах, концертах, фестивалях разного уровня.
Анализ результатов
Одаренных детей необходимо выявлять во всех классах. Дать ребенку веру в то, что он уникален и может многое - это важный шаг, для того, чтобы одаренность, прежде всего, увидеть. А, увидев, не потерять и пытаться развивать, направлять в нужное русло. Целью своей работы я считаю создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей в начальной школе. Из этой цели вытекают следующие задачи:
1) изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
2) создание системы целенаправленного выявления одарённых и способных детей;
3) развитие способностей талантливых детей в урочной и внеурочной и внеклассной деятельности;
4) обмен опытом с педагогами по работе с одарёнными детьми.
Ожидаемые результаты:
- повышение интеллектуального уровня учащихся;
- обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы;
- формирование системы работы с одаренными учащимися.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль классного руководителя в организации работы с одарёнными детьми
Выступление на педсовете "Роль классного руководителя в организации работы с одарёнными детьми"...
Организация работы с одарёнными детьми и учащимися с повышенными учебными способностями на уроках и во внеурочное время при изучении математики
Педагогический проект на аттестацию...
План работы с одарёнными детьми учителя музыки Гречанова В.А. на 2012-2013 учебный год.
В план внесены такие темы занятий как: корни и истоки популярной музыки, блюз, спиричуэл и другие жанры музыки....
Презентация: «Одарённые дети: успех, достижение, признание, победа. Формы работы с одарёнными учащимися в декоративно-прикладном творчестве».
Сохранение и развитие одарённости детей — важнейшая проблема нашего общества. Главные задачи современной школы – раскрыть способности каждого ученика, выявить одарённых и талантливых детей.Главн...
Дипломная работа на тему: «Организация работы с одарёнными детьми».
Главной целью данной работы является раскрытие сущности понятия одаренности и основных направлений работы с одаренными детьми на основе анализа психолого-педагогической литературы. Задачами рабо...
Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.
Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...
Система работы с одарёнными учащимися. Работа учителей-предметников по подготовке учащихся к участию в конкурсах и олимпиадах.
Одаренные дети. Основные задачи школы по подготовке учащихся к конкурсам и олимпиадам....