Конспект урока с презентацией на тему: «Симфоническая сказка С.С.Прокофьева «Петя и волк».
методическая разработка по музыке

Савенков Виталий Анатольевич

Конспект урока с презентацией по предмету «Музыка» для 2 класса на тему:«Симфоническая сказка С.С.Прокофьева «Петя и волк».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotov_simfonicheskaya_skazka.docx436 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым

«Чеботарская специальная школа-интернат»

        

Конспект открытого урока по предмету «Музыка» для 2 класса

на тему:

«Симфоническая сказка С.С.Прокофьева «Петя и волк».

Выполнил:

Учитель музыки

Савенков Виталий Анатольевич.

с.Чеботарка

Тема урока: «Симфоническая сказка С.С.Прокофьева «Петя и волк».

Цели:

Образовательные:

Познакомить с инструментами симфонического оркестра, с лейтмотивами героев симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».

Закрепление знаний о средствах музыкальной выразительности.

Развивающие: 

Развивать интерес к музыке.

Учить мыслить, рассуждать, чувствовать музыку, характеризовать музыкальные образы.

Развивать словарный запас для определения характера музыкального произведения.

Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, совершенствовать певческие навыки.

Коррекционные: 

Корригировать нарушения в звукопроизношении.

Корригировать и развивать личностные качества учащихся, эмоционально-волевую сферу.

Способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения.

Воспитательные:

Помочь самовыражению обучающихся через занятия музыкальной деятельностью.

Содействовать приобретению навыков общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость; активизировать творческие способности..

Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам; обогащать духовный мир детей.

Тип урока: комбинированный.

Музыкальный материал к уроку:

Симфоническая сказка «Петя и волк» С.С.Прокофьева.

Музыкальные фрагменты тем главных персонажей.  

Оборудование: компьютер, музыкальный центр, презентация к симфонической сказке «Петя и волк», портрет С.С.Прокофьева, синтезатор (ф-но), видеопроектор.

Ход урока:

Организационный момент. Вход учащихся под музыку .

Музыкальное приветствие.

Распевка:  Дыхательная гимнастика.

                                                                            E:\Портфолио\для аттестуемого_ГЛАВНОЕ\На дыхание.jpg

Чтобы научиться правильно, петь, надо научиться правильно, дышать и распеваться. Сегодня мы с вами разучим новые упражнения на дыхание.

1. «Солнышко». Руки к солнцу поднимаю, руки к солнцу поднимаю, и вздыхаю, и вздыхаю (Вдох.Выдох).

Повторить 3-4 раза. Опускаю руки вниз, выдох-паровоза свист.

2.«Птичка». Птичка крылышками замахала и тихонько запищала: «Пи-пи-пи». (Вдох.Выдох).

3.«Паровозик». Выпрямить спину, расправить плечи, глубокий ровный вдох носом, кратковременная задержка дыхания, ровный медленный выдох (через рот на звук –У-). Повторить упражнение 2 – 3 раза.

4. «Шарик» Надуваемся как шар: глубокий вдох, одновременно разводим руки как бы показывая увеличивающийся шар, задержка дыхания и очень медленный выдох опуская руки (шарик медленно сдувается). Повторить упражнение 2 – 3 раза.

Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.

А сейчас, чтобы настроиться на новую тему, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Угадай-ка, чей это голос».

Игра «Угадай-ка, чей это голос».  E:\Портфолио\для аттестуемого_ГЛАВНОЕ\dn8p3cm.jpeg                         

Выходит один ведущий, встает спиной к классу. Остальные ребята по - одному произносят его имя. Ведущему нужно назвать имя ученика, не видя его, а слыша только голос. 

(Учащиеся играют несколько раз). 

Как же удалось ведущему, не видя вас, точно определить ваши имена? (По голосу).

А каким образом наши ведущие смогли определить, чей именно голос прозвучал? (Голоса мальчиков отличаются от голосов девочек).

- У кого-то голос нежный, у кого-то очень высокий, у других он низкий и поэтому у всех он разный.

У каждого голоса есть своя неповторимая окраска или правильнее сказать свой тембр.

Словарная работа:

Тембр- это окраска звука.Теперь вы знаете, что свой определенный тембр есть у каждого человеческого голоса.

А как вы думаете, есть ли определенный тембр у каждого музыкального инструмента? (ответы уч-ся). 

Да, есть! Свой определенный тембр есть и у каждого музыкального инструмента.

E:\Портфолио\для аттестуемого_ГЛАВНОЕ\images.jpg

А музыкальных инструментов существует огромное количество. И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них, а также научимся различать их друг от друга не только по внешнему виду, но и по тембру.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

А сейчас внимательно прослушайте стихотворение и попробуйте назвать музыкальные инструменты, о которых говорится в нем.

*****

С болота, поросшего ряской, с полей, из лесного дупла,

Певучая, добрая сказка по нотным тропинкам сошла.

К тесовому дому под елью, тропинка тебя приведет,

Расскажет о Пете и Волке, гобой, и кларнет, и фагот.

Упрятаны в нотных страницах, поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы у сказки свои голоса:

Пичугою флейта просвищет, закрякает уткой гобой,

А злого-презлого волчищу, валторны заменят собой,

Однако к чему торопиться? Твоя эта сказка, бери,

Волшебные двери - страницы, её поскорей отвори.

Анализ стихотворения:

О чём рассказывается в стихотворении?

Какие музыкальные инструменты вам расскажут эту сказку? (гобой, кларнет, фагот, флейта, валторны).

Молодцы! Вспомнили инструменты симфонического оркестра. А теперь я вам покажу главных героев этой сказки.

Презентация. 

E:\Портфолио\для аттестуемого_ГЛАВНОЕ\герои.jpg

Показ героев симфонической сказки:  это Петя, дедушка, птичка, утка, кошка, волк и охотники.

А как называется сказка, о которой говорится в стихотворении, кто может сказать? ( «Петя и волк»).

Главный герой сказки -  мальчик Петя. Поэтому и сказка называется  «Петя и волк».

И так, ребята, сели поудобней, начинаем слушать и представлять сказку и, конечно же, угадывать инструменты, которые озвучивают героев сказки.

Восприятие и усвоение нового учебного материала.

E:\Портфолио\для аттестуемого_ГЛАВНОЕ\петя и волк.jpg

Сегодня мы с вами познакомимся с симфонической сказкой «Петя и волк». А написал эту сказку Сергей Сергеевич Прокофьев. Это было в 1936 году.

Это сказка не обычная - это музыкальная симфоническая сказка. А называется она «симфонической» потому что написана для симфонического оркестра.  С. С. Прокофьев был первым композитором, который решил познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив.  

Словарная работа:

Лейтмотив- это краткая музыкальная тема, постоянно звучащая при появлении одного и того же персонажа или при упоминании о нём.

У каждого персонажа сказки есть своя музыкальная тема, которая называется – лейтмотив, и свой музыкальный инструмент с определенным тембром, который исполняет эту тему.

Прослушивание музыки с остановками для обсуждения соответствия тембров инструментов, озвучивающих героев сказки.

E:\Портфолио\для аттестуемого_ГЛАВНОЕ\петя.jpg

Отважный пионер Петя – это главный герой сказки. Его тема звучит в духе веселого марша. А исполняют тему Пети струнно-смычковая группа инструментов: 2 скрипки, альт и виолончель (показ слайдов муз. инструментов.)

 Слушание темы пионера Пети.

Как звучит тема пионера Пети? (весёлый марш).Как вы думаете, какой  характер у Пети? Каким изобразила его музыка? ( Веселым, озорным, радостным. Он идет, что-то напевает и попрыгивает.

Какие музыкальные инструменты исполняют эту тему? (скрипка, альт, виолончель).

Далее, появляется следующий персонаж сказки – это птичка.

E:\Портфолио\для аттестуемого_ГЛАВНОЕ\птичка.jpg   E:\Портфолио\для аттестуемого_ГЛАВНОЕ\птичка .jpg

Ее лейтмотив исполняет флейта.

Этот инструмент относится к деревянно-духовой группе. Послушайте внимательно ее тему, чтобы потом ответить на мои вопросы.

Слушание темы птички.

Какой музыкальный инструмент изображает тему птички? (флейта).

Какое настроение у птички? Как можно представить эту птичку?

(Веселое, радостное, счастливое. Кажется, что птичка очень часто машет своими крылышками и летает над землей, не зная куда приземлиться).

Тему следующего персонажа - утки исполняет гобой.

E:\Портфолио\для аттестуемого_ГЛАВНОЕ\утка.jpg

Это тоже деревянно-духовой инструмент.

Тембр гобоя звучит «гнусаво» так и слышится утиное «кря-кря».

Слушание темы утки.

Какой музыкальный инструмент изображает тему утки? (гобой).

Какой изображает утку музыка? (Она медлительная, спокойно идет по дороге, переваливаясь с одной лапки на другую, и крякает).

Но вот появляется кошка! Ее лейтмотив исполняет кларнет – еще один из семейства деревянно-духовых инструментов.

E:\Портфолио\для аттестуемого_ГЛАВНОЕ\кошка.jpg

Слушание темы кошки.

Какой музыкальный инструмент изображает тему кошки? (кларнет).

Что вы можете сказать о кошке, прослушав ее тему? (Кошка на мягких лапках осторожно крадется к птичке. Иногда она останавливается).  

Вслед за кошкой появляется дедушка Пети. Он обеспокоен тем, что Петя вышел за калитку, - ведь «места опасные. Если из лесу прибежит волк, что тогда?».

E:\Портфолио\для аттестуемого_ГЛАВНОЕ\дедушка.jpg

Его тему исполняет также инструмент деревянно-духовой группы – фагот. (показ слайда).

Это самый низкий по звучанию инструмент из этого семейства. Не зря Прокофьев изобразил им именно дедушку. Фагот, исполняющий тему дедушки, звучит по-стариковски ворчливо и хрипловато.

Слушание темы дедушки.

Тема дедушки в исполнении музыкального инструмента «Фагот»  похожа на старенького ворчливого дедушку? (да)

Еще один персонаж сказки – волк! Его лейтмотив исполняют валторны -  инструменты медно-духовой группы.

E:\Портфолио\для аттестуемого_ГЛАВНОЕ\волк.jpg

Слушание темы волка.

Что вы можете сказать о лейтмотиве  этого персонажа? Что вы услышали в музыке, каким предстает перед нами Волк? Это положительный или отрицательный персонаж в этой сказке? (Музыка изображает Волка опасным хищником. Это злой Волк! Слышно как он воет).

И наконец, появляются охотники, которые идут по следам Волка .

E:\Портфолио\для аттестуемого_ГЛАВНОЕ\охотники.jpg

Сейчас внимательно послушаем их тему и попробуем определить, какие инструменты ее исполняют. Слушание темы охотников.

Какие муз.инструменты исполняют тему охотников? (это барабаны, ударные инструменты).

Тему Волка исполняет группа ударных инструментов. А именно литавры и барабаны. (показ слайда).

Мы познакомились с вами с действующими лицами симфонической сказки «Петя и волк», увидели и услышали музыкальные инструменты, которые исполняют их лейтмотивы. Теперь мы с вами умеем различать тембры музыкальных инструментов на слух. Давайте же сейчас посмотрим мультипликационный фильм - экранизацию одноименной симфонической сказки Сергея Прокофьева от начала до конца. И постараемся услышать все те тембры инструментов и лейтмотивы действующих лиц сказки, о которых говорили мы сегодня на уроке. 

Просмотр мультфильма: симфоническая сказка «Петя и волк».

Анализ просмотра:

Понравился вам мультфильм?

Какие герои мультфильма вам понравились больше всего. Почему?

Физкультминутка: видео упражнение «Зарядка».

Пение: Разучивание песни «Если добрый ты». Из мультфильма «День рождения кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита.

Анализ песни:

О чём поётся в этой песне?

Какие качества человеку нужны для счастливой  жизни. Почему?

Вокально-хоровая работа:

Работа над правильностью произношения текста песни.

Работа над звуковедением.

Исполнение 1 куплета и припева песни.

Итог урока. Рефлексия.

Закрепление пройденного материала.

Ребята, на сегодня сказка закончилась.

Быстро пролетел урок. Подведем теперь итог:
Чем сегодня занимались, в чем с охотой упражнялись,
Что узнали и познали. Почему умней вы стали.

Сейчас я вам буду задавать вопросы по теме нашего урока, а вы попробуйте вспомнить и правильно ответить.

  1. Как называется симфоническая сказка?
  2. Почему сказка называется симфоническая?
  3. Назовите композитора, написавшего это произведение?
  4. Назовите героев сказки и музыкальные инструменты, озвучивающие их.

Само оценивание обучающихся:

Давайте коротко ответим на такие вопросы:

1.Я узнал новое на уроке: (симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк»;

2.Мне было интересно на уроке…

3. Мне было скучно на уроке…

4. Я оцениваю свою активность на уроке…

Спасибо за работу на уроке и за справедливую оценку своей активности.

Выставление оценок за урок.

Молодцы! Наш урок подошел к концу. До новых встреч.

Обучающиеся выходят из класса под музыку симфонической сказки «Петя и волк».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Симфоническая сказка С. С. Прокофьева "Петя и волк"

Презентация для уроков музыки 2 класс и 3 класс....

Конспект урока во 2-м классе "Симфоническая сказка С.С.Прокофьева"Петя и Волк"

Урок проводится во 2-м классе по программе Е.Д.Критской, Г.П.СергеевойРаздел программы: В концертном зале.Тема урока: Симфоническая сказка С.С.Прокофьева "Петя и Волк" (2-й урок по данной теме)Конспек...

Методическая разработка урока музыки в 1 классе по теме: " Симфоническая сказка С.С.Прокофьева «Петя и Волк".

Цель этого урока: продолжить знакомство ребят с инструментами симфонического оркестра и жанром симфонической сказки.              ...

Урок музыки во 2 классе "Симфоническая сказка С.С. Прокофьева "Петя и Волк".

Данный конспект урока музыки во 2 классе был представлен 13.04.2016 года на Стажировочной площадке МБОУ "СОШ №22" для слушателей КПК ФГАОУ ВПО "К(П)ФУ" ПМЦПКиППРО....

Презентация к уроку музыки во 2 классе "Симфоническая сказка С.С. Прокофьева "Петя и Волк""

Презентация создана по программе "Музыка" Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной во 2 классе....

Презентация на тему "Симфоническая сказка С.С.Прокофьева "Петя и волк"

Презентация позволяет детям глубже усвоить содержание сказки "Петя и волк", познакомиться с инструментами симфонического оркестра...

Виртуальное Музыкальное занятие на тему: симфоническая сказка С.С.Прокофьева "Петя и волк" для дошкольников.

Музыкальное занятие Аюпова Лиана Александровна для дошкольников. Занятие на тему: симфоническая сказка С.С.Прокофьева "Петя и волк".  Действующие лицаМузыкальные инструменты, озвучивающ...