Конспект урока с презентацией на тему: «Симфоническая сказка С.С.Прокофьева «Петя и волк».
методическая разработка по музыке
Конспект урока с презентацией по предмету «Музыка» для 2 класса на тему:«Симфоническая сказка С.С.Прокофьева «Петя и волк».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotov_simfonicheskaya_skazka.docx | 436 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым
«Чеботарская специальная школа-интернат»
Конспект открытого урока по предмету «Музыка» для 2 класса
на тему:
«Симфоническая сказка С.С.Прокофьева «Петя и волк».
Выполнил:
Учитель музыки
Савенков Виталий Анатольевич.
с.Чеботарка
Тема урока: «Симфоническая сказка С.С.Прокофьева «Петя и волк».
Цели:
Образовательные:
Познакомить с инструментами симфонического оркестра, с лейтмотивами героев симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».
Закрепление знаний о средствах музыкальной выразительности.
Развивающие:
Развивать интерес к музыке.
Учить мыслить, рассуждать, чувствовать музыку, характеризовать музыкальные образы.
Развивать словарный запас для определения характера музыкального произведения.
Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, совершенствовать певческие навыки.
Коррекционные:
Корригировать нарушения в звукопроизношении.
Корригировать и развивать личностные качества учащихся, эмоционально-волевую сферу.
Способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения.
Воспитательные:
Помочь самовыражению обучающихся через занятия музыкальной деятельностью.
Содействовать приобретению навыков общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость; активизировать творческие способности..
Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам; обогащать духовный мир детей.
Тип урока: комбинированный.
Музыкальный материал к уроку:
Симфоническая сказка «Петя и волк» С.С.Прокофьева.
Музыкальные фрагменты тем главных персонажей.
Оборудование: компьютер, музыкальный центр, презентация к симфонической сказке «Петя и волк», портрет С.С.Прокофьева, синтезатор (ф-но), видеопроектор.
Ход урока:
Организационный момент. Вход учащихся под музыку .
Музыкальное приветствие.
Распевка: Дыхательная гимнастика.
Чтобы научиться правильно, петь, надо научиться правильно, дышать и распеваться. Сегодня мы с вами разучим новые упражнения на дыхание.
1. «Солнышко». Руки к солнцу поднимаю, руки к солнцу поднимаю, и вздыхаю, и вздыхаю (Вдох.Выдох).
Повторить 3-4 раза. Опускаю руки вниз, выдох-паровоза свист.
2.«Птичка». Птичка крылышками замахала и тихонько запищала: «Пи-пи-пи». (Вдох.Выдох).
3.«Паровозик». Выпрямить спину, расправить плечи, глубокий ровный вдох носом, кратковременная задержка дыхания, ровный медленный выдох (через рот на звук –У-). Повторить упражнение 2 – 3 раза.
4. «Шарик» Надуваемся как шар: глубокий вдох, одновременно разводим руки как бы показывая увеличивающийся шар, задержка дыхания и очень медленный выдох опуская руки (шарик медленно сдувается). Повторить упражнение 2 – 3 раза.
Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.
А сейчас, чтобы настроиться на новую тему, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Угадай-ка, чей это голос».
Игра «Угадай-ка, чей это голос».
Выходит один ведущий, встает спиной к классу. Остальные ребята по - одному произносят его имя. Ведущему нужно назвать имя ученика, не видя его, а слыша только голос.
(Учащиеся играют несколько раз).
Как же удалось ведущему, не видя вас, точно определить ваши имена? (По голосу).
А каким образом наши ведущие смогли определить, чей именно голос прозвучал? (Голоса мальчиков отличаются от голосов девочек).
- У кого-то голос нежный, у кого-то очень высокий, у других он низкий и поэтому у всех он разный.
У каждого голоса есть своя неповторимая окраска или правильнее сказать свой тембр.
Словарная работа:
Тембр- это окраска звука.Теперь вы знаете, что свой определенный тембр есть у каждого человеческого голоса.
А как вы думаете, есть ли определенный тембр у каждого музыкального инструмента? (ответы уч-ся).
Да, есть! Свой определенный тембр есть и у каждого музыкального инструмента.
А музыкальных инструментов существует огромное количество. И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них, а также научимся различать их друг от друга не только по внешнему виду, но и по тембру.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
А сейчас внимательно прослушайте стихотворение и попробуйте назвать музыкальные инструменты, о которых говорится в нем.
*****
С болота, поросшего ряской, с полей, из лесного дупла,
Певучая, добрая сказка по нотным тропинкам сошла.
К тесовому дому под елью, тропинка тебя приведет,
Расскажет о Пете и Волке, гобой, и кларнет, и фагот.
Упрятаны в нотных страницах, поляны, луга и леса.
Для каждого зверя и птицы у сказки свои голоса:
Пичугою флейта просвищет, закрякает уткой гобой,
А злого-презлого волчищу, валторны заменят собой,
Однако к чему торопиться? Твоя эта сказка, бери,
Волшебные двери - страницы, её поскорей отвори.
Анализ стихотворения:
О чём рассказывается в стихотворении?
Какие музыкальные инструменты вам расскажут эту сказку? (гобой, кларнет, фагот, флейта, валторны).
Молодцы! Вспомнили инструменты симфонического оркестра. А теперь я вам покажу главных героев этой сказки.
Презентация.
Показ героев симфонической сказки: это Петя, дедушка, птичка, утка, кошка, волк и охотники.
А как называется сказка, о которой говорится в стихотворении, кто может сказать? ( «Петя и волк»).
Главный герой сказки - мальчик Петя. Поэтому и сказка называется «Петя и волк».
И так, ребята, сели поудобней, начинаем слушать и представлять сказку и, конечно же, угадывать инструменты, которые озвучивают героев сказки.
Восприятие и усвоение нового учебного материала.
Сегодня мы с вами познакомимся с симфонической сказкой «Петя и волк». А написал эту сказку Сергей Сергеевич Прокофьев. Это было в 1936 году.
Это сказка не обычная - это музыкальная симфоническая сказка. А называется она «симфонической» потому что написана для симфонического оркестра. С. С. Прокофьев был первым композитором, который решил познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.
Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив.
Словарная работа:
Лейтмотив- это краткая музыкальная тема, постоянно звучащая при появлении одного и того же персонажа или при упоминании о нём.
У каждого персонажа сказки есть своя музыкальная тема, которая называется – лейтмотив, и свой музыкальный инструмент с определенным тембром, который исполняет эту тему.
Прослушивание музыки с остановками для обсуждения соответствия тембров инструментов, озвучивающих героев сказки.
Отважный пионер Петя – это главный герой сказки. Его тема звучит в духе веселого марша. А исполняют тему Пети струнно-смычковая группа инструментов: 2 скрипки, альт и виолончель (показ слайдов муз. инструментов.)
Слушание темы пионера Пети.
Как звучит тема пионера Пети? (весёлый марш).Как вы думаете, какой характер у Пети? Каким изобразила его музыка? ( Веселым, озорным, радостным. Он идет, что-то напевает и попрыгивает.
Какие музыкальные инструменты исполняют эту тему? (скрипка, альт, виолончель).
Далее, появляется следующий персонаж сказки – это птичка.
Ее лейтмотив исполняет флейта.
Этот инструмент относится к деревянно-духовой группе. Послушайте внимательно ее тему, чтобы потом ответить на мои вопросы.
Слушание темы птички.
Какой музыкальный инструмент изображает тему птички? (флейта).
Какое настроение у птички? Как можно представить эту птичку?
(Веселое, радостное, счастливое. Кажется, что птичка очень часто машет своими крылышками и летает над землей, не зная куда приземлиться).
Тему следующего персонажа - утки исполняет гобой.
Это тоже деревянно-духовой инструмент.
Тембр гобоя звучит «гнусаво» так и слышится утиное «кря-кря».
Слушание темы утки.
Какой музыкальный инструмент изображает тему утки? (гобой).
Какой изображает утку музыка? (Она медлительная, спокойно идет по дороге, переваливаясь с одной лапки на другую, и крякает).
Но вот появляется кошка! Ее лейтмотив исполняет кларнет – еще один из семейства деревянно-духовых инструментов.
Слушание темы кошки.
Какой музыкальный инструмент изображает тему кошки? (кларнет).
Что вы можете сказать о кошке, прослушав ее тему? (Кошка на мягких лапках осторожно крадется к птичке. Иногда она останавливается).
Вслед за кошкой появляется дедушка Пети. Он обеспокоен тем, что Петя вышел за калитку, - ведь «места опасные. Если из лесу прибежит волк, что тогда?».
Его тему исполняет также инструмент деревянно-духовой группы – фагот. (показ слайда).
Это самый низкий по звучанию инструмент из этого семейства. Не зря Прокофьев изобразил им именно дедушку. Фагот, исполняющий тему дедушки, звучит по-стариковски ворчливо и хрипловато.
Слушание темы дедушки.
Тема дедушки в исполнении музыкального инструмента «Фагот» похожа на старенького ворчливого дедушку? (да)
Еще один персонаж сказки – волк! Его лейтмотив исполняют валторны - инструменты медно-духовой группы.
Слушание темы волка.
Что вы можете сказать о лейтмотиве этого персонажа? Что вы услышали в музыке, каким предстает перед нами Волк? Это положительный или отрицательный персонаж в этой сказке? (Музыка изображает Волка опасным хищником. Это злой Волк! Слышно как он воет).
И наконец, появляются охотники, которые идут по следам Волка .
Сейчас внимательно послушаем их тему и попробуем определить, какие инструменты ее исполняют. Слушание темы охотников.
Какие муз.инструменты исполняют тему охотников? (это барабаны, ударные инструменты).
Тему Волка исполняет группа ударных инструментов. А именно литавры и барабаны. (показ слайда).
Мы познакомились с вами с действующими лицами симфонической сказки «Петя и волк», увидели и услышали музыкальные инструменты, которые исполняют их лейтмотивы. Теперь мы с вами умеем различать тембры музыкальных инструментов на слух. Давайте же сейчас посмотрим мультипликационный фильм - экранизацию одноименной симфонической сказки Сергея Прокофьева от начала до конца. И постараемся услышать все те тембры инструментов и лейтмотивы действующих лиц сказки, о которых говорили мы сегодня на уроке.
Просмотр мультфильма: симфоническая сказка «Петя и волк».
Анализ просмотра:
Понравился вам мультфильм?
Какие герои мультфильма вам понравились больше всего. Почему?
Физкультминутка: видео упражнение «Зарядка».
Пение: Разучивание песни «Если добрый ты». Из мультфильма «День рождения кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита.
Анализ песни:
О чём поётся в этой песне?
Какие качества человеку нужны для счастливой жизни. Почему?
Вокально-хоровая работа:
Работа над правильностью произношения текста песни.
Работа над звуковедением.
Исполнение 1 куплета и припева песни.
Итог урока. Рефлексия.
Закрепление пройденного материала.
Ребята, на сегодня сказка закончилась.
Быстро пролетел урок. Подведем теперь итог:
Чем сегодня занимались, в чем с охотой упражнялись,
Что узнали и познали. Почему умней вы стали.
Сейчас я вам буду задавать вопросы по теме нашего урока, а вы попробуйте вспомнить и правильно ответить.
- Как называется симфоническая сказка?
- Почему сказка называется симфоническая?
- Назовите композитора, написавшего это произведение?
- Назовите героев сказки и музыкальные инструменты, озвучивающие их.
Само оценивание обучающихся:
Давайте коротко ответим на такие вопросы:
1.Я узнал новое на уроке: (симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк»;
2.Мне было интересно на уроке…
3. Мне было скучно на уроке…
4. Я оцениваю свою активность на уроке…
Спасибо за работу на уроке и за справедливую оценку своей активности.
Выставление оценок за урок.
Молодцы! Наш урок подошел к концу. До новых встреч.
Обучающиеся выходят из класса под музыку симфонической сказки «Петя и волк».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Симфоническая сказка С. С. Прокофьева "Петя и волк"
Презентация для уроков музыки 2 класс и 3 класс....
Конспект урока во 2-м классе "Симфоническая сказка С.С.Прокофьева"Петя и Волк"
Урок проводится во 2-м классе по программе Е.Д.Критской, Г.П.СергеевойРаздел программы: В концертном зале.Тема урока: Симфоническая сказка С.С.Прокофьева "Петя и Волк" (2-й урок по данной теме)Конспек...
Методическая разработка урока музыки в 1 классе по теме: " Симфоническая сказка С.С.Прокофьева «Петя и Волк".
Цель этого урока: продолжить знакомство ребят с инструментами симфонического оркестра и жанром симфонической сказки. ...
Урок музыки во 2 классе "Симфоническая сказка С.С. Прокофьева "Петя и Волк".
Данный конспект урока музыки во 2 классе был представлен 13.04.2016 года на Стажировочной площадке МБОУ "СОШ №22" для слушателей КПК ФГАОУ ВПО "К(П)ФУ" ПМЦПКиППРО....
Презентация к уроку музыки во 2 классе "Симфоническая сказка С.С. Прокофьева "Петя и Волк""
Презентация создана по программе "Музыка" Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной во 2 классе....
Презентация на тему "Симфоническая сказка С.С.Прокофьева "Петя и волк"
Презентация позволяет детям глубже усвоить содержание сказки "Петя и волк", познакомиться с инструментами симфонического оркестра...
Виртуальное Музыкальное занятие на тему: симфоническая сказка С.С.Прокофьева "Петя и волк" для дошкольников.
Музыкальное занятие Аюпова Лиана Александровна для дошкольников. Занятие на тему: симфоническая сказка С.С.Прокофьева "Петя и волк". Действующие лицаМузыкальные инструменты, озвучивающ...