Статья "Роль духовной музыки в воспитании современного школьника"
статья по музыке

В статье идёт речь о цели занятий, посвящённых духовной музыке, о темах, связанных с православной христианской музыкой, которые изучаются на уроках музыки (по учебникам Критской, Сергеевой, Шмагиной).

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль духовной музыки в воспитании личности современного школьника.

                   Д.Г.Малькова, МОУ«СОШ № 2 г. Ртищево Саратовской области»

     В Концепции духовно-нравственного развития и воспитании личности гражданина России сказано: «Духовно- нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования».

   Воздействие музыки на глубочайшие слои эмоций, на душу несравненно сложнее и сильнее, чем другие виды искусства. Музыкальное искусство особым видом познания- эмоциональным познанием- превращает все внешние воздействия, переживания в эмоциональный опыт, без которого не может состояться личность. Гегель писал: «Человек должен родиться дважды- один раз естественно, второй раз духовно».        

   ФГОС обусловил необходимость повышение значимости духовно-нравственного воспитания, и здесь огромную роль играет духовная музыка. Программ по ознакомлению с духовной музыкой много, но наши учебные программы опираются на требования ФГОС и авторскую программу по музыке Сергеевой, Критской, Шмагиной. Авторы обращают внимание педагогов и детей на ценности духовной музыки- это и важная часть обряда в храме, и часть общечеловеческой культуры, несущей нам через века свой свет. Главным в приобщении к духовным общечеловеческим ценностям является осознание каждым ребенком своей духовности. Целью занятий, посвященных духовной музыке, является воспитание духовности, уважения к ценностям отечественной и мировой культуры через приобщение к христианскому культурному искусству или знакомству с ним, формирование у учащихся комплексных представлений о христианстве, его морально- этической ценности и его отражение в произведениях мировой культуры, искусства, воспитание эстетического отношения к православной музыке.

    Темы, посвященные приобщению детей к духовной музыке,  появились еще в конце 20 века в программах по предмету «Музыка». Уже с 1 класса мы знакомились с христианскими православными обычаями, рождественскими песнями. Во 2 классе был введен 1 из 7 разделов «О России петь, что стремиться в храм», в который входит 5 тем. Аналогичное предложение разделов в 3 классе, количество тем- 7.  В 4 классе те же разделы предлагаются в другой последовательности, вводятся новые темы, а так же углубляются прежние. В 5 классе духовной музыке времени отводится меньше, примерно 3-5 уроков, но многое зависит от подхода учителя к составлению рабочей программы, используя возможность варьировать, углублять и расширять или усложнять некоторые темы. В 6 классе, на мой взгляд, можно провести примерно 3 урока в I полугодии и 2-3 урока во II полугодии. В 7 классе у меня есть возможности посвятить духовной музыке 2 урока в I полугодии и 2-3 во II полугодии.

    Результаты приобщения школьников к духовной музыке, к православной христианской культуре сегодня уже есть в том, что они участвуют в мероприятиях «Рождественские встречи», «Сретенский бал», «Светлая Пасха» с театрализованными постановками, исполнением песен о Рождестве, Пасхе, участвуют в конкурсах рисунков на духовную тему, занимая призовые места на различном уровне. В творческих работах, в проектах школьников сегодня все чаще встречаются темы, посвященные христианской православной музыке, в анкетах о музыке школьники сегодня редко путают духовную музыку с духовым оркестром. Однако, увлекаясь данной темой, мы не должны забывать о том, что другие темы не менее важны школьникам для получения светского образования. Тема духовной музыки требует осторожного, в меру дозированного подхода, а продолжением разговора о духовной музыке для прикосновения к ней, открытий ее особенностей, становятся занятия в вокальном кружке. Кроме того, темы, связанные с духовной музыкой, храмовым синтезом искусств освящаются и на уроках ОРКиСЭ, МХК, а так же на классных часах, внеклассных мероприятиях. Важным моментом в понимании того, что такое духовная музыка, храмовое искусство, является посещение церкви, и многие дети сегодня ходят в храмы вместе с родителями. У нас нет задачи, чтобы ребенок обязательно пришел  в храм, ибо это дело деликатное и добровольное, но сделать так, чтобы дети задумались о своих поступках, жизненных ориентирах, духовных ценностях, милосердии, добре и зле, мы можем, и должны. В воспитании духовных, нравственных качеств ребёнка духовная музыка играет важную роль. Вместе с музыкой о любви к Родине, к человеку, природе, добру духовная музыка воспитывает Человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

В статье рассказывается о роли метода проекта в образовании и воспитании современного школьника....

Духовно-нравственное воспитание современного школьника в условиях поликультурной среды. В этой связи важным является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа граждан – истинных патриотов,

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют и могут в ситуациях выбора самостоятельно принимать решения, которые готовы к сотрудничеству и межкультурному...

Статья "Проблемы духовно-нравственного воспитания современных школьников"

Статья-рашмышление "Прблемы духовно-нравственного воспитания современных школьников" Без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности», - п...

Патриотизм – один из ключевых аспектов духовно-нравственного воспитания современного школьника.

Публикация: "Патриотизм – один из ключевых аспектов духовно-нравственного воспитания современного школьника....

Статья "Образовательный кластер: новые возможности духовно-нравственного воспитания современных школьников"

Пространство культуры многообразно и каждый его компонент требует выявления и отработки механизмов, позволяющих максимально эффективно использовать возможности образования за пределами школы.Как работ...

Духовно-нравственное воспитание современного школьника на уроках

Доклад на педагогический совет школы (по вопроснику)...

Духовно-нравственное развитие и воспитание современного школьника через социальное проектирование на уроках истории и обществознания.

Социальное проектирование -один из важнейших видов деятельности ,которая активно используется в учебной и внеурочной деятельности.Это дает возможность учащимся  связать и соотнести общие пр...