Духовно-нравственное воспитание современного школьника на уроках
статья
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание современного школьника на уроках
Коробейникова Е.Р.
Сегодня общество особенно остро нуждается в честных, справедливых, отзывчивых гражданах. Поэтому формирование такой личности выходит на первый план. Отсюда вытекает задача учительства: раскрытие внутреннего мира ребёнка и закладка основ нравственных отношений, то есть формирование нравственной воспитанности. Главным звеном в системе работы школы и учителя является планирование духовно-нравственной работы. УЧИТЕЛЬ - посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Итак, эффективное осуществление системы воспитания детей школьного возраста всецело зависит от личных позиций педагога.
Для того, что бы определить позиции учителей основной школы был создан вопросник. Приняли участие в вопроснике педагоги основной школы 10 человек (59 %). Проанализировав результаты опроса, мы выяснили некоторые тенденции.
На вопрос о том, что означает для педагога духовно-нравственное воспитание 70 % (7 человек) считают, что это устойчивая характеристика человека, выражающая в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Что говорит о том, что мы не разделяем понятий «духовно-нравственное воспитание» и отдельную его позицию как «патриотизм». Соответственно, у большинства педагогов размыто понятие духовно-нравственного воспитания. 80 % (8 человек) правильно определяют место проблемы духовно-нравственного воспитания в развитии школьника (физического, познавательного, социально-нравственного, художественно-эстетического).
Абсолютное большинство (90 %) педагогов нашей школы определяют важнейшую цель духовно-нравственного воспитания школьников как воспитание гражданина своей Родины и знатока традиций, уважения к старшему поколению. При этом 5 педагогов из 10 испытывают затруднения в в вопросах духовно-нравственного воспитания, оперируя отсутствием времени на занятия с детьми, иными словами на современного педагога возлагается огромное количество бумажной волокиты. Поэтому, проблема, поднимаемая на сегодняшнем педсовете, будет не просто актуальной, а необходимой для реализации одного из направлений ФГОС – духовно-нравственного воспитания школьника.
Возможно, появляется неуверенность педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания, потому что 5 педагогов из 10 считают, что наиболее эффективными формами работ с детьми, направленными на решение задач духовно-нравственного воспитания, являются традиционные формы работы. 5 учителей, занявших противоположную сторону в данном вопросе, говорят о том, что нетрадиционные формы могут проявляется в таких формах как: посещение музеев, аквапарков, театра, либо совмещение традиционных форм и нетрадиционных.
Классный руководитель — человек, на которого ложится одна из ведущих ролей в процессе воспитания нравственной личности учащегося. 80% педагогов (8 человек) не совершают поездки или экскурсии с классом. О чем это говорит? О том, что классный руководитель не развивает коллектив школьников на основе нравственности и духовности, не проводит внеклассной интеллектуальной и познавательной работы.
Подводя итог, хочется отметить, что 90 % опрошенных педагогов не видят проблем в работе по духовно-нравственному воспитанию в СОШ, остальные 10 % всё же говорят о необходимости внесений изменений в работу школы.
Таким образом, можно выделить следующие проблемы в определении позиций духовно-нравственного воспитания школьников:
- Размытость понятия «духовно-нравственного воспитания школьника»;
- Затруднения в вопросах духовно-нравственного воспитания;
- Использование традиционных форм работ, направленных на решение задач духовно-нравственного воспитания;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики
Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....
Духовно-нравственное воспитание современного школьника в условиях поликультурной среды. В этой связи важным является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа граждан – истинных патриотов,
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют и могут в ситуациях выбора самостоятельно принимать решения, которые готовы к сотрудничеству и межкультурному...
Статья "Проблемы духовно-нравственного воспитания современных школьников"
Статья-рашмышление "Прблемы духовно-нравственного воспитания современных школьников" Без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности», - п...
Патриотизм – один из ключевых аспектов духовно-нравственного воспитания современного школьника.
Публикация: "Патриотизм – один из ключевых аспектов духовно-нравственного воспитания современного школьника....
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ЗВЕНА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ НАПРАВЛЕНИИ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ ИСТОРИИ (ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Начальная школа представляет собой фундамент, на котором основывается всё школьное обучение и воспитание...
Статья "Образовательный кластер: новые возможности духовно-нравственного воспитания современных школьников"
Пространство культуры многообразно и каждый его компонент требует выявления и отработки механизмов, позволяющих максимально эффективно использовать возможности образования за пределами школы.Как работ...
Духовно-нравственное развитие и воспитание современного школьника через социальное проектирование на уроках истории и обществознания.
Социальное проектирование -один из важнейших видов деятельности ,которая активно используется в учебной и внеурочной деятельности.Это дает возможность учащимся связать и соотнести общие пр...